Выступление на педсовете "Гуманистическая направленность воспитательной среды"
статья на тему

Гудничева Лариса Владимировна

Каждое общество живет так, как оно воспитывается и обучается. Это в полной мере относится и к нам. По известным историческим причинам в нашем обществе недооценивали важность духовности в этих процессах, и сейчас общество продолжает находиться в поиске выхода из состояния кризиса. В вопросах воспитания и образования наше общество достигло пика неуспеха. И самое неприятное то, что в настоящее время часто наблюдается сложившаяся ситуация взаимоотношений, когда обучающиеся — воспитываемые не верят обучающим — воспитателям. Однако следует отметить, что в педагогике еще со времен ее зарождения, непререкаемой истиной является тезис о единстве воспитания и образования. Комплекс воспитания и образования в учебном процессе является основной формой воздействия на сознание человека.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gumanisticheskaya_napravlennost_vospitatelnoy_sredy.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Гуманистическая направленность воспитательной среды

Каждое общество живет так, как оно воспитывается и обучается. Это в полной мере относится и к нам. По известным историческим причинам в нашем обществе недооценивали важность духовности в этих процессах, и сейчас общество продолжает находиться в поиске выхода из состояния кризиса. В вопросах воспитания и образования наше общество достигло пика неуспеха. И самое неприятное то, что в настоящее время часто наблюдается сложившаяся ситуация взаимоотношений, когда обучающиеся — воспитываемые не верят обучающим — воспитателям. Однако следует отметить, что в педагогике еще со времен ее зарождения, непререкаемой истиной является тезис о единстве воспитания и образования. Комплекс воспитания и образования в учебном процессе является основной формой воздействия на сознание человека.  

Ведущая тенденция современной педагогической науки - ее обращение к мировоззренческим основаниям, «возвращение» к личности. Это особенность и современной теории, и практики обучения. Переориентация на личность и ее развитие, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, является важнейшей задачей, поставленной процессами социального развития.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам  человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает   специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Носителями знаний, направленных на воспитание субъектов отношений в социальной практике, надо считать не только воспитателя и воспитуемого, но и окружающий мир. Для школьника   в качестве объекта воспитания может быть как поцарапанная парта или стол, так слова и действия окружения, в особенности личный пример воспитателя. «Воспитывает все, — говорил А. Макаренко, — люди, вещи, явления, но, прежде всего, и дольше всего люди».  

Но воспитание в учебном заведении само по себе не гарантирует положительного результата, ибо может искажаться под влиянием общественной среды, семьи, внешкольного общения (схема). Поэтому, процесс воспитания должен быть непрерывным во времени и пространстве.

Схема.

Самым главным условием учебно-воспитательного процесса является его личностная ориентированность, направленная на то, чтобы каждый воспитанник стал полноценным, самодостаточным, творческим субъектом деятельности, познания, общения, свободной и самодеятельной личностью. Именно в этом и заключается гуманистическая направленность учебно-воспитательного процесса, центром и целью которого является личность воспитанника. Степень гуманизации этого процесса зависит от того, насколько он создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия ее природных задатков, стремление к свободе, ответственности, творчества.

В настоящее время в нашей стране резко актуализировалась потребность в осуществлении нового этапа разработки теории и практики воспитания детей школьного возраста истинными гуманистами. Гуманистическая ориентация изменяет представления о целях образования, которые транслируют ценности общечеловеческой и национальной культур. Это, в свою очередь, требует пересмотра организационных подходов и требований. Гуманистическое воспитание подрастающего поколения рассматривается как важная составляющая часть нравственного воспитания.

Среди причин, заставивших общество обратиться к воспитанию нравственности на   раннем этапе образования ребенка можно выделить следующие:

*  сегодня, как никогда, наше общество нуждается в широко образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только знаниями, но и выдающимися чертами личности;

 *   в современном мире на маленького ребенка, на его еще только формирующуюся сферу нравственности воздействуют различные источники как позитивного, так и негативного характера;

 *   еще вчера образование не гарантировало высокого уровня духовно-нравственной воспитанности;

 *   овладение знаниями о нравственных принципах важно потому, что они не только информируют   школьника о нормах поведения, но дают представление о последствиях нарушения этих норм для самого ребенка и для окружающих людей.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.  

