Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа и КТП спортивной направленности «Юный шахматист»
рабочая программа по физкультуре (2, 3, 4 класс)

   В основу программы заложены основополагающие принципы интеллектуально-спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики. Целью является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности воспитанника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_i_ktp_po_shahmatam_yunyy_shahmatist.docx60.77 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Больше - Ломовисский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

спортивной направленности «Юный шахматист»

3. Сведения об авторе

Лаптева Лариса Анатольевна, педагог дополнительного образования

Сведения о программе

4.1. Нормативная база:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р);

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196;

Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 года №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской   Федерации от 4 июля 2014 года №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

4.2.Область применения

Дополнительное образование

4.3.Направленность

Интеллектуально-спортивная

4.4. Тип программы

Модифицированная

4.5.Целевая направленность программы

Общеразвивающая

4.6.Возраст обучающихся

7-11лет

4.7. Продолжительность обучения по программе

1 год

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка

   В основу программы заложены основополагающие принципы интеллектуально-спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики. Целью является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности воспитанника.

Новизна дополнительной общеобразовательной  программы заключается в уровне интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.

Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Актуальность программы:

В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

     Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

     Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.

     При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

    Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личностных и метапредметных результатов.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Отличительные особенности программы: 

Одной из отличительных особенностей данной программы является многозадачность. Многозадачность выражается в необходимости реализации учебных, спортивных, воспитательных и досуговых задач одновременно. В отличии от специализированных спортивных клубов и школ, главной задачей которых является спортивная результативность, подростковых клубов, где главная задача – обеспечить досуг учащихся, представленная программа должна гармонично сочетать все эти направления работы. В зависимости от способностей и потребностей учащихся программа должна предоставлять возможность всем желающим как интересно провести свободное время, так и обеспечить им условия для дальнейшего спортивного роста.

Еще одной особенностью реализации программы «Шахматы» в школе является высокая степень изолированности. Опыт показывает, что контингент учащихся ограничен учениками школы, привлечь учащихся из других школ удается крайне редко. Это приводит к большим сложностям в реализации спортивных задач, выполнении учащимися разрядов, организации практических занятий. Играя с одними и теми же соперниками, творческий и спортивный рост шахматистов замедляется, а лидеры перестают совершенствоваться, т.к. не имеют соперников своего уровня.

Данная проблема может быть решена организацией регулярных выездных практических занятий и соревнований, участием учеников в районных соревнованиях и турнирах.

Учащиеся, посещающие занятия, имеют различную мотивацию. Большинство учащихся слабо мотивированы и не ставят перед собой никаких спортивных задач, а приходят за компанию с друзьями или скоротать время в ожидании родителей. От педагога требуется приложить массу усилий, чтобы мотивация учащихся стала позитивной.

Каждый класс в школе является коллективом с уже установившимися психологическими связями. Как правило, в каждом классе формируются одна или несколько малых групп, состоящих из учащихся, более тесно связанных дружбой и общими интересами. Педагогу при реализации программы и привлечении контингента учащихся рекомендуется определить психологических лидеровзаинтересовать их шахматами, что обеспечит сохранность контингента и стабильность в детском коллективе.

    Необходимо также учесть, что учащиеся на момент начала занятия уже длительное время находились и общались в школе, в классе, в коллективе, в группе продленного дня.

    По этой причине у учащихся раньше наступает психологическое утомление, влияющее на поведение, степень освоение материала, практическую силу. Педагогу необходимо учитывать эти обстоятельства при проведении занятий.

   Педагогическая целесообразность представленной программы обусловлена дефицитом образовательных программ по шахматам. Данная программа специально разработана для реализации в начальной школе в рамках ОДОД.

Адресат программы и условия набора

Программа «Юный шахматист» адресована детям 7-11лет. Программа адресована как для девочек, так и для мальчиков.

Основными разделами курса являются темы: тактика, стратегия, история и решение задач, основы шахмат, как тактика, дебют, чемпионы мира.

