Конспект открытого классного часа во 2 классе на тему «Новый год к нам в дверь стучится»
классный час (2 класс)

Петухова Ольга Михайловна

Конспект открытого классного часа во 2  классе на тему «Новый год к нам в дверь стучится»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час во 2 «г» классе :

«Новый год к нам в дверь стучится»

Учитель: Петухова О.М.

г. Мытищи

2015-2016 учебный год

Цели занятия: 

  • расширить знания учащихся в области истории новогоднего праздника;
  • выполнить творческую работу по написанию пожеланий
  • создать праздничного веселого настроения у детей

Задачи: 

  • познакомить с новогодними традициями на Руси и в других странах;
  • учить различать Деда Мороза и Санта Клауса;
  • показать значимость и уникальность праздника
  • способствовать развитию коммуникативных способностей,
  • учить взаимовыручке, выслушивать ответы друг друга;
  • развивать фантазию, речь.

Формируемые УДД:

Личностные: самоопределение себя как личности, умеющей сопереживать.

Метапредметные:

1.         Познавательные: умение классифицировать объекты; осуществление поиска информации из разных источников; установление причинно-следственной связи;

2.         Регулятивные: удерживание задачи; самооценка 

3.         Коммуникативные: умение выражать свои мысли; владение монологической формой речи; умение высказывать свое мнение.

Оборудование и материалы к уроку: 

  • мультимедийный проектор;
  • компьютерная презентация;
  • елочка, изготовленная учениками на уроке технологии;
  • новогодние игрушки из бумаги
  • карандаши красного, зеленого и желтого цвета.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (Слайд 1)

– Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними. Тихо садитесь. Посмотрите, всё ли готово к занятию. Сели правильно. Приготовились меня внимательно слушать.

2. Сообщение темы классного часа

Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод.
Это праздник…
(Новый год)

 – Правильно.

- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?

-Прочитайте название нашего классного часа– «Новый год к нам в дверь стучится» (Слайд 2)

– Приближается самый любимый, самый долгожданный праздник. Независимо от возраста, все люди ждут его.  И сегодня мы узнаем откуда пришел к нам праздник Новый год, как празднуют его в других странах, узнаем где живет Дед Мороз, а так же познакомимся с главным новогодним волшебником других стран.

3. Рассказ об истории возникновения праздника

 – Когда мы встречаем Новый год? (1 января) Наверно вы думаете, что этот замечательный праздник отмечали люди всегда зимой. Однако это не так.

Об истории возникновения этого замечательного праздника нам расскажет Ваганова Диана.

Ваганова Диана:

 У древних народов празднование Нового года было ознаменовано приходом весны, победой жизни над смертью, и приходилось на 1 марта. Гораздо позже с 15 века  встречали Новый год 1-го сентября, после уборки урожая. В новогоднюю ночь по домам ходили ряженые - дети и взрослые, одетые в маски и шкуры животных. Они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая, крепкого здоровья, прославляли щедрость хозяев. И лишь 300 лет тому назад всё изменилось. В 1700 году царь Петр 1 перенес празднование нового года на 1 января. (Слайд 3). Он издал указ, в котором повелевалось Новый год встречать в ночь на 1 января. Он ездил вместе с певчими по домам бояр и поздравлял их. На улицах в это время разжигались костры, чтобы было много света и тепла, люди выходили на улицу и стреляли в небо из своих мушкетов, устраивали пышные фейерверки. Также именно Петр 1 приказал всем наряжать хвойные деревья. (Слайд 4) Только игрушки тогда были очень простые – пряники, баранки, яблоки, кусочки ваты… Вот откуда пришёл обычай наряжать ёлку.  

4. Творческая работа с  елочными игрушками. 


-Мы на уроке технологии тоже сделали  ёлочку. Каждый из вас вложил в ее создание частичку своей души, тепло своих рук, своих ладошек. Вы обвели на цветной бумаге  по контуру свою ладошки и затем это изображения вырезали. Соединив вместе все изображения, мы получили вот такую прекрасную ёлочку, которая является не только символом Нового года, но  и символом нашей дружбы, единства. Вот только мне кажется, что она не совсем праздничная. Почему?
(Нет украшений.)

-Ребята, мы с вами заранее сделали новогодние елочные игрушки, которые лежат у вас на столах,но эти игрушки не простые, они - символ счастья, удачи и благополучия на весь новый 2016 год.
 Мы сейчас на них напишем пожелание, просьбу, но не для себя, а для того, кто  вам дорог, кого вы любите, с кем вы дружите. 