В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосозидания.

Самость как отражение внутреннего плана развития личности, прежде всего психофизического, характеризует глубину индивидуальности личности. Она обусловливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных психических состояний, которые осуществляются с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации.

Социумность отражает внешний план развития личности, и прежде всего социальный. Она имеет такие параметры, как широта и высота восхождения личности к социальным ценностям, нормам, обычаям, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основе личностных качеств. Социумность достигается с помощью адаптации, самоутверждения, коррекции и реабилитации и проявляется в актах самореализации личности.

Гармония самости и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений об ее "Я", которое развивается и реализуется во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром. Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития личности.

Общепринятой целью   гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой.  Поэтому специфика цели гуманистического воспитания - создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования   сознания и элементов общечеловеческой культуры.

С 2011 года школа работает по новым ФГОС. Организация гуманистического воспитания обучающихся в контексте требований новых ФГОС    осуществляется по следующим направлениям:

*  воспитание доброты, милосердия, человеколюбия, гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;

*  воспитание нравственных чувств и этического сознания;

*  воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни;

*  воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

*  воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

В требованиях Стандарта обозначено, что программа воспитания обучающихся   должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Именно поэтому образовательное пространство современной школы должно содержать развернутую программу по воспитанию ребенка, формированию у него идентичности гражданина России, осознания им этнической, конфессиональной и социокультурной принадлежности.

Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой.

А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Общение в своей исходной внешней форме (совместная деятельность, речевое или мысленное общение) составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе. В процессе общения ребенок, человек научается адекватной деятельности. Этот процесс и является по своим функциям процессом воспитания.

Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Ведущий он потому, что все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его осуществления. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Таким воспитание становится в том случае, если, согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на "зону ближайшего развития". Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде.

Аксиологический подход. Аксиологический (ценностный) подход изначально определяет всю систему гуманистического воспитания обучающихся, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений нравственного развития и воспитания  школьников. Аксиологический подход в воспитании утверждает гуманистический подход к человеку как носителю базовых национальных ценностей, как к высшей ценности, как субъекту, способному к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.

Системно-деятельностный подход. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного подхода как стратегии гуманизации технологий и воспитания.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования и воспитания. Он требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

 Процесс общего, социально-нравственного   развития личности приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход требует отношения к обучающемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Данный подход требует и того, чтобы сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и обучающиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них, а не как к средству для достижения своих целей.

 Принцип полисубъектного (диалогического) подхода. Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремления учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Естественно, что при этом особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации педагога, связанные с его отношением к обучающимся, к преподаваемым предметам, к педагогической деятельности.

Диалогизация педагогического процесса - это не возврат к "парной педагогике", поскольку она требует применения целой системы форм сотрудничества. При их внедрении должна соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максимальной помощи педагога обучающимся в решении учебных задач к постепенному нарастанию их собственной активности до полной саморегуляции в обучении и воспитании  и появления отношений партнерства между ними.

В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности педагогического процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность обучающемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей.

Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики.

Сущностная специфика выделенных принципов состоит не только в передаче некоторого содержания базовых знаний и формировании соответствующих им умений, но и в совместном личностном и профессиональном развитии участников педагогического процесса. Принципы гуманистического воспитания - это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом соподчинены,  причем каждый из них предполагает другие и реализуется только при условии осуществления всех остальных принципов.