       При обучении детей шахматам их знания должны пополняться и элементарными сведениями исторического характера. В курсе не ставится задача подробного изучения творчества шахматистов, а предполагает лишь первое знакомство с лучшими представителями этой древней игры. Самостоятельные экскурсии в мир шахматной истории формируют и развивают у младших школьников навык чтения.

Объём и срок освоения программы

Программа «Юный шахматис» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов на весь период обучения – 35 часов.

Формы и режим занятий

Количество занятий в неделю – 1 час в неделю, 1 раз по 1 часу. (45мин.) Всего 35 часов в год. Форма обучения: очная. Для лучшего усвоения материала занятия могут проводиться как по группам, так и по подгруппам.

1.  Групповые занятия.

- рассказ: теоретические вопросы объясняет педагог;

-тактика: закрепление пройденного материала детьми в игровой форме.

2. Занятия по подгруппам. Проводится разбор только что сыгранной партии, при этом остальные учащиеся еще продолжают игру.

3. Индивидуальная работа.

- работа с заданиями по тактике;

- работа с дебютными справочниками;

- работа с литературой во время занятия (с помощью педагога или самостоятельно);

- тренировочные партии.

Процесс обучения учащихся заключается в комплексном освоении теоретического и практического материала, а так же включает в себя организационную работу. Для более глубокого усвоения теоретической части проводятся практические занятия, соревнования, индивидуальное изучение материалов.

Таким образом, программа предусматривает 3 основные формы занятий:

- комплексное занятие,

- практическое занятие,

- участие в школьных турнирах.

Комплексные занятия состоят из повторения пройденного материала, изучения нового теоретического материала и закрепления его практикой. Например, после изучения темы «пешка» дети играют одними пешками; после изучения темы связка и рассмотрения учебных примеров они решают примеры на связку; после изучения определенного дебюта – разыгрывают и играют партии этим началом.

Практические занятия не содержат изучение нового материала и целиком посвящены практике в игровой форме, которые могут проходить как под руководством педагога, так и при самостоятельном выполнении поставленных задач.

1.2. Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы:

образовательные:

  • Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.
  • Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.
  • Научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.
  • Научить детей работать самостоятельно.
  • Научить школьников планировать свою игру и работу.

развивающие:

  • Развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции).
  • Повысить уровень спортивной работоспособности.
  • Развивать интеллектуальные способности.
  • Расширить кругозор ребёнка.
  • Развивать творческое мышление.
  • Формировать познавательную самостоятельность.

воспитывающие:

  • Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
  • Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность.
  • Формировать способности к самооценке и самоконтролю.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов.

    Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику.

   Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

Требования к результатам освоения:

Личностные:

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

12

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
  • Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

1.3. Содержание программы

Учебный план

п/п

Раздел

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

Мир шахмат

3

2.1

Первое знакомство с Шахматным королевством.

0.5

0.5

2.2

Шахматы – спорт, наука, искусство

0.5

0.5

2.3

 Шахматная доска – поле шахматных сражений.

0.5

0.5

3

Шахматные фигуры

11

3.1

Правила игры. Первоначальные понятия.

0.5

1.5

3.2

Шахматные фигуры. Первое знакомство. Тактика игры.

0.5

1.5

3.3

Благородные пешки черно-белой доски

0.5

0.5

3.4

Король – самая важная, главная фигура. Стратегия игры.

0.5

0.5

3.5

Ладья.

0.5

0.5

3.6

Слон.

0.5

0.5

3.7

«Могучая фигура» Ферзь.

0.5

1.5

3.8

 Конь

0.5

0.5

4

Стратегия игры

14

4.1

Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.

0.5

0.5

4.2

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха

1

2

4.3

Мат – цель игры.

1

1

4.4

Техника «матования» одинокого короля.

0.5

0.5

4.5

Ничья. Пат

0.5

0.5

4.6

Рокировка.

0.5

0.5

4.7

Шахматная партия. Начало шахматной партии.

