Классный час "Воспитание добродетелей"
классный час (3 класс)

Смирнова Марина Григорьевна

Царская семья Романовых воплотила в своей жизни самые высокие нравственные идеалы: служение Родине, принесение пользы, забота о людях, любовь к семье, к своей стране, к Богу. Родители учили детей примером своей жизни. Пример жизни семьи Романовых служит началом воспитания добродетели  в каждом из нас.

Цель: подведение учащихся к осознанию важности воспитания в себе добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди. 

В результате обучающиеся:

- приобщились к нравственным устоям православной культуры на основе изучения жизни Царской семьи;

- развили потребность в самосовершенствовании, самовоспитании и духовном росте;

- расширили познания в области истории, культуры и религии;

- получили урок воспитания любви к Отечеству и чувство гордости за всё, что создано русским народом. Произошло нравственное оздоровление подрастающего поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект классного часа30.93 КБ
Файл prilozhenie_1.docx11.2 КБ
Файл prilozhenie_2.docx893.95 КБ
Файл prilozhenie_3.docx178.35 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Марий Эл

Волжский муниципальный район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Мамасевская средняя общеобразовательная школа»

План конспект классного часа

«Воспитание добродетелей»

Номинация «Воспитание добродетелей на примере царской семьи»

начальные классы

Составитель

Смирнова Марина Григорьевна

учитель начальных классов

МОУ «Мамасевская СОШ»

Целевая аудитория

обучающиеся 4 класса

дер.Часовенная, 2018

Классный час

«Воспитание добродетелей»

Цель: подведение учащихся к осознанию важности воспитания в себе добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи: 

1) личностные:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- воспитывать желание быть духовно красивым человеком.

2) метапредметные:

- расширить знания учащихся о добродетели;

- развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, развивать творческие способности и логическое мышление;

- воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.

3) предметные

- создать условия для осознания учащимися ценности добродетели в человеческой жизни;

- уточнить смысл понятий «щедрость», «дружелюбие», «мужество»,

- формировать умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Формирование УУД

Личностные УУД:

1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию;

2) формирование мотивации к обучению и познанию;

3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и уважения к истории государства;

4) формирование уважительного отношения к иному мнению и умения работать в группе.

Регулятивные УУД:

1) овладение способностью ставить и сохранять цель, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения реализовывать задуманное средствами художественного выражения;

4) освоение форм личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

1) расширение знаний по истории государства;

2) установление причинно-следственных связей между историческими фактами, событиями, связанные с царской семьёй.

Коммуникативные УУД:

1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

2) формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

3) формирование умения распределять и выполнять роли в группе.

Форма проведения: дискуссия, работа в группах

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (толковые словари, вырезные яблоки с названием добродетелей).

Содержательный компонент классного часа

  1. Вступительная часть:

-  Слушание рассказа.

- Дискуссия.

II. Основная часть:

- Работа со словарями в малых группах.

- Физкультминутка.

- Знакомство с  царской семьей.

III. Заключительная часть

- Работа в группах.

- Рефлексия.

Ход занятия

  1. Вводная беседа.

Учитель: Добрый день ребята. Сегодня наш классный час мне бы хотелось начать с рассказа. Присаживайтесь удобнее, слушаем.

Слушание рассказа

Сокровище

Аня сказала:

- Я хочу играть с мишкой.

Катя сказала:

- И я хочу играть с мишкой.

Аня сказала:

- Нет я.

Катя заплакала, прибежала к маме. Мама сказала:

- Ну, ничего, уступи, пусть поиграет. А потом и ты поиграешь.

- А я уже отдала ей плюшевого котенка, -рыдала Катя.

- И правильно сделала, - утешала ее мама. – И хорошо.

- А я так буду все отдавать, и у меня ничего не останется, не унималась Катя.

- Нет, останется, - сказал папа. – У тебя останется даже больше. Ты отдашь игрушку – а взамен получишь гораздо больше!

- Что получу? – удивилась Катя.