         Итак, гуманистически ориентированное образование

- должно базироваться на общечеловеческих ценностях и на ценностях разных этнокультурных сообществ;

- целью образования должно выступать становление самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее ценностей;

- развитие личности должно осуществляться целостно, в единстве разума и чувств, души и тела;

- все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания, форм, режимов образования, должны находиться под защитой;

- образование должно осуществляться посредством собственной (самостоятельной, творческой и аналитической)  деятельности ученика; групповая работа в образовательном учреждении должна сочетаться с индивидуальной работой, причем особое внимание должно уделяться развитию индивидуального стиля деятельности ученика;

- образование как деятельность личности должно основываться на внутренней мотивации ученика, а также на полноценном общении педагога и обучающихся, при этом участие учеников в равноправном диалоге должно уважаться и поощряться; а работа по гуманизации взаимоотношений обучающихся должна быть систематичной и непрерывной;

- образование должно осуществляться в обстановке заботы, внимания, сотрудничества,      создания в образовательной организации комфортной психологической среды для обучающихся и педагогов,  а не формального руководства.

        Гуманистическое отношение к развивающейся личности должно быть  направлено на развитие целостного сознания человека: природные особенности (здоровье, способность мыслить, чувствовать, действовать), социальные свойства (быть гражданином, семьянином, тружеником), свойства субъекта культуры (свобода, гуманность, духовность, творчество).

        Гуманистическая цель образования должна предусматривать пересмотр содержания образования с учетом ориентации на вариативное образование.

        В процессе образования человек должен приобрести умения:

  • оценивать свои возможности и способности;
  • определять качество и количество обучения;
  • брать на себя ответственность за свои убеждения, за свое положение как гражданина своей страны, так и всей планеты в целом.

Проведенные фундаментальные научные исследования учеными и специалистами  научных кафедр позволили определить динамику роста качественных критериев, необходимых для дальнейшего формирования творческой личности общеобразовательного уровня. Они оказались следующими:

  1. Понимание необходимости и достаточности системы безмедикаментозного поддержания своего здоровья (эниомедицина) и формирования здорового образа жизни.
  2. Понимание и положительное реагирование на процессы, происходящие на уровне общества, коллектива, семьи и личности.
  3. Осознанное развитие положительного волевого начала, необходимого для осуществления своих судьбоносных задач.
  4. Понимание жизненной глобальной цели личности, а также проблем и задач, вытекающих из нее на данном уровне развития своего сознания.
  5. Осознание и понимание сути понятия «уверенность в завтрашнем дне» на базе системно развивающейся реальной самостоятельности.
  6. Умение развивать личное качество, сопровождающееся повышением интереса к учебе, самообразованию, самосовершенствованию и жизни вообще.
  7. Умение осуществлять концентрацию жизненных сил и устремление к развитию творческого начала на базе веры в свои непознанные и еще не раскрытые возможности.

          Специфической особенностью процесса гуманистического воспитания является его длительность и непрерывность. С другой стороны этот процесс динамичный и творческий. При этом основными критериями нравственности человека можно считать его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

 Итак, гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в нем, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности. Гуманность поэтому - это совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

 Гуманистическая педагогика дает широкий простор для реализации позиции ребенка в процессе обучения и воспитания. В контексте гуманистической образовательной парадигмы принципиально иной видится и позиция педагога, которому предстоит быть не средством, а определяющим фактором учебного процесса, соратником и спутником ребенка на путях познания. Учитель, воспитатель является ведущей фигурой успешного педагогического взаимодействия с воспитанниками, от него зависит  учет их личностных качеств, которые постоянно изменяются под воздействием внешних обстоятельств и индивидуального роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление"Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника"

В работе рассматривается характеристика воспитательной среды, её компоненты, методы и приёмы становления.   Большое внимание уделяется реализации  программы воспитательной работы « Хочу...

Выступление на педсовете "Создание здоровьесберегающей среды на уроке"

Создание здоровьесберегающей среды на уроке - одна из главных задач учителя начальных классов...

Конкурс Воспитательная среда в ДОУ Возраст: 4-5лет (средний) Направление: «Здоровье и безопасность»

Как организовать воспитательную среду в средней группе, чтоб детям было интересно, комфортно и безопасно?  Представляю вашему вниманию один день из жизни нашей группы....