«В нём пела душа России» 120 лет со Дня Рождения С. А. Есенина
план-конспект занятия (4 класс)

Олейник Александра Владимировна

Цель: Развитие у детей способности анализировать прочитанное; раскрытие перед детьми образа поэта С.Есенина. Задачи: Развивающие: развивать в детях желание читать поэзию, заинтересовать биографией С.А. Есенина. Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма и любви к родной природе. Образовательные: учить детей грамотно формулировать свои мысли и впечатления, способствовать аналитической деятельности детей. Методы: рассказ, беседа. Форма: классный час с игровыми моментами. Оборудование: иллюстрации, раздаточный материал. Оформление доски: иллюстрация Класс: 4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esenin.pptx2.26 МБ
Microsoft Office document icon esenin_vneurochka.doc148 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила учитель начальных классов Олейник Александра Владимировна 2018 «В нём пела душа России» ГБОУ СОШ №77 с углубленным изучением химии Петроградского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

120 лет со Дня Рождения С . А . Есенина

Слайд 3

Сергей Александрович родился 3 октября 1895 года в селе Константинове на берегу реки Оки

Слайд 4

Родители Сергея Есенина : Отец Александр Никитич Есенин , Мать – Татьяна Федоровна Есенина . Оба были крестьяне .

Слайд 5

Александр Никитич в детстве обладал чудесным голосом и мальчиком пел в церкви . Во взрослой жизни , какое-то время ,- р аботал приказчиком в мясной лавке в Москве . В 1912 году решил вывести сына Сергея (на тот момент ему было 17 лет) “ в люди ” и устроил его т олько что приехавшего и з Константиново , к себе на работу конторщиком . Но продержался Сергей там недолго .

Слайд 6

Мать поэта была выдана замуж не по своей воле. Поэтому вскоре с малолетним сыном ушла жить к родителям . Через некоторое время Татьяна Федоровна отправилась на заработки в Рязань , а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых .

Слайд 7

Творчество Сергея Есенина По собственным словам , стихи начал складывать рано , лет восьми-девяти . Друзья детства вспоминали , что это были строки о природе .

Слайд 8

В сентябре 1904 года , Есенин поступил в Константиновское земское училище . Как вспоминает один из его товарищей по училищу – Есенин уже тогда выделялся среди нас . И учителя и мы , ученики , любили его за прямоту и веселый нрав . Учился Есенин отлично , но за баловство был оставлен на второй год в третьем классе .

Слайд 9

Но в мае 1909 Есенин с похвальным листом закончил Константиновское училище . Особенно гордился этой наградой отец Сергея , потому что в это время Похвальный лист редко кто имел в Константиновке .

Слайд 10

Первая любовь Есенина . В 1914 году Есенин встречается со служащей типографии Анной Романовной Изрядновой . Вскоре у них рождается сын Юрий Сергеевич Изряднов .

Слайд 11

Скончался Сергей Есенин 28 декабря 1925 года в Москве , После смерти поэта его стихи почти не издавались , а его и мя было вычеркнуто из истории , так как творчество поэта в ызывало много споров . Но вопреки запретам , Есенин был одним из самых любимых поэтов в России . Главный секрет всеобщей л юбви к Есенину в уникальности его поэтического дара .

Слайд 12

Так же в Москве есть музей Сергея Есенина .



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по внеклассной воспитательной работе в 4-ом классе

Тема: «В нём пела душа России»

Разработала: Олейник А.В

Учитель начальных классов

Школа №77

.

Санкт-Петербург

2018

Цель: Развитие  у детей способности  анализировать прочитанное;  раскрытие  перед  детьми  образа поэта С.Есенина.

Задачи:

Развивающие: развивать  в детях желание читать поэзию, заинтересовать  биографией  С.А. Есенина.

Воспитывающие:  воспитывать  чувство  патриотизма и любви к родной природе.

Образовательные: учить детей грамотно формулировать свои мысли и впечатления, способствовать аналитической деятельности детей.

Методы: рассказ, беседа.

Форма: классный час  с  игровыми  моментами.

Оборудование: иллюстрации, раздаточный материал.

Оформление доски: иллюстрация

Класс: 4

Литература: Сборник стихов Сергея Есенина; ru.wikipedia.org/wiki/Есенин,_Сергей_Александрович

Регламент времени:

1. Организационный момент

Приветствие детей.

