Дополнительная образовательная программа «Мир чудес» срок реализации – 5 месяцев
рабочая программа (3 класс)

Домнина Анастасия Анатольевна

Направленность  данной  образовательной программы «Мир чудес» по содержанию является  художественно–эстетической; по функциональному назначению учебно– познавательной; по форме организации – личностно – ориентированной. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным  образовательным  стандартом второго поколения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время учащиеся все больше отходят от истоков и мало кто из учащихся не сегодняшний день знает язык декоративно-прикладного искусства. Интерес к прикладному творчеству у детей велик. Они любят мастерить, шить, вышивать, плести бисером. Это стремление надо развивать и поддерживать, предлагая те виды работы, которые нравятся детям.

 

Цель программы – способствовать повышению художественно – эстетической культуры, овладению и совершенствованию специальных знаний, умений и навыков по изготовлению оригинальных изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства, через саморазвитие и самоопределение к творческой деятельности, что является важным фактором социальной адаптации в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_mir_chudes.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразоваетльная школа № 30 г.Йошкар-Олы»


«Согласовано»                                                                         «Утверждаю»

Заместитель директора (УР)                                                  Директор МАОУ «Средняя

МАОУ «Средняя общеобразовательная                               общеобразовательная школа № 30

школа №30 г.Йошкар-Олы»                                                   г.Йошкар-Олы»

___________Н.В.Сабанцева                                                   _____________Ю.В.Горшенин

«__» _____________2018г                                                    «__» _____________2018г


Дополнительная образовательная программа «Мир чудес»

срок реализации – 5 месяцев 

Разработала:

Домнина А.А.,

учитель начальных

классов

3-4 классы







Йошкар – Ола

2018 год

Пояснительная записка

Общеобразовательная школа призвана обучать, воспитывать и развивать  каждого учащегося сообразно его возможностям.  Важный аспект трудового обучения – соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно – прикладного характера. Организация прикладной художественно – творческой  деятельности учащихся – одно из условий успешности формирования их  технологической культуры. 

На протяжении всей истории человечества прикладное - искусство было неотъемлемой частью культуры. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий  ручной труд.  Направленность  данной  образовательной программы «Мир чудес» по содержанию является  художественно–эстетической; по функциональному назначению учебно– познавательной; по форме организации – личностно – ориентированной. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным  образовательным  стандартом второго поколения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время учащиеся все больше отходят от истоков и мало кто из учащихся не сегодняшний день знает язык декоративно-прикладного искусства. Интерес к прикладному творчеству у детей велик. Они любят мастерить, шить, вышивать, плести бисером. Это стремление надо развивать и поддерживать, предлагая те виды работы, которые нравятся детям.

Внеклассная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интересы к истории народного творчества, уважения к людям труда, достояниям России.

В современных условиях, когда дети буквально завалены механическими игрушками, готовыми изделиями, вместо того чтобы играть, привыкают к тому, чтобы их забавляли: изготовление мягкой игрушки, вышивки и т.п. своими руками станет одним из средств для развития индивидуальности и творческой личности.

Цель программы – способствовать повышению художественно – эстетической культуры, овладению и совершенствованию специальных знаний, умений и навыков по изготовлению оригинальных изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства, через саморазвитие и самоопределение к творческой деятельности, что является важным фактором социальной адаптации в современном обществе.

Основные учебно-воспитательные задачи:

Образовательные:

  • Создать условия для овладения знаниями и умениями в различной технике декоративно-прикладного искусства.
  • Обеспечить усвоение специальных знаний и умений по изготовлению поделок и изделий.
  • Способствовать художественной активности, помочь ребятам в овладении образном языком декоративно-прикладного искусства;

Развивающие:

  • Развивать индивидуальное творческое воображение и творческие способности.
  • Развивать у учащихся умение применять имеющиеся знания на практике.
  • Содействовать развитию необходимых личностных социально значимых качеств (воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, собранности, настойчивости).

Воспитательные:

  • Способствовать эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства;
  • Через систему и последовательность занятий воспитывать трудолюбие, терпение в работе, целеустремленность;
  • Через уважительное отношение и терпимость друг к другу воспитывать человеческое достоинство, чувство коллективизма и справедливости;
  • Воспитание бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами, расходовании природных ресурсов, как важных составляющих экологического воспитания;

Организация учебного процесса:

Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут и составляют 18 часов  в год.

Программа рассчитана на обучение детей 3 – 4 классов

Основные формы и методы организации учебного процесса

        Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога  характеризует особым стилем, манерой работы.

Материально-техническое обеспечение программы.