- Как вы думаете, почему мы будем загадывать желание не для себя, а для людей, которые нам дороги? (Мы счастливы только оттого, что живы, здоровы, счастливы наши близки)

- Все пожелания исполнятся. Возьмите в руки ручки, подумайте и напишите (Слайд 5)
(
Ребята под музыку пишут пожелания.)

- Положили ручки. Ребята, кто может прочитать то, что написали?

- Все пожелания обязательно исполнятся. Ребята игрушки мы повесим после окончания классного часа.

- 5. Беседа о новогодних традициях. Игра «Верю – не верю»

– Как   традиционно в ваших семьях готовятся к встрече Нового года? Из прошлых  веков пришли обычаи:
– отдавать долги перед Новым годом;
– прощать обиды;
– встречать праздник в новой нарядной одежде и др.
Это традиции русского народа. А в других странах они свои. Поиграем в игру «Верю – не верю». Я буду сообщать вам информацию, а вы, если верите, то должны похлопать в ладоши, а если нет, то потопать ногами. Как только я поднимаю руку вверх, вы должны прекратить все действия.

  • Верите ли вы, что в Италии в новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон стулья, цветочные горшки, одежду? (Слайд 6) 

-Да, это так. Чем больше выбросишь, тем больше богатства будет в наступающем году. Считается, что если в новогоднюю ночь выбросить старую вещь, то в наступающем году купишь новуюВерите ли вы, что в Испании надо под бой курантов съесть 12 маслин? (Слайд 7)

-Нет, виноградин. Под бой часов нужно успеть съесть 12 виноградных ягод, по одной за каждый из двенадцати грядущих месяцев и тогда все желания исполнятся.

  • Верите ли вы, что на Кубе перед полуночью наполняют все сосуды в доме водой, чтобы ровно в 12 ночи вылить её из окна? (Слайд 8)

-А это так. Кубинцы так желают, чтобы наступающий год был чистым и ясным.

  • А верите ли вы, что в Японии в Новый год надо плакать? (Слайд 9)

-Нет, наоборот смеяться. Это самый весёлый японский праздник. Они считают, что если смеяться всю ночь, то  12 месяцев их ждёт удача .А ещё утром все жители городов и сел выходят на улицу встречать восход солнца. С первыми лучами восходящего солнца они поздравляют друг друга с Новым годом и обмениваются подарками.

  • Верите ли вы что в Германии в полночь все люди залезают на столы, стулья, кресла? (Слайд 10)

-А это так! С последним ударом часов он впрыгивают в новый год.

  • Верите ли вы, что в Гвинее в новогоднюю ночь водят по улицам белого медведя?(Слайд 11)

- Это не так! Во-первых, белые медведи не живут в Гвинеи, а живут в Арктике. Во-вторых, в Гвинее в первую новогоднюю ночь по улицам городов принято водить слона – на счастье.

  • Верите ли вы, что в Румынии на Новый год запекают в пирогах монеты?(Слайд12)

- Это так. Запекают не только монеты, но и колечки, горький стручковый перец. Если вам попадется кольцо или монетка, то наступающий год сулит счастье, а если перец, то… не обессудьте.

(Слайд 13)

– А в нашей стране последние несколько лет прижилась ещё одна традиция – новогодние каникулы не только для детей, но и для взрослых. И в этом году мы будем праздновать Новый год, а затем Рождество. И отдыхать будем почти 2 недели.

6. Новогодняя физминутка 

-Ребята! К нам пришли еще одни гости. Кто- узнаете, отгадав загадку.

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель ...

Ответ: Снеговик

Веселые снеговики предлагают нам немного согреться. Проведем физкультминутку. (Слайды  14-88)

Под музыку проводится физкультминутка.

Завершение .

(Слайд 19)

7.  Происхождение Деда Мороза

- Ребята, а сейчас отгадайте загадку.

Кто ребят под Новый год
Веселить не устает?
Кто подарки дарит детям?
Кто ребятам всем на свете
Елку из леса привез?
Отгадайте!
(Дед Мороз)

– Дед Мороз- главный новогодний волшебник, зажигает огни на ёлках и приносит  подарки.
Образ зимнего повелителя воплощается в русских народных сказках. Какие вы знаете сказки? («Морозко»,«Мороз Иванович») Однако у этого сказочного персонажа есть прообраз- реальный человек.

