Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Григорова Татьяна Владимировна

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhim_s_matematikoy.docx31.01 КБ
Файл istoki.docx35.68 КБ
Файл moy_budushchiy_proekt.docx31.62 КБ
Файл moya_bezopasnost.docx25.63 КБ
Файл udivitelnyy_mir_slov.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой» предназначена для обучающихся 2 А класса  МБОУ « СШ № 21». Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, на основе  авторской программы  Е.Э. Кочуровой.

Цель курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой»:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Результаты курса внеурочной деятельности «Дружим с математикой»

Личностные результаты :

  •  самостоятельность мышления, умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
  •  готовность и способность к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к обучению;
  •  способность характеризовать и оценивать математические знания и умения;
  •  заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
  •  готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни,
  •  способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
  •  способность к самоорганизованности;
  •  высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
  •   владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса ( при групповой работе, работе в парах и т.д.)

Метапредметные результаты:

  •   понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
  •   планирование, контроль и оценка учебных действий, определение наиболее эффективного способа достижения результата;
  •   выполнение учебных действий в разных формах (практическая работа, работа с моделями и др.);
  •   создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
  •   понимание причины неуспешной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
  •   адекватное оценивание результатов своей деятельности;
  •   активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
  •   готовность слушать собеседника, вести диалог;
  •   умение работать в информационной среде.
  •  владение основными методами познания окружающего мира  (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование):

Предметные результаты:

  •  овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  •  умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
  •  овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
  • умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Воспитательные результаты:

  • воспитание любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера.

Содержание курса   внеурочной деятельности «Дружим с математикой»

с указанием организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Тема: Числа. Арифметические действия. Величины

  • Названия и последовательность чисел от 10 до 100. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
  • Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
  • Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
  • Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия.
  • Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
  • Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
  • Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
  • Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
  • Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
  • Занимательные задания с римскими цифрами.
  • Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Тема: Мир занимательных задач

  • Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с некорректными данными.
  • Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
  • Ориентировка в тексте задачи, выбор данных и искомых чисел (величин).
  • Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.
  • Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств.
  • Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
  • Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных.
  • Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Форма организации обучения – работа с конструкторами.

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» «Спичечный» конструктор. ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Состязания, соревнования между командами

Игры  «Ручеёк», «Пересадки»,  свободное перемещение по классу, работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах.

Сравнивают разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделируют в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использующего в ходе самостоятельной работы.

Применяют изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализируют правила игры. Действуют в соответствии с заданными правилами.

Включаются в групповую работу. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументируют свою позицию в коммуникации, учитывают разные мнения, используют критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставляют полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролируют свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализируют текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Ищут и выбирают необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделируют ситуацию, описанную в тексте задачи. Используют соответствующие знаково-симво-лические средства для моделирования ситуации.

Конструируют последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объясняют выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводят способ решения задачи.

Сопоставляют полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализируют предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбирают наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивают предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвуют в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструируют несложные задачи.


Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности

«Дружим с математикой»

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

По плану

По факту

Тема № 1 «Двузначные числа и их запись» (7 часов)

1

Двузначные числа и их запись. Разбиение числа на разрядные слагаемые.

1

2

Упражнения в определении места числа на числовой прямой.

1

3

Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел.  

1

4

Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел. Числовой кроссворд (судоку).

1

5

Решение задачи с некорректными данными.

1

6

Разбиение числа на разрядные слагаемые. Решение задач.

1

7

Решение задач на нахождение остатка и части чисел.

1

Тема № 2 «Сложение и вычитание двузначных чисел» (7 часов)

8

 Решение задач на нахождение целого по известным частям.

1

9

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).

1

10

 Соотношение между единицами длины – работа с отрезками.

1

11

Решение задач разных видов. Решение выражений, содержащих скобки.

1

12

Составление многоугольников с заданным разбиением на части.

1

13

Задачи, допускающие несколько способов решения.

1

14

Решение неравенств.

