Классный час по здоровьесбережению для обучающихся 3-4 классов "Кашу поедай - утро начинай"
классный час (3, 4 класс) на тему

Андреяшина Яна Вячеславовна

Классный час по здоровьесбережению для обучающихся 3-4 классов "Кашу поедай - утро начинай" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа "Центр образования" пос. Варламово муниципального района Сызранский Самарской области 

Методическая разработка

 «Кашу поедай - утро начинай»

Номинация

«Лучший классный час по здоровьесбережению»

Составили: Кеваева А.Ю.,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

Строева Л.В.,

 учитель начальных классов,

первой квалификационной категории

Андреяшина Я.В.,

 учитель начальных классов

2019г.

Введение

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер.

Сохранение укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны.

Она регламентирована и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации».

Здоровье это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. Здоровье человека, прежде всего, зависит от него самого,  от того, как он о нем заботится, от образа жизни. Доказано, что более половины всех болезней приобретается в детском возрасте.

Здоровье обучающихся – одна из важнейших проблем современной жизни. Именно поэтому уже в начальной школе необходимо научить ребенка осознавать себя как часть природы, ценить и беречь свое здоровье.

Цель:

ознакомление обучающихся с историей и происхождением различных каш, с народными традициями, связанных со здоровым  питанием;

Задачи:

• образовательные:

-активизировать интерес к правильному питанию через игровую деятельность;

-сформировать представление о важности и пользе каш в ежедневном меню;

• воспитательные:

-воспитать у обучающихся систему взглядов на правильное питание;

• развивающие:

-развивать речь, мышление, память;

- развивать умственную деятельность, способность наблюдать, делать выводы, проверять результаты.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

Расширить представление  о многообразии каш и их пользе;

Расширить представление о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона;

Личностные УУД:

Приобщить обучающихся к национальным традициям культуры питания

Регулятивные УУД:

Работать по предложенному учителем плану, оценивать правильность выполнения задания, вносить коррективы.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать других, учиться работать в коллективе, развивать коммуникативные способности.

Оборудование:

Презентация, набор различных круп, коллекция засушенных злаковых растений, карточки с пословицами, кухонная утварь, народные костюмы, толковый словарь Ушакова К.Д., книги с рецептами.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Учитель приветствует обучающихся.

Рано утром просыпайся, 

Себе, людям улыбайся.

Всегда правильно питайся,

В школу смело отправляйся!

2.Создание проблемной ситуации.

Учитель. Сейчас много говорят о здоровом питании школьников.

Учитель приглашает медицинскую сестру ГБУЗ СО «Сызранская ЦРБ» Лазареву Е.М., которая рассказывает о правильном питании школьников.

- Правильное питание школьника – залог его здоровья и успеваемости. Неправильное питание приводит к  лишнему  весу, болезням желудочно- кишечного тракта, снижению иммунитета. Особенно сильно влияет характер питания на рост и развитие детей. Чтобы человек был бодр, активен, жизнерадостен, здоров, его питание должно быть разнообразным и полезным. Особое место в дневном рационе школьника занимает завтрак. Правильный завтрак - залог хорошего дня. Целесообразнее всего начинать его с каши.

Учитель организует беседу с обучающимися.

Учитель. Что на завтрак? Снова каша!

Ох, не любит её Маша.

Набивает полный рот,

А в живот все не идет.  

Что же делать? Как же быть?

Без неё ведь не прожить:

1 ученик. - Каша, каша – не хочу, лучше сникерс проглочу!

2 ученик. - Я тоже каши не хочу!

Мне на завтрак мармеладку, шоколадку я хочу!

3 ученик. Люли, люли, люленьки, 

Прилетели гуленьки, 

Стали гули говорить: 

«Чем нам Машеньку кормить?» 

Один скажет: «Кашкою», 

Другой: «Простоквашкою», 

Третий скажет: «Молочком, 

И румяным пирожком».

Учитель . - А какой  завтрак на вашем столе?

Учитель организует просмотр ролика «Мой завтрак», составленный из кадров домашних архивов обучающихся.

Учитель. - Чей завтрак будет залогом хорошего дня?

                          Ответы детей

3. Усвоение новых знаний. Ознакомление с историей возникновения каши на Руси.

