Чудо - гжель
методическая разработка

Таранова Наталья Митрофановна

Мероприятие посвящено формированию представлений о современной гжельской керамике. Дети познакомились с историей возникноваения росписи. Воспитанники были задействованы в познавательной, художественно-эстетической, опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo-gzhel.docx20.99 КБ
Файл prezentatsiya_chudo-gzhel.pptx790.67 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ  «Манинский детский сад №1»    

Конспект ООД в соответствии с ФГОС ДО познавательной, художественно-эстетической, опытно-экспериментальной деятельности на тему :  «Чудо-Гжель» для старшей группы.  

Подготовила: воспитатель МКДОУ  

«Манинский детский сад №1»            

Таранова Н.М.

г. Калач

2019  

Цель: формировать представление о свойствах глины и песка, их взаимосвязь с современной гжельской керамикой.

Задачи:  

Обучающие:

продолжать знакомить детей со свойствами песка- сыпучестью, рыхлостью, способностью пропускать воду и свойствами глины- пластичностью, вязкостью, неспособностью пропускать воду; активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации; познакомить детей с разнообразием посудных форм гжельской керамики.

Развивающие:

развивать умение использовать природные материалы в жизни и в быту; развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования; обогащения опыта, развитие мелкой моторики рук, развитие фантазии;

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы и навыки наблюдения за ними; аккуратности в обращении с песком и глиной; дружеские взаимоотношения; доброе отношение к народным промыслам.

Вид деятельности: познавательная, художественно-эстетическая, опытно-экспериментальная.

Предварительная работа:

- знакомство с процессом изготовление гжельских изделий, рассматривание и беседа о них;

- чтение книг, рассматривание иллюстраций;

- знакомство с декоративными приемами лепки;

- использование шаблонов для росписи силуэтов изделий;

- рассматривание плакатов, гжельской посуды, небольших скульптур.

Методы и приемы:

1.Наглядный (иллюстрации, показ воспитателя)

2.Практический (наблюдение, эксперимент)  

3.Словесный (рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное слово.)  

Материалы и оборудование:

- посуда с гжельской росписью, иллюстрационный материал по теме «Гжель», заготовки (цветы из бумаги, работы детей, компьютер и проектор, презентация на тему : «Чудо-Гжель», столики для детей.

- материалы для экспериментальной работы: фартуки 10 шт., чепчики 10 шт., рукавички 10 шт., воронки 10 шт., лупа 1 шт., ёмкости с песком, с глиной и с водой,  листочки бумаги, салфетки, совочки 10 шт., колбочки 10 шт., палочки 10 шт.  

Возраст детей: 5-7 лет.

Количество детей 10 человек.

Ход ООД.

1. Вводная часть.

Дети входят в зал

а) слова игра-приветствие (дети читают слова)

1. Здравствуй, солнце золотое!

2. Здравствуй, небо голубое!

3. Здравствуй, маленький дубок!

4. Здравствуй, вольный ветерок!

5. Здравствуй утро, здравствуй день, мне здороваться не лень!

Все хором: здравствуйте гости, дорогие!

Воспитатель: дорогие гости, давайте познакомимся с нашими девочками и мальчиками(даю бубен детям, стучат НА-ТА-ША).

Ребята, а кто из вас любит ходить в гости? Поднимите руку. Зачем люди ходят в гости?

Дети, вот к нам приехали гости в наш детский сад, они хотят посмотреть, чем мы здесь занимаемся. Давайте расскажем им о нашем садике.

б) чтение стихов.

1. Прекрасный двухэтажный дом  

В округе знают все о нем.

В детский сад наш с утра  

Детвора спешит-УРА!

2. Здесь светло, тепло, уют,

Любят малышей и ждут.

Их приветливо встречают,

Все заботой окружают.

3. Мы расскажем вам о том,

Как мы весело живем.

День с зарядки начинаем,

Упражненья выполняем.

4. Всех приветствуем с утра,

С новым утром детвора.

За день много успеваем,

Весело поём, играем.

5. На занятиях всегда

У нас серьезная игра.

Здесь заботливые люди,

Окружают только нас.

Всесторонне развивают и таланты открывают.

Все в гармонии живем. Детский сад-второй наш дом.

в) дидактическая игра «Собери картинку»  

Воспитатель: дети, посмотрите как красиво в нашей группе. Давайте попросим Татьяну Ивановну, пусть она принесет цветы, которые мы расписывали на прошлом занятии. Цветы превратились в фрагменты картины. Мы сейчас быстро все исправим. Задание: собери картинку. (Дети украшают группу картинками).  

