Главные вкладки

    Материалы к утреннему сбору для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях по теме "Чужой среди своих"
    классный час (1, 2, 3, 4 класс)

    Чеченева Наталья Григорьевна

    Материал для проведения классных часов , бесед, утренних сборов,  правового просвещения школьников и   умений противостоять жестокому обращению и насилию.

    Мы встречаемся с насилием ежедневно. По телевизору, на улице, в школе, дома – везде можно увидеть сцены унижения, избиения и убийства. И все соглашаются, что это насилие. А вот когда любого человека, взрослого или ребенка, систематически унижают, принуждают делать то, что вызывает страх, унижает его достоинство - это насилие или нет?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Материалы к утреннему сбору для детей и подростков

    в общеобразовательных учреждениях по теме

    Чужой среди своих

    Цель: правовое просвещение школьников, выработка умений противостоять жестокому обращению и насилию.

    Ход мероприятия:

    I. Вводная часть:

    Знакомство, представление ведущего.

    Тема выступления «Чужой среди своих» (слайд 1)

    Цель нашей встречи: познакомить Вас с понятием "насилия среди сверстников" и его видами, выяснить причины, по которым человек совершает насилие, и узнать способы защиты от насилия.

    II. Основная часть:

    Мы встречаемся с насилием ежедневно. По телевизору, на улице, в школе, дома – везде можно увидеть сцены унижения, избиения и убийства. И все соглашаются, что это насилие. А вот когда любого человека, взрослого или ребенка, систематически унижают, принуждают делать то, что вызывает страх, унижает его достоинство - это насилие или нет?

    Совершенно верно, это насилие. Что же такое насилие?

    Насилие - применение и действие  с  помощью  силы;

    физическое или психологическое воздействие  одного человека на другого;

    Попробуем определить основные виды насилия и формы его проявления.

    Физическое насилие -  нанесение физических  повреждений ребенку .

    Проявлениями физического насилия являются: удары, толчки,  щипки, пинки, побои и тому подобное.

    Эмоциональное  насилие -
    постоянное отвержение или издевательства над человеком окружающими людьми

    обидные клички, ругательства

    игнорирование, прерывание в разговоре

    оскорбление, обвинение в чем-либо

    крики, повышение голоса

    оказание давления на другого человека

    контроль во всем: приказание, принятие решения за другого человека

    постоянная критика.

    Когда тебя используют для достижения своих целей без твоего согласия, над тобой совершают насилие. 

    ОПРАВДАНИЯ НАСИЛИЮ НЕ СУЩЕСТВУЕТ

    Сегодня мы с вами будем говорить о школьном насилии, т.е. о взаимоотношениях между сверстниками. Школьное насилие обычно включает в себя эмоциональное и физическое насилие, направлено на кого-то из учеников.

    Давайте вспомним, кого чаще всего обижают? Кто чаще всего становится объектом нападок?  (Кто младше, слабее, успешнее, чем-то отличается от других).

    Жертвой может стать любой ребенок.

    Т.е. получается, что любой из нас может стать жертвой насилия. Что же тогда делать, чтобы избежать этого? (ответы детей).

    Как можно помочь своему товарищу, если он выглядит уставшим, находится в плохом настроении, запуган, плаксив, прогуливает уроки, опаздывает?

    (-попытаться завязать разговор, выяснить, что его беспокоит, выслушать его;

    -если не решаешься сделать это сам, то попросить друзей, кого-то из старших: родителей, учителей, родственников).

    В ситуации насилия мы не должны:

    Стоять и молча смотреть

    Смеяться и поощрять  издевательства

    Издеваться над тем, кто не такой как все

    Что делать, если над тобой издеваются?

    Не обвиняй себя. Большинство людей в жизни когда-либо подвергаются издевательствам. Так что не думай, что это происходит только с тобой. С тобой все нормально, это издевательства – ненормальное явление. Не думай, что ты заслужил издевательства – это не твоя вина.

    Не рассуждай как жертва. Важно думать о себе хорошо: сосредоточься на хорошем. Старайся делать то, что получается или интересно. Если ты чем-то отличаешься от других, гордись этим!

    Старайся избежать риска. Избегай опасных мест, например, не будь последним в раздевалке. Уходи, если чувствуешь опасность. Не приноси в школу дорогие вещи и не хвастай деньгами. Безопасность важнее любых вещей, поэтому, если тебе угрожают, отдавай все, что от тебя хотят, и уходи.

    Скрывай свои чувства. Старайся не показывать, что издевательства тебя задевают за живое, даже если это очень трудно. Не доставляй обидчикам радость. Но не игнорируй свои чувства: рассказывай о них близким.

    Игнорируй издевательства. Иногда полезно просто «не замечать» издевательства. Если обидчик не видит ожидаемой реакции, он часто прекращает это делать.

    Заведи друзей. Старайся держаться вместе с друзьями или быть в толпе. Но не пытайся «купить» друзей, это ненадолго.

    Веди себя правильно. Старайся проявлять спокойствие или кричи громко «Нет!», «Отстань!» и немедленно уходи (Поупражняйся перед зеркалом).

    Старайся выглядеть уверенным в себе человеком. Могут помочь «Нет!», сказанное группе громко и уверенно, и угроза рассказать взрослым. Помни, что тон твоего голоса показывает, насколько ты уверен в себе. Высоко держи голову, смотри людям прямо в глаза, иди твердой походкой, как будто ты знаешь, куда идешь.

