Формирование навыков самоконтроля и самооценки младших школьников
статья

Данная статья носит рекомендательный характер для учителей начальных классов и воспитателей группы продлённого дня

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Самоконтроль и самооценка составляют основу успешности обучения» С.Т. Шацкий

Слайд 2

Самоконтроль – есть форма деятельности, которая проявляется в проверке поставленной задачи, критической оценке процесса работы, в исправлении её недочётов. Цель самоконтроля состоит не только в том, чтобы научить учащегося находить и исправлять ошибки, но и уметь их предотвращать, понимать причину их происхождения.

Слайд 3

ВИДЫ САМОКОНТРОЛЯ: Способность действовать по заданному образцу. Умение действовать строго по инструкции. Умение осуществлять самопроверку по плану. Способность к программированию и планированию своей деятельности. Умение выполнять поставленную задачу и руководить своими действиями в соответствии с заданными правилами. Сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме.

Слайд 4

САМООЦЕНКА - суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определённым образцом- эталоном.

Слайд 5

СРЕДСТВА САМООЦЕНКИ: самонаблюдение, самоанализ, самоотчёт, сравнение.

Слайд 6

ВИДЫ САМООЦЕНКИ адекватная устойчивая заниженная завышенная.

Слайд 7

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ речевые разминки, творческие работы, задания «Найди ошибку», не исправление ошибок, а указывание на слова или строчки, в которых допущены ошибки, слова одобрения, обмен впечатлениями, групповые дискуссии, рефлексия при подведении итогов урока; учащимся предлагается оценить свои достижения, чувства, состояние, познавательный интерес, межличностные отношения.

Слайд 8

САМОКОНТРОЛЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - умение критически оценить свое внешнее поведение и умственную деятельность под руководством педагогов и семейного окружения в процессе учебной деятельности.

Слайд 9

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ Понимание учащимися и их родителями значимости и необходимости решения данной проблемы Освоение методик развития самостоятельных контрольных действий Умение планировать, контролировать и прогнозировать свою деятельность.

Слайд 10

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ формирование положительной мотивации к самоконтролю; осуществление взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учителя, ученика, родителей

Слайд 11

ТАК В 1 КЛАССЕ ДЕТИ УЧАТСЯ: - сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме; - воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем; - выполнять действия по развернутой инструкции; - осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта; - использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.

Слайд 12

ВО 2 КЛАССЕ УЧЕНИКАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ: - сравнивать промежуточный результат с эталоном; - перечислять последовательность действий и операций контроля; - корректировать памятки; - выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья; - осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта; - участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.

Слайд 13

В 3 КЛАССЕ УЧЕНИКИ ТРЕНИРУЮТСЯ В: - сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий; - составлении проверочных заданий для самоконтроля; - коллективно-распределительном составлении алгоритмов; - выполнении действий по инструкции с ограничениями; - самопроверке по плану с отсутствующими звеньями; - составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.

Слайд 14

В 4 КЛАССЕ ШКОЛЬНИКИ УПРАЖНЯЮТСЯ В: - сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности; - определении состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей; - выполнении действий по общей инструкции; - самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями; - самостоятельном корректировании плана проверки; - целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.

Слайд 15

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ Сигнальные карточки («Светофор») Шкала оценивания («волшебная палочка») Говорящие рисунки

Слайд 16

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ: «Лесенка»

Слайд 17

ПРАВИЛА ОЦЕНОЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: - не скупиться на похвалу; - хвалить исполнителя, критиковать исполнение; - «На ложку дегтя – бочка меда» - даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем; - « За двумя зайцами….», т. е. не ставить перед детьми несколько задач одновременно, перед каждой работой определять конкретные цели. - не использовать слова: « Опять ты не ….». Это способствует формированию неудачников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников."

Статья раскрывает вопросы формирование самооценки младшего школьника....

Система формирования навыков самоконтроля и самооценки младших школьников

В работе обобщён педагогический опыт по теме "Система формирования  навыков самоконтроля и самооценки младших школьников", представлены фрагменты уроков....

Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников в ГПД

Формирование навыков самоконтроля и самооценкиу младших школьников в ГПД...

Статья на тему "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у детей младшего школьного возраста".

Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе....

Выступление на ШМО "Приемы формирования навыков самоконтроля и самооценки у школьников."

Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования.  Одна из задач учителя  - научить ученика...