Тема: «Гражданская оборона»
методическая разработка (2 класс)

Ерошкина Надежда Евгеньевна

Тема: «Гражданская оборона»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspiekt-klassnogho-chasa-grazhdanskaia-oborona.odt35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Гражданская оборона»

Вы – нам гарантия, 
поддержка и опора,
И в вашем 
благороднейшем труде
Пускай удача вам сопутствует везде!

Цели:

Обучающие: познакомить учащихся с историей возникновения Гражданской обороны , функциями Гражданской обороны, системой мер Гражданской обороны, с руководителями ГО, с задачами ГО, с сигналами ГО и действиями населения в военное и мирное время.

Развивающие: формирование мышления и памяти (развитие умения логически излагать мысли, сравнивать, обобщать изучаемые факты); развитие познавательного интереса, включая элементы разнообразной формы работы на уроке;

Воспитывающие: воспитание самостоятельности , творческой активности.

Оборудование урока: доска, подготовлена презентация материала урока (компьютер, плазма), раздаточный материал. », индивидуальные ватно-марлевые повязки, плакаты по теме ГО, общевойсковой защитный комплект (ОЗК).

1.Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Сегодняшний классный час посвящён дню Гражданской обороны  . 
Цели нашего занятия познакомиться с историей возникновения Гражданской обороны , узнать об основных функциях ГО, отработать действия по сигналам ГО, узнать о функциях штаба ГО в нашей школе,
 рассмотрим задачи и значение ГО на современном этапе. Итак, тема урока: “Гражданская оборона” (записывается на доске). (Приложение 1, слайд № 1)

Историческая справка

Выступления учащихся с опорой на презентацию к занятию. . Усвоение новых знаний и первичная проверка.

Учитель: В начале нашего урока разберем понятие ГО (для следующей работы из учеников выбирается помощник для ведения записей на доске).

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание “ГО”? (по одному слову-ассоциации записываем на доску).

Прочитаем их и выберем те, которые касаются курса ОБЖ (противогаз, эвакуация, убежище, война, защита и др.) (Помощник садится на свое место). Нам необходимо дать определение гражданской обороны. Что же это такое? Помощником в этой работе нам будет следующая схема с вопросами

 (см. приложение 1, слайд № 2) 

.Гражданская оборона  – это система мер, направленных  на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории ДНР от опасностей, возникающих во время военных действий.
Создана ГО была 4 октября 1932 года
 и называлась общесоюзная система противопожарной обороны, а в 1961 году была переименована в гражданскую оборону. 
В настоящее время это отлаженная и эффективно работающая система,
 оказывающая экстренную помощь при форс-мажорных ситуациях не только в нашей стране, но и за рубежом. В ее состав входят противопожарная служба, войска гражданской обороны, ,поисково-спасательные подразделения, работающие в круглосуточном режиме реагирования на чрезвычайные происшествия.

вернемся к нашим словам-ассоциациям.

Эти понятия существуют независимо друг от друга по отношению к ГО? (учащиеся: нет, вместе, все эти слова входят в представление о ГО).

Каким одним словом можно заменить все это: вместе, сумма, совокупность, т.е. система. Это ответ на первый вопрос нашей схемы (записываю его на доске).

Итак, ГО- это система мероприятий.

Найдите главное слово в словах-ассоциациях (учащиеся: защита).

Защита направлена на кого? (учащиеся: население, граждане, материальные и культурные ценности).

Когда? (период времени) (учащиеся: война).

Где? (Учащиеся: на территории страны).Итак, мы ответили на все вопросы схемы, пробуем устно дать определение ГО? (пробуют два ученикаМы получили следующую запись. республики  

Переходим к вопросу об истории создания ГО. Для этой работы нам понадобится раздаточный материал (Приложение 3). Это краткое изложение моего рассказа об истории создания ГО, но вы наверняка заметили, что здесь имеются пропуски. Ребята, вы должны не только внимательно слушать мой рассказ, но и заполнить пропущенную информацию. В конце работу проверим.

(Далее идет лекция учителя с презентационным сопровождением) 

(Приложение 1 , слайд № 4,5) МПВО 1932-1941 гг. Первоначально система ГО в СССР создавалась как система защиты населения от ударов с воздуха. (Приложение 1 , слайд № 6) 

4 октября 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о ПВО страны. Согласно этому документу из общей системы ПВО была выделена местная противовоздушная оборона (МПВО) как самостоятельная ее часть для защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения противника с воздуха. Перед Великой отечественной войной в основном было завершено создание и подготовка различных служб МПВО:

(Приложение 1 , слайд № 7) служба оповещения и связи, медико-санитарная служба.

(Приложение 1 , слайд № 8) службы убежищ, транспорта, торговли, общественного питания и др.

(Приложение 1 , слайд № 9) 1941-1945 гг. Опыт ВОВ показал, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. По имеющимся данным, силы МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.. 

(Приложение 1 , слайд № 10) 1945-1961 гг. В 50-е гг. в арсенале многих государств появилось новое оружие- ядерное, появились новые средства его доставки-ракеты. Все это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от нового ракетно-ядерного оружия .Рассмотрим задачи ГО на современном этапе. 

(Приложение 1 , слайд № 11) В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР. ГО стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий , осуществляемых в мирное и военное время Во второй половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. На фоне мирной обстановки огромными выглядели потери, наносимые государству авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. “Мирные” катастрофы случались все чаще. Они уносили тысячи жизней, причиняли огромный материальный и моральный ущерб.