2 мин

2.Введение

2 мин

2.1

Стихотворение, помогающее понять тему занятия

25 мин

2.2

Шифр, если не получилось  выйти на  тему  по стихотворению

III.Основная часть

3.1

Из биографии поэта (детство)

3.2

Анализ стихотворения «Вот уж вечор»

3.3

Биография поэта (взрослый период)

3.4

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»

3.5

Выполнение творческого занятия (Физ.минутка)

3.6

Биография поэта (взрослый период – продолжение)

3.7

Чтение детьми стихотворений о природе.

IV. Обобщение

Создание кроссворда (не более 10 слов)

6 мин

V.  Рефлексия

2 мин

VI. Заполнение технологической карты

4 мин

VII. Завершение

Прощание с детьми.

2 мин

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Проверяю готовность к занятию. На парте лежат только конверты с заданием из приложения № 1.

II.Введение

2.1. Сегодня у нас будет занятие, посвященное одному истинно русскому поэту. Я прочитаю вам стихотворение, которое поможет понять, о ком мы говорим. Попробуем?

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

2.2. Если дети не смогут ответить на вопрос, учитель предлагает разгадать  шифр:

                        

2

6

1

4

3

5

с

н

Е

н

е

и

- Правильно, это Есенин Сергей Александрович - русский поэт. Появляется на доске портрет  поэта.

                

.  

III. Основная часть. 

3.1. Из биографии поэта.  (детство поэта) (рассказ учителя)

       Родился поэт  в селе Константиново 3 октября 1895 года  под Рязанью, в крестьянской семье. Отец — Александр Никитич Есенин, мать — Татьяна Фёдоровна Титова. Сёстры — Екатерина, Александра.

       Давайте на нашем занятии попробуем представить все то, о чем писал поэт. А поможет нам в этом  русский дом. Дом – там, где сердце. Сердце поэта принадлежит России.

       Посмотрите, какие красивые окна. Давайте заглянем в первое окошко и посмотрим, что за ним скрывается. Это – юный поэт (за затворками окна появляется фотография поэта в детстве). Когда поэт был еще ребенком, его родители разъехались, а Сергея отправили к деду и бабушке - Федор Андреевич  и Наталья Евгеньевна. По настоянию деда читать Сергей начал в пять лет, грамоте он учился по церковным книгам, а свои первые стихи написал уже в 8 лет. Среди сверстников Сергей, имевший прозвище Серега Монах, был   неутомимым выдумщиком по части различных мальчишеских игр и забав.

     Вопросы по восприятию текста:

1. Скажите, кто настоял на том, чтобы юный Сергей Есенин начал учиться читать?

2. Во сколько лет поэт написал свое первое стихотворение?

3. Какое прозвище дали поэту ребята – его сверстники?

3.2. Чтение и анализ стихотворения  « Вот уж вечор»

Сейчас я прочитаю вам самое первое стихотворение поэта, которое он написал в  8 лет.

Вот уж вечор. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

От луны свет большой

Прямо на нашу крышу.

Где-то песнь соловья

Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой.

Видно, за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой.

     В стихотворение встретилось много слов, которые мы не используем сейчас и чтобы все поняли, что они обозначают, давайте отгадаем загадки, которые помогут нам разобраться:

(КОЛОТУШКА)

Я у людей всегда в ходу,                                        

Хоть мой характер крут.

Где надо стукнуть — я приду, —

Ведь мой ударный труд.

(ВЕЧОР)

День прошел. Садится солнце.

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи —

Наступает  темный…

Давайте ещё раз прочитаем данное стихотворение (дети читают по  четверостишью).

Вопросы на восприятие стихотворения:

1. Скажите, какие картины предстали перед нами?

2. С чем поэт сравнивает березы?

3. Как вы думаете, какое время года описывает поэт?

 

      Данное стихотворение отражает любовь поэта к родной земле, дому. Светлый образ истинно русских деревьев – березы и ивы. «Хорошо и тепло» - означает   ощущение покоя и умиротворенности в природе и в душе поэта.