Материалы:

Бумага для принтера, гофрированная бумага, картон, ткань, нитки, синтепон,   бусины, конфеты, бамбуковые шпажки, магниты, кофе, ленты.

Инструменты:

Простые карандаши, линейки, канцелярские ножи, зубочистки, клей ПВА , иглы, ножницы, клей момент, портновские булавки, иглы для вышивки, заправочная проволока.

Основная форма

Образовательная задача, решаемая на занятиях

Методы

1

2

3

1. Познавательное занятие

Передача информации.

Беседа, рассказ, доклад, прослушивание

2. Практическое занятие по отработке определенного умения.

Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности.

упражнения

3. Самостоятельная деятельность детей  

Поиск решения проблемы самостоятельно

Упражнения

4. Творческие упражнения

Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом

Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах

5. Игровая форма

Создание ситуации занимательности

Короткая игра, игра-оболочка

6. Конкурсы

Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности

Игра

7. Выставки

Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства

экспозиция

8. Занятие – деловая (ролевая) игра

Усиление мотивации учения, формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность

Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д.

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.

 Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры,  выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня. Праздничные мероприятия, игры – это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Организация выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее

К концу  обучения учащиеся должны знать:

- что такое  декоративно-прикладное творчество;

- виды декоративно-прикладного творчества;

- основы цветоведения;

- основы композиции;

- свойства бумаги, разновидности бумаги;

- материалы и инструменты при работе с бумагой;

- разновидности форм в технике квиллинг;

- техника безопасности при работе с материалами и инструментами;

- технологию изготовления изделий в технике канзаши;

- технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами;

- виды тканей;

- технологию вышивки крестом;

- виды орнамента;

- общие сведения о сочетании цветов;                                                                                                                         - технологию изготовления композиций из бумаги и конфет;  

- технологию изготовления магнитов из подручных средств.

Должны уметь:

- работать с цветом, правильно составлять композицию;                                  

- пользоваться инструментами и приспособлениями;

- изготовлять изделия в технике канзаши;

- пользоваться материалами и инструментами для шитья;

- подбирать ткань по цвету и фактуре;

- изготовлять шаблоны;

- владеть приемами кроя;

- выполнять различные соединительные швы;

- пользоваться материалами и инструментами для вышивки;                                

- разрабатывать орнамент;

- изготовлять изделия из бумаги и конфет;

- изготовлять магниты;

- выполнять элементы в технике квиллинг

Сроки реализации образовательной программы: 5 месяцев

Календарно – тематическое планирование(18 часов)

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

1

Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Игра «В мире чудес»

13.01

2

История возникновения бумагокручения – квиллинга. Материалы, инструменты и дополнительные принадлежности.

20.01

3

Замкнутые свободные спирали. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».

Изготовление основных форм квиллинга.

27.01

4

Замкнутые свободные спирали. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».

Изготовление основных форм квиллинга.

3.02

5

Открытые спирали. Колоски.Нарциссы.

10.02

6

Изготовление животных в технике квиллинг. Базовые формы. Изготовление животных по выбору (коллективная работа).

17.02

7

Цветы из гофрированной бумаги и  конфет. Разновидности лепестков.Тюльпан

24.02

8

Цветы из гофрированной бумаги и  конфет. Разновидности лепестков. Роза

3.03

9

Цветы из гофрированной бумаги и  конфет. Коллективная работа(букет)

10.03

10

Изделие из гофрированной бумаги и конфет «Машина»

17.03

11

Изготовление магнитов. Разновидности материалов.

7.04

12

Магнит «Кофейный»

14.04

13

Изделия в технике «канзаши». Виды петлей и элементов

21.04

14

Изделия в технике «канзаши». Брошь

28.04

15

Изделия в технике «канзаши». Заколка для волос

5.05

16

Пошив игрушки из фетра. Виды швов. Схема

12.05

17

Пошив игрушки из фетра «Ежик»

19.05

18

Итоговое занятие. Выставка.

26.05

Итого : 18 часов

Содержание программы :

1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Игра «В мире чудес»

Цель и задачи программы. Знакомство с программой. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Техника безопасности на занятиях кружка. Организация рабочего места.

2. История возникновения бумагокручения – квиллинга. Материалы, инструменты и дополнительные принадлежности.

Свойства бумаги. Разновидности бумаги. Материалы и инструменты при работе с бумагой. История возникновения бумагокручения – квиллинга.    

3. Замкнутые свободные спирали. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».Изготовление основных форм квиллинга.

Изготовление основных форм квиллинга.  Изготовление полосок.