2. Основная часть.

а) объяснение нового материала. Воспитатель(на столе стоит гжельская посуда). Дети, а какая это посуда? Металлическая или пластиковая?  

Мне известно, что посуду эту изготавливают из глины. Давным-давно это было. Недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умелые, добрые и работящие люди. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделие из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.

б) рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.

Стали мастера думать, как бы им всех людей порадовать, да край свой прославить. Вот и решили лепить такую посуду, какой свет не видывал. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, на крышечке курочка красуется. Другой увидел на улице бычка да и вылепил его. Третий слепил сахарницу в виде рыбки сказочной. Как же украсить посуду, идут дорогой смотрят, а вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор и всё что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Понравилась людям эта посуда.

в) обобщение воспитателя. Ребята, как называется эта посуда? Какая это посуда, как её можно охарактеризовать? А что делает эту посуду такой? Давайте посмотрим на нашу посуду, какие элементы мастер использовал, расписывая её ( точка, мазок, сеточка, травка, широкая линия …).

г) физическая минутка.

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит. Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки

Тихо засыпают, головой качают.

д) подготовка к опытно-экспериментальной деятельности( стоят столы: для каждого ребенка имеется раздаточный материал).

Воспитатель: ребята, давайте вспомним из чего умельцы лепили посуду? Дети, а как называется наше село, наша маленькая родина, где мы живем? Недавно я обнаружила местонахождение чудной, зеленой, лечебной глины. Вы сейчас мне поможете проверить эту глину на прочность, сделав опыты.  

Пройдем за столы и проведем опыты( дети одевают фартуки и чепчики).

Опыт №1 Возьмем стаканчик с песком и насыплем немножко песка на листочек бумаги. Легко ли сыпется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать- песок или глину? Песок. По этому и говорят, что песок сыпучий. Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика как песок. Вывод: песок-рыхлый.

Опыт №2  Рассмотрите из чего состоит песок(из очень мелких зернышек песчинок). Посмотрев в лупу, мы заметили, что они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Похожи ли песчинки одна на другую? Затем рассматриваем комочек глины. В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам, а в глине – слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.

Опыт №3 Возьмем палочку и попробуем посадить её по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что его легче поместить? Сухая глина твердая, палочку в неё воткнуть трудно, а в песок легко, мы знаем, что песок рыхлый.

Опыт  №4   Берем воронку, вставляем её в колбу и сыплем песок, наблюдаем, песок сыпется быстро. Берем воронку, вставляем её в колбу и сыплем глину, наблюдаем, глина сыпется медленно.  

Опыт  №5  Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. За тем попробуем создать такую же колбаску из влажного песка и шарики. Что получается? Из песка колбаску слепить нельзя, шарики получаются непрочные. Если шарики всё-таки получились сложить их на дощечке и оставьте их высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухие и крепкие.  

Воспитатель: ребята, мне кажется ,мы должны гордиться тем, что мы живем в селе Манино, в котором имеются местонахождения такой чудной глины.

3.  Рефлексия. Анализ работы.  

- Ребята, как называлось село, в котором жили гжельские мастера?  

- А что делает гжельскую посуду такой красивой?  

- Давайте вспомним, какой же шарик прочнее, из песка или глины?  

- Что показали  опыты  о свойствах песка и глины?  

Синие птицы по белому небу, море цветов голубых,

Кувшины и кружки- быль и не быль. Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка- глазам заглядение. Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпение русская звонкая гжель.  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чудо-Гжель

Слайд 2

С обрались умные и умелые мастера, и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да свой край прославить. И придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую. Решили лепить из неё посуду разную, да такую, какой свет не видывал.

Слайд 3

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Слайд 4

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Слайд 5

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Слайд 6

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Слайд 7

Чудо-Гжель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по теме "Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»

Урок чтения в 1 классе по учебнику  Е.И.Матвеева «Литературное чтение» (развивающая система Эльконина - Давыдова). Тема: " Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»"...

Методическая разработка урока ИЗО во 2 классе. Тема: «Что за чудо!Вот так чудо» (Рисование черепахи)

Создавать графическими средствами выразительные образы природы....

Урок литературного чтения на родном языке по теме А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».Цель:  познакомить  с  темой  раздела,  с   п...

Я фантазирую и мечтаю. Необычное в обычном. А.С.Пушкин «Воротился старик ко старухе», Р.С.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видел чудо»

Презентация по литературному чтению на родном русском языке, 1 класс . Автор: Александрова...