Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (4 класс)

Масанова Ольга Юрьевна

внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

             

     Рабочая программа  курса  «Занимательная математика»  составлена  на основе нормативно-правовой базы:

-  Закон РФ «Об образовании»;

-  Устав школы;

-  Основная образовательная программа начального общего образования  школы  на 2013-2017 г.г.;

-  Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой, М.: Вентана Граф, 2011 г.

Общая характеристика факультативного курса

     Рабочая программа составлена на  основе программы курса Кочуровой Е.  Э., кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО РАО.

     Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

     Настоящая программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной, программы  факультативного курса «Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А.В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл.   Шадриной И.В. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

        Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

        Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения. Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий..

               Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

           Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

               

Цель и задачи курса «Занимательная математика»

     Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:

     а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,

     б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,

     в) формирование картины мира.

Задачи:

Обучающие: 

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
  • сформировать умение учиться.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
  • обучать различным приемам работы с бумагой,
  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера,
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные: 

  • воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
  • расширение коммуникативных способностей детей,
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Особенности программы

 Принципы      Принципы, которые решают современные образовательные задачи с учётом  запросов будущего:

     1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно- познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.

     2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

     3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

     4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному  уровню.

     5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.

     6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

     7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

     8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.

     9. Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям.

   10. Адекватность требований и нагрузок.

   11. Постепенность.

   12. Индивидуализация темпа работы.

   13. Повторность материала.

     Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса  являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить

простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять

простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Формы и методы работы

      На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

     В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:

    - словесные,

    - наглядные,

    - практические,

    - исследовательские.

     Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.

    Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- выражения на сложение,  вычитание, умножение, деление в различных системах счисления.

      Одна из важных особенностей  курса «Занимательная математика» - его геометрическая направленность, реализуемая в блоке практической геометрии и направленная на развитие и обогащение геометрических представлений детей и создание базы для развития графической грамотности, конструкторского мышления и конструкторских навыков.

           Одновременно с изучением арифметического материала и в органичном единстве с ним выстраивается система задач и заданий геометрического содержания, расположенных в порядке их усложнения и постепенного обогащения новыми элементами конструкторского характера. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско-практическая деятельность учащихся, включающая в себя:

-воспроизведение объектов;

-доконструирование объектов;

-переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну.

     Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана.

              В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста, и материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр и т.д.

Место факультатива в учебном плане

          Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний.

     Занятия проводятся:

1 занятие в неделю  45 минут.

Планируемые результаты освоения обучающими программы курса

«Занимательная математика»

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
  • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.
  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
  • составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
  • осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предметные результаты:

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
  • Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
  • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
  • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
  • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
  • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
  • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Создание объёмных фигур из бумаги: цилиндр, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида.

                                       

Универсальные учебные действия

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Материально-технические условия реализации программы

     Для проведения занятий математического объединения необходимо наличие:

- кабинета;

- ТСО;

- компьютера;

- мультимедийного проектора;

- экрана;

- чертежного инструмента.

          - учебно-методический комплект «Живая математика»

     Большое внимание уделяется решению логических, олимпиадных задач, задачам на числа, дроби, проценты, уделяется внимание истории развития математики, математическим играм, фокусам, софизмам. Учащиеся знакомятся с биографиями великих математиков, их высказываниями, решают занимательные задачи, новизна данного кружка это работа  на компьютере с программой «Живая геометрия».

Учебно-тематический план

№п\п

Тема

кол-во часов

Различные системы счисления

4  часа

Числовые головоломки.

5  часов

Геометрические фигуры.

5  часов

Логические задачи.

3 часа

Признаки  умножения и  делимости.

4 часа

Решение занимательных задач.

5 часов

Гимнастика ума

8 часов

                                              Всего

34 часа

Календарно-тематическое планирование

программы «Занимательная математика»

Тема занятия

Содержание

занятия

Кол-

во час

Дата

прове

дения

1

 Вводное занятие «Математика – царица наук»

Определение интересов, склонностей учащихся

1

2

Различные системы счисления

Греческая и римская нумерация.