1

Тема № 3 «Решаем задачи и примеры» (7 часов)

15

Соотношение между единицами длины – работа с геометрическими фигурами.

1

16

Выражения с именованными числами. Решение задач разных видов.

1

17

Практические способы построения многоугольников.

1

18

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

19

Решение нестандартных задач.

1

20

Построение конструкции по заданному образцу.

1

21

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму).

1

Тема № 4 «Умножение и деление чисел» (8 часов)

22

 Умножение на однозначное число.

1

23

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Умножение суммы на число .

1

24

Умножение чисел на 10 и на 100.

1

25

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

1

26

Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.

1

27

 Умножение чисел вида 50*9 и 20 * 4.

1

28

 Умножение на однозначное число.

1

29

Деление на 10 и на 100. Практические способы нахождения площадей фигур.

1

Тема № 5 «Во сколько раз больше или меньше?» (5 часов)

30

Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

1

31

Деление на однозначное число. Решение задач .

1

32

Практические способы нахождения площадей фигур.

1

33

Решение и составление ребусов.

1

34

Практические способы нахождения площадей фигур.

1

                                                                               Итого:

34 ч.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Программа курса внеурочной деятельности «Истоки»предназначена для обучающихся

2 А класса МБОУ «СШ№21».  

     Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и направлена на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.

Цель курса внеурочной деятельности: раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни.

Результаты курса внеурочной деятельности «Истоки»

Личностные результаты:

  • Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,  с земляками, народом, с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой;  объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках; отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;  искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.
  • Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
  • Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, базовых российских гражданских ценностей, общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений  
  • Оценивать поступки, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре.
  • Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и  гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.
  • Объяснять самому себе «что во мне хорошо,  а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Организовывать свое рабочее место. Следовать режиму организации учебной и внеучебной  деятельности. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.  Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя .Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях . Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

 Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.  Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Воспитательные результаты:

  • приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
  • организовать взаимодействие детей и взрослых;
  • создать условия для развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
  • формировать способности получать значимые социокультурные результаты.


Содержание курса внеурочной деятельности «Истоки»

с указанием форм организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Родной очаг (9 часов)

ИМЯ – Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ– мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода.

ДОМ – территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ-земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД – в чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Ресурсный круг

Работа в парах

Презентация работ

Оценивающий тренинг

АФО  ресурсный круг «Имя и доброе качество»

Ставить проблемный вопрос к тексту и находить на него ответ.

АФО работа в паре «Семья». Усвоить основные нравственные заповеди.

АФО ресурсный круг     « За что я благодарен родителям?» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО работа в паре «Родовое дерево»

АФО ресурсный круг «Дом». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО работа в паре «Родственные вещи».

Оценивающий тренинг работа в паре «Занятия жителей деревни». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО ресурсный круг «Город». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО работа в паре «Вечные ценности». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Оценивающий тренинг.

Родные просторы (9 часов)

НИВА И ПОЛЕ труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС – как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса7 тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА – о чем говорят названия рек?  Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов7 течение реки и ход времени. Вода живая. Мертвая и святая.

МОРЕ-ОКЕАН – как море служит человеку? в чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ – ДОРОГА- путь к счастью. Путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Ресурсный круг

Работа в парах

Оценивающий тренинг

Презентация работ

АФО работа в паре «Поле и школа». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?»

АФО ресурсный круг «Лес»

АФО «Дары и тайны леса» - работа в четверке

АФО работа в паре «Вода – святая вода – живая вода» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО ресурсный круг «Река» Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Толковый словарь: поморы. Презентация по тексту учебника http://www.svetoch-opk.ru

АФО работа в паре «Путь-дорога»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО ресурсный круг «Значимые цели жизни»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека?» оценивающий тренинг

Труд земной (8 часов)

СЕВ И ЖАТВА– народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ– какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ – прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА-УМЕЛЬЦЫ – что строили из дерева? Как рубили дома? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

ЯРМАРКА – купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народны праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Ресурсный круг

Работа в парах

Работа в тройке

Работа в четверке

Презентация работ

Оценивающий тренинг

АФО работа в паре «Про кого так говорят?»

