Проект "Декада по литературному чтению"
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Гуляева Светлана Владимировна

Поскольку внеурочная деятельность является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Форм внеурочной деятельности множество, но одной из них является предметная декада. В нашей Прогимназии такие мероприятия, получили широкое распространение и проводятся по всем изучаемым предметам. Они требуют длительной и тщательно продуманной подготовки. Данный проект может быть использован педагогами в урочной и во внеурочной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dekada_po_literaturnomu_chteniyu.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРОГИМНАЗИЯ № 81» Г. СЫКТЫВКАРА.

Проект «Декада по литературному чтению»

Разработал и провел:

Воспитатель группы продленного дня

Гуляева Светлана Владимировна

2019 г.

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».                                                  

 В.А.Сухомлинский

Традиционно в январе в нашей Прогимназии проводится декада по литературному чтению. В этом году декада проходит под девизом «Книжная декада шагает по планете»

Цель декады: формирование интереса учащихся к чтению и художественной литературе.

Задачи декады:

- актуализировать у обучающихся познавательную и творческую активность к предмету «литературное чтение»;

- создание условий для развития и реализации обучающихся к исследовательской деятельности, к изучению произведений русских писателей;

- развитие у воспитанников умения  работать самостоятельно, представлять результат индивидуальной деятельности.

План проведения проектной декады литературного чтения «Книжная декада шагает по планете».

п/п

Название мероприятий

Сроки проведения

Аудитория

Ответственные

1.

Открытие декады литературного чтения на линейке в актовом зале.

1 день   в 11-00

На линейке

Румянцева Е.А.

Гуляева С.В.

2.

Оформление центрального стенда, классных и групповых уголков

1 день

Дошкольники

1-4 классы

Гуляева С.В.

Воспитатели дошкольных групп

Воспитатели ГПД

3.

Конкурс на лучшую предметную закладку «Подарок для учебника»

С 1 по 5 день

1-4класс

Лоханько О.О.

4.

Акция по сбору макулатуры «Бумажный бум»

С 1 по 3 день

Дошкольники,  1-4 класс

Румянцева Е. А, воспитатели дошкольных групп, классные руководители

5.

Акция «Подари книгу библиотеке»

В течение декады

Дошкольники

1-4 классы

Румянцева Е. А, воспитатели дошкольных групп, классные руководители

6.

Акция «Книге новую жизнь»

в течение декады

Дошкольники

1-4 классы

Румянцева Е. А.

7.

Музейная азбука. Выездная экскурсия из Национального музея Республики Коми.  Тема мероприятия: «Переполох у золушки»

2 день

Дошкольники,

1-4 класс

Румянцева Е. А.

8.

День знатоков книги. Литературные викторины по книгам юбилярам- 2018 (Аксаков «Аленький цветочек», К.Чуковский «Муха-Цокотуха»,   С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»,  Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» , Р. Коллоди «Приключения Пиноккио», Ю. Олеша «Три Толстяка»

3 день

Дошкольники,

1-4 класс

Воспитатели ГПД, воспитатели дошкольных групп

9.

Выставка детских рисунков «С волшебной кисточкой по сказкам» (по книгам юбилярам- 2018)

 4 день

дошкольники, 1-4 класс

Воспитатели дошкольных групп, воспитатели ГПД

10.

Театральная постановка «Посвящение в читатели»

5 день

1 класс

Румянцева Е.А, Цывунина В. Ян.

11.

Конкурс «Книжная радуга» (Семейный конкурс рукотворных книг для дошкольников)

С 1 по 6 день

Дошкольные группы

Новоселова Е.А.

12.

Участие во всероссийской викторине по сказкам (по книгам юбилярам-2018 С.Михалков,  С. Аксаков.)

6 день

1-4класс

Румянцева Е. А.

13.

Выставка книг современных детских авторов «Удивительное путешествие» (А. Усачев, Е. Матюшкина, А. Никольская,  А. Гиваргизов., С. Георгиев. )

в течение декады

Румянцева Е. А.