Цель – познакомить учащихся с миром различных чисел, с историей их открытия.

Иероглифическая система древних египтян, старинные системы записи чисел, римские цифры

1

3

Индийская и арабская система счисления.

Счёт и цифры индейцев Майя

1

4

Древнерусская система счисления

Древнерусская система исчисления, славянская нумерация

1

5

Эти удивительные числа

Двоичная система счисления. Перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления.

1

6

Числовые головоломки.

Числовые ребусы.

Цель – выработать у учащихся умение охотно и сознательно мыслить

Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить.

1

7

Галерея числовых диковинок. Решение старинных  задач.

Методы перебора и способы решения задач

1

8

Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана.

Использование знаково-символических средств для

моделирования ситуаций, описанных в задачах.

1

9

Знакомство с  числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение

числового кроссворда (судоку).

1

10

Арифметическая викторина.

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические

головоломки. Занимательные задачи.

1

11

Геометрические фигуры.

Треугольник, задачи с  треугольниками.

Цель – развитие пространственного воображения, математической интуиции, логического и аналитического мышления учащихся, стимулирование интереса к науке геометрия.

Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на построение замкнутых самопересекающихся ломаных. Исторические сведения о развитии геометрии.

1

12

Четырехугольники. Геометрические головоломки.

Сотни фигур из четырех частей квадрата, из семи частей квадрата. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля.

1

13

Знакомство с пространственными фигурами.

Различные способы складывания бумаги. Прямоугольный параллелепипед. Цилиндр.

1

14

Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур.

Решение разнообразных задач на измерения, вычисления и построения (учащиеся знакомятся с геометрическими объектами и их свойствами).

1

15

КВН «Занимательная геометрия».

Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка. Задания Незнайки.

1

16

Логические задачи.

Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание.

Цель – научить ребят решать не только конкретные задачи, но и помочь приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи.

Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное     количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения.

1

17

Задачи на сравнение и на равновесие

Задачи по теме: «Сколько надо взять?» Задачи на отношения «больше», «меньше».

1

18

Задачи с многовариантными решениями.

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

1

19

Признаки  умножения и  делимости.

Признаки умножения.

Цель – познакомить учащихся со способами решения задач на делимость, предлагаемых на различных олимпиадах, сформировать умение проводить простейшие умозаключения.

Устанавливать делимость без выполнения самого  деления. Решение задач на использование признаков делимости.

1

20

Признаки делимости на 2,3,5,9.

Решение задач на использование признаков делимости. Задача на развитие воображения.

1

21

Признаки делимости на 4,6,8

Решение задач на использование признаков делимости. Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.

1

22

Конкурс  «Газета любознательных».

Проектная деятельность: конкурс на лучшую математическую газету

1

23

Решение занимательных задач.

Старинные задачи. Решение шутливых задач.

Цель – предоставить возможность проследить за развитием математической мысли с древних времен.  

Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику.

1

24

Задачи от противного.

Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом».  

1

25

Задачи  на движение по реке.

Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо».

1

26

Задачки со сказочным сюжетом.

Зрительный диктант.  Игра «Не пройди дважды».  Игра «Пифагор».

1

27

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Топологические задачи. Пентамино.

1

28

Гимнастика ума.

Комбинаторные задачи.

Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений о комбинаторике.

Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики.

 Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений.

1

29

Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками.

Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями.

30

Знакомство с принципом Дирихле.

Цель – сформировать понимание отличия интуитивных соображений от доказательства; развивать умение различать в задаче условие и заключение.

 Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле.

1

31

Круги Эйлера. Решение задач.

Цель – сформировать понимание геометрических  схем, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления.

   Это новый тип задач, в которых требуется найти некоторое пересечение множеств или их объединение, соблюдая условия задачи.

1

32

Магический квадрат.

Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из частей».

1

33

Знакомьтесь: Пифагор!

Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»; игра «У кого какая цифра»

1

34

Заключительное занятие    «Математическая  викторина».

Головоломки, ребусы, занимательные задачи.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"

ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"

Рабочая прогрмма внеурочной деятельности по математике...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование»  составлена по программе Волковой С.И....