0.5

0.5

4.8

 Дебют. Правила и законы дебюта.

0.5

1.5

4.9

Короткие шахматные партии.

1

4.10

Сеансы одновременной игры.

0.5

0.5

5

Шахматные игры

6

5.1

Занимательные страницы шахмат.

0.5

0.5

5.2

Конкурсы решения задач, этюдов.

1

5.3

Спортивно-массовые мероприятия. Соревнования.

2

5.4

Повторение

0.5

0.5

5.5

Итоговый урок

1

ИТОГО

13

22

35

Содержание программы

1. Вводные занятия. Техника безопасности.

Теория: Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Содержание и режим занятий. Инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях).

2. Первое знакомство с Шахматным королевством. Шахматы – спорт, наука, искусство.

Теория: Краткая история шахмат. Возникновение и родина шахмат. Начальные сведения. Различные системы проведения шахматных соревнований.

3. Шахматная доска – поле шахматных сражений. Правила игры. Первоначальные понятия.

Теория: Правила турнирного поведения. Знакомство с основными понятиями:

  • Горизонтали
  • Вертикали
  • Диагонали
  • Центр, фланги.

Практика:

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее. Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.

«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: «Вторая горизонталь»).

«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ.

(Например: «Диагональ е1 — а5»).

«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

Игра «Почтальон».

4. Шахматные фигуры. Первое знакомство.

Теория: Белая и черная армии. Правило «Тронул - ходи!».

Практика:

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

5. Благородные пешки черно-белой доски.

Теория: «Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла — фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила. «Подножка» (правило взятие на проходе).

Практика:

Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

Дидактические игры и задания

«В бой идут одни только пешки», «Игра на уничтожение», «Атака неприятельской фигуры».

6. Король  самая важная, главная фигура.

Теория: Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).

Практика:

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение», «Один в поле воин».

7. Ладья.

Теория: Прямолинейная, бесхитростная. Ход, взятие.

Практика:

Дидактические игры и задания

Одна против пешек. Лабиринт. «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Кратчайший путь».

Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры».

8. Слон.

Теория: Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Где сильнее: на краю, в центре, в углу? Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона.

Практика:

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Сними часовых», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

9. «Могучая фигура» Ферзь.

Теория: «Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя. Ход, взятие. Где сильнее? Центр, край, угол. Ферзь против ладьи, слона.

Практика:

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», »Кратчайший путь», «Захват контрольного поля».

10. Конь.

Теория: «Прыг, скок и вбок». Ход, взятие, сила. Необычный шаг. Ходит буквой «Г» и так и сяк. Игра конем на усеченной доске. Центр, край, угол. Конь против ферзя, ладьи, слона.

Практика:

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение», «Сними часовых», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», »Кратчайший путь», «Захват контрольного поля».

11. Сравнительная характеристика и относительная ценность фигур.

Теория: Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.

Практика:

Дидактические игры и задания

«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько?». «Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

12. Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

Теория: Что такое шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Практика: Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

13. Мат – цель игры.

Теория: Понятие шахматного термина «мат». Мат - цель шахматной игры.Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

Практика: Решение простейших шахматных задач на мат одинокому королю.

Решение шахматных задач на все виды шахматных матов: линейный, мат с поддержкой, диагональный, вертикальный, горизонтальный маты.

Дидактические игры и задания

«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля не останется никакого количество полей для отхода.

Решение задач на шахматных листочках «1000 шахматных заданий».

14. Техника матования одинокого короля

Теория: Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Практика:

Дидактические игры и задания

«Шах или мат». Шах или мат черному королю?

«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.

«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

15. Ничья. Пат.

Теория: Варианты ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.

Практика:

Дидактическое задание

«Пат или не пат».

16. Рокировка.

Теория: Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Практика:

Дидактическое задание

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

17. Шахматная партия. Начало шахматной партии. Правила и законы дебюта.

Теория: Начало шахматной партии. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Правила и законы дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания.

Практика: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

18. Короткие шахматные партии.