- Получишь дружбу, получишь мир. Вы обе, вместе. Это ваше общее сокровище.

Свящ. Ник. Булгаков

Дискуссия

Учитель: Ребята, о каких сокровищах говорил отец Кати?

Ответы обучающихся.

Учитель: Что может сделать человек для того, чтобы обладать этими сокровищами?

Ответы детей.

  1. Основная часть

Работа со словарями в малых группах

Учитель: Правильно ребята. Каждый из нас желает стать добрее.

Ребята, а вы знаете, что те качества, которые вы назвали – добро, вежливость, трудолюбие, уважение, любовь, дружба, можно назвать одним словом? Это слово ребята – добродетель. (Слово вывешивается на доске) [Приложение 1]

Для того, чтобы дать этому понятию более точное определение, предлагаю обратиться к словарю.

(Работа со словарями в группах. Одному из учеников предлагается громко и выразительно прочитать это определение. Далее на экране высвечивается точное определение слова «добродетель».) [Слайд 2]

Добродетель -  -и, ж. (книжн.). Положительное нравственное качество, высокая нравственность. Полон добродетелей кто-н. Толковый словарь Ожегова.

Добродетель  — 1. Положительное нравственное качество человека (противоп.: порок). // Высокая нравственность, моральная чистота. 2.устар. Доброе дело, благодеяние. Толковый словарь Ефремовой.

Добродетель — -доброе свойство души человека, деятельное стремление к добру, удаление от зла. Исторический словарь.

Учитель: Ребята, а вы знаете, как называют человека, у которого есть такое качество как добродетель?

Обучающийся: – Добродетельный.

Учитель: Правильно. А сейчас, давайте, вспомним маленький стишок.

 

Физкультминутка

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Пусть будет шире Дружбы круг.

В кругу стоят друзья твои

Ты им улыбку подари.

Слева друг и справа друг

А вместе это Дружбы круг,

Другу справа руку пожми,

Передай ему тепло твоей руки.

Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья

За работу нам пора!

Знакомство с царской семьей

Учитель: А среди ваших знакомых есть такие люди, которых можно назвать добродетельным? (Ответы детей).

Здорово. Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с одной семьей. Семья эта большая, очень известная, жила в конце XIX – XX веках в нашей стране. И, ребята,  каждого члена  этой семьи можно назвать добродетельным.

 Может кто-то из вас догадался, о ком идет речь?

Ответы детей.

Учитель: Русью правили государе, великие князья, императоры, цари. [слайд 3]

Последним правящим царем был Николай Александрович Романов (Николай II), который родился 6 (18) мая 1868 года в Царском Селе. Он был старшим сыном императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. [слайд 4]

Близкие царя Николая отмечали: "У него душа чистая, как хрусталь, и горячо всех любящая". Его глубоко трогали всякое горе человеческое и всякая нужда. День он начинал и заканчивал молитвой; хорошо знал чин церковных служб. Во время которых любил подпевать церковному хору.

Чем начинал и заканчивал день царь Николай?

Обучающийся: День он начинал и заканчивал молитвой.

Учитель: Царственный отрок проводил много времени за книгой. Он удивлял своих учителей необычной памятью. Будущий государь успешно окончил высший курс экономических, юридических и военных наук и прошел военную подготовку в пехоте, кавалерии, артиллерии и на флоте. [слайд 5]

Осенью 1891 года, когда десятки губерний России изнемогали от голода, Александр III поставил сына во главе комитета по оказанию помощи голодающим. Будущий царь неустанно трудился, чтобы облегчить страдания своего народа.

Кому помогал будущий царь?

Обучающийся: Он помогал голодающим.

Учитель: Его супругой стала немецкая принцесса Алиса Гессен – Дармштадская, но прежде она была миропомазана св. прав. Иоанном Кронштадским, так как имела другую веру – лютеранскую. Во время миропомазания она была наречена Александрой, в честь святой Царицы – Мученицы. [слайд 6]

Император Николай II взошел на престол 2 ноября 1894 г. Делами любви и милосердия отметил государь начало своего правления: получили облегчение заключенные в тюрьмах; было большое прощение долгов; оказана значительная помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам.

