Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников в ГПД
материал на тему

Мистибиркина Светлана Анатольевна

Формирование навыков самоконтроля и самооценки

у младших школьников в ГПД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_samokontrolya_i_samootsenki_deety.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме «Формирование навыков самоконтроля и самооценки

у младших школьников в ГПД»

В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без формирования у него самооценки и самоконтроля, которые являются частью фундамента для дальнейшего успешного образования в современной школе.

Самооценка (СО) и самоконтроль (СК) - важнейшие личностные качества школьника, позволяющие контролировать и оценивать собственную деятельность с точки зрения социальных норм и строить на их основе своё поведение. Поэтому необходимо начинать формирование действий СК и СО с первого года обучения ребёнка в школе. От того, насколько полноценно младшие школьники освоят механизмы действия СК и СО, будет зависеть их дальнейшее обучение.

Так как воспитателю ГПД в отличие от классного руководителя приходится сталкиваться в своей работе немного с иными задачами, прежде всего не с учебными, а с организаторскими и воспитательными, то и подходить к данной проблеме он должен двояко: с воспитательной стороны и с учебной.

С воспитательной точки зрения учитель ГПД должен учитывать следующие факторы, влияющие на формирование СК и СО младших школьников:

-   мнение  родителей  и  стиль домашнего  воспитания  (именно  родители изначально задают исходный уровень внутренних убеждений ребёнка себя лично  по  отношению  с другими),  таким  образом  старшему  наставнику следует   учитывать   личностные   качества   школьников   по   отношению   к построению своей деятельности,

-  наличие (отсутствие) навыков СК и СО: главное на данном этапе работы - выявить существующие и привить отсутствующие качества. Для этого существует множество видов деятельности: это и труд, и учение, и игра, и общение. Именно в проявлении себя в различных способах самовыражения и происходит полноценное и гармоничное развитие личности ребенка,

-  оценка товарищей: каждый педагог знает, что научить ребят объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания  других  одноклассников.  Уже  с  первого   класса   каждый   ребёнок понимает,   что   он   может   или    не   может   по   сравнению   со   своими одноклассниками, что и приводит к его самовыражению и самопостижению.

- собственный жизненный опыт: СК и СО складываются под воздействием определённого жизненного опыта, являются результатами переживаний человеком своих успехов или неудач. Поэтому важно научить школьников анализировать причины, которые способствовали их успеху или неудаче в конкретном случае, делать выводы, строить на их основе свою дальнейшую деятельность.

С учебной точки зрения воспитатель ГПД должен в каждом ученике просматривать одну из четырех стадий формирования у младших школьников СК и СО:

1. Отсутствие всякого СК и СО. Не усвоив материал, ребенок не может ничего контролировать. Для работы с таким учеником имеется необходимость в полном внешнем контроле.

2.  Полный самоконтроль. Ребёнок сам проверяет полноту и правильность своих действий. Эти действия выполняются очень быстро и немедленно, но после указания на ошибку со стороны, полностью исчезает необходимость во внешнем контроле.

3.   Выборочный  самоконтроль. Ученик  работает только  над главным,  не обращая  внимания  на  мелкие задания,  в  которых  порой закладывается главное.

4.  Видимый контроль. Дети работают по принципу: "Я это знаю!"  "Я это уже делал!" опираясь на свой прошлый опыт.

Ни в коем случае нельзя делить данные стадии формирования СК и СО по классам: 1 стадия - 1 класс, 2 - 2 класс и т.д., так как дети развиваются неравномерно, неодинаково и нельзя их плановое развитие уместить в чёткие границы. Опираясь на данные стадии, педагог ГПД должен вовремя оказать помощь ученикам по выполнению их работы, но и индивидуальным подходом - одного проверять с первого этапа работы, другому - обратить внимание на дополнительное задание, третьего проконтролировать молча "из-за спины". Именно такой подход к работе со школьниками поможет детям лишний раз проявить себя не только в глазах одноклассников и учителя, но и в своих собственных.

В своей работе воспитатель ГПД должен помогать школьникам в формировании у них СК и СО в трёх уровнях:

1  уровень: НЕОБХОДИМЫЙ - по усвоенным знаниям ученик может начать работать самостоятельно и сделать 1-2 шага.

2   уровень:   ПРОГРАММНЫЙ   -  делать   1-2   шага,   но   на   основе   знаний, полученных самостоятельно (по раннему образцу).

3 уровень: МАКСИМАЛЬНЫЙ - полностью самостоятельная работа ученика.

В формировании у учеников СК и СО в этом ключе, педагог должен оказывать ребенку индивидуальную помощь, полностью владея информацией о том, что данный ребёнок знает, что он может в конкретной ситуации, на что он вообще способен.

Целенаправленная работа педагога по формированию и развитию умений СК и СО младших школьников позволяет к концу начальной школы сформировать у детей адекватное оценивание выполненных заданий. Конечно, остаются затруднения в отдельных вопросах построения своей работы, но они исчерпывают себя по мере взросления, приобретения жизненного опыта, направляющих действий старших наставников. И уже на фоне сформированных качеств СК и СО идет их дальнейшее развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ при формировании навыка самостоятельной учебной деятельности младших школьников.

В презентации рассматриваются информационно-коммуникационные технологии как средство формирования самостоятельой учебной деятельности младших школьников....

Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников

Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников.Горланова Н.В., учитель начальных классов  I квалификационной категории МБОУ СОШ № 148...

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Основы рационального питания

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. Организ...

Система формирования навыков самоконтроля и самооценки младших школьников

В работе обобщён педагогический опыт по теме "Система формирования  навыков самоконтроля и самооценки младших школьников", представлены фрагменты уроков....

Формирование навыков самоконтроля и самооценки младших школьников

Данная статья носит рекомендательный характер для учителей начальных классов и воспитателей группы продлённого дня...

Выступление на ШМО "Приемы формирования навыков самоконтроля и самооценки у школьников."

Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования.  Одна из задач учителя  - научить ученика...