14.

Проведение классных часов, посвященных 73 годовщине Великой Победы.

7 день

дошкольники, 1-4 класс

Классные руководители

15

Расширенное совместное заседание методического объединения. Повестка дня: «Подведение итогов декады по литературному чтению»

8 день

Классные руководители, воспитатели ГПД, дошкольных групп.

16

Фотовыставка «Чтение - к мудрости движение». Итоги декады по литературному чтению.

8 день

Подготовка и размещение на сайте школы информации, материалов по итогам декады литературного чтения.

9 день

Гуляева С.В.

15.

Общешкольная линейка. Награждение учащихся, занявших I,II, III места в конкурсах, викторинах, акциях, которые проводились в рамках декады литературного чтения.

10 день

1-4класс

Румянцева Е.А.

Гуляева С.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Внеурочная деятельность по литературному чтению представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на ребенка.

Во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, так как на уроке литературного чтения у школьников мало возможности для проявления своих способностей. В основном ученики могут показать свой читательский кругозор только по программе.

Во-вторых, включение в различные виды внеурочной деятельности обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки. На уроках литературного чтения дети изучают определенный круг произведений, заданный авторами и имеющий свою направленность, а во внеклассной работе у ребенка есть возможность познакомиться и с фантастическими произведениями, и с современными научными достижениями.

В-третьих, разнообразная внеурочная деятельность способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности. Например, поисковая, репортерская, оформительская деятельность, работа по созданию презентаций. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к читательской деятельности в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность

Внеурочную деятельность по литературному чтению мы рассматриваем как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга младших школьников. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и их творческой активности.

Поскольку внеурочная деятельность является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Форм внеурочной деятельности множество, но одной из них является предметная декада. В нашей Прогимназии такие мероприятия, получили широкое распространение и проводятся по всем изучаемым предметам. Они требуют длительной и тщательно продуманной подготовки.

О начале проектной декады школьников и воспитанников извещает красочно оформленное объявление, в котором помещается план мероприятий. О проведении всех проводимых по плану мероприятий извещают объявления. Все мероприятия проводятся согласно плану.

1 день.

В фойе школы оформляется центральный стенд: вывешивается объявления о проведении декады литературного чтения. Объявление содержит план, фотографии по проведении декады, указываются ответственные за проведение мероприятий. Также оформляются классные и групповые уголки. Объявление оформляется заранее. План декады предварительно обсуждается на заседании ШМО. Согласовывается с заместителем директора школы по УВР и утверждается директором школы приказом по школе. Открытие декады проходит на линейке в актовом зале.

1-5 день

Проводится  конкурс на лучшую предметную закладку «Подарок для учебника». Ребята приносят закладки ручной работы в течение 5 дней.

Порядок оформления творческих работ.

Закладки должны быть :

- авторскими и оригинальными;

-полезными и рекомендательными;

-удобными;

-красивыми.

Приветствуется использование в качестве содержания закладки материал, посвященный предметным декадам.

Требования к конкурсным работам:

- Приветствуются все художественные приемы и техники исполнения: книжная или тканевая; вышитая нитью, лентами, аппликация; рисунок и фотопечать.

Главное - оформленная закладка должна быть привлекательной, аккуратной, и таких объемов, чтобы не повредить учебник.

Номинации конкурса закладок:

- Закладка-подсказка (закладка информационного характера)

- Рекомендация учебного материала

-Оригинальная закладка для учебника ( в необычном художественном исполнении)

По итогам конкурса лучшие работы будут награждены  дипломами 1, 2 и 3 степени  на общешкольной линейке.

1-5 день

Проводится акция между классами и группами по сбору макулатуры «Бумажный бум»

Принимаются: журналы, газеты, книги.