Теория: Расстановка фигур перед шахматной партией.

Правило: «Ферзь любит свой цвет».

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы.

Практика:

Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

Дидактические игры и задания

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

19. Занимательные страницы шахмат.

Теория: Шахматные сказки.

Практика.

Практическая игра всеми фигурами из начального положения.

Решение шахматных задач. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

20. Спортивно-массовые мероприятия.

Теория: Подготовка к соревнованиям. Психологическая подготовка юного спортсмена к соревнованиям.

Практика.

Участие в соревнованиях и турнирах.

Начальные сведения

1. Введение. Доска, фигуры, горизонтали, вертикали, центр-горка, край и угол. Нотация, адреса фигур.

2. Запись шахматной позиции, город-почтальон, морской бой.

3. Ладья: ходы, взятия, линейный и двойной удары, сила. Игра «Курица и зёрна».

4. Cлон: ходы, взятия, линейный и двойной удары, сила. Игра «Курица и зёрна».

5. Король и ферзь: ходы, взятия, удары, сила.

6. Конь: ходы, взятия, двойной удар, сила. «Курица и зёрна». Игра «Скачем на коне» или «Кто лучший джигит?».

7. Пешки: ходы, взятия, удары, превращение, сила.

8. Шах, пат, мат. Игра «Пять шахов».

Начало партии

9. Как начинать шахматную партию: расстановка, центр, развитие. Игра «Двухходовка».

10. Рокировка и всё о ней.

11. Как записывать шахматную партию.

12. Как записывать партию. Дебют: испанская партия.

13. Законы дебюта, детский мат. Заповеди.

14. Относительная ценность фигур.

15. Решение задач. Мат в 1 ход.

Матование одинокого короля

16. Мат 2 ладьями. Сторож и охотник. План матования.

17. Решение задач на линейный мат.

18. Мат ферзем. Вдох-выдох. План.

19. Линейный мат ладьей. План.

20. Квадратный мат ладьей. План.

21. Мат двумя слонами. План.

22. Шахматные игры: «До первого шаха», «Танцуем все».

23. Решение задач на мат ладьёй, ферзём в 1-2 хода.

Пешечные окончания

24. Окончания. Король с пешкой против короля, вагончик.

25. Пешечные окончания. Правило квадрата.

26. Пешечная структура. Сильные и слабые пешки.

27. Пешка против ферзя.

28. Практическое занятие. Шахматные игры «Танцуем все», «Двухходовка», «До первого шаха».

29. Решение задач на проведение пешки и мат в 1 ход.

Дидактические игры и задания:

«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника

«В бой идут одни только пешки». Практическая игра пешками.

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

1.4.Планируемые результаты

К концу обучения учащиеся:

будут знать:

1.Правила игры, названия фигур и их игровые возможности.

2.Основные шахматно-шашечные термины.

3.Имена известных гроссмейстеров.

Обучающиеся должны уметь:

1.Играть в шахматы и шашки, соблюдая правила.

2.Читать и записывать ходы.

3.Пользоваться шахматными часами.

4.Понимать игровые шахматные и шашечные термины.

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарный учебный график 

Количество учебных недель – 35.

Начало занятий – с 9 сентября, окончание занятий – 31 мая.

2.2. Условия реализации программы

Условиями для успешной реализации программы является правильное формирование групп учащихся с учетом физиологических, психологических и возрастных особенностей, и соответствующий уровень материально-технического обеспечения.

Материально-техническое обеспечение программы

- светлое помещение с большими окнами,

- наличие дополнительного освещения для вечерних занятий,

- удобные столы и стулья,

- школьная доска для записей учителя,

- шкаф для хранения шахмат, часов, книг и бланков,

- демонстрационная шахматная доска,

- шахматы и доски,

- шахматные часы.

