Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно–эстетической, общекультурной направленности «Кукольный театр «Галерка»
календарно-тематическое планирование

Бирюкова Кристина Андреевна
Данная программа «Кукольный театр «Галерка» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Эффективно влияет на воспитательно-образовательный процесс. Сплачивает коллектив класса, расширяет культурный диапазон учеников.  Помогает воспитывать, с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности.
     Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся.
     В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.
     В художественном мире сегодняшнего школьника, театр занимает более скромное место, чем кино, эстрадная музыка, литература. Детскому  восприятию очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galerka.docx65.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественно–эстетической, общекультурной

направленности

«Кукольный театр «Галерка»

(стартовый уровень)

Возраст учеников программы: 7-11 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:  Бирюкова Кристина Андреевна

учитель начальных классов

первой категории

                                                                                                                               

                                                       

г.о. Орехово – Зуево

2019 год

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:

1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

4.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

5.Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).

6.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

7.О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной    /1/    политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

8.Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

      Направленность программы

      Данная программа «Кукольный театр «Галерка» имеет художественно-эстетическую и     общекультурную направленность, ориентирована на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной и познавательной.

Актуальность программы

     Данная программа «Кукольный театр «Галерка» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Эффективно влияет на воспитательно-образовательный процесс. Сплачивает коллектив класса, расширяет культурный диапазон учеников.  Помогает воспитывать, с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности.

     Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду. Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей учащихся.

     В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.

     В художественном мире сегодняшнего школьника, театр занимает более скромное место, чем кино, эстрадная музыка, литература. Детскому  восприятию очень близок кукольный театр, поскольку детям свойственно мысленное одушевление кукол, игрушек, предметов окружающего мира.

   

Педагогическая целесообразность данной программы для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлечѐнностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребѐнка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно – этические чувства, т. к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. У обучающихся воспитывается любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе; развиваются эстетический и художественный вкусы, наблюдательность, трудолюбие, самостоятельность; отрабатывается отчетливое произношение и выразительность речи

Новизна программы состоит в том, что ее основу положены разработки нескольких авторов. Выборочные темы из данных источников объединены, дополнены и адаптированы к условиям работы в нашем учреждении. При разработке использовалась имеющаяся методическая литература и личный опыт автора.

Дети учатся придумывать свои игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

Особенности программы: игровая форма проведения занятий, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Это способствует раскрепощению личности ребенка и служит хорошим переходом от игровой ведущей деятельности школьника к деятельности учебной. На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития обучающихся в организации и проведении кукольных спектаклей, ознакомлении со спецификой театра. Основная, театрализованная, деятельность этой программы – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает  осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

   Адресат программы

     Программа предусматривает посещение занятий обучающимися в возрасте от 7 до 11 лет (1-4 классы).

Цикл программы составляет 1 год обучения, общим объёмом 36 часов.

Количество часов в неделю - 1 час.

Количество обучающихся в группе - 10-15 человек.

При организации занятий по данной программе следует учитывать следующие психологические особенности детей 7-11  летнего возраста:

Учебная деятельность становится ведущей

     В школе приобретаются не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус, меняются интересы, ценности, уклад  жизни ребенка. Ребенок действительно становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию. Важно, чтобы его учебная работа стала осмысленной и эффективной, а для этого должны быть сформированы  учебно-познавательные мотивы, в основе которых  лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии.

     Большое значение имеет формирование такого компонента учебной деятельности, как контроль, и особенно, самоконтроля. Недостаточно контролировать работу по конечному результату, необходим пооперационный контроль. Научить ребенка контролировать сам процесс учебной работы – значит, способствовать формированию произвольного внимания.

     Ребенок должен научиться и адекватно   оценивать свою работу. При этом важна не отметка как таковая, а содержательная оценка – анализ, какие плюсы и минусы имеет выполнение задания.  

     Доминирующей психической функцией становится мышление, и именно словесно-логическое мышление. Но важно  развивать и образное мышление, связывая его с творческим мышлением, воображением ребенка.

     В младшем школьном возрасте появляется рефлексия – осознание детьми своих действий и их результатов.

