КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68 ч, 2 часа в неделю)Учимся быть читателями
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс)

Иванова Елена Валерьевна

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  (68 ч, 2 часа в неделю)Учимся быть читателями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_byt_chitatelyami.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную в образовании и развитии личности ребенка. К сожалению, в наш век, когда господствуют телевидение и компьютерные игры, дети потеряли интерес к книге.

Как увлечь детей чтением? Особенно актуальна эта проблема в начальной школе, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека.

Работа учащихся в рамках программы  «Любознательный читатель» будет способствовать как более глубокому изучению предмета «Литературное чтение», так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними).

     С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой.

               Цель: расширение читательского кругозора и создание условий для формирования привычки и способности учащихся к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг.

Задачи:

  1. создать условия для знакомства детей с книгами, доступными их кругу чтения;
  2. создать условия для формирования  привычки, а затем потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать те детские книги, которые им нужны и интересны;
  3. совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
  4. развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
  5. воспитывать в детях любовь к добру, бескорыстным и благородным поступкам, к природе, науке и искусству;
  6. учить детей уважать труд людей;
  7. приобщать детей и родителей к проектной деятельности.


Ожидаемые результаты изучения программы:

          Личностные: 

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

– уметь осознавать и определять (называть) свои эмоции;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей.

          Метапредметные:

пользоваться словарями, справочниками;

строить рассуждения;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

задавать вопросы;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

-  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

           Предметные:

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ-характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Формы подведения итогов реализации программы «Любознательный читатель»: тесты, кроссворды, викторины, выставки рисунков.

Планирование рассчитано на 68 часов - 2 часа в неделю.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(68 ч, 2 часа в неделю)

№ п\п

Тема

ч

Изучаемые тексты

Методические приёмы, формы работы с текстом

Дата

Искусство быть читателем. Самые интересные книги, прочитанные летом.

3

Книги, прочитанные летом

Что находит в чтении вдумчивый читатель. Обсуждение летнего чтения.

Презентация читательских дневников

Словари, справочники, энциклопедии

2

«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь

синонимов, этимологический.

Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

Справочники и энцикло-педии. Детская энцикло-педия «Что такое? Кто такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справоч-никах.

Страницы старины седой

2

. «Былина о Святогоре»

в стихотворной форме и прозаической форме.

Былины, былинщики. . Выставка книг.

Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления

Ярослава Мудрого.

Мифы народов мира

2

Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, ки-

тайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом.

Книги-сборники. Басни и баснописцы

3

Русские баснописцы И. Крылов, А. Измай-лов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен:

титульный лист, аннотация, оглавление.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

По произведениям Э.Успенского

2

Э.Успенский серия «Трое из Простоквашино» «Про Веру и Анфису»

Рассказ о творчестве писателя. Выставка книг. Игровые и занимательные задания.

Книги о родной природе

2

Сборники стихотворений о родной природе

Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Конкурс чтецов.

«О братьях наших меньших» (по произведениям Н.И.Сладкова и Б.Бианки)

3

Произведения Н.И.Сладкова и Б.Бианки

Слово о писателях. Обзор книг. Беседы о животных и об охране окружающей среды на примере личных наблюдений и прочитанных произведений. Викторина по произведениям В.Бианки.

Странички дневника нашего детства

2

И.М. Пивоварова. «Секретики», «Как меня учили музыке» из сборника  «Рассказы  Люси Синицыной, ученицы 3 класса»,

Выставка книг. Прослушивание и самостоятельное чтение рассказов. Обмен читательскими впечатлениями. Творческое задание «Увлекательное событие из моей жизни». Характеристика главной героини.

Детские журналы.

2

«Мурзилка», «Почему», «Миша» идр.

Обзор детских журналов. Сравнение книги и журнала по предложенным параметрам. Анализ рубрик. Подготовка творческого проекта «Классный журнал».

Книги о детях и для детей.

2

Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва,

А. Волкова.

Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».

Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Родные поэты

3

Чтение и слуша-ние стихотворений о Родине А.С. Пушки-на,М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Руб-цова, И. Бунина.

Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.

Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

Животные осенью.

2

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек»

Рассказ о писателе. Антиципация.  Самостоятельное чтение. Характеристика главного героя. Творческое задание: придумать продолжение  приключений зайчика.

Книги Л.Н. Толстого для детей

2

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Сказочное путешествие

2

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

Сопоставление впечатлений о книге с образами из мультфильмов. Конкурс на лучшего рассказчика. Рассказ о писателе и истории создания книги. Составление карты страны, в которой живут герои книги. Литературная викторина.