2.3. Формы аттестации

Для оценки результативности учебных занятий применяется:                       

  • Начальная диагностика  проводится с детьми на первых вводных занятиях на каждом этапе обучения, чтобы выявить уровень  ЗУН, которые имеют дети.
  • Промежуточный контроль  может проводиться в форме соревнований на занятиях в творческом объединении, участии в районных соревнованиях по шахматам. Теоретическую  часть занятия  промежуточного контроля  можно провести в форме викторины или игры. Практическая работа – это товарищеская игра.
  • Итоговый контроль:

- соревнования школьного, районного и регионального уровня.

2.4. Методическое обеспечение:

Программа предполагает использование следующих методик обучения:

- методика индивидуального обучения (обуславливает особый подход к каждому учащемуся);

- методика проблемного обучения (поиск самостоятельных решений в освоении теории, техники и приемов в шахматах);

- методика дифференциального обучения (предполагает разную сложность заданий по одной теме в зависимости от способностей учащихся).

Основываясь на принципах систематичности и последовательности, доступности и наглядности, сознательности и активности, можно выделить следующие методы обучения:

- словесный – беседа, объяснение, рассказ, дискуссия, лекция;

- наглядный – позволяет использовать разнообразные дидактические материалы (карточки с задачами, демонстрация на магнитной доске);

- игровой – предусматривает создание игровой ситуации и ее разрешение

2.5. Оценочные материалы

Вид контроля

Диагностическая

методика

Цель диагностики

Вводный контроль

(начальная диагностика)

Опрос, тестирование,

практические задания

Определение потенциала

учащихся

Текущий контроль

Зачет, тестирование,

практические задания

Выявление мотивов

учащихся в деятельности.

Определение уровня

освоения материала.

Промежуточный

контроль (промежуточная

диагностика)

Контрольные,

практические задания,

зачет, игра, соревнования.

Определение уровня

освоения материала

программы.

Итоговый контроль

(итоговая диагностика)

Зачет. Игра.

Соревнование

Определение

результативности

процесса обучения

учащихся.

Определение уровня

освоения программы.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

№ п\п

Название темы

Приёмы и методы

Формы

занятий

Материально- техническое оснащение, дидактико-методический материал

1

Вводное занятие

Фронтальный,

репродуктив-ный.

Беседа

Инструкция по ТБ

Правила поведения обучающихся на занятиях

2

Первое знакомство с Шахматным королевством.

Групповой,

индивидуаль-ный,

продуктивный

Решение шаматных задач

Шахматные доски с набором шахматных фигур

3

Шахматы – спорт, наука, искусство.

Групповой, продуктивный

Лекция

Шахматные доски с набором шахматных фигур

4

 Шахматная доска – поле шахматных сражений.

Групповой,

индивидуаль-ный,

продуктивный

Игровые упражне-ния

Шахматные доски с набором шахматных фигур

5

 Правила игры. Первоначальные понятия. 

Групповой,

индивидуаль-ный

Разбор классичес-ких упражне-ний

Шахматные доски с набором шахматных фигур

6

Шахматные фигуры. Первое знакомство. Тактика игры.

Групповой,

индивидуаль-ный,

продуктивный

Разбор классичес-ких упражне-ний

Шахматные доски с набором шахматных фигур

7

Благородные пешки черно-белой доски.

Групповой,

индивидуаль-ный,

продуктивный

Разбор специально подобран-ных позиций

Шахматные доски с набором шаматных фигур

8

Король – самая важная, главная фигура. Стратегия игры.

Групповой,

индивидуаль-ный,

продуктивный

Разбор специально подобран-ных позиций

Шахматные доски с набором шахматных фигур

9

Ладья.

Групповой,

индивидуаль-ный,

продуктивный

Разбор специально подобран-ных позиций

Шахматные доски с набором шахматных фигур

10

Слон.

Групповой,

индивидуаль-ный,

продуктивный

Разбор специально подобран-ных позиций

Шахматные доски с набором шахматных фигур

11

«Могучая фигура» Ферзь.

Групповой,

индивидуаль-ный,

продуктивный

Разбор специально подобран-ных позиций

Шахматные доски с набором шахматных фигур

12

 Конь.