     Совершенствуется восприятие школьника: для того чтобы ребенок более тонко анализировал качества объектов, педагог должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

     Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности.  Дети становятся способны целенаправленно, произвольно запоминать материал. Совершенствование смысловой памяти  дает возможность освоить достаточно широкий круг рациональных способов запоминания.

     От результативности деятельности непосредственно зависит развитие личности  младшего школьника. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности. 

   Формы организации образовательного процесса.

     Учитывая психологические и возрастные особенности детей, занятия проводятся очно с применением разнообразных методов и приёмов обучения: коммуникативных, наглядных, практических, здоровьесберегающих. Формы: фронтальные, индивидуальные, групповые, парные. С целью создания условий для самореализации детей на занятиях в театре кукол используются:

- игровые элементы, стимулирующие инициативность и активность детей;

- моральное поощрение инициативы и творчества;

- продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности для создания благоприятных социально-психологических условий свободного межличностного общения;

 - регулирование активности и отдыха (расслабления).

     Все это способствует комплексному развитию личности обучающегося.

     Каждый ребенок на занятиях театра кукол активен, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

Занятия строятся на основе принципов:

- доступности;

- вариативности;

- связи обучения с жизнью и жизненным опытом детей;

- развивающего характера обучения;

- психологического комфорта ребенка.

     При этом неуклонно соблюдается индивидуальный подход, принцип от простого к сложному, возможность выбора учащимися форм работы.

Формы организации учебных занятий:

- вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения;

- комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются примерами, видеоматериалами, показом педагога;

 - беседа;

- рассказ;

- дискуссия;

- имитационная игра;

- самостоятельная работа;

-  презентация;

- круглый стол;

- наблюдения;

- спектакль

Методы обучения и воспитания:

Методы обучения:

Игровые методы :организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов.

Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.

Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.

 Волевые методы:предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование деятельности.

Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество,

заинтересованность в результатах, взаимопроверка.

Практические – получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы – тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы.

 Наглядные – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео – роликов, телевизионные версии пластических и театральных  спектаклей)

 Методы воспитания:

- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из

основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой

специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых

ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него

чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.

- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с

использованием способов концентрации внимания и эмоционального

побуждения.

- Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких,

образных текстов, музыкального сопровождения.

- Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении

материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы

Режим занятий

Занятия проходят 1 раза в неделю по 45 минут. Всего 36  часов в год.

В результате освоения программы обучающиеся

узнают:

основные понятия театрального искусства;

- понятие (темп и ритм);

-понятие артикуляция;

-понятие дикция и выразительность.

- правила поведения в театре.

получат опыт:

- в создании образа для спектакля;

-в организации спектакля;

-в создании декораций;

- в межличностном взаимодействии.

смогут:

- делать артикуляционную гимнастику с помощью учителя;

- правильно и четко говорить;

- правильно одевать на руку куклу;

- показывать спектаклей в школе, детском саду.

овладеют:

-навыками правильного дыхания и дикции;

-навыками выразительного чтения;

-навыками чтения в микрофон;

- навыками игры в постановке.

  • ходе освоения программы обучающиеся получат возможность формирования у них универсальных учебных действий:

   в сфере личностных учебных действий:

- развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи;

- способность обучение технике работы с куклами;

- правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе;

- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.);

- умение развивать творческую и трудовую активность ребят, их стремление к самостоятельной деятельности;

-  адекватное понимания причин успешности  деятельности;

- готовность и способность к саморазвитию;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

в сфере регулятивных универсальных учебных действий:

- определять цель деятельности с помощью учителя;

- оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;

- вносить необходимые коррективы;

- уметь планировать работу и определять последовательность действий.

в сфере познавательных универсальных учебных действий:

- осуществлять поиск необходимой информации;

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы с помощью учителя;

- строить логическое рассуждение;

-  самостоятельно включаться в творческую деятельность;

- осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели.

в сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога или диалога).

- слушать и понимать речь других людей;

- договариваться и приходить к общему мнению;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

          Способ определения результативности реализации программы «Кукольный театр «Галерка».