АФО ресурсный круг  «Кто важнее?»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг « Ткачихи-рукодельницы»

АФО работа в паре «Такие разные ткани»

АФО работа в четверке «Инструменты плотника»

АФО ресурсный круг «Мастера-плотники»

АФО работа в тройке «Подкуем лошадку», оценивающий тренинг

АФО ресурсный круг «Кузница»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО ресурсный круг «Ярмарка»

АФО работа в четверке «Труд земной и орудия труда», оценивающий тренинг

Труд души (8 часов)

СЛОВО – слова умные, добрые. Меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово библии.

СКАЗКА – как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ - песня рождается. Когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК – смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.

КНИГА – библия – Книга книг. Книга  рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА – образ иного. Преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный уголок. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ – почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

Ресурсный круг

Работа в четверке

Презентация работ

Оценивающий тренинг

АФО работа в четверке «Какое бывает слово?»

АФО Ресурсный круг «Подари доброе слово»

АФО работа в четверке «Уроки сказки» (по сказке Морозко)

АФО ресурсный круг «Душа поет»

 АФО работа в четверке «Праздничная песня»

АФО работа в четверках «Смысл праздника», оценивающий тренинг АФО ресурсный круг «Любимый праздник»

АФО ресурсный круг «Любимая книга». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

АФО Ресурсный круг «Икона», «Иконописный образ»

АФО работа в четверке «Храм души», оценивающий тренинг

Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности

«Истоки»

 п/п

Дата

Тема занятия

Количество

часов

По

плану

По

факту

Раздел «Родной очаг» (9 часов)

1

Введение в предмет. Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения.

1

2

Семья. Семейные традиции. Любовь.  Забота. Согласие.

1

3

Семья. Родители. Почитание родителей. Обязанности в семье.

1

4

Род. Родина. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколение. Родовое древо.

1

5

Дом. Порядок. Уклад. Ритм жизни дома. Родительский дом. Мир вещей. Семейные реликвии.

1

6

Праздники дома. Любимый праздник. Практическая работа.

1

7

Деревня-кормилица. Земледельцы. Община.

Сход. Трудолюбие. Взаимовыручка.

1

8

Город – труженик. Щит Отечества. Город. Твердыня веры. Хранитель культуры.

1

9

Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Обобщающий урок по разделу «Родной очаг».

1

Раздел «Родные просторы» (9 часов)

10

Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная.

1

11

Труд земной и труд души на ниве. «Нива – божья ладонь».

1

12

Лес. Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса.

1

13

Река. Название реки. Ручей -река-море-океан. Течение времени. Живая. Мертвая и святая вода.

1

14

Река. Красота и польза. Река. Истоки. Жизнь нрав реки. Река – дорога.

1

15

Море-океан. Поморы. Мореходы. Море. Соловки – северная святыня.

1

16

Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство.

1

17

Дорога жизни. Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрестки.

1

18

Обобщающий урок «Родные просторы».

1

Раздел «Труд земной» (8 часов)

19

Сев и жатва. Труд земной. Пахота. Пашня. Пахарь, сеятель. Страда. Народные приметы.

1

20

Домашние животные. Забота о домашних животных. Любовь к животному. Братья меньшие.

1

21

Ткачихи. Женский труд. Ткачество. Терпение. Посиделки. Прядение. Рукодельницы. Лен. Полотно. Терпение. Сноровка.

1

22

Мастера-плотники. Плотницкое дело. Добросовестность. Рассудительность. Сруб. Артель. Топор. Мастерство.

1

23

Мастер-кузнец. Кузница. Сила и ловкость. Кузнецы-умельцы. Горн. Мечи. Молот. Наковальня.

1

24

Ярмарка. Праздник. Честная торговля. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар.

1

25

Ярмарка.

1

26

Обобщающий урок «Труд земной».

1

Раздел «Труд души» (8 часов)

27

Слово. Труд души. Слово истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва.

1

28

Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость.  

1

29

Песня. Душа поет. Народная песня. Частушка. Песня. Духовные песнопения. Гимн.