Государь неутомимо стремился дать внутренний мир стране. По своей природе он был совершенно неспособен причинить кому-нибудь зло. За все время царствования государь не подписал ни одного смертного приговора. Ни одна просьба о помиловании, дошедшая до царя, не была им отклонена. Он всякий раз беспокоился, чтобы помилование не запоздало. [слайд 7]

Какие дела милосердия были у царя Николая II?

Обучающийся: Помогал нуждающимся, посещал тюрьмы. Отменил смертную казнь.

Учитель: Государь был еще и бессребреником. То есть у него не было привязанности к деньгам и богатству, он старался все раздать. Четыре миллиона рублей царских денег царь Николай II истребил на содержание госпиталей и других благотворительных учреждений. "Он скоро все раздаст, что имеет," – говорил управляющий кабинетом его величества. "Его платья были часто чинены, - вспоминает слуга царя. – Не любил он роскоши. Штатские костюмы велись у него с жениховских времен, и он пользовался ими".

Бесстрастие к деньгам и вещам – это добродетель нестяжания.

Как проявилась добродетель нестяжания у царя Николая?

Обучающийся: Царь раздавал царские деньги и носил одежду, которая была много раз чинена.

Учитель: Царская чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Господь благословил этот брак по любви рождением четырех дочерей. [слайд 8]

Посмотрите на слайд.

Обучающийся: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Учитель: И братик их царевич Алексий, который болел неизлечимой болезнью – гемофилией – это болезнь не сворачивания крови, т.е. если вдруг поранишься, то кровь из раны не может очень долго остановиться. А царевич Алексий, как и все дети был озорным ребенком, любил пошалить, побегать и поиграть с младшей царевной Анастасией.

Александра Федоровна провела много бессонных ночей у кровати, стонущего от боли сына.

[слайд 9] Царь и царица воспитали детей в преданности русскому народу, простоте и строгости. "Долг родителей в отношении детей, - писала государыня, - подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет Бог". Царские дети спали на жестких походных кроватях без подушек; одевались просто; платье и обувь переходили от старших к младшим. Еда была самая простая. Любимой пищей царевича Алексия были щи, каша и черный хлеб, "которые, - как говорил он, - едят мои солдаты".

Как воспитывались царские дети?

Обучающиеся рассказывают.

Учитель: А теперь послушаете про Александру Федоровну, которая была прирожденной сестрой милосердия. Она посещала больных, а когда не могла пойти к страдающим сама, посылала дочерей. Государыню называли настоящей подвижницей благотворительности. Будучи безупречной женой и матерью, она особенно сочувствовала горестям других матерей и оказывала им посильную помощь и заботу. Александра Федоровна часто передавала денежную помощь нуждающимся через своих приближенных, стараясь сохранить это в тайне. Устраивала благотворительные базары, выручка от которых шла на помощь бедным; она организовала по всей стране учебные мастерские для бедных и открыла училище сестер милосердия. На свои личные средства царица построила дом для солдат – инвалидов, где они обучались всякому ремеслу. [слайд 10]

Что же делала царская семья в военные годы?

С первых дней государь помимо неусыпных государственных трудов, он объезжал фронт, города и села России. Он по-отечески заботился о раненых войнах, посещал госпитали и лазареты. Царица старалась как можно больше дворцов приспособить под госпитали. Она и старшие княжны стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Весь их день был посвящен раненым, им они отдавали всю любовь и заботу. Ободрял страдающих и царевич Алексий, подолгу разговаривая с войнами. Царь Николай обладал мужеством и сам вставал во главе армии и принимал решения. И юный царевич Алексий ездил с отцом на фронт.

Но противники православия, безбожники воспользовались военными тяготами, чтобы растерзать православную Россию и ее царя – православного монарха.

18 июля 1918 года – царская семья была расстреляна безбожниками. По промыслу Божию царственные мученики были взяты из земной жизни все вместе, в награду за безграничную любовь, которая связывала их в одно нераздельное целое. [слайд 11]

Ребята, давайте вспомним, какими качествами обладала царская семья?

Обучающиеся дают свои ответы.

Учитель: Молодцы. А в каждом ли человеке живет добродетель? Правильно, в каждом – в ком-то больше, в ком-то меньше.

  1. Заключительная часть

Групповое задание. Перед каждой группой лежат листочки, плоды.  На них  вы видите слова.

Вера, любовь, терпение, милосердие, послушание, трудолюбие, мудрость, молитва, нестяжание, смирение, скромность.

  Лживость, продажность, жадность, лицемерие, зависть, жестокость, злоба, эгоизм, тщеславие. [Приложение 2]

Вам следует определить: какие из них добродетели, и приклеить их к нашему дереву – «Дереву добродетелей». [Приложение 3]

Учитель: Но у вас остались еще листья, червяки. Может мы их тоже приклеим к нашему дереву?

Обучающиеся отказываются. Можно предложить приклеить лишние листья под деревом или же совсем убрать их.

Подведение итогов (рефлексия)

Учитель: А теперь давайте подведем итоги. О чем, о ком мы сегодня с вами говорили?

Обучающиеся: О качествах человека, о добродетели, царской семье.

Учитель: А что вам запомнилось?

Обучающиеся отвечают.

Учитель: Можем ли мы воспитать в себе добродетелей?

Обучающийся: Да.

Учитель: Мы сегодня узнали какие есть добродетели. Давайте их назовем.

Обучающиеся отвечают.

Учитель:  А какое вы яблочко хотели бы в себе прорастить?

Обучающиеся отвечают.

 

Заключение

Царская семья Романовых воплотила в своей жизни самые высокие нравственные идеалы: служение Родине, принесение пользы, забота о людях, любовь к семье, к своей стране, к Богу. Родители учили детей примером своей жизни.

Пример жизни семьи Романовых служит началом воспитания добродетели  в каждом из нас.

На занятие были использованы следующие методические приемы: работа с биографическими данными, использование иллюстраций, исторических фотографий, мультимедийных средств обучения, самостоятельная работа учащихся, дискуссия, сравнительный анализ.

Результаты рефлексии данного занятия показали эффективность предложенной методики по достижению цели занятия.

В результате обучающиеся:

- приобщились к нравственным устоям православной культуры на основе изучения жизни Царской семьи;

- развили потребность в самосовершенствовании, самовоспитании и духовном росте;

- расширили познания в области истории, культуры и религии;

- получили урок воспитания любви к Отечеству и чувство гордости за всё, что создано русским народом. Произошло нравственное оздоровление подрастающего поколения.

Литература:

  1. «Свечечка» газета для детей 8-12 лет. № 11 (127) 2010 г. Изд-во: МПРО Свято-Георгиевский приход

Интернет ресурсы

  1. http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/6802 
  2. https://doshkolnik.net/fizkultminutki/f izminutka-druzhba.html
  3. https://за-царя.рф/lectures 



Предварительный просмотр:

Добродетели



Предварительный просмотр:

Приложение 2



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель и ученики. Возрастаем добродетели.

Чему я учусь у своих  учеников....

Разработка и презентация урока по предмету ОРКСЭ на тему: " Добродетель и порок ". Модуль Основы Светской этики.

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг.Изучая тему «...

Урок по теме «Добродетель и порок", 4 класс. Модуль "Основы светской этики"

Урок по теме «Добродетель и порок» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 4 класса. Теме «Добродетель и порок»...

ОРКСЭ Добродетель и порок

Урок разработан по новому курсу ОРКСЭ. К нему прилагается презентация....

ОРКСЭ Добродетель и порок

Урок разработан по новому курсу ОРКСЭ. К нему прилагается презентация....

Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.

Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе....

"Этические добродетели младших школьников" - выступление на ШМО классных руководителей

Что такое этическая культура школьника и как ее воспитать...