4. Замкнутые свободные спирали. Основные формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Изготовление основных форм квиллинга.

Изготовление основных форм квиллинга.  Изготовление полосок. Простая композиция.

5. Открытые спирали. Колоски.Нарциссы.

Открытые спирали. Техника изготовления. Колоски. Техника изготовления.

Нарциссы. Изготовление. 

6. Изготовление животных в технике квиллинг. Базовые формы. Изготовление животных по выбору (коллективная работа).

Изготовление животных в технике квиллинг из заготовленных полосок .

Базовые формы. Техника изготовления. В группе изготовление одного животного ,применяя полученные знания.

7. Цветы из гофрированной бумаги и  конфет. Разновидности лепестков.Тюльпан

Правила работы с гофрированной бумагой. Технология изготовления работ в данной технике. Подготовка бумаги к работе. Изготовление эскиза и цветка по образцу.

8. Цветы из гофрированной бумаги и  конфет. Разновидности лепестков. Роза

Изучение видов лепестков. Подбор цвета и формы. Их изготовление. Сбор изделия «Роза». Оформление

9. Цветы из гофрированной бумаги и  конфет. Коллективная работа(букет)

Выбор цветка. Изготовление эелементов. Сбор букета

10.Изделие из гофрированной бумаги и конфет «Машина»

Изучение других композиций в данной технике. Подготовка материалов. Выбор цвета и материалов. Изготовление изделия.Оформление

11. Изготовление магнитов. Разновидности материалов.

Знакомство с разновидностью материалов, требующихся для изготовления. Техника изготовления изделий.

12. Магнит «Кофейный»

Подготовка материалов Подбор цветов и размеров. Выкройка шаблонов. Изготовление магнита. Декорирование сделанной работы

13. Изделия в технике «канзаши». Виды петлей и элементов

Знакомство с видами лепестков.Знакомство с круглыми лепестками канзаши. Способы сборки одинарных и двойных лепестков, их соединения. Прикрепление собранных цветков на изделие, а также способы украшения готового изделия.

14. Изделия в технике «канзаши». Брошь

Знакомство с круглыми лепестками канзаши. Способы сборки одинарных и двойных лепестков, их соединения. Прикрепление собранных цветков на изделие, а также способы украшения готового изделия. Изготовление броши

15. Изделия в технике «канзаши». Заколка для волос.

Способы сборки лепестка розы из квадрата 5х5 и прямоугольника 4х8. Изготовление листа. Техника безопасности. Способы склеивания лепестков. Использование собранного цветка для украшения заколки

16. Пошив игрушки из фетра. Виды швов. Схема

Виды швов и их классификация. Ручные швы и их выполнение. Шов «вперед иголкой», «петельный», «стебельчатый», «потайной». Выполнение швов на фетре. Различия между способами закрепления нитей и их использование в процессе выполнения игрушек.

17.Пошив игрушки из фетра. Ежик

Образы животных в скульптуре и живописи. Объемные игрушки. Выполнение объемной игрушки. Раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

18.Итоговое занятие. Выставка.

Контроль знаний. Оформление выставки. Анализ выполненных работ. Рекомендации.

Литература:

1. Рондели Д. Л. « Народное декоративно-прикладное искусство».  М ., 1984.

2. Бардина Р.А. « Изделия народных художественных промыслов и сувениры». М., издательство «Высшая школа», 1986.

3. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция». М.., издательство «Владос», 2004.

4. Д. Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги». М., «Издательство мир книги», 2009.

5. Д. Джекинс. «Узоры и мотивы из бумажных лент». М., издательство «Континент», 2010.

6. Кружок изготовления игрушек - сувениров», О.С.Молотобаро М, 1993 г.

7. «Подружки - рукодельницы», Д.Р.Ханашевич, М., 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год

АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год

Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ДОМРА Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» Срок реализации 5 -6 лет

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Ямальская детская музыкальная школа»Мыскаменское отделение Разработчик: Ермолович Л.Г. СПЕЦИАЛЬНОСТЬДОМРА...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тематическая образовательная программа Динамическая пауза Срок реализации программы: 1 год Возраст обучающихся: 7-8 лет Учитель Зуева О.В.

Актуальность программы состоит в том, что динамические паузы проводятся в виде отдельного занятия, во время которого помимо увеличения двигательной функции у детей используются игры на развитие памяти...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Капелька» (для обучающихся 5-7 лет) Срок реализации программы - 1 год

Цель программы: создание условий для социального, культурного самоопределения и творческой самореализации личности ребенка в системе дополнительного образования. Задачи программы:способствовать развит...