1

30

Праздник. Будни и праздники. Смысл праздника. Праздник. Радостный труд души.

1

31

Книга. Книга книг - Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб.

1

32

Икона. Слово в образе. Икона. Лампада. Красный угол.

1

33

Храм – дом Божий. Купол. Крест. Храм – дом Божий. Внутреннее убранство. Храм и человек. Экскурсия в Никольский храм.

1

34

Обобщающий урок. «Труд души».

1

Итого:

34 ч.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Программа курса внеурочной деятельности «Мой будущий проект» предназначена для обучающихся 2 А класса  МБОУ « СШ № 21». Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». При разработке программы   использовано учебно-методическое пособие Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова «Учусь создавать проект», Москва, РОСТ,2013

   ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

     Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектно-исследовательской деятельности.

     Обучение основам проектно-исследовательской деятельности позволяет решать важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции).

     Программа курса направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

     «Основы проектной деятельности» – это образовательный курс, связанный, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи курса: 

 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

     — умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

     — способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения.

 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

     — воспитание целеустремленности и настойчивости;

     — формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

    — формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

    — формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

     Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

     Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения;

  системность организации учебно-воспитательного процесса;

  раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Результаты курса внеурочной деятельности «Мой будущий проект»

Личностные:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Метапредметные:

а) Регулятивные: 

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

б) Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • знаково-символические: моделирование- преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  •  умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

в) Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Содержание курса внеурочной деятельности «Мой будущий проект»

с указанием организации и видов деятельности

Раздел

Форма организации

Основные виды деятельности

Введение. Формирование понятий «проектная деятельность», навыков сотрудничества

(4 часа)

Круг твоих интересов. Хобби, увлечения. Подготовка к проекту: «Я и мои друзья». Выбор темы проекта. Знакомство с понятиями  «словарь», «проект», «тема». Проект: «Я и мои друзья. Дерево дружбы».

Работать с информацией и умение вести дискуссию, обсуждение вопросов,

Основы проектной деятельности

(12 часов)

Выработка гипотезы – предположения. Подготовка к общешкольному проекту «Перепись населения» Цель проекта. Проект «Перепись населения» Задачи проекта. Подготовка к общешкольному проекту «Права ребенка глазами детей». Сбор информации о проекте. Творческая работа. Презентация. Проект  «Права ребенка глазами детей» Отбор информации для мини-сообщения Отбор информации для семиминутного выступления.

Выдвигают гипотезы, сравнивают свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники; формируют умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий; запоминают толкование новых понятий.

Работа над проектом

(10 часов)

Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда. Подготовка к общешкольному проекту: « Нижневартовску -  45 лет». Изучаем город Нижневартовск» Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда. Первые шаги составления презентации на компьютере. Первые шаги составления презентации. Значение кнопок на клавиатуре. Проект: «Нижневартовск» Совмещение текста выступления с показом презентации. Праздники России: 8 Марта! Самоанализ. Подготовка к проекту: «Мой любимый детский журнал». Играем в учёных. Это интересно. Выпуск классного детского журнала.

Организовывают свою деятельность; выполняют практическую работу на компьютере. умение работать в программе МРР-Microsoft Power Point;

Получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности; практикуются в работе на компьютере; собирают информацию об истории города.

Итоги работы над проектом

(8 часов)

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.«9 мая – День Победы!» - выпуск классной газеты. Самоанализ. Рефлексия после выступления. Подготовка к проекту «Моё любимое занятие» Играем в учёных. Это  интересно. Проект «Моё любимое занятие» Советы на лето от мудрого Дельфина. Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта.

Умения публичного выступления, представляют результаты работы, выступают перед незнакомой аудиторией; активно участвуют в играх; анализируют высказывания собеседников; рисуют открытки своим помощникам; высказывают слова благодарности членам команды, своим помощникам.

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности

 «Мой будущий проект»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

По

плану

По

факту

Введение. Формирование понятий «проектная деятельность», навыков сотрудничества (4 часа)

1

Круг твоих интересов. Хобби, увлечения.