(Приложение 1 , слайд № 12). 1986 г. – авария на Чернобыльской АЭС. Огромные территории заражены радиоактивными веществами. 

(Приложение 1 , слайд № 13) 1988 г. – землетрясение в Армении. Особенно пострадали Спитак, Ленинакан, Кировокан. Погибло 25 тыс. чел., разрушено 35 тыс. жилых домов. 

(Приложение 1 , слайд № 14) Ликвидацию крупных ЧС обычно поручали силам ГО: ее воинским частям и невоенизированным формированиям.

 В ноябре 1991 г. был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий- министерство МЧС.

Ребята, кто знает как называется закон, определяющий задачи в области ГО и правовые основы их осуществления? (ФЗ РФ “О ГО”) Кто помнит год его принятия? 12 февраля 1998 г. 

. Теперь рассмотрим задачи ГО на современном этапе. Для этой работы вам необходимо разделиться на 5 групп. Задания-инструкции группам:

  1. Каждая группа получает файл с задачами, направлениями, действиями ГО (Приложение 4).
  2. Прочитать их и подумать, все ли эти задачи, действия выполняются в системе ГО? (удалить одну лишнюю). Из задач ГО выбрать самую основную, первостепенной значимости.
  3. Группа аргументирует выбор (готовит защиту).
  4. Успешность выполнения работы зависит от понимания определения ГО.

 

 Меры по защите населения от опасностей применяются при ведении военных действий. В соответствии с законом ведение ГО на территории ДНР начинается с момента объявления войны, военных действий. Напомните, кто вводит в стране или отдельных ее территориях военное положение? (Глава Республики).

Все ли рассмотренные задачи, направления осуществляются в военное время? (нет). Выполнение каких задач осуществляется в   мирное  время? ( обучение населения способам защиты от опасностей, , обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО).

Скажите, силы и средства ГО могут в мирное время привлекаться к защите населения? Когда это происходит? (при крупных, масштабных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях).

Организация и ведение ГО - важнейшие функции государства, составные части оборонного строительства и обеспечение безопасности страны-основной вывод урока.

Состояние ГО обеспечивает решение задач по защите населения, материальных и культурных ценностей как от опасностей в военное время, так и от опасностей, возникающих в мирное время. 

Одними из задач гражданской обороны являются:
1. 
Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций. 
2. 
Оповещение населения об опасности.    

 Это должен знать каждый!  

   Сигналы гражданской обороны

(в мирное время)

  1. Единый предупредительный сигнал –

                              В н и м а н и е     в с е м!

2. Способ передачи – сиренами, производственными и транспортными гудками

3. Действия по сигналу - включить радио, телеприёмник для прослушивания экстренного сообщения.

       Сигналы оповещения ГО

        (в военное время)

Сигнал  «Воздушная опасность»

Сигнал «Отбой воздушной опасности»

Сигнал «Угроза химическая заражения»

 Сигнал «Угроза радиоактивного заражения»

 

Действия населения:

  1. Надеть противогазы или ватно-марлевые повязки.
  2.  Взять документы.
  3. Выйти из зоны заражения.
  4. Следовать в безопасное место - убежище.

3.Практическая часть

Тренировка в одевании ватно-марлевых повязок.

Учащиеся демонстрируют процесс одевания Общевойскового защитного комплекта.

 

4.    Закрепление знаний.

  1. Что такое ГО?
  2. Дата основания ГО в нашей стране.
  3. Как называется основной закон нормативно-правовой базы системы ГО?

С какого момента начинается ведение ГО на территории страны? Скажите, где могут научиться навыкам и способам защиты школьники?

(на уроках ОБЖ, участие в учениях и тренировкам по ГО, чтение памяток и листовок, пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по ГО).

 

4. Подведение итогов урока (рефлексия).

Итак, сегодня на уроке вы дали понятие ГО, познакомились с историей создания ГО, рассмотрели задачи ГО на современном этапе.

  1. Полезна ли и интересна была вам информация, полученная на уроке?
  2. Что вам больше всего понравилось? (какая форма работы?)
  3. Мне понравились ваши ответы, я довольна вашей работой в группах.

Спасибо за урок!

Каждый из вас должен помнить о своей безопасности,  и уметь уберечь себя и близких от беды в любой жизненной  ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День гражданской обороны 4 октября

такой день прошёл у нас в начальной школе...

Внеклассное мероприятие по гражданской обороне на тему "Огонь - друг или враг человека?" ГПД 1 класс

Знакомство учащихся с некоторыми правилами противопожарной безопасности, объяснение важности их соблюдения для охраны жизни и здоровья, обращение с огнём. Профессия - пожарник....

Классный час на тему: «День гражданской обороны (посвящается 25 лет МЧС России)»

Классный час на тему:«День гражданской обороны(посвящается 25 лет МЧС России)»...

Классный час на тему "Гражданская оборона"

Классный час на тему "Гражданская оборона"...

Классный час ко Дню Гражданской обороны «Гражданская оборона - умей себя защитить»

Формирование  понятия «гражданская оборона», навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных ситуациях; ознакомление детей с правилами пожарной безопасности; сопутствовать восп...

План-конспект воспитательского часа по теме «Гражданская оборона»

план-конспект воспитательского часа по теме "Гражданская оборона" предназначен для для проведения воспитательского часа в начальной школе....