Учитель сообщает информацию об истории возникновения каш.

       Учитель. Издревле наши предки занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо. Зерна этих растений размачивали в воде, они  становились мягкими,  пригодными в пищу.

       Каша была самым первым блюдом на Руси. Без каши не обходились на Руси  будни и праздники. Ели её и бедны, и богатые люди. Кашу подавали князьям на пирах. Она была обязательным угощением на свадебном пиру. При рождении ребёнка тоже готовилась каша. Каша была любимым кушанием российских государей и полководцев: Петра I, Александра Суворова. У русичей существовал обычай: при заключении мирного договора вместе с бывшими врагами готовили кашу и съедали в знак примирения. Отсюда и поговорка: «С ним каши не сваришь!»

       Наши предки отмечали праздник первой каши  22 октября. Каша любимое блюдо не только на Руси. 11 октября отмечается Международный день каши.

      Каша полезна для здоровья. Она содержит большое  количество питательных веществ: углеводы, витамины и микроэлементы, повышающие защитные силы организма. Каша быстро и легко усваивается организмом.

4. Групповая работа. Собери пословицу. Объясни значение.

Не зря у русского народа так много пословиц о каше.

Учитель делит обучающихся на подгруппы, раздаёт каждой подгруппе карточки со словами, из которых необходимо составить пословицу и объяснить её смысл.

1.Кашу маслом не испортишь.

Примерные ответы детей. (Чем больше кладётся в кашу масла, тем она считается вкуснее.)

2.Каша - кормилица наша!

Примерные ответы детей. (Каша – сытное полезное блюдо, оно быстро утоляет голод.)

3.Хороша кашка, да мала чашка.

Примерные ответы детей. ( Каша очень вкусная, что хочется попросить добавки.)

4.Русского мужика  без каши не накормишь.

Примерные ответы детей. (Труд крестьян был очень тяжёлым, чтобы быть сильным, еда должна быть сытной, поэтому  варили кашу.)

5.Физминутка (видео)

Учитель проводит физминутку «Каша-вкусняша» при помощи проектора и экрана.

6. Работа с таблицей. Ознакомление  с  растениями, зёрна которых используются для приготовления  каш. Определение видов круп.

Учитель организует работу с таблицей на экране.

1) Работа по таблице.

- Знаете ли вы из зерна каких растений используются для приготовления каждой каши?

2) Игра «Знатоки»

При варке каши используют различные виды круп. Найдите в блюдцах соответствующую крупу, назовите ее. Отгадайте  из какой крупы готовят кашу.

7. Исследовательская работа. Проведение опыта.

Обучающаяся сообщает результаты опроса одноклассников с помощью диаграммы на тему «Моя любимая каша»

 По результатам опроса обучающихся нашего класса мы выяснили, что 25% отдают предпочтение гречневой каше, 18% овсяной каше, 15% манной каше, 10%- рисовой каше, 32% отдают предпочтение кашам быстрого приготовления.

Учитель организует беседу о пользе и вреде каш быстрого приготовления.

Существует много споров по поводу пользы  каш быстрого приготовления. «Быстрые» каши негативно влияют на желудочно-кишечный тракт, эндокринную систему и обмен веществ. Тем самым каши, которые должны дарить здоровье и легкость, приводят к неутешительным последствиям: ожирению, диабету и заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Проблемой каш быстрого приготовления, можно выделить высокое содержание в них крахмала.

- Что вы знаете о крахмале?

 Обучающиеся проводят поисковую работу и находят в различных источниках определение понятия «крахмал»

Примерные ответы детей.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова «КРАХМАЛ – углевод особого состава, образующийся в виде мельчайших зёрнышек в зелёных частях растений из углекислоты воздуха под действием света)

 Интернет-источники

 «Крахмал – углевод, который присутствует в овощах, фруктах, злаках, бобовых, орехах»

Учитель. Что помогает обнаружить крахмал в пищевых продуктах?

Примерные ответы детей. (Раствор йода)

Учитель. Проведём опыты по выявлению наличия крахмала. Мы взяли образцы каш быстрого приготовления разных торговых марок. Каждая группа определит наличие крахмала в кашах.