1

2

Подготовка к проекту: «Я и мои друзья».

1

3

Выбор темы проекта. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

1

4

Проект: «Я и мои друзья. Дерево дружбы».

1

Основы проектной деятельности (12 часов)

5

Выработка гипотезы – предположения.

1

6

Подготовка к общешкольному проекту «Перепись населения».

1

7

Цель проекта.

1

8

Проект «Перепись населения».

1

9

Задачи проекта.

1

10

Подготовка к общешкольному проекту «Права ребенка глазами детей»

1

11

Сбор информации о проекте.

1

12

Подготовка к общешкольному проекту «Права ребенка глазами детей».

1

13

Творческая работа. Презентация.

1

14

Проект  «Права ребенка глазами детей».

1

15

Отбор информации для мини-сообщения.

1

16

Отбор информации для семиминутного выступления.

Работа над проектом (10 часов)

17

Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда.

1

18

Подготовка к общешкольному проекту: «Нижневартовску – 45 лет».

1

19

Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда.

1

20

Подготовка к общешкольному проекту: «Нижневартовску – 45 лет».

1

21

Совмещение текста выступления с показом презентации.

1

22

Праздники России: 23 февраля.

1

23

Самоанализ.

1

24

Подготовка к проекту: «Мой любимый детский журнал».

1

25

Играем в учёных. Это интересно.

1

26

Выпуск классного детского журнала.

1

Итоги работы над проектом (8 часов)

27

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.

1

28

«9 мая – День Победы!» - выпуск классной газеты.

1

29

Самоанализ. Рефлексия после выступления.

1

30

Подготовка к проекту «Моё любимое занятие».

1

31

Играем в учёных. Это  интересно.

1

32

Проект «Моё любимое занятие».

1

33

Советы на лето от мудрого Дельфина.

1

34

Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта.

Итого:

34 ч.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня

сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед школой, педагогами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры. В последнее время уже не вызывает сомнения важность задачи научить детей распознавать опасные ситуации, уметь защитить себя.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта в современном мире породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах – это проблема, которая беспокоит людей во всех странах мира. Вопрос организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остаётся одним из самых важных. Это обусловлено трагической статистикой: ежегодно в ДТП на территории России тысячи детей погибают, получают травмы различной степени тяжести, многие остаются инвалидами.  Это во многом происходит потому, что школьники не владеют правилами безопасного поведения во  дворе, на улице, или дороге современных городов и, нарушая их, не осознают  возможных опасных последствий своих действий.

Пожары не знают ни границ государств, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых. Это обязывает знать о них как можно больше, чтобы защитить себя. Пожарная безопасность, как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещённости, в том числе осведомлённости о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях.

Программа курса «Моя безопасность» сориентирована на изучение основ безопасности, направленных на обеспечение безопасности личности от всех источников угроз, в чрезвычайных ситуациях, подстерегающих нас, на знания и навыки использования правил  безопасного поведения, на стимулирование развития у воспитанников самостоятельности и ответственности.

Программа данного курса имеет цель не механическое  заучивание правил безопасности, а формирование и развитие познавательной  деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Занятия проводятся в доступной и  стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

Актуальность

При переходе на Федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать внимание на формирование у детей культуры личной безопасности.

Цель: Охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов.

Задачи: Развивать мотивацию к безопасному поведению.

  •  Научить основным правилам дорожного движения, правилам безопасного поведения в различных ситуациях.
  • Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях, личностный и социально-значимый опыт безопасного поведения.
  • Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения.
  • Помочь подрастающему поколению прожить детство безопасно.

Результаты курса внеурочной деятельности «Моя безопасность»

Предметные результаты:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на основы безопасности жизнедеятельности в его органичном единстве и разнообразии;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области основ безопасности жизнедеятельности;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно следственные связи в основах безопасности жизнедеятельности в окружающем мире и социуме;
  • владение основами безопасности жизнедеятельности, элементарными правилами нравственного поведения в мире людей, нормами здоровьесберегающего поведения.