     В процессе обучения учащиеся не получают прямых оценок своей деятельности. Наградой за старание служит радость от выступления перед публикой, мнение окружающих о спектакле, художественном номере. Причем важна не только оценка в целом, но индивидуальная оценка каждого участника – как он понравился окружающим. После премьеры спектакля, художественного номера каждый ребенок высказывает свое мнение о том, что у него получилось очень здорово, а где можно еще подтянуться. Поэтому необходима организация видеосъемки премьеры спектакля и сбор как можно большего количества мнений  зрителей, педагогов, родителей.

Во время просмотра премьеры спектакля необходим подробный анализ положительных моментов и недочетов, при этом подчеркиваются позитивные стороны каждой ситуации.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: спектакль.  

     Спектакль – это творческий отчет, где ребята демонстрируют результаты своей деятельности в течение года.

Объем и срок освоения программы

  • Программа рассчитана на 1 год. Общее количество учебных часов 36.

  • Количество учебных часов в неделю - I занятие в неделю.

  • Продолжительность учебного года: 36 недель.

  • Начало учебного периода для групп первого года обучения - 13.01.2020 г., завершение учебного года - 28.12.2020 г.

  • В период школьных каникул занятия проводятся согласно расписанию.

  • Продолжительность занятий 45 минут.

Форма обучения - очная.

Цель и задачи программы:

 

Цель программы: Развитие творческих способностей детей средствами

кукольного театрального искусства.

Задачи:

Предметные

- раскрыть специфику театра как искусства: познакомить с историей, видами кукольного театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер и т.д.).

- ознакомить с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации);

- изучить технологию и особенности изготовления  куклы;

- освоить навыки, полученные в театрализованных играх, и перенести их в повседневную жизнь.

Метапредметные

- развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

- развитие компетентности в искусстве кукольного театра;

- установление причинно-следственных связей; построение логических рассуждений, умозаключений и выводов;

- формирование умений учебного сотрудничества

Личностные

- развитие способности формулировать свое мнение и умения его отстаивать

-формирование чувства ответственности за порученное дело

-воспитание уверенности в себе и осознание значимости выполненной работы

- воспитание активной жизненной позиции и гражданской ответственности

Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

п/п

аттестации/

Всего

Теория

Прак-

тика

контроля

  1.

Вводное занятие

2

1

1

Наблюдение, опрос.

  2.

Азбука театра

2

1

1

Наблюдение, опрос

  3.

Виды театральных кукол, способы кукловождения и озвучивания кукол.

2

1

1

Наблюдение, опрос,

практическая работа

  4.

Речевой рейтинг

      7

1

6

Практическая работа

  5.

Работа с куклой

7

3

4

Практическая работа

  6.

Постановка спектакля

14

4

10

Практическая работа

  7.

Заключительное занятие

2

0

2

Практическая работа

ИТОГО:

36

11

25

Содержание учебного плана

Вводное занятие 2 ч

Теория 1 ч

Знакомство с дополнительной образовательной программой  «Театр кукол». Цели  и  задачи  творческого объединения. Знакомство педагога  с обучающимися. Правила  поведения  на  занятиях.  Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д.

Практика 1 ч

Игра – импровизация «Чему я хочу научиться».

Азбука театра 2 ч

Теория 1 ч

Из чего складывается театр. Знакомство с профессиями:  актер, режиссер, художник, звукооператор, светооформитель, реквизитор, костюмер  и т.д. Куклы и кукловод. Роль. Актеры. Активизация познавательного интереса  к театру кукол. Просмотр презентации: «Кукольные театры России».

Беседа: «Как устроена сцена», «Что такое одежда сцены», «Разновидности ширм для кукольного театра и их устройство».

Изучение кукольных героев разных стран мира (внешний вид, характер, образ, строение куклы). России -  Петрушка, Англия – Панч, Италия – Пульчинелла,  Франция – Полишинель,  Германия – Гансвурст, и т.д. Просмотр презентации на тему: «Театральные куклы мира». Знакомство с театральной терминологией.

Особенности театрального искусства. культура поведения в театре.

Практика 1 ч

Игра – импровизация «Я - кукла», «Я –актер». Первые навыки работы с куклой.

