Классный час "Блокада Ленинграда"
классный час (3 класс)

Буравлева Юлия Витальевна

Жизнь общества сегодня ставит серьезные задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться и работать на благо своей Родины и, в случае необходимости, встать на её защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования, ведь юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы техникума по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у студентов чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее.

Классный час направлен на то, что пробудить чувство гордости за свой народ, несмотря на положение, в котором они оказались. Необходимо донести до школьников то, что, несмотря на страдания – голод, холод, смерть родных и близких, страх – люди не сдались врагу, продолжали жить в таких нечеловеческих условиях и верили в победу и свое спасение. Чтобы лучше донести это, были использованы архивные фотографии из интернета, стихотворения Анны Ахматовой и Ольги Бернгольц, а также звучание метронома, видеофрагменты из документальных фильмов о блокаде Ленинграда, записи о начале войны и о прорыве блокады Левитана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_blokada_leningrada.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к классному часу

Жизнь общества сегодня ставит серьезные задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться и работать на благо своей Родины и, в случае необходимости, встать на её защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования, ведь юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы техникума по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у студентов чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее.

Классный час направлен на то, что пробудить чувство гордости за свой народ, несмотря на положение, в котором они оказались. Необходимо донести до школьников то, что, несмотря на страдания – голод, холод, смерть родных и близких, страх – люди не сдались врагу, продолжали жить в таких нечеловеческих условиях и верили в победу и свое спасение. Чтобы лучше донести это, были использованы архивные фотографии из интернета, стихотворения Анны Ахматовой и Ольги Бернгольц, а также звучание метронома, видеофрагменты из документальных фильмов о блокаде Ленинграда, записи о начале войны и о прорыве блокады Левитана.

Тема: Блокада Ленинграда

Подготовила учитель начальных классов Буравлева Ю.В.

Цель: воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; закрепление и углубление исторических знаний, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма жителей Ленинграда, храбрости и мужества народа. 

Задачи:

- Ознакомить с краткой историей блокадного периода;

- Передать общую атмосферу блокадного Ленинграда;

- Показать силу духа советского народа.

- Формирование у учащихся осознания исторического прошлого, национального самосознания

- Сохранение материальных и духовных ценностей общества, развитие достоинства личности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Power Point, видеофильмы, военные песни, записи радио-обращений Ю.В.Левитана, раздаточный материал: норма хлеба в различное время блокады, отрывок из рассказа Ю. Алянского «Танец в огне».

Подготовка к классному часу: Подобранна информация о блокаде Ленинграда. Написан сценарий классного часа, составлена презентация к проведению мероприятия, обработаны звуко- и видеоматериалы документальных фильмов по блокаде Ленинграда. С активом группы распределены роли учащихся: ведущие, чтецы.



Открытый классный час «Блокада Ленинграда»

Вступительное слово учителя: (Слайд 1) Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Мы начинаем наш классный час. Сегодня он посвящен дню снятия блокады Ленинграда.

Ведущий 1: (Слайд 2) 22 июня 1941 года был воскресный летний день. Стояла прекрасная погода. Кто-то собирался на дачу, кто-то в парк. И вдруг (щелкнуть на граммофон внизу слайда):

(Левитан. Объявление о начале ВОВ – файл 01. Левитан – начало войны)

(Слайд 3) Жизнь изменилась, началась война!!!

((щелкнуть на граммофон внизу слайда: музыкальный фрагмент «Священная война» - файл 02.Священная война)

Ведущий 2: (Слайд 4) Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием генерал - фельдмаршала фон Лееба. (Слайд 5) Леебу поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом.

Ведущий 1: Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш город, а остальных превратить в своих рабов. (Слайд 6)

Ведущий 2: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. (Слайд 7) 

Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22 сентября 1941 года: "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли: После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей".

Ведущий 1: Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

(видеофрагмент «03 Блокада Ленинграда», остановить на 0:01:02)

Ведущий 2: Началась блокада Ленинграда. (Слайд 8)

Говоря о ВОВ, о блокаде, хочется сразу вспомнить стихотворение поэта-ленинградца, Юрия Петровича Воронова, который в это время был подростком, и ему на плечи легли все тяготы небывалого времени.

(на фоне чтения стихотворения показывается продолжение видеофрагмента «03 Блокада Ленинграда», остановить на 0:03:05)

Чтец 1:

Опять война,

Опять блокада, -

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

Чтец 2: (Слайд 9) К 27 августа 1941 года с Ленинградом практически была нарушена железнодорожная связь. А в городе по подсчетам оставалось 2 544 000 гражданского населения, включая 400 000 детей, в пригородах внутри блокадного кольца - еще 343 000 человек. Кроме того, обороняющие город вооруженные силы около 500 000 человек. Таким образом, в кольцо блокады были заключены около 3 400 000 человек.

(Слайд 10) Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время артобстрела эта сторона улицы наиболее опасна!". В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. (Слайд 11) Вот так он выглядит и работает  

(на слайде изображение метронома и звучит стук метронома – 04 Метроном)

Чтец 3: Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок Ленинград был превращен в город - крепость.

(Слайд 12) Вечером 8 сентября, в 18 часов 55 минут на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. Только за один заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. Черные клубы дыма от 178 пожаров потянулись к небу. От немецкой бомбежки загорелись Бадаевские склады. (при нажатии на гиперссылку откроется файл 05_Бадаевские склады)

Чтец 4: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам.