 Рассказ ученика (Калининин Арсений) о Николае Чудотворце (Слайд 20)

В 4 веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. Это был очень добрый человек. (Слайд  11) Особенно он был добр и щедр к детям. Как говорится в предании, дошедшем до наших дней, в Мире жила очень бедная семья. Настолько они были нищие, что отцу нечем было кормить своих трёх дочерей, и, чтобы они не умерли с голоду, он решил отдать детей в чужие семьи на воспитание. Но Николай узнал об этом и нашёл выход. Он подбросил в дом через печной  дымоход  золотые монеты. А девочки на ночь вешали сушиться свои носочки у камина. Каково же было их удивление и радость, когда утром они обнаружили в носочках золото! Ликованию не было предела, и семья была спасена. Отсюда пришла традиция вешать под Новый год свои носочки у кровати, чтобы утром получить подарок от доброго волшебника.
Много добрых дел совершил Николай при жизни. Рассказы его о доброте разошлись по всему миру, и люди многих стран стали почитать его. А церковь после смерти возвела его в ранг святых. И в России Николай Чудотворец считается одним из самых почитаемых святых.

8. Дед Мороз в других странах.

У каждого народа свой Николай, добрый новогодний волшебник.

- Во Франции Пэр Ноэль (Слайд 21).

Рассказ ученика (Аванесян Арно)

В дом он проникает через дымоход, и дети, которые не хотят остаться без подарков, ставят обувь перед камином или печкой. Одевается он, в отличие от своего русского коллеги, вовсе не в красную шубу, а в белую одежду (хотя сейчас старается не отставать от моды и тоже может нарядиться в красный тулуп), на голове носит широкополую шляпу, а в руках вместо посоха держит епископский жезл.
Появляется Пер Ноэль рядом с домами ребятишек в ночь на 25 декабря верхом на ослике, которого зовут Омела. Ослик имеет обыкновение много и сытно кушать, поэтому, по традиции, французские дети прячут сено, а иногда и морковь, в обувь. Чтобы было чем подзаправить своего верного скакуна (Франция-то не маленькая, домов много), еду для ослика Пер Ноэль выменивает у ребятишек на подарки.

На ногах у французского Деда Мороза деревянные башмачки, а в руках Пер Ноэль держит корзинку с подарками. Дальше он лезет на крышу ближайшего дома и спускается по дымоходам в дома французов, где, на манер американского Санты-Клауса, он оставляет свои подарки детям в башмаках, висящих и стоящих у камина.

В этом деле Пер Ноэля всюду сопровождает его злобный двойник, Шаланд, что в переводе с французского означает «страшилище». В отличие от Пер Ноэля одевается он во всё тёмное: на нём часто можно обнаружить тёмный развивающийся плащ и меховую шапку. В руках он держит также корзинку, но, в отличие от своего доброго коллеги, в них лежат не подарки, а самые настоящие розги. Шаланд следует за Ноэлем от дома к дому, постоянно напоминая своему товарищу, что далеко не все дети и далеко не всегда вели себя надлежащим образом и, следовательно, они заслуживают не сладких конфеток и побрякушек, а хорошей взбучки!

 -В Финляндии Йоулупукки (Слайд 22).

Рассказ ученика (Лукоянычева Д.)

 Йоулупукки с белой бородой, в красной шубе и шапке, хоть и сохраняет некоторые национальные особенности. Но ещё в 19 веке его изображали в козлиной шкуре и иногда даже с маленькими рожками. В помощниках у Йоулупукки служат гномы,  слушают, как себя ведут дети во всем мире, а перед Рождеством разбирают рождественскую почту, помогают готовить и упаковывать подарки.

 -В Венгрии Микулаш (Слайд 23).

Рассказ ученика (Шадчин Свтослав)

 Микулаш внешне похож на Российского Деда Мороза: та же длинная шуба, шапка, посох с закрученным в спираль верхом. Только вот подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. Да и сопровождает его не Снегурочка а ангел в белоснежной одежде и лохматый чертёнок. Хороших и послушных детей Микулаш всегда рад одарить апельсином, яблоком или какой-нибудь сладостью (т. е. чем-нибудь вкусным и съедобным!). Зато если в "рождественском сапоге" у хулигана или бездельника обнаружилась картофелина или кусок угля – это точно Микулаш.

-В Италии Баббо Натале (Слайд 24).

