Выступление на педсовете" "Воспитательные технологии"
статья

Гончарова Наталия Викторовна

В выступлении дается обзор разных воспитательных технологий, как новых так и старых, проверенных на практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Апрель 2018 года

Воспитательные педагогические технологии

Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности. Современная ситуация обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитания как педагогического процесса. Это связано, прежде всего, с состоянием общества Место идеи, способной объединить общество и выстроить ориентиры воспитательной деятельности, сегодня занято идеологией потребления.

Усиление внимания общества к духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения как к насущной проблеме – явление не случайное, ведь «воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Это высказывание Теодора Рузвельта сегодня актуально как никогда, состояние общества подтверждает его слова.

Влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У неё появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ. Сила средств массовой информации настолько велика, что их называют «параллельной школой»

Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Изменения в происходящие в обществе, прежде всего, отразились на российской семье.  Потребительское отношение к школе рождает у многих родителей представление, что она в ответе за все – за здоровье, за поступление в институт, за нравственность. И это уже стало стереотипом в их сознании, а стереотипы, как известно, изживаются очень трудно.

Реалии современной жизни таковы, что с каждым годом происходит рост детской преступности, наркомании, беспризорности.

Сами дети, пришедшие сегодня за парты более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.

Они - поколение Next. Они очень мало читают и совершенно не хотят учиться. Это дети, которые не могут прожить ни дня без мобильного телефона и Интернета. Они постоянно меряются вещами и техникой.

Если мы, сегодня, не обратим  внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние наших школьников, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Школа должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему должна быть впереди, опережать всё это.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. Воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д.

Существует масса различных воспитательных технологий: это и распространённые традиционные и современные инновационные.Я хочу остановиться на следующих новых технологиях.

Новое – это хорошо забытое старое.

  • Диалоговые технологии
  • Шоу – технологии
  • Технология «Коллаж»
  • «Коллективное творческое дело»

Диалоговые технологии проходят в форме:

  • Дебатов
  • «Круглого стола»
  • Коммуникативного письма
  • «Мозгового штурма»

           Дебаты

Интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения внеурочных занятий в старших классах.

 «Круглый стол»

Это одна из форм проведения дебаты»

  «Мозговой штурм» или «Мозговая атака»

Сбор большого числа идей в результате обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

 « Коммуникативное письмо»

Незаконченное предложение

«У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я…»

Контраргументы

«Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность.»

Ранжирование

(что такое хорошо, а что такое плохо)

Шоу – технологии

Игровые мероприятия с делением участников на три группы:

«Сцена»

«Зал»

«Ведущий»

Игры – шоу

«Звездный час», «Зов джунглей», «Поле чудес», КВН, и т. д.

Игры тренинги

Технология «Коллаж»

Предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств.

Реализуется в группах.

Предусматривает презентацию

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

- коллективное творчество;

- единое дело и добровольное участие в нём;

- свобода выбора форм деятельности;

- содружество взрослых и детей;

- развитие коллектива под влиянием  творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример:«Трудовой десант»)

Интеллектуальные КТД (пример:«Брейн-ринг»)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример:«Спартакиада»)

И другие

Ситуативные технологии

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами  и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Здоровьесберегающие технологии

это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога нанести ущерб здоровью учащихся;

создание благоприятного психологического климата на уроке;

охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

В чём отличие современных технологий от традиционных:

Если раньше технология была направлена на приобретение знаний, то сейчас - на приобретение опыта.

Содокладчик  классный руководитель 5 класса об организации воспитательной работы в классе на основе системно-деятельностного подхода.

Заключение. Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,  установку на диалог, на открытое общение, освоить приёмы эмоциональной саморегуляции, развить эмпатию, педагогический такт, деликатность.  Необходимо  ориентироваться в первую очередь на развитие  ребёнка,  научиться создавать ему условия для самоопределения, самореализации, освоить технологии групповой и индивидуальной,    работы   в ситуациях выбора. Важно уметь анализировать результаты своей  работы,  вовремя перестраивать её,   брать  на себя ответственность.  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме "Воспитательная система класса"

Воспитательная система класса выстроена на "фоне апельсиновой сказки"...

Выступление на педсовете "Образовательная технология "ИнтеллекТ"

Материал содержит презентацию выступления на тему "Образовательная технология "ИнтеллекТ"...

Выступление на педсовете : " Панорама деятельности классного руководителя в рамках воспитательной системы школы".

Панорама деятельности классного руководителя в рамках воспитательной системы школы...

Выступление на педсовете "Гуманистическая направленность воспитательной среды"

Каждое общество живет так, как оно воспитывается и обучается. Это в полной мере относится и к нам. По известным историческим причинам в нашем обществе недооценивали важность духовности в этих процесса...

Выступление на педсовете на тему «Воспитательная система класса как уклад школьной жизни».

А.Н. Тубельский "Уклад школьной жизни – это особый дух, особая атмосфера, которые в не меньшей степени определяют воспитательные и образовательные эффекты"....

Выступление на педсовете "Воспитательные цели урока в начальной школе"

Выступление на заседании педагогического совета школы " Воспитательные цели урока. Как их сформулировать?"...