Личностные результаты:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
  • освоение моральных норм помощи, готовности принять на себя ответственность.

Метапредметные  результаты:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
  • анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,
  • оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи,
  • моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Содержание курса внеурочной деятельности «Моя безопасность»

с указанием организации и видов деятельности

Раздел

Форма организации

Основные виды деятельности

Ты и твой дом

Беседа, презентация, русские народные сказки, загадки, стихи, кроссворд. изображения бытовых предметов; инсценировки, разыгрывание ситуаций. Оформление рисунков.

Памятка «Шаги принятия решений». Игры «Проверь Знайку», «Найди опасную ситуацию». Игры «Инопланетянин», «Знайка».

Школа светофорных наук

Презентация, беседа. Стихи, загадки. Викторина, ролевая игра. Подготовка и оформление выставки рисунков. Просмотр фильма по ПДД. Анализ ситуаций. Знакомство с историей создания автомобиля.

Игра «Узнай знак». Инсценировки «Про умных зверюшек», «Просто это знак такой…» Проект «Дорожные знаки». Ролевая игра «Водители и пешеходы». Викторина «Знатоки ПДД». Проект «Памятка для пешехода». Викторина-игра по правилам дорожного движения с театрализованными элементами.

Пожарная безопасность

Беседа, презентация. Стихи, загадки. Чтение по ролям и обсуждение рассказа. Разработка памяток. Практикумы, инсценировки ситуаций. Просмотры мультфильмов. Обсуждение.

Рассказ «Петер и маленький Тузик». Викторина. памяток «Как действовать при пожаре», «Порядок вызова пожарной охраны». Практикум. Ролевая игра «Пожарники». Просмотр мультфильма- сказки «Кошкин дом». Анализ ситуаций.

Безопасность на улице

Сказочная викторина. Игра «Разговор по телефону». Стихи, загадки. Сюжетно-ролевые игры.

Мы и природа

Беседа, презентации, решение ситуативных задач; разработка памяток, проектная деятельность.

Проект «Формула безопасности». Практикум «Эвакуация из школы». Выработка правил безопасности при общении с животными (игра-путешествие). Игры «Узнай животное», «Загадочные рисунки». Практикум «Первая помощь при укусах».  «В клубе Почемучек». Разыгрывание ситуаций. Проектная деятельность: составление памятки «Как вести себя во время грозы». Игры «Съедобное - несъедобное», «Узнай по описанию», «Полное лукошко». Тест «Грибы».

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности

 «Моя безопасность»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

По

плану

По

факту

Ты и твой дом (6 часов)

1

Опасные и безопасные ситуации.

1

2

Современное жилище.  Безопасность в доме.

1

3

Один дома

1

4

Что делать при запахе газа.

1

5

Осторожно – электричество!

1

6

КВН «Мой дом – моя крепость».

1

Школа светофорных наук (11 часов)

7

Законы улиц и дорог.

1

8

Наш приятель Светофор.

1

9

Знаки важные, дорожные.

1

10

Знаки важные, дорожные.

1

11

Разрешается – запрещается.

1

12

Правила перехода улиц и дорог.

1

13

Почему школьники попадают в дорожные аварии.

1

14

Мы – пешеходы.

1

15

Это чудо техники – автомобиль.

1

16

Викторина  «Вопросы инспектора Мигалочкина».

1

17

«Правильные правила» (выступление агитбригады).

1

Пожарная безопасность (6 часов)

18

Огонь – друг и враг человека.

1

19

Отчего может возникнуть пожар. Опасные забавы.

1

20

Твои действия при пожаре.

1

21

Осторожно - огонь!

1

22

Сказка «А сам чуть не сгорел…»

1

23

Пожарным можешь ты не быть…

1

Безопасность на улице (3 часа)

24

Опасные незнакомцы.

1

25

Что такое терроризм.

1

26

Если ты заблудился на улице.

1

Мы и природа (8 часов)

27

Что такое экстремальная ситуация.

1

28

Животные вокруг нас.

1

29

В лес по грибы и ягоды.

1

30

Не зная броду, не суйся в воду. Безопасность на водоёмах.

1

31

Если заблудился в лесу.

1

32

Безопасность во время грозы.

1

33

Азбука безопасности.

1

34

Моя безопасность. (Правила поведения в опасных и экстремальных ситуациях.)

1

Итого:

34 ч.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Программа занятий внеурочной деятельности  общеинтеллектуальной направленности  «Удивительный мир слова» предназначена  для   обучающихся 2 А класса   МБОУ

«СШ № 21». Программа  разработана  на основе  авторской программы  Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой  «Удивительный мир слова»  (Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы/под редакцией Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вента Граф, 2011г.) Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

        Внеурочная  деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направленная на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения  и правильной речи  как  показателя общей культуры человека;
  • знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
  • овладения учебными действиями с единицами языка, умение практического  использования знаний.

        Программа внеурочной деятельности  ставит следующие задачи:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

        Актуальность программы  «Удивительный мир слов» заключается в том, что в содержании занятий  особое внимание уделено работе над  языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.  В процессе   изучения   данного  содержания обучающиеся получают знания об истории  русского языка,  рассматривают  памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании  языковых законов, потребности обучения  различным  способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию  личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых  высказываний. Деятельностный  подход,  используемый  на занятиях, не только развивает  познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленного изучения  курса русского языка.


Результаты  освоения программы внеурочной деятельности

«Удивительный мир слов»

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности  при выполнении  разнообразных  заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • развитие чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности  суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;  
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты:

Второклассник научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

  • парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки;
  • парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки;
  • изменяемые и неизменяемые слова;
  • формы слова и однокоренные слова;
  • однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимическими корнями;
  • предложения по цели высказывания;
  • предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;

выделять, находить:

  • в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
  • лексическое значение слова в толковом словаре;
  • основную мысль текста;
  • решать учебные и практические задачи;
  • делить слова на слоги;
  • использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
  • подбирать однокоренные слова;
  • определять (уточнять) написание слова  по орфографическому словарю учебника;
  • безошибочно  списывать и писать по диктовку тексты объёмом 45-60 слов;
  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
  • исправлять деформированный текст  (с нарушением порядка следования частей);

применять правила правописания:

  • перенос слов;
  • проверяемые безударные гласные в корне слов;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне  слов;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слов (словарные слова, определённые программой);
  • разделительный твёрдый и мягкий знаки;
  • правописание приставок: об-, от-. До-, по-, под-, про-, за-, на-, над-;
  • раздельное написание предлоги  с другими словами (кроме личных местоимений).

Второклассник  получит возможность научиться:

  • устанавливать  значения суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделенными морфемами);
  • определять  способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
  • различать однозначные и многозначные слова;
  • наблюдать  за использованием  в тексте слов в переносном значении и синонимов;
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
  • наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
  • применять правило правописания суффиксов имён существительных: -онок;,  -ёнок;, -ок; -ек; -ик;. –ость;
  • применять правило правописания суффиксов имён прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
  • подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
  • при работе над ошибками осознавать причины проявления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить  её в последующих письменных работах;
  • определять по предложенным заголовкам содержание текста;
  • составлять план текста;
  • определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного на занятиях внеурочной деятельности  материала).

Воспитательные результаты:

  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
  • развитие навыков организации и осуществление сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем;
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленность и  настойчивость в достижении результата;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим, интереса к учению.


Содержание  курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»

с указанием организации и видов деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Мир полон звуков (6 часов)

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен  речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукозапись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

Практическая и игровая деятельность:

разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

игры «Доктор»  (произношение скороговорок), «Наборщик», «Произношение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

проект  «Как я говорил, когда был маленьким;

мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?»