    Старайся контролировать ситуацию. «Сдача не всегда помогает, а кроме того, дав сдачи, ты можешь навлечь на себя неприятности. На издевательства в твой адрес приготовь несколько коротких и с юмором ответов. Старайся контролировать ситуацию, предложив обидчику, например, повторить, что он сказал.

    Обратись за помощью к взрослым.  Бывают ситуации, когда без участия взрослых не обойтись, помни, ты всегда можешь обратиться за помощью к родителям, классному руководителю, тренеру и другим взрослым, которые помогут тебе справиться с насилием.

    Мы с вами, ребята, должны помнить, что никто не заслуживает, чтобы его обижали. Каждый человек имеет право на уважительное отношение. С другими людьми нужно обращаться так, как вы хотите, чтобы другие обращались с вами.


    (слайд 8)

    Как противостоять насилию и жестокости?

    Является ли ябедничеством такая помощь пострадавшему от насилия?

    Как вы считаете, может быть, лучше не рассказывать о насилии сразу, а подождать какое-то время? О насилии надо говорить сразу, т.к. оно имеет свойство расти!

    Достаточно ли одного разговора с обидчиком, чтобы он все понял? НЕТ!

    Чтобы противостоять насилию необходимо:

    Прислушаться к своим чувствам и рассказать о них  тем, кому ты доверяешь

    Обсудить эти проблемы со своими друзьями и в семье

       

    Если ты стал свидетелем насилия и жестокости:

    Вступиться за жертву или рассказать взрослым

    Показывать обидчикам, что издеваться плохо

    Помогать тому, над кем издеваются

    Нуждается ли жертва жестокого обращения после обсуждения и разрешения конфликта в поддержке товарищей? (Да).

    Некоторые считают, что издевательства это условие взросления, позволяющие детям стать сильнее. Считается, что дети должны терпеть издевательства или сами решать свои проблемы.

    На самом деле это не так. Издевательства – проблема многих детей. 1 из 5 пострадал от издевательств, а 1 из 20 – ежедневно находится в ситуации насилия на протяжении нескольких лет. Так что если над тобой издеваются, то ты не одинок. Если над тобой издеваются, то ты должен рассказать об этом, потому что у тебя есть право на безопасность!

    Чем страшны издевательства?

    Из-за издевательств жертва ощущает себя несчастной и одинокой. Иногда жертвы думают, что они ненормальные, теряют уверенность в себе, изливают свой гнев на родителей, младших брата или сестру, не хотят ходить в школу.

    Как вы считаете, почему кто-то проявляет насилие по отношению к другому человеку (дразнит,  высмеивает)?

    У обидчика, (т.е. у того, кто проявляет жестокость по отношению к другим), есть свои проблемы, часто он сам является жертвой насилия в отношениях с другими людьми (в семье, в другой компании). Он хочет решить их, унижая других (может быть, он сам унижен другими), он привлекает к себе внимание, дразня товарища, высмеивая его.

    Насильник  пытается выглядеть важным, т.к. считает, что, унижая других можно стать главным, завоевать уважение окружающих, стать их вождем, лидером.

    А уважают ли его другие дети на самом деле? … или  боятся?

    (ответы детей).

    Давайте поговорим о том, что может являться причиной жестокого обращения? Почему некоторые проявляют жестокость, становятся обидчиками? (Плохая атмосфера дома, недостаток внимания и любви со стороны близких, сиротство, развод родителей, унижение и оскорбление со стороны других, плохая успеваемость - все это ведет к вымещению злости и обиды на других людях).

     ЗНАЙ, НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ТЕБЯ С ПОМОЩЬЮ УГРОЗ, ПРИНУЖДЕНИЯ, ФИЗИЧЕСКОГО ЗАПУГИВАНИЯ ИЛИ ИНОГО ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ СИЛОЙ!

    «Жестокость – оружие слабых».

    III. Заключительная часть:

    В  ХМАО-Югре с января 2011 года начал свою работу Всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Телефон создан в рамках информационной кампании «Россия – без жестокости к детям!», которую проводит Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Единая и бесплатная линия для детей имеет номер 8-800-2000-122. Позвонив на него, любой ребенок может получить необходимую психологическую помощь в случаях жестокого обращения дома, на улице, в школе или просто поговорить с психологом в трудный момент жизни.    Специалисты службы принимают звонки не только от детей, но и от взрослых, которые испытывают трудности в общении с детьми.

    Служба работает: анонимно, то есть позвонивший может не сообщать своего имени, места нахождения, других данных, конфиденциально – Служба не передает данные о позвонивших, соблюдается тайна разговора, все звонки на линию Детского телефона доверия бесплатны, Служба работает круглосуточно, можно обращаться за помощью в любое время.

    Подведение итогов: ответы на вопросы детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»

    Выступление на педсовете  учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобра...

    Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»

    Выступление на педсовете  учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобра...

    Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нижневартовск средней общеобразовательной школы № 24 «Здоровейка»

    Целью моей программы  -создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности детей в летний период для укрепления здоровья и организации досуга учащихся, для их роста, самоутверждения,раз...

    Проект организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях

    Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с...

    ПРИКАЗ об итогах организации и проведения районного конкурса творческих проектов исследовательской направленности «Мудрый совенок» среди обучающихся начальных классов общеобразовательных учреждений Березовского района

    ПРИКАЗ об итогах организации и проведения районного конкурса творческих проектов исследовательской направленности «Мудрый совенок» среди обучающихся начальных классов общеобразовательных учрежд...

    Современные подходы к образованию детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях

    Выступление в администрации города с проблемой включения инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения...