ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЪЕДИНЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
статья по теме

Публикация в XVI Глушковских чтениях, дата 5 апреля 2017 года

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_rabota_doklad.doc62 КБ
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_rabota_doklad.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Подгорная Елена Михайловна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

МУ ДО «Красногорский Дом творчества»

Звениговского района Республики Марий Эл

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЪЕДИНЕНИИ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Важной проблемой для педагога дополнительного образования является сохранность контингента детского коллектива. Зачастую к середине учебного года часть воспитанников покидает детское объединение, одной из причин этого является отсутствие комфортной и доброжелательной атмосферы в коллективе. В то же время для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться, в системе дополнительного образования имеются все необходимые условия:

- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребёнка;

- выбор вида деятельности педагога и коллектива сверстников осуществляется ими добровольно.

Большая роль в воспитательной работе отводиться педагогу. Педагог является образцом в выбранной творческой деятельности; педагог способен помочь ученику стать самостоятельным творческим человеком. Он – воспитатель, который может повлиять на формирование личности ребёнка, педагог – наставник детского коллектива.

В моём объединении я, как педагог, для развития детского коллектива, создаю доброжелательную  и комфортную атмосферу, в которой каждый ребёнок мог бы ощутить себя необходимым и значимым; создаю «ситуацию успеха» для каждого воспитанника, чтобы научить маленького человека самоутверждаться  в среде сверстников; использую различные формы массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник  мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях. Для сплочения ребят не важно, будет  ли это день рождения коллектива или посещение театра. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения. В объединении мы проводим различные внеклассные мероприятия: игры, эстафеты, экскурсии, конкурсы и другое.

Успех обучения зависит во многом не только от выбора эффективных методов и форм обучения в детском объединении на занятиях, но и от организации воспитательных мероприятий. Я, как педагог, отлично знаю, что интерес к занятиям формируется под влиянием таких мероприятий.

Цель воспитательных мероприятий: обеспечение всестороннего и гармоничного развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Важнейшей задачей внеклассных мероприятий является формирование у воспитанников черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать  в коллективе. По развитию личности в каждой группе я веду мониторинг.

За 3 года обучения прослеживаются достаточно высокие воспитательные результаты: у воспитанников улучшается культура общения, усиливается взаимопонимание. Ребята чувствуют свою ответственность. Что приучает добросовестно относиться к порученному делу. У воспитанников наблюдаются дружеские отношения внутри коллектива, где учитывается мнение каждого.

Одна из задач воспитательных мероприятий – это обогащение детей новыми интересными фактами, понятиями, отражающее различные стороны жизни человека и общества. Так воспитанники постоянно участвуют в мероприятиях Дома творчества. В конкурсе патриотического стихотворения Васильева Дарья (9 лет) прочла свои собственные стихи о Родине, о семье, за что заняла призовое место. Торгашенова Дарья отлично выступила с презентацией  о своей семье в конкурсе «Мисс весна»

 Эти мероприятия сплотили детский коллектив. Дети самоутвердились в коллективе, повысилась их самооценка. Всем участникам были выданы призы и грамоты Дома творчества.

Воспитательные мероприятия имеют широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых. Так в каникулярное время по договоренности с родителями ребята объединения посетили мастер-классы в Национальном музее Республики Марий Эл им Т.Е.Евсеева по валянию игрушек из шерсти, научились изготовлять открытки в технике скрапбукинг, а также приняли активное участие в выставке поделок, сделанных своими   руками «Подарки к праздникам».

Одним из условий успешности воспитательной работы педагога дополнительного образования является особое психическое состояние, возникающее при единстве мотива деятельности и соответствующей ему ситуации, называемой установкой. Экспериментальные исследования, проведенные Д.Н. Узнадзе, показали, что наличие четкой установки к деятельности значительно повышает ее эффективность. В процессе такой установки у детей активизируется внимание, память. Установка помогает выделять в тексте главную мысль.

Анализируя воспитательные мероприятия, следует прежде всего фиксировать положительные результаты, указывать те приемы, методы, которые привели к успеху, выискивать причины неудач. Судить о качестве воспитательного мероприятия можно и по реакции учащихся. Их внимание, эмоциональный настрой, интерес к происходящему, активность, и, наоборот, безразличие говорят сразу о многом.

В результате проведения внеклассных мероприятий можно сделать вывод, что дети развиваются всесторонне, происходит сплочение коллектива, совершенствуются психические качества. При этом педагог должен помнить, что он должен правильно спланировать воспитательный процесс, организовать его так, чтобы как можно больше детей принимали участие в мероприятии, использовать современные технологии, мотивацию.

Список литературы:

  1. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М., 1993.
  2. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М., 1989 – с.79-81.
  3. Е.Н. Степанов, М.А. Александрова Обсуждаем проблемы воспитания – методические разработки педагогических советов. – М., 2003.



Предварительный просмотр:

Подгорная Елена Михайловна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

МУ ДО «Красногорский Дом творчества»

Звениговского района Республики Марий Эл

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЪЕДИНЕНИИ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Важной проблемой для педагога дополнительного образования является сохранность контингента детского коллектива. Зачастую к середине учебного года часть воспитанников покидает детское объединение, одной из причин этого является отсутствие комфортной и доброжелательной атмосферы в коллективе. В то же время для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться, в системе дополнительного образования имеются все необходимые условия:

- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребёнка;

- выбор вида деятельности педагога и коллектива сверстников осуществляется ими добровольно.

Большая роль в воспитательной работе отводиться педагогу. Педагог является образцом в выбранной творческой деятельности; педагог способен помочь ученику стать самостоятельным творческим человеком. Он – воспитатель, который может повлиять на формирование личности ребёнка, педагог – наставник детского коллектива.

В моём объединении я, как педагог, для развития детского коллектива, создаю доброжелательную  и комфортную атмосферу, в которой каждый ребёнок мог бы ощутить себя необходимым и значимым; создаю «ситуацию успеха» для каждого воспитанника, чтобы научить маленького человека самоутверждаться  в среде сверстников; использую различные формы массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник  мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях. Для сплочения ребят не важно, будет  ли это день рождения коллектива или посещение театра. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения. В объединении мы проводим различные внеклассные мероприятия: игры, эстафеты, экскурсии, конкурсы и другое.

Успех обучения зависит во многом не только от выбора эффективных методов и форм обучения в детском объединении на занятиях, но и от организации воспитательных мероприятий. Я, как педагог, отлично знаю, что интерес к занятиям формируется под влиянием таких мероприятий.

Цель воспитательных мероприятий: обеспечение всестороннего и гармоничного развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Важнейшей задачей внеклассных мероприятий является формирование у воспитанников черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать  в коллективе. По развитию личности в каждой группе я веду мониторинг.

За 3 года обучения прослеживаются достаточно высокие воспитательные результаты: у воспитанников улучшается культура общения, усиливается взаимопонимание. Ребята чувствуют свою ответственность. Что приучает добросовестно относиться к порученному делу. У воспитанников наблюдаются дружеские отношения внутри коллектива, где учитывается мнение каждого.

Одна из задач воспитательных мероприятий – это обогащение детей новыми интересными фактами, понятиями, отражающее различные стороны жизни человека и общества. Так воспитанники постоянно участвуют в мероприятиях Дома творчества. В конкурсе патриотического стихотворения Васильева Дарья (9 лет) прочла свои собственные стихи о Родине, о семье, за что заняла призовое место. Торгашенова Дарья отлично выступила с презентацией  о своей семье в конкурсе «Мисс весна»

 Эти мероприятия сплотили детский коллектив. Дети самоутвердились в коллективе, повысилась их самооценка. Всем участникам были выданы призы и грамоты Дома творчества.

Воспитательные мероприятия имеют широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых. Так в каникулярное время по договоренности с родителями ребята объединения посетили мастер-классы в Национальном музее Республики Марий Эл им Т.Е.Евсеева по валянию игрушек из шерсти, научились изготовлять открытки в технике скрапбукинг, а также приняли активное участие в выставке поделок, сделанных своими   руками «Подарки к праздникам».

Одним из условий успешности воспитательной работы педагога дополнительного образования является особое психическое состояние, возникающее при единстве мотива деятельности и соответствующей ему ситуации, называемой установкой. Экспериментальные исследования, проведенные Д.Н. Узнадзе, показали, что наличие четкой установки к деятельности значительно повышает ее эффективность. В процессе такой установки у детей активизируется внимание, память. Установка помогает выделять в тексте главную мысль.

Анализируя воспитательные мероприятия, следует прежде всего фиксировать положительные результаты, указывать те приемы, методы, которые привели к успеху, выискивать причины неудач. Судить о качестве воспитательного мероприятия можно и по реакции учащихся. Их внимание, эмоциональный настрой, интерес к происходящему, активность, и, наоборот, безразличие говорят сразу о многом.

В результате проведения внеклассных мероприятий можно сделать вывод, что дети развиваются всесторонне, происходит сплочение коллектива, совершенствуются психические качества. При этом педагог должен помнить, что он должен правильно спланировать воспитательный процесс, организовать его так, чтобы как можно больше детей принимали участие в мероприятии, использовать современные технологии, мотивацию.

Список литературы:

  1. Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. –М., 1993.
  2. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. –М., 1989 – с.79-81.
  3. Е.Н. Степанов, М.А. Александрова Обсуждаем проблемы воспитания – методические разработки педагогических советов. –М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности. Направление: художественно-эстетическое. «Любование природой» (1 класс). Авторская педагогическая разработка (адаптационная, комбинаторная, радикальная). Форма: воспитательная работа.

Данная программа по внеурочной деятельности разработана мною для учащихся 1 классов.Содержит пояснительную записку, методологические положения, структуру,краткое содержание учебных тем, учебно-тематич...

Рабочая программа дополнительного объединения художественно – эстетического направления

  Цель программы: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся, на основе приобретенных комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно–эстетической, общекультурной направленности «Кукольный театр «Галерка»

Данная программа «Кукольный театр «Галерка» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школь...

«Художественно-эстетическое направление в воспитательной системе класса «Путь к успеху»»

Цель: создание благоприятных условий для максимального развития каждого ребенка,    сохранение    его    неповторимости,    раскрытие...

Общеразвивающая программа воспитательной деятельности художественно – эстетической направленности (базовый уровень) "Волшебная ниточка"

Данная рабочая программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно-прикладным искусством, реализовать и развить свои природные интересы. Ориентированность программы на попытк...