Рассказ ученика (Токоленко Егор)

В переводе с итальянского "Баббо Натале" означает Рождественский Дед. Добрый румяный дедушка в красном камзоле и красных панталонах, с белой бородой, салазками, запряженными северными оленями.
Баббо Натале оставляет свои сани на крыше и через печную трубу проникает в дом, где для него оставляют немного молока и сладостей "для подкрепления".
На Новый год в Италии не принято преподносить подарки. Но детям подарки дарит добрая ФЕЯ БЕФАНА. Происходит это 6 января.
Своей внешностью Бефана похожа на русскую Бабу Ягу. У нее нос крючком, ее зубы выступают вперед.
Бефана одета в длинный плащ, остроконечную шляпу и дырявые шерстяные чулки.
Дети с нетерпением ждут ее прихода, подвешивая к камину свои чулки и ставя свои башмачки.
По легенде, Бефана прилетает ночью на волшебной,открывает дверь золотым ключом (в
и кладет в чулки и башмаки детей, которые примерно вели себя весь год, лакомства, а проказникам оставляет угольки или щепотку золы.

 -А в Америке? (Слайд 25). 

Рассказ ученика (Макеева Юля)

Санта-Клаус - Как прaвило, его изображают весeлым пухлым дедушкой с бeлой бородой, одетым в окaймленный белым красный кaфтан. К ребятам в гости он прилетает на волшебных санях в оленьей упряжке. Самого главного оленя зовут Рудольф. У него ярко-красный нос, который помогает Санта-Клаусу находить дорогу в темноте.. Говoрят, что в Сочельник Сaнта прoникает в дома через трубу и клaдет подарки под Рождeственскую елку и в чулки всех детей, котoрые на протяжении года вели сeбя хорошо.. Родиной Санта-Клауса считается Лапландия. Так же бытуют мнения, что родиной Санты-Клауса является Северный полюс.

-А у нас в России? (Слайд 26) Дед Мороз – наш любимый сказочный волшебник. От мала до велика, от края и до края земли российской каждый человек знаком с ним.

Рассказ ученика (Рыдаева Полина)

Дед Мороз - повелитель зимней стужи, снега и ветра, замерзших рек и снежных сугробов. Изначально его представляли как могучего старика огромного роста с длинной седой бородой. Суровые зимы, в понимании наших древних славянских предков, были делом рук старика с посохом. Воспринимался как могущественный волшебник с достаточно суровым характером.

И ныне мы любим его зимние узоры на окнах. Он, конечно же, не сменил свой посох и в бороде его по-прежнему живёт вьюга. Всё так же могущественный старец сковывает льдом реки и наметает непроходимые сугробы.

В гардеробе Деда Мороза долгополые шубы трёх цветов: белая, синяя и красная, на седовласой голове боярская шапка, украшенная разноцветными кристаллами, в руках он держит посох и мешок с подарками. По старой традиции передвигается он на тройке великолепных белых лошадей, символизирующих три зимних месяца. Вершить добрые дела помогает Деду Морозу его  внучка - Снегурочка.


-Последнее время с экранов телевизоров нам часто показывают Санту. И очень редко Деда Мороза. А мне бы очень хотелось, чтобы вы понимали где чей образ. Давайте научимся отличать внешний вид нашего родного Деда Мороза от заграничного Санта Клауса. (Слайд  18)

– Посмотрите на экран. Какой из этих дедушек наш? (Справа)

Рассматриваем сверху вниз:
– головной убор( меховая шапка, колпак с помпончиком);
– борода (длинная, седая; короткая);
– глаза (видит хорошо; в очках);
– верхняя одежда (тёплая шуба до пят; короткая куртка со штанами);
– цвет одежды (может быть синяя, красная, белая; только красная);
– руки (в тёплых варежках; в перчатках);
– в руках (держит посох, которым может заморозить; нет посоха);
– обувь( валенки или сапоги с приподнятым носком; чёрные сапоги);
– транспортное средство (может пешком или в санях, запряжённых тройкой лошадей; ездит в повозке, запряжённой оленями);
– помощники (внучка Снегурочка; могут помогать эльфы).