Участвовать  в обсуждении проблемных вопросов, формулировать  собственное мнение и аргументировать его;

анализировать  информации, представленной на рисунке;

сравнивать  произношение  гласных и согласных звуков;

наблюдать за функцией и ударением  в слове;

контролировать правильность постановки ударения в словах;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь  (работать  в паре и малых  группах);

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Азбука, прошедшая сквозь века (5 часов)

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, названия букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел

Особенности  древнерусского письма (оформление красной строки  и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

Практическая и игровая деятельность:

чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью  букв кириллицы;

экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

рисование: «Весёлая буква Ё»

Сравнивать названия,, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

Всему название дано (5часов)

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают  свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым м орфографическим словарём русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.

Практическая и игровая деятельность:

игры: «Найти слово»,  «Отгадай по признакам;

мини-сочинение «Я – сын, ученик, спортсмен…»

проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

конкурс «Придумываем название для новых конфет».

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению  при совместном обсуждении проблемы;

составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью  заданных языковых средств;

осуществлять поиск информации  для выполнения учебного задания;

воспринимать на слух и понимать информационный текст;

сравнивать толкование слова в различных словарях;

самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

Как делаются слова (7 часов)

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов.

Корень – главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по их значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по их значению.

Решение лингвистических задач  и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

Практическая и игровая деятельность:

игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

конструирование слов по словообразовательным моделям;

проект «Как конфеты получают свои названия».

Моделировать на основе полученной информации собственное высказывание о происхождении выбранного слова;

самостоятельно н необходимую находить информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

наблюдать образование слов в русском языке;

анализировать  пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать  словообразующие связи данных слов;

анализировать значение и строение слова и на основе анализа делать  вывод о том, являются ли они родственными;

наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять  значение (происхождение) слова;

группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

находить необходимую информацию и строить на её основе  связное монологическое высказывание.

Секреты правильной речи (11 часов)

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничение сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их разнообразие. Использование омонимов в речи.

слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение  фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Практическая и игровая деятельность:

игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицу»;

решение кроссвордов;

составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы»,  «Собираю фразеологизмы»;

 .

Наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение  слова по толковому словарю;

выбирать адекватные языковые средства для успешного  решения  коммуникативной задачи;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения  повторов в тексте;

подбирать антонимы для точной  характеристики предметов при их сравнении;

наблюдать слова, сходные по звучание, анализировать результаты их использования в юмористических  текстах;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать  соблюдение этих норм в речи собеседника;

самостоятельно  находить при сомнении  в правильности словоупотребления   необходимую  информацию в словарях и справочниках или общаться за помощью к учителю.


Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности

«Удивительный мир  слов»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Количество

часов

По

плану

По

факту

Мир полон звуков (6 часов)

1

Звуки вокруг нас

1

2

Фабрика речи

1

3

Бессмыслица + бессмыслица = смысл

1

4

Полоса препятствий

1

5

Рисуем звуками

1

6

Трудности словесного ударения

1

Азбука, прошедшая сквозь века (5 часов)

7

Буквы старые и новые

1

8

Так считали наши предки

1

9

Страницы древних книг

1

10

Живая и весёлая буква алфавита

1

11

Загадки русской графики.

1

Всему название дано (5 часов)

12

Рождение языка

1

13

Сколько слов в языке?

1

14

Имена, имена, имена….

1

15

Увлекательные истории в самых простых вещах.

1

16

Словари – сокровищница языка.

1

Как делаются слова (7 часов)

17

«Дальние родственники»

1

18

Слова «готовые» и «сделанные»

1

19

Есть ли «родители» у слов:

1

20

Внимание, корень!

1

21

Такие разные суффиксы.

1

22

Когда нужно «приставить», «отставить»  и «переставить»

1

23

Что нам стоит слово построить?

1

Секреты правильной речи (11 часов)

24

Словарное богатство русского языка

1

25

Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик»

1

26

Выбираем точные слова

1

27

Одно или много?

1

28

Когда у слов много общего?

1

29

Когда значения спорят?

1

30

Слова одинаковые, но разные

1

31

«Местные жители» и «иностранцы»

1

32

Как   рождаются фразеологизмы?

1

33-34

Выбор фразеологизма в речи

2

Итого:

34 ч.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...