Макулатура должна быть хорошо упакована в пакеты и перевязана скотчем. Акция посвящается Международному Дню Земли. Классы, которые соберут и сдадут большее количество макулатуры, награждаются дипломами 1, 2 и 3 степени  на общешкольной линейке. Остальные участники отмечаются благодарностями.

1-8 день

В течение декады проводится Акция «Подари книгу библиотеке». Учащиеся и воспитанники Прогимназии могут  принести в библиотеку уже прочитанные художественные книги для детей, а также энциклопедии, справочники, и т.д.

Акция «Книге новую жизнь» проводится на протяжении всей декады под руководством библиотекаря Румянцевой Е. А. и направлена на ремонт книг.

2 день

Музейная азбука. Выездная экскурсия из Национального музея Республики Коми.  Тема мероприятия: «Переполох у золушки». Представители Национального музея Республики Коми проводят с учащимися викторину по сказкам Ш. Перро.

3 день

В Прогимназии проходит День знатоков книги. В классах и дошкольных группах проводятся  литературные викторины по книгам юбилярам – 2018. Аксаков «Аленький цветочек», К.Чуковский «Муха-Цокотуха»,   С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»,  Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», Р. Коллоди «Приключения Пиноккио», Ю. Олеша «Три Толстяка»

4 день

Результатом викторины является выставка детских рисунков «С волшебной кисточкой по сказкам» (по книгам юбилярам- 2018), которая оформляется в фойе школы. Ребята рисуют сказочных героев.

5 день

В актовом зале традиционно проходит театральная постановка «Посвящение в читатели первоклассников». Библиотекарь Евгения Альбертовна знакомит учащихся с правилами поведения в библиотеке, с «просьбой книги». Ребята дают клятву бережно относиться к книжкам, любить их, использовать закладки. В завершение, показывается театральная постановку от кружка "Школа юных талантов".

С 1 по 6 день 

Проводится конкурс «Книжная радуга» (Семейный конкурс рукотворных книг для дошкольников). Воспитанники дошкольных групп, совместно с родителями, готовят дома книжку-малышку. Результаты конкурса озвучиваются на закрытии декады (1, 2, 3 места и благодарности за участие в конкурсе.)

6 день

Участие учащихся 1-4 классов во всероссийской интеллектуальной викторине по сказкам (по книгам юбилярам-2018 С.Михалков,  С. Аксаков.)  Результаты конкурса озвучиваются на закрытии декады (1, 2, 3 места и благодарности за участие в конкурсе.)

С 1 по 8 день

Библиотекарем организуется выставка книг современных детских авторов «Удивительное путешествие» (А. Усачев, Е. Матюшкина, А. Никольская,  А. Гиваргизов., С. Георгиев.)

7 день

Проводятся  классные часы, посвященные 73 годовщине Великой Победы, на которых  ведутся беседы о великом подвиге советского народа в годы ВОВ, читаются стихотворения о войне, прослушиваются песни военных лет, затрагивается тема «Дети войны».

8 день

На расширенном совместном заседании методического объединения проходит подведение итогов декады по литературному чтению.

Организуется фотовыставка в вестибюле школы по итогам проведения декады литературного чтения под названием «Чтение - к мудрости движение». Фотоматериалы готовились по каждому мероприятию, которые проводились в рамках данной декады.

9 день

Систематизация и оптимизация методических и фотоматериалов для размещения на сайте школы. Размещение производит системный администратор школы.

10 день

Проводится общешкольная линейка, на которой проходит награждение учащихся, ставшими победителями и призерами, за участие в конкурсах, которые проводились в рамках декады литературного чтения «Книжная декада шагает по планете».

Список использованной литературы и интернет - источников:

1.Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18

2.Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге. // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 12. - С. 27-28.

3.Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя. - М., 2008. - С. 59.

4.Сказки и рассказы С. Аксакова. https://vseskazki.su/sergey-aksakov.html

5.Ш. Перро : сказки. https://skazki.rustih.ru/avtorskie-skazki/sharl-perro-skazki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...