3.3. Биография поэта ( взрослый период) (рассказ учителя)

     Ну что, продолжим. Откроем следующее окно – взрослый поэт. Он возмужал, окреп. Посмотрите, какой он. После окончания школы, Сергей Александрович Есенин отправился на заработки в Москву. Там он устроился в типографию помощником корректора. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального  кружка.   В этот кружок входили начинающие писатели и поэты из рабоче-крестьянской среды. В Москве Есенин опубликовал своё первое стихотворение “Береза”, которое было напечатано в Московском детском журнале “Мирок”. Именно эта публикация положила начало литературной карьере поэта, имя которого сейчас известно не только в России, но и далеко за её пределами.

     

Вопросы:

1. Какое стихотворение было первым опубликовано в детском журнале «Мирок»?

2. В какой город отправился поэт на заработки?

    Известность пришла к поэту не сразу, но та любовь к Родине, которая живет в сердце поэта,  неизменная спутница его творчества. Вслед за «Березой» появилось еще немало стихотворений, но каждое из них имеет частичку души поэта.

3.4.Чтение и анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная».

    А сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое написано им в этот период:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

      Посмотрите, как поэт любит свою Родину! Как много слов, описывающих ее красоту! А сколько слов, которые мы, увы, уже не все можем истолковать, объяснить их значение. Сейчас мы  узнаем, что они обозначают.

3.5.Выполнение творческого задания (работа в паре).

     На ваших партах найдите, пожалуйста, конверты и послушайте задание: в левый столбик выложите все неизвестные слова, а в правом попробуйте сопоставить их значения, которые даны на оставшихся листочках . Пожалуйста, будьте внимательны. У вас есть 3 минуты на выполнение задания.    (Приложение №1)

 Давайте проверим. Учитель подводит итог.

Физ.минутка

Давайте немного разомнемся. Наша физ. минутка называется «Клён». Это очень красивое дерево, потому давайте будем выполнять движения красиво.

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен.

(Руки подняты вверх, движения по тексту.)

3.6. Биография поэта (Взрослый период- продолжение) (рассказ учителя)

     Посмотрите, вот последнее закрытое окно. Что за ним? Это взрослый поэт. Его жизнь была очень сложной. Ссылки за неугодные власти стихи, постоянное напряжение, волнение за жизнь свою и родных. До сих пор никто не может понять, как же погиб поэт. 23 декабря 1925 года. Есенин приехал в Ленинград (так раньше назывался наш город). 27 декабря он напечатал своё последние в жизни стихотворение “До свидания, друг мой, до свидания” и в ночь с 27 на 28 декабря Сергей Есенин ушёл из жизни.  

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

   Вопросы:

1. Скажите, чувствуется ли в стихотворении поэта волнение за будущее своих близких?

2. Сколько лет прожил поэт, если родился он в 1895 году?

3.7. Чтение стихотворений о природе С.Есенина.

    Вы, конечно, помните, что стихи Сергея Есенина в основном о Родине, о России.

Давайте попробуем прочитать их каждый самостоятельно и посмотрим, чем поэт пользуется для передачи красоты земли русской.

Учитель раздаёт детям стихотворения поэта (небольшие отрывки о природе). Задача детей: прочитать  выразительно отрывок и ответить на  вопрос учителя. (Приложение №2)

Вопросы:

  1. О чем этот отрывок?
  2. Какой ты представляешь себе природу в этом стихотворении?
  3. Почему именно это дерево поэт сделал героем своего стихотворения?
  4. Какое время года описывает поэт?
  5. Какой сюжет из жизни был положен в это стихотворение?

IV. Обобщение

Составить кроссворд, опираясь  на  биографию поэта (не более 10 слов).

IV. Заключение.

Ребята, посмотрите, как сильно можно любить свою Родину. Жизнь поэта Есенина дарила ему встречи с самыми разными людьми, но всякий раз мысли о родном доме помогали ему справиться с невзгодами.  Мне было приятно работать с вами. Спасибо.

V. Рефлексия.

      А могли бы и вы выразить свою любовь к Родине в стихах? Попробуйте сделать это дома. Конечно это задание по желанию.

VI. Заполнение технологической карты.

Предлагаю вам оценить вашу работу. (Приложение №3)

VII. Завершение.

  Спасибо, ребята, за наше занятие. Надеюсь, что вы в дальнейшем будете интересоваться творчеством этого замечательного поэта.