Дети проводят опыты и сообщают о наличии крахмала в каждом пробном образце.

Учитель. Может, не следует употреблять каши быстрого приготовления?

Во многих продуктах питания: овощи, фрукты, хлеб, крупы содержится крахмал. Ведь крахмал основной представитель углеводов - главного источника энергии для человеческого организма. Ничего опасного в том, если мы будем употреблять крахмалистые плоды и злаки. Вредит здоровью крахмал, который в виде порошка добавляют в продукты питания, как наполнитель.

Каши быстрого приготовления разнообразны, с фруктами, орехами, но лучше каши,  приготовленной в традициях русского народа нет.

8.Технология приготовления каши.

Учитель предлагает посмотреть   видеорепортаж из школьной столовой. Учитель .Слово предоставляется главному повару Е.П.Костериной

Учитель представляет информационную справку «Как сделать кашу вкуснее?»

Учитель. На Руси варили огромное количество каш. Их делили на жидкие, рассыпчатые и каши-размазни. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень и коренья. Заправляли каши салом и бараньим жиром, маслом, жареными грибами с луком, крутыми вареными яйцами. Каши-размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и варили их только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром,  мёдом, добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.

9. Презентация каш, приготовленных родителями, совместно с детьми.

Учитель. Самая вкусная часть мероприятия.  Ребята со своими мамами будут потчевать нас любимыми кашами своей семьи.

( Родители с детьми представляют кашу и рассказывают о её пользе.)

10. Итог занятия. Дегустация  каш.

1 ученик. Горячая каша, 
Холодная каша, 
Томится в горшочке 
Любимица наша. 
2 ученик. Давно уж, давно 
Подружились мы с нею, 
Но выбрать не можем - 
Какая вкуснее? 
3 ученик. И с пылу и с жару 
Прекрасна она, 
И каша холодная
Тоже вкусна. 
4 ученик. Не будем мы медлить 
С вопросом таким 
И кашу любую 
Быстрее съедим.

Учитель. Просим всех к столу отведать знатных каш.

Обучающиеся и родители дегустируют приготовленные каши.

Заключение

Социализация детей, формирование умения рационально организовывать свою жизнь в соответствии со знанием своего организма. Профилактика основ здорового образа жизни.

В ходе данного мероприятия поставленные цели и задачи достигнуты, а именно: обучающиеся познакомились с историей и происхождением различных каш, с народными традициями, связанных со здоровым  питанием,

активизировался интерес к правильному питанию через игровую деятельность.

У каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Список литературы

1. Езушина Е.В. Азбука правильного питания. 3-4 классы: конспекты

занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки. –

Волгоград: Учитель, 2008. – 172с.

2. Жиренко О. Е. Внеклассные мероприятия. 3 класс. – М.: ВАКО, 2007.

3. Максименко Н.А «Спутник классного руководителя» - издательство

«Учитель» г. Волгоград, 2007.


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по здоровьесбережению

Классный час – практикум « Режим дня первоклассника» ставит своей целью: 1.Познакомить учащихся с режимом дня первоклассника, сформировать представление о необходимости его соблюдения;2.Осваивать форм...

Классный час по здоровьесбережению в 1 классе «Моё здоровье».

Данная разработка позволит грамотно и доступно рассказать учащимся первого класса о необходимости вести здоровый образ жизни....

Разработка классного часа по здоровьесбережению в рамках Всероссийской программы «Ослепительная улыбка на всю жизнь» . 1 класс

Разработка классного часа по здоровьесбережениюв рамках Всероссийской программы «Ослепительная улыбка на всю жизнь». 1 класс.Тема: "Счастливые зубки"...

Классный час по здоровьесбережению

В занимательной форме дети знакомятся с правилами здорового образа жизни...

Сценарий спортивно-танцевального флешмоба «Утро, начинается с зарядки» для обучающихся начальной школы

Флэшмоб — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится. В переводе с англи...

Внеурочная деятельность Культура питание.Занятие на тему "Кашу поедай - утро начинай"

Внеурочная деятельность Культура питание.Занятие на тему "Кашу поедай - утро начинай" 3 класс...

Классные часы по здоровьесбережению, 1-2 класс

Классные часы по здоровьесбережению...