 

           Виды театральных кукол, способы кукловождения и озвучивания кукол 2 ч.

Теория 1ч

Активизация познавательного интереса  к театру кукол: театр верховых кукол, театр марионеток, театр теней, тростевые куклы, ростовые куклы и др. Просмотр презентации на тему: «Виды театральных кукол». Просмотр кукольного спектакля «Волк и семеро козлят» с последующим анализом (какие виды кукол, какой характер героев, как соединяются слова и действия и т.д.). Основное положение перчаточной куклы. Беседа: «Выразительные возможности определенного вида кукол». Беседа – диалог «Общение с партнером через куклу, как это…» (с постановкой  проблемных ситуаций).

Практика 1ч

Разминка «Пальчиковая игра». Работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой.

Игры – драматизации с куклой (на выбор).

Этюды и упражнения с куклами «Придумай голос герою», «А я так могу, а ты как?» и др. Танцевальные импровизации с куклой (Д. Шостокович «Вальс-шутка», П. Чайковский «Танец маленьких игрушек», М. Глинка «Вальс-фантазия» и др.).

 Закрепление умения работать с перчаточной куклой. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др. Показ этюдов на выбранную тему.

 

           Речевой рейтинг 7 ч

Теория 1 ч

Понятие: «Артикуляционная гимнастика». Активизация подвижности губ и языка. Беседа: «Дикция и ее значение в создании образа». 

Практика 6 ч

Разминка «Хвастливые верблюды», «Веселый пятачок», «Хоботок» и др. (Т. Буденная). Дикционные упражнения: «Пробка», «Косарь», «Телеграмма», «Эхо» (по Н. Пикулевой) и др.Артикуляционная гимнастика.

Активизация подвижности губ и языка. «Птичий двор», «Иголка», «Расчёска», «Улыбка» и др.Артикуляционная гимнастика. Активизация подвижности губ и языка. Упражнения для мышц лица. Гласные звуки. Согласные парные звуки.

Сложные звукосочетания.

 Дети стоят боком к преподавателю. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ходом руки произносится одно из следующих звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло».

 Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игровые задания и упражнения («Насос», «Мыльные пузыри», «Пчелы», «Надуй шар», «Егорка» и др.).

 Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок.

Игра: «Повтори за мной», «Поймай комарика», «Свеча» и др.

Игра «Испорченный телефон».

Игра «Эхо», «Баня», «Капризуля» и др.

Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.

Упражнения на посыл звука в зал. Игра в скороговорки (главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое). Упражнения на  развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола», «Чудо-лесенка», «Я» (из упражнений Е. Ласкавой)    и др.

 Упражнение на развитие дикции: цепочка буквосочетаний:  ба-бо-бу-бы-би-бэ и др. Игра в скороговорки и чистоговорки. Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями (А. Барто, С. Михалков).

Упражнение на развитие дикции.

Упражнения со звуками

«Треугольник».

С предельно точной артикуляцией каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.

«Я»

(из упражнений Е. Ласковой). Участнику становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произноситься буквы из треугольника.

Упражнение на развитие дикции.

«Соединение гласной и согласной».

В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.

Упражнение на развитие дикции.

«Скакалка»

Произносится текст ритмичного стихотворения, дети прыгают со скакалкой, чётко отслеживая доборы воздуха.

Катер, катер, белый катер

Белый, белый катерок

Катит, катит, словно гладит

Скатерть белый утюжок.

«Упражнение с мячом».

Стукая мяч об пол читать стихи:

Барабанил в барабан

Барабанщик Андриан

Барабанил, барабанил

Бросил барабан

Работа над интонационной выразительностью речи.  «Чистоговорка в образе».

Упражнения над голосом в движении  «1, 2, 3, 4, 5  — будем дружно мы играть». 

Упражнение на развитие интонационной выразительности «Я очень люблю свою маму», «Придумай другой финал сказки».

Развитие масочного звука.

«Больной зуб».

Участникам предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук должен направляться в затылок. При выполнении каждый участник должен добиваться, чтобы у него дрожали ноздри, а губам было щекотно.