Слайд 28

9. Где живёт Дед Мороз

-Ребята, теперь мы знаем, как выглядит наш родной Дед Мороз и с нетерпением будем ждать его прихода. А знаете откуда он к нам идёт? Раньше он не имел постоянного места жительства, а теперь круглый год проживает в Великом Устюге. (Слайд  29)

Его дворец в этом городе называется Резиденция. Само слово резиденция означает местопребывания важного человека, например президента. Представляете, как важен и значим для нас Дед Мороз, если он живёт в резиденции! Почему именно в Великом Устюге? Только в вологодских краях настоящие сказочные леса, дивные озёра, чудодейственные родники. Только там может жить наш волшебник.
Дворец Деда Мороза спрятан в лесу. В особняке есть тронный зал, где Дедушка встречается с важными гостями, например с Санта Клаусом. А если в этой комнате позвонить в хрустальный колокольчик, то ваши желания непременно сбудутся. В личном кабинете Деда Мороза есть книга пожеланий. В неё все гости записывают свои просьбы, но выполняет Дед Мороз конечно самые заветные и добрые. Также там есть несколько комнат с подарками Деду Морозу от ребятишек нашей огромной Родины.
Дед Морозу можно написать письмо и отправить по адресу:
162390 Россия , Вологодская обл., г. Великий Устюг, Деду Морозу

 На уроке русского языка мы с вами уже написали письмо. Дед Мороз обязательно исполнит ваши желания

10. Итог урока

– Наш классный час подходит к концу. Что нового вы узнали? Чему научились?

Поднимите зеленый карандаш, если вам классный час понравился и вы много нового узнали, красный- если ничего не поняли сегодня, желтый- что надо дома дополнительно почитать.


Я желаю вам, чтобы под ёлкой в новогоднюю ночь оказались самые желанные подарки не только вам, но и вашим близким.

С Обезьянкой мы скоро подружимся

 Вот приходит к нам новый зверёк

 И снежинки красиво так кружатся,

Новогодний горит «огонёк»…

С наступающим всех поздравляем!

Больше счастья, удачи, тепла.

В уходящем году оставляем

 Все проблемы свои навсегда!
С Новым годом!

11. Исполнение песни «Российский Дед Мороз»

– А теперь для Дедушки Мороза, Снегурочки и наших гостей давайте исполним песню. Дедушка нас услышит и придёт на наш праздник. (Дети выстраиваются у доски и под музыку поют песню). (Слайд 30)

Идёт через лес по сугробам

С огромным мешком за спиной

По непроторенённым дорогам

Волшебник с седой бородой.

Мы все с малых лет его знаем,

По всюду желанный он гость,

Его мы с улыбкой встречаем -

Уж так на Руси повелось.

Российский дед мороз,

Российский дед мороз,

Российский дед мороз,

Дед мороз.

Узорами окна раскрасит,

Гирлянды на ёлке зажгёт,

Он сказочным сделает праздник ,

Весёлую песню споёт.

Мы все с малых лет его знаем,

По всюду желанный он гость,

Его мы с улыбкой встречаем -

Уж так на Руси повелось.

С метелью дружен я,

С холодною зимой.

Снега - мои друзья

И ветер ледяной.

Укутайтесь теплей

И берегите нос.

Встречайте у дверей, -

Подарки я принёс.

Российский дед мороз,

Российский дед мороз,

Российский дед мороз,

Дед мороз.

Он строит дворцы ледяные,

Он прячет в сугробах дома.

Он любит просторы России

И с ним неразлучна зима.

Мы все с малых лет его знаем,

По всюду желанный он гость.

Его мы с улыбкой встречаем -

Уж так на Руси повелось.

С метелью дружим мы,

Со снежною зимой.

С пургою мы дружны

И с горкой ледяной.

Пусть кружит среди звёзд

Снежинок хоровод.

Пришёл к нам Дед Мороз,

А с ним и Новый год.

Российский дед мороз,

Российский дед мороз,

Российский дед мороз,

Дед мороз.

Российский дед мороз,

Российский дед мороз,

Российский дед мороз,

Дед мороз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс

Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" .  Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...

План-конспект открытого классного часа: "Город Сызрань-прошлое и настоящее"

Тема занятия:« Сызрань: прошлое и настоящее»Форма проведения: устный журналЦели и задачи:- ознакомление детей с историей возникновения и развития г. Сызрани, с его первыми жителями, культурной и общес...

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

План-конспект открытого классного часа в 1 классе по теме: «Они были первыми»

Этот материал позволяет познакомить учащихся с этапами развития космонавтики, с первыми космонавтами;воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижен...

Конспект открытого классного часа на тему "В дружбе - наша сила".

Предлагаю вашему вниманию конспект классного часа  "В дружбе - наша сила"....

Конспект открытого классного часа с презентацией на тему "Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир"

Конспект открытого классного часа с презентацией на тему "Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир"...

Конспект открытого классного часа на тему:"Современная российская наука"

Конспект открытого классного часа пригодится вам....