(Слайд 13) 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц.

(во время рассказа учащийся демонстрирует продукты)

Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог: Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб - это совсем маленький кусочек: тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. (Слайд 14)

Ведущий 1: Пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы.

(Слайд 15) Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды, теперь ее можно было брать только из Невы. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. (Слайд 16) В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. (Слайд 17) Безжизненно повисли белые нити оборванных проводов.

Целые семьи гибли от холода и голода.

Чтец 5: В осажденном городе работали 39 школ. (Слайд 18) Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, не смотря ни на что". Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

Чтец 6: (Слайд 19)

Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла:
Никто 
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.


(Пауза. Стук метронома.)

Ведущий 2: "Все для фронта! Все для победы!" (Слайд 20) - это был боевой девиз рабочих Ленинграда. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тысяч орудий, 10 миллионов снарядов и мин.

Подростки - рабочие вместе со взрослыми работали на военных заводах, в тяжелых, порой невыносимых условиях, голодные, изнеможенные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. (Слайд 21) 

Ведущий 1: За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями. Однажды на завод "Полигравмаш" где изготовляли пулеметы, пришел известный журналист А.Ф. Пахомов - автор серии рисунков "Ленинград в дни блокады". Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, где стоял на подставке мальчик. (Слайд 22) Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет 3 нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения коллеги называют его по имени - отчеству. Вскоре художник сделал изданный миллионным тиражом плакат, на котором кроме рисунка было всего 4 слова: "Для фронта Василий Васильевич".

Ведущий 2: Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. (Слайд 23) С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не перерезанной осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.

Ведущий 1: (Слайд 24) Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой:

"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги".

Чтец 7: (Слайд 25)

И было так на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть никак.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.

Чтец 8: (Слайд 26)

И вот в бензине руки он 
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

Ведущий 1: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру (Слайд 27) непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей.

Чтец 9: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. (Слайд 28) Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей. (Слайд 29)

  • "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
  • "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
  • "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
  • "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
  • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
  • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
  • "Савичевы умерли"
  • "Умерли все"
  • "Осталась одна Таня"

(Слайд 30) 

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".

При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник.

Ведущий 2: (Слайд 31) Наконец наступила весна 1942 года. Но вместе с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Трупы людей не убирали с улиц. Просто не было сил.

Людям угрожала эпидемия. Голодные и изнеможенные они приводили в порядок дворы, улицы. Активно помогали школьники. Город был очищен - еще одна победа Ленинграда. (Слайд 32)

Ведущий 1: В этом году в Ленинграде вскопана и засеяна каждая полоска земли: (Слайд 33) на пустырях, в парках, скверах, школьники работали в пригородных скверах и подсобных хозяйствах.

Чтобы не повторились ужасы первой блокадной зимы, нужно было тщательно подготовится к следующей. Прежде всего, обеспечить город топливом. Дрова для школ заготавливали учителя и ученики. Разбирали деревянные дома. Школьники также заготавливали топливо для инвалидов, семей фронтовиков, ослабленных людей.

Ведущий 2: Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского Флота, отстоявших город на Неве, а также подвиг его жителей 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". (Слайд 34)

Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды!

Чтец 10: (Слайд 35) 2 декабря 1942 года Ставка Верховного главнокомандующего утвердила план операции Волховского и Ленинградского фронтов, условно названный "Искра". Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. Учитывая выгодную обстановку, сложившуюся к началу следующего года, Ставка приказала 12 января 1943 года перейти в наступление южнее Ладожского озера и прорвать блокаду Ленинграда.

12 января началось сражение. Но час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 начали операции по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов. (Слайд 36)

(включить запись Левитан – Прорыв блокады Ленинграда)

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Ведущий 1: (Слайд 37)

Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые, 
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Ведущий 2: 

Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых. 
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни 
Стоишь или нет?

Заключительное слово учителя:

В завершении классного часа предлагаю вам посмотреть видео Блокада Ленинграда и вспомнить все, о чем мы сегодня говорили.

(Слайд 38) 

(продолжение видеофрагмента «03 Блокада Ленинграда» с 0:03:05 – по 0:05:53)

На этом наш классный час заканчивается. Всем спасибо за внимание! До свидания!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

 В преддверии великого праздника Дня Победы мы начинаем задумываться о том, что нынешнее поколение совсем не знает той войны. Все меньше и меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать наши...

Классный час "Блокада Ленинграда"

Классный час "Блокада Ленинграда"...

Классный час: "Блокада Ленинграда" с использованием ИКТ

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа....

Классный час с презентацией "Блокада Ленинграда"

Материал рассчитан на 2 урока. Дети наглядно знакомятся с 900-дневной обороной Ленинграда в годы Великой Отечественной войны....

Классный час на тему "Снятие блокады Ленинграда".

Классный час посвящённый памятной дате...

Классный час "Подвиг защитников Ленинграда"

Предлагаю Вашему вниманию сценарий воспитательного мероприятия, прсвящённого освобождению города - героя Ленинграда от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны....

Классный час "Дети блокадного Ленинграда"

Материал классного часа  знакомит детей с событиями, происходящими в блокадном Ленинграде....