Развитие диапазона голоса

«Этажи»

Педагог выбирает мальчика, который задаёт самый низкий звук. Все остальные должны подстроиться к нему. Затем ведущий поднимает звук на одну ступеньку вверх, произнося слова: «Второй этаж». Все повторяют эти слова уже в новой «тональности». Третий этаж – ещё одна ступенька вверх. И тек до пятого этажа. Затем дети при помощи голоса «спускаются» в «подвал». Это упражнение можно довести до 15 «этажей», но постепенно, по мере того как у ребёнка будет расширяться диапазон голоса.

Развитие диапазона голоса

«Маляр»

Ребята красят забор, и в месте с рукой перемещается их голос: «Вверх и вниз, вверх и вниз…»

«Колокола»

По принципу «этажей» дети опускают и поднимают звук на слоги: «бом», «бим», «дили», «дон» и т.д. Когда максимальный диапазон звучания достигнут, педагог предлагает новое задание. Студийцы распределяются по группам. За каждой закрепляется один из слогов, который произносится в определённом ритме. Когда каждая группа усвоила свою «партию», они объединяются в совместном звучании. Возникает своеобразная полиритмия – гармоничный «колокольный звон».

Работа с куклой 7 ч

Теория 3 ч

Понятие «Игра».Работа с куклой на задание. Голос и движения куклы. Понятие «Игра», возникновение игры. Актуальность и значение игры в кукольном спектакле. Обучение слушать партнера, стараться его понять, оценить его слова и поведение.  Последовательность действий своих и партнера (ты-мне, я-тебе, «петелька-крючочек»). Детальное обучение работы над ширмой. Помощь друг другу в управлении куклами. Показ как правильно «говорит» кукла, как появляется и удаляется. Показ и объяснение работы с куклой за столом и ширмой. Показ и объяснение упражнений с предметом (куклы тащат мешок, строят дом, вытирают пыль, передают друг другу мяч и др.) Беседа – диалог: «Внутренняя  и внешняя характерность персонажа, образа. Характер и  внешний облик куклы, их связь и отношения».

Просмотр кукольного спектакля «Три поросенка» (анализ  движений и речи куклы, определение характера  персонажа по интонации голоса). Беседа: «Предлагаемые обстоятельства -  что это?». Беседа – рассуждение: «Что такое роль  и образ в кукольном спектакле». Беседа: «Жест и его значение в работе актера – кукольника». Упражнения на отработку выразительности жестов в работе с куклой: «Угадай жест», «Повтори цепочку жестов», «Зеркало» и др. Беседа: «Особенности речи в характере персонажа». Беседа – диалог «Выразительные возможности определенного вида кукол».

Практика 4 ч

Игры  и упражнения на развитие внимания: «Что ты слышишь», «Радиограмма», упражнение с предметами, «Руки-ноги», «передай позу», «Фотограф».

Игры на развитие согласованности действий: «Дружные звери», «Телепаты», «Живой телефон», «Печатная машинка».Игры на развитие согласованности действий: Этюды с перчаточными куклами «В театре Карабаса Барабаса».

Игры по домашнему заданию «История моей игрушки» - Слушаем, запоминаем, пересказываем.

Пальчиковая гимнастика. Тренировка вождения куклы и её озвучивание.

Этюды и упражнения с куклой на развитие выразительности жеста: «Кукла поет», «Кукла дразнится», «Кукла смеется», «Кукла прячется», «Дружно делаем зарядку».

Этюды на воспроизведение отдельных черт  характера: «Медведь – ленивый», «Заяц – трусливый», «Волк – злой», «Бельчонок – веселый» и т.д.

Этюды  с куклой на развитие внимания: «Лису позвали», «Лису испугали», «У лисы отняли…», «Дружные звери».Этюды на развитие фантазии и воображения: «Магазин игрушек», «Подарок на День рождения» и др.Упражнения с куклами на умение сочетать словесное действие с физическим (куклы встречаются, разговаривают, оценивают друг друга слова и поведение и др.). Передача характера через голос и движение. Творческие задания на наделение куклы характером и движением в предлагаемых обстоятельствах. Игра «Оживление куклы», «Что было бы, если бы…». Сочинение и драматизация  сказок «Истории  с теми героями, которые «ожили»».