Групповой,

индивидуаль-ный,

продуктивный

Разбор специально подобран-ных позиций

Шахматные доски с набором шахматных фигур

13

Сравнитель-ная характеристика и относитель-ная ценность фигур.

Групповой,

индивидуаль-ный,

продуктивный

Анализ сыгранных партий

Шахматные доски с набором шахматных фигур

14

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

Групповой,

индивидуаль-ный,

продуктивный

Разбор специально подобран-ных позиций

Шахматные доски с набором шахматных фигур

15

Мат – цель игры.

Групповой,

индивидуаль-ный,

продуктивный

Решение шахматных задач

Шахматные доски с набором шахматных фигур

16

Техника «матования» одинокого короля.

Групповой,

индивидуаль-ный,

продуктивный

Решение шахматных задач

Шахматные доски с набором шахматных фигур

17

Ничья. Пат

Групповой,

индивидуаль-ный,

продуктивный

Разбор специально подобран-ных позиций

Шахматные доски с набором шахматных фигур

18

Рокировка.

Групповой,

индивидуаль-ный,

продуктивный

Разбор специально подобран-ных позиций

Шахматные доски с набором шахматных фигур

19

Шахматная партия. Начало шахматной партии.

Групповой,

индивидуаль-ный,

продуктивный

Самостоя-тельная работа

Шахматные доски с набором шахматных фигур

20

 Дебют. Правила и законы дебюта.

Групповой,

индивидуаль-ный.

Частично- поисковый

Разбор специально подобран-ных позиций

Шахматные доски с набором шахматных фигур

21

Короткие шахматные партии.

Групповой,

индивидуаль-ный.

Частично- поисковый

Разбор классичес-ких партий

Шахматные доски с набором шахматных фигур

22

Сеансы одновремен-ной игры.

Групповой,

индивидуаль-ный.

Частично- поисковый

Разбор классичес-ких партий

Шахматные доски с набором шахматных фигур

23

Заниматель-ные страницы шахмат.

Групповой,

индивидуаль-ный, репродуктив-ный

Разбор классичес-ких партий

Компьютеры

24

Конкурсы решения задач, этюдов.

Групповой,

индивидуаль-ный, частично-поисковый

Тренировочные игры с компьюте-ром

Компьютеры

25

Спортивно-массовые мероприятия. Соревнования

Групповой,

индивидуаль-ный,

частично-поисковый

Самостоя-тельная работа

Шахматные доски с набором шахматных фигур

26

Повторение

Групповой,

индивидуаль-ный, продуктивный

Тренировочные игры с компью-тером

Компьютеры

27

Итоговый урок

Групповой,

индивидуаль-ный, продуктивный

Соревнования

Шахматные доски с набором шаматных фигур

Список литературы

1. Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. – М.: Физкультура и спорт, 1976

2. Авербах Ю. Л. Что нужно знать об эндшпиле. – М.: ФиС, 1979.

2. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов.-М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969.

3. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций.- Киев: Радянська школа, 1986.

Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры.- М.: ФиС, 1983.

4. Калиниченко Н.М. Шахматная стратегия. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ФГОС) физкультурно-спортивной направленности по черлидингу «Топ - Хлоп»

Черлидинг как физкультурно-спортивное массовое движение применяется в целях всестороннего, гармоничного физического развития, укрепления здоровья, совершенствования двигательных функций, осанки занима...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный скульптор»

Знакомство с пластическими материалами, их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса. Изучение закономерностей и правил работы с пластичными материалами. Изучение способо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по духовно-нравственному направлению «Уроки милосердия»

Введение учебного курса «Уроки милосердия» в 1-3 классах на начальной ступени образования гармонично дополняет содержание образовательной области ФГОС «Основы духовно-нравственной ку...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Юный эколог»

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно–эстетической, общекультурной направленности «Кукольный театр «Галерка»

Данная программа «Кукольный театр «Галерка» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школь...