                                                                                                                Приложение №1

Хата

Крестьянский дом в украинской и южнорусской деревне.

Богомолец

Человек, который молится Богу, ходит в церковь.

Околица

Изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него.

Чахнуть

Терять силы, здоровье.

Корогод

Хоровод.

Стежка

То же, что тропинка.

Приволье

1.Широкое, просторное место, местность. Степное приволье

2. Полная свобода, вольная жизнь

Леха

Мера земли, одна двенадцатая часть десятины.

Рать

1. То же, что войско.

2.Битва, война.

Приложение №2

«Зима»

1.

Вот уж осень улетела,

И примчалася зима.

Как на крыльях, прилетела

Невидимо вдруг она.

2.

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей "спасибо" за труды.

3.

Вот появилися узоры

На стеклах дивной красоты.

Все устремили свои взоры,

Глядя на это. С высоты

4.

Снег падает, мелькает, вьется,

Ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает,

И иней на снегу сверкает.

«Восход солнца»

  1.            

Загорелась зорька красная
В небе темно-голубом,
Полоса явилася ясная
В своем блеске золотом.
2.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
3.
Лучи ярко-золотые
Осветили землю вдруг.
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг. 

                                       

«Поёт зима – аукает..»

1.

Поет зима — аукает,

 Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

2.

 Кругом с тоской глубокою

 Плывут в страну далекую

 Седые облака.

3.

А по двору метелица

 Ковром шелковым стелется,

 Но больно холодна.

4.

 Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

 5.

Озябли пташки малые,

 Голодные, усталые,

 И жмутся поплотней.

6.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

7.

И дремлют пташки нежные

 Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

8.

 И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

«Весенний вечер»

1.

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны.

Солнце садится за горы лесистые.

Рог золотой выплывает луны.

2.

Запад подернулся лентою розовой,

Пахарь вернулся в избушку с полей,

И за дорогою в чаще березовой

Песню любви затянул соловей.

3.

Слушает ласково песни глубокие

С запада розовой лентой заря.

С нежностью смотрит на звезды далекие

И улыбается небу земля

Приложение №3

Задание.

Критерий оценивания

Максимальный балл

Фактический балл

Работа на уроке

Я хорошо отвечал (-а) на вопросы и выполнял (-а) все задания

5

Я отвечал (-а) на вопросы и сделал(-а) некоторые задания, которые мог (ла)

4

Я ответил (-а) на 1-2 вопроса

3

Я ничего не смог (-ла), но внимательно слушал(-а) все, что говорили

2

Выполнение заданий

У меня получилось правильно выполнить задание

5

У меня получилось сделать задания, но с одной ошибкой

4

У меня не получилось полностью сделать задание правильно.

3

Я сделал (-а) правильно   всего одно задание

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно – музыкальный вечер, посвящённый 115-летию со дня рождения С. А. Есенина

Данное мероприятие было проведено в рамках предметной недели по литературному чтению и приурочено к 115-летию со дня рождения С. А. Есенина.Цели:Расширить знания детей о творчестве С. А. Есенина...

Презентация. Матрешка - душа России.

Презентация знакомит с историей возникновения матрешки, ее разнообразием росписи. Может быть использована на уроках изобразительного искусства,  во внеклаасных мероприятиях....

Матрешка - душа России

Отличное пособие по изобразительному искусству...

Открытый урок .Тема «..Ещё я долго буду петь…» Литературный журнал к 120 летию рождения С.А.Есенина.

Данный урок внеклассного чтения расширяет и углубляет знания детей о Есенине, а главное -систематизирует знания и фокусирует навыки-действия учащихся, полученные ими ранее при работе над есенинскими и...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ,ПОСВЯЩЕННОЕ 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.А.ЕСЕНИНА

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ,ПОСВЯЩЕННОЕ 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.А.ЕСЕНИНА...

Литературный час, посвящённый 120-летию со дня рождения С.А. Есенина

Литературный час к 120-летию со дня рождения С.А. Есенина, как один из способов подготовки воспитанников к конкурсу декламации (чтецов)....

Педагогический анализ образовательных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С. А. Есенина + сценарий проведения вечера. посвященный 120-летию со дня рождения С. А.Есенина

Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...