Музыкальная гостиная «Куклы пляшут и поют».

Постановка спектакля 14 ч

Теория 4 ч

Работа над текстом. Чтение сценария педагогом. Беседа о прочитанном. Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Материальная часть спектакля: реквизит, устройство ширмы, декорации. Особенности кукол, используемых  в спектакле. Знакомство детей с музыкальными произведениями, отрывками которые будут звучать в спектакле. Беседа: «Принцип соотношения декораций и куклы: «темное» на «светлом» - «светлое» на «темном». Беседа: «Принцип соотношения декораций и куклы: «темное» на «светлом» - «светлое» на «темном». Беседа: «Музыка и движение куклы». Беседа: «Принцип соотношения декораций и куклы: «темное» на «светлом» - «светлое» на «темном».

Практика 10 ч

Распределение ролей для постановки в кукольном спектакле. Чтение сказки по ролям. Репетиции за столом. Обработка чтения каждой роли (умение вживаться в свою роль, интонационно передавать настроение и характер персонажа). Совершенствовать умение находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Упражнения  и этюды для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев. Застольная репетиция спектакля. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики (упражнения и этюды с куклами по сюжету сказки). Определение основных мизансцен по сюжету спектакля. Репетиции мизансцен. Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. Репетиция  пролога, 1 и 2 эпизода спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначение ответственных за реквизит, декорации, костюмы кукол. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.

Репетиция спектакля по эпизодам. Работа над  характером ролью. Изготовление декораций, реквизита, бутафории. Завершение изготовлений реквизита, декораций к спектаклю. Групповые и индивидуальные репетиции. Совершенствование выразительности движений, интонационной выразительности. Поведение героя в определенных предлагаемых обстоятельствах. Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Обучение детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями. Осмотр кукол, декораций, реквизита используемых в показе. Ремонт одежды кукол. Подготовка недостающего реквизита и кукол. Генеральная репетиция.

            Заключительное занятие 2 ч

Практика 2 ч

Изготовление афиши. Показ спектакля. Анализ мероприяти

Материально-техническое обеспечение

Наименование ТСО

Количество

Назначение

1

Компьютер или ноутбук с доступом в Интернет

1

Для

проведения

учебных занятий

2

Мультимедийный проектор

I

3

Принтер

1

4

Экран настенный

1

5

Доска настенная 3-х элементная (магнитная)

1

6.

Театральная ширма

1

7.

Коллекция музыки для детей

1

8.

Комплект кукл

1

9.

Декорации к спектаклям

1

Кадровое обеспечение

     Учитель начальных классов и педагог дополнительного образования, имеющий  высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы или лицо, не имеющее соответствующего образования, но обладающее достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, представленное по рекомендации директора учреждения, в порядке исключения, на должность педагога дополнительного образования.

Формы аттестации

    В процессе обучения учащиеся не получают прямых оценок своей деятельности. Наградой за старание служит радость от выступления перед публикой, мнение окружающих о спектакле, художественном номере. Причем важна не только оценка в целом, но индивидуальная оценка каждого участника – как он понравился окружающим. После премьеры спектакля, художественного номера каждый ребенок высказывает свое мнение о том, что у него получилось очень здорово, а где можно еще подтянуться. Поэтому необходима организация видеосъемки премьеры спектакля и сбор как можно большего количества мнений  зрителей, педагогов, родителей.

Во время просмотра премьеры спектакля необходим подробный анализ положительных моментов и недочетов, при этом подчеркиваются позитивные стороны каждой ситуации.

Ежегодно театр даёт творческий отчёт – спектакль, где ребята демонстрируют результаты своей деятельности в течение года.