С.Я.Маршак – поэт, сказочник, переводчик.

2

С.Я.Маршак Стихи, переводы, пьеса-сказка «12 месяцев»

Презентация «Творчество С.Я.Маршака», выставка книг. Выразительное чтение стихов. Художественные особенности сказки-пьесы «12 месяцев»

«Здравствуй, гостья-зима!»

2

Стихи русских поэтов-классиков.

Конкурс чтецов.

Книги о ровесниках

2

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Конкурс-

кроссворд «Имена героев детских книг».

Друзья моего детства.

2

A. Барто,
И. Токмакова,
Н. Рубцов,
С. Чёрный и др.

Стихи

Выставка книг о животных.
Прослушивание и самостоятельное чтение стихов. Устное и графическое рисование. Конкурс чтецов. Творческое задание «С любовью о моем питомце». Награждение лучших авторов.

Книги зарубежных писателей

2

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-

Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зару-

бежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных

писателях (работа в группах).

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания

2

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай

Алексеевич Некрасов»

Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе,

людях, событиях. Чтение, выбор информации, определение жанраи

темы.

Защитникам Отечества посвящается

2

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.

Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

Человек и природа в детских произведениях Д.Н.Мамина-Сибиряка.

2

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Серая шейка», «Приёмыш»,

Творческое задание «Думают ли звери?», конкурс на лучшего рассказчика. Выставка книг, рассказ учителя о писателе.
Выборочное чтение. Сравнительная характеристика персонажей. Проблемные вопросы
.

Книги о маме

2

Д.Д.Нагишкин «Айога», Емельянов «Обида» и др.

Выставка книг. Выразительное чтение стихов и рассказов. Игровые и творческие задания. Конкурс детских иллюстраций.

Вдохновение – сила искусства.

2

Ю.Визбор «Стихи», Р.Казакова «Вдохновение»

Связь литературы и музыки. Слушание и самостоятельное чтение. Творческие и игровые задания.

Русские писатели-сказочники

4

Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского,

М. Лермонтова, В. Гаршина.

Фольклорные корни сказок.

Час читателя.

Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений.

Веселые произведения для детей.

2

Рассказы Н.Носова, Ю.Сотникова, В.Голявкина, В.Драгунского.

Творческий конкурс веселого рассказа. Выставка книг. Проблемные ситуации, слушание и чтение рассказов, беседа. Краткий пересказ наиболее запомнившегося эпизода. Игровые задания.

Книги о весне.

2

Б.Заходер «Птичья школа», Э.Шим «Чем встречают весну?»

Выразительные средства лирического произведения. Творческие задания

День Победы.

2

Б.Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», С.Ларионов «Елка деда Архипа», В.Василевская «Изба под березами», С.Баруздин «Шёл по улице солдат» и др.

Обзор книг. Выразительное чтение наиболее драматических эпизодов. Анализ качеств главных героев рассказов.

Моя Родина.

2

Ю.Яковлев «Слово Родина», Е.Пермяк «Чужая калитка», М.Пришвин «Моя Родина» и др.

Выставка книг. Работа над выразительным чтением произведения.

«Папа, мама, я – читающая семья».                    

2

Любимые книги для домашнего чтения.

Выставка книг. Работа над выразительным чтением произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный тематический план по Классному часу 1 класса. РФ для Кыргызстана

Классный час – время продуктивного общения учителя с учениками, возможность для каждого ученика проявить себя, осознать правильность своих действий, реализовать свое коммуникативное намерение лу...

Календарный тематический план по Классному часу 2 класса. РФ для Кыргызстана

Классный час – время продуктивного общения учителя с учениками, возможность для каждого ученика проявить себя, осознать правильность своих действий, реализовать свое коммуникативное намерение лу...

Календарный тематический план по классному часу 3 класса. РФ для Кыргызстана

Специально подготовленный, профессионально и интересно проведенный классный час, групповое или коллективное дело, в ходе которого каждому ученику представляется возможность проявить себя творчески, вы...

Календарный тематический план по Классному часу 4 класса. РФ для Кыргызстана

Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними....

Календарный тематический план по Классному часу 1 класса по программе КР

Классный час – время продуктивного общения учителя с учениками, возможность для каждого ученика проявить себя, осознать правильность своих действий, реализовать свое коммуникативное намерение лу...

Календарный тематический план по Классному часу 2 класса по программе КР

Классный час – время продуктивного общения учителя с учениками, возможность для каждого ученика проявить себя, осознать правильность своих действий, реализовать свое коммуникативное намерение лу...