Работа в группе на занятии в ГПД
методическая разработка (2 класс)

Скиндирёва Мария Ивановна

Соединение детей в группы – очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желаний, сложности материала, предполагаемого результата и др. Оценивать необходимо общую работу группы; необходимо всегда подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, дружелюбие, приветливость, взаимовыручку и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_gruppe_na_zanyatii_v_gpd16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Работа в группе на занятии в ГПД

        На современном этапе развития общества государство направляет педагогам запрос – подготовить не просто человека, а конкурентоспособную личность. В этой ситуации должны измениться цели образования и воспитания. До того, как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая деятельность. Дошкольники практически всегда имеют общество сверстников – партнеров по игре. Об этом заботятся родители и воспитатели дошкольных учреждений. Общение со сверстниками создает условия для развития творческого начала в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своей позиции. Далее в жизни ребенка происходят очень важные перемены: он становится школьником. С радостью идет в школу - его притягивает новизна. Что же происходит в школе? Детей рассаживают за удобные современные парты, запрещают разговаривать друг с другом, взаимопомощь на уроке называют «подсказкой и списыванием». И получается, что в учении – в их главном на данном возрастном этапе деле – они лишены общества сверстников и нормального развития. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом. В результате получается, что мы лишаем детей возможности нормального развития, так как лишаем возможности общения. Поэтому педагоги (учителя, воспитатели) на современном этапе должны организовать сотрудничество детей, помочь им во взаимодействии. Таким образом, обеспечить условия для зарождения инициативности самого ребенка. Для успешной самореализации в современном российском обществе человек должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

  готовность делать осознанный и ответственный выбор;

  технологическая компетентность;

  готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь);

  информационная компетентность;

  социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию);

  коммуникативная компетентность.

        Именно групповое взаимодействие позволяет развивать необходимые качества для дальнейшего формирования компетенций. Группа – это общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью. Групповая форма работы на занятии в ГПД предъявляет высокие требования к воспитателю. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие детей. Работая с группой детей, воспитатель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Наши позиции равны. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться.

        Соединение детей в группы – очень сложный процесс, который может зависеть от личных качеств, межличностных отношений, склонностей, желаний, сложности материала, предполагаемого результата и др. Оценивать необходимо общую работу группы; необходимо всегда подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, дружелюбие, приветливость, взаимовыручку и др.

        Преимущества работы в группе на занятии в ГПД:

 Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели, умение выслушивать точку зрения другого и т.д.);

  работа в группе помогает ребенку проявить себя, так как в группе нет подавляющего авторитета и внимания;

  воспитывается взаимоуважение;

  меняются отношения ко всему: укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения;

 ребята убеждаются в ценности взаимопомощи;

 между детьми и старшими устанавливаются доверительные отношения.

        Примерные правила работы в группе можно дать в готовом виде, но лучше, если участники сами разработают определенные правила. Например, активное участие каждого, обращение по имени, выслушивать мнение каждого, уметь договариваться, определить общие правила работы.

         Особое внимание при организации групповой работы необходимо обращать на формирование групп. От того, насколько правильно и удачно сформирована группа, будет зависеть успешность работы в целом. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 6 человек, в более многочисленных группах не обеспечивается активная работа всех членов группы.

         Составляющие групповой деятельности (этапы):

  Предварительная подготовка детей к выполнению группового задания (постановка задач, краткий инструктаж, раздача дидактического материала);

  обсуждение и составление плана выполнения задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей;

 работа по выполнению задания;

  наблюдение воспитателя  и корректировка работы группы и отдельных учащихся;

 взаимная проверка и контроль выполнения задания в группе.

 Примерное ролевое распределение в группе:

 организатор (лидер) – организует работу группы;

  секретарь – оформляет решение группы;

  помощник секретаря – записывает все предложения членов группы;

  спикер – представляет результаты работы группы;

  помощник спикера – следит за выполнением правил в группе;

  хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Каждый участник одновременно выступает в роли «генератора идей», «понимающего», «критика».

        Недостатки группового обучения на занятии в ГПД:

 Трудности комплектования групп - часто в одной группе оказываются разные по силам дети, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ребенка, т. е. будет несправедливой. Неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности. Трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.

 Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы. И чем чаще все мы, педагоги, работающие с детьми, будем задавать себе вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы, тем профессиональнее будет наша работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка учащегося и оценка другим членом группы по работе в группе.

Оцени себя и обменяйся оценочными листами с любым членом твоей группы. Сравни свои оценки и оценки твоего сотруднич...

Методическая разработка первого модульного занятия в 1 классе "Правила работы в группе"

Материал занятия представлен на презентации: знакомство с понятием "модуль", далее через просмотр мультфильма формулируются   правила работы в группах....

Работа в паре на занятии в группе продленного дня.

При систематической организации групповой и парной работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей разного школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление ...

Конспект внеурочного занятия «Учимся дружно. Работа в группе» ("Мир деятельности", 1 класс)

Цели:построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности. 1.Формирование представления о ценностях в жизни каждого человека.2. Раскрытие приоритета ценности здоровья и формир...

Конспект внеурочного занятия "Учимся дружно. Работа в группе" (Мир деятельности, 1 класс)

Цель деятельности учителя: Построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности.1. Формирование представления о ценностях в жизни каждого человека;2. Раскрытие приоритета...

Одним из ключевых аспектов работы воспитателя группы продленного дня является планирование занятий.

Воспитатели групп продленного дня играют ключевую роль в организации и проведении занятий с детьми после окончания учебного дня. Их работа не только включает в себя уход за ребенком и помощь в выполне...