Оценочные материалы

Оценивание степени сформированности умений и навыков самостоятельной деятельности обучающихся по созданию спектакля важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:

- степень самостоятельности в выполнении различных заданий;

- практическое использование предметных и общешкольных ЗУП;

- количество новой информации использованной для выполнения задания или проекта;

- степень осмысления использованной информации;

- уровень сложности и степень владения использованными методиками;

- оригинальность идеи, способа решения проблемы;

- качество выполненной работы;

- уровень организации и проведения спектакля

- владение рефлексией.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кукольный театр «Галерка» разработано в форме образовательно-методического комплекса, который включает набор компонентов, предполагающих как целостное, так и модульное использование материалов УМК. В том числе:

1. Научно-методические

Для обучающихся в кабинете оформлены:

Инструкции по ТБ

Журналы и книги по театру.

Оформлен стенд коллектива.

Папка с репертуаром коллектива, сценарии и сказки.

Шкаф с отделениями под реквизит и куклы.

Ведется папка накопления материалов.

Видеоматериалы и презентации по организации

Перечень массовых мероприятий (конкурсы, выставки и т.п.) проводимые по направлению детского объединения различными учреждениями и организациями (муниципальными, региональными и т.д.).

2. Материально-техническое и санитарно-гигиенические условия.

Кабинет.

Материалы для изготовления декораций.

Ширма, театральные куклы.

Список литературы

Для обучающихся:

1. Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 2013 г

2. Артемьева Л.В. «Театральные игры дошкольников» М., Просвещение, 2013 г

3. Наши руки не для скуки. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы. Перевод с английского Т.Ю.Покидаевой. Москва «РОСМЕН», 2015.- 65 с.

4.Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2014. – 192с., с илл.- (Внимание: дети!).

5.  «Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 2013

Для педагогов:

1. Артемьева, Л.В. «Театральные игры дошкольников» М., Просвещение,2013 г

Детский фольклорный кукольный театр. Сборник методических материалов / Сост. Н.Ф.Филиппова.- Горно-Алтайск, 2015. – 64 с.

2.  Кидин, С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии / С.Ю. Кидин, отличник нар.просвещения, заслуж.работник культуры. – Волгоград: Учитель, 2014. – 153 с.

3. Кукольный театр:программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1-9 классы/ авт-сост. А.Д. Крутенкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 200 с.

4. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы / С.В.Логинов. – Волгоград: Учитель, 2015. – 187 с.

5. Наши руки не для скуки. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы. Перевод с английского Т.Ю.Покидаевой. Москва «РОСМЕН», 2015.- 65 с.

6. Театрализованные игры для младших школьников / сост.Р.В. Димитренко. – Волгоград: Учитель, 2015. – 91 с.

7. Театральная карусель: инсценированные истории и сказки / авт. – сост. Е.А. Гальцова. Волгоград: Учитель, 2013. – 215 с.

8. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2014. – 192с., с илл.- (Внимание: дети!).

9. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. – М.:Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2016. – 240 с.- (Театр и дети).

Интернет-ресурсы

1. http://www.edu21.cap.ru/home/5100/teatr/ypragnenie/akter.htm

2. https://4brain.ru/akterskoe-masterstvo/

3. http://skazochnikonline.ru/index/scenarii_kukolnykh_spektaklej/0-2888

4. http://www.proshkolu.ru/user/nadegda797/blog/410016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ФГОС) физкультурно-спортивной направленности по черлидингу «Топ - Хлоп»

Черлидинг как физкультурно-спортивное массовое движение применяется в целях всестороннего, гармоничного физического развития, укрепления здоровья, совершенствования двигательных функций, осанки занима...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукольный театр «Сказка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Кукольный театр «Сказка»Срок реализации:  2 годаВозраст обучающихся: с 7-10 лет. Автор программы:учитель начальных классовМягкова...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности

Дополнительная общеразвивающая программа "Театральная студия "Карусель" имеет художественно - эстетическую направленность, направлена на развитие эстетических  и творческих способн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному направлению «Уроки милосердия»

Введение учебного курса «Уроки милосердия» в 1-3 классах на начальной ступени образования гармонично дополняет содержание образовательной области ФГОС «Основы духовно-нравственной ку...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа и КТП спортивной направленности «Юный шахматист»

 В основу программы заложены основополагающие принципы интеллектуально-спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики. Целью являет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Мастерилка»

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая большое внимание уделяет развитию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединения "Кукольный театр" для детей 7-12 лет

Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в ми...