Опыт воспитательной работы учителя начальных классов.
статья

Перевощикова Елена Александровна

Одной из важнейших задач учителя начальных классов  является формирование нравственного воспитания личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_vospitatelnoy_raboty_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт воспитательной работы учителя начальных классов

МБОУ СОШ 144 Перевощиковой Елены Александровны.

Одна из важнейших задач учителя начальной школы, на мой взгляд, - формирование нравственного воспитания личности ребёнка. 
Нравственное воспитание, направлено на формирование и развитие личности ребёнка, оно предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания у младшего школьника должно сформироваться чувство патриотизма, товарищества, уважение к людям труда. 

          Моя задача, как педагога - превратить честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка. 
Конечно это очень долгая  и кропотливая работа. Начальная школа-это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками. 
         Работая в школе уже 11 год я  отметила, что школа, даёт свои большие преимущества и ряд недостатков в формировании нравственного воспитания. Дети целый день, общаются в одном коллективе. Они как губка  впитывают в себя ВСЁ. И задача педагога - ежеминутно направлять детские взгляды, мысли. 
На мой взгляд, в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения, ведь это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни, к закомплексованности ученика, к неумению найти выход из положения в той ситуации, когда он оказывается вне класса, школы. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. И моя задача научить ученика правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта. 
         В моём классе дети, приобретая собственный нравственный опыт, как и любой взрослый, ошибаются, неправильно поступают. И это, на мой взгляд - путь к познанию, ведь в жизни на каждый поступок нет готовых ответов, быстрых решений. Я, помогаю ребёнку осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, помогаю ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. 
            В своей работе я обеспечиваю эмоциональную насыщенность общей учебной и внеклассной деятельности, организую совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. Работая в третьем классе , предоставляю ребятам самим , под руководством учителя разработать или подобрать конкурсы для того или иного праздника. Желающих очень много, поэтому мы бросали жребий и установили поочередность, разбив детей на группы. С каким восторгом дети ждут праздника, чтобы показать свою индивидуальность и творчество. Готовясь к школьным мероприятиям, каждый старается внести свой вклад, проявляется чувство товарищества и ответственности. .

Часто наши уроки начинаются с упражнений –«Подари улыбку», «Хорошее настроение». 
Учитываю положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения. 
Забочусь о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания. 
Каждый день заканчивается рефлексией, которая проводится в конце урока, в конце учебного дня, - в кругу своих одноклассников. Детям интересно высказывать своё мнение, видеть, что его мнения также прислушиваются другие, чувствовать себя увереннее. 

          Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения. Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.

             В своей работе я активно использую методы исследовательской деятельности на разных предметах. Простор для деятельности нам предоставляет изучение курса «Окружающий мир». Там достаточно много тем, раскрывающих проблемы экологии, здоровьесбережения, которые являются актуальными на сегодняшний день. Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно...
                Чтобы формировать нравственное сознание школьников, я помогаю учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции. 
                Важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный "климат” в классе, стиль отношений между учителем и детьми, детских взаимоотношений. Образцом вежливой, четкой доброжелательной речи , считаю,  должна быть речь учителя. Дети копируют речь, отношение. Есть у нас  в классе уже хорошие результаты. Дети общаясь друг с другом и учителем употребляют в своей речи «Будь добр»,  «Хорошего дня», «Приятного отдыха» и т.д. Ведь полноправным членом коллектива ученик ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности. При таком подходе развиваются достоинства каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Конечно же определяющее значение в нравственном воспитании имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. 
           Я избегаю общих оценок личности каждого ученика. Считаю, что может быть плох поступок, а не ученик. Поэтому можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Я активно поощряю положительное поведение ребенка, с целью дальнейшего закрепления данных поступков. Высказываю неодобрение к  отрицательным поступкам. Оцениваю только поступок, а не личность ребенка. Важно, чтобы полученные знания эмоционально окрасились, закрепились у ребенка, перешли в мотивы поступков, приобрели побудительную силу. Далее ребенок уже сам обращает внимание на свое поведение, анализирует и оценивает его. Здесь от взрослого будет требоваться лишь незримое присутствие, координирующая, направляющая функция.  Взрослый должен помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.                                                                                                                                                                     Я считаю, что то, насколько будет воспитан ребенок, во многом зависит от взрослых. Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок имеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый их них научился уважать и ценить себя.  В работе с детьми я делаю так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых мной не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, плохую оценку, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие, ощутить важность этих дел для себя.

При отборе методов и приемов воспитания важно помнить следующее:

-   не сравнивать друг с другом;

-   не выставлять на позор;

-   не укорять;

-   не надзирать за ними;

-   не оскорблять;

-   не приказывать, не требовать жестко;

-   обеспечит успех во всех делах, особенно в творчестве через разумную дозу помощи;

-   хвалить от души;

-   верить;

-   договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

-   прощать искренне.

Я помню, что во главе воспитания стоит ЛИЧНОСТЬ РЕБЁНКА.

Приоритетными качествами личности являются этические ценности: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность. Главное в моей работе увидеть в каждом ребёнке личность и способствовать росту этой личности (как духовно, физически и интеллектуально). Это значит вырастить личность.

Вырастить личность, то есть помочь каждому ребёнку стать личностью, не мешать ему в этом, поддерживать его собственные усилия стать настоящей личностью( саморазвитие, самосовершенствование)

Конечно, есть проблемы, не все удается, но есть желание и потенциал, который поможет достичь желаемого. Мы вместе учимся, анализируем свою жизнь, определяем соотношение материальности и духовного, учимся слышать и слушать друг друга, учимся понимать друг друга - все это помогает и поможет достичь единого педагогического результата – воспитанности.
          Много времени на классных часах я отвожу на нравственно – эстетическое воспитание учащихся. Учу ребят строить своё поведение в соответствии с нравственно – эстетическим воспитанием. Провожу с учениками занятия, на которых учу их анализировать, оценивать проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Учу ребят вести дискуссию, спорить,  критиковать, отстаивать своё мнение, делать выводы.        Дети делятся своими мыслями о дружбе, товариществе, хороших людях, рассказывают случаи из собственного опыта общения со сверстниками. Провожу обсуждение прочитанных книг. Дети рассказывают о своих впечатлениях, рисуют любимых литературных героев. У нас проходят беседы о поведении в общественном месте, в транспорте, дома, в гостях, на природе, на улице, в театре, в магазине. Также я провожу беседы «Вежливые слова», о хороших и дурных манерах.

Я веду большую работу по формированию толерантного поведения, учу детей позитивному отношению к себе и представителям других народов и иных культур, учу уважать достоинство других людей.

Часть внеклассных мероприятий в моей работе направлена на сохранение здоровья школьников, на предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности учеников. В рамках этой работы я провожу беседы по изучению правил дорожного движения Столь разнообразная воспитательная работа приносит свои  плоды.. У ребят формируются положительные межличностные отношения. Они учатся уважительно общаться друг с другом, сочувствовать и сопереживать, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей. Ребята берут на себя ответственность за порученное дело, помогают одноклассникам. Учатся высказывать своё мнение,  отстаивать его, учатся признавать свою неправоту в случае ошибки. Интеллектуально развиваются, развивают кругозор, демонстрируют свои умения, достижения и знания. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью – это и есть цель обучения и воспитания. Участвуя в любом мероприятии, дети получают заряд положительных эмоций, их организм открывается добру и красоте. Считается, что ребёнок, с детства погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Использованная литература:

  1. Ильин Е.Н.Герой нашего урока.М.:Педагогика, И46 1991.-228с.
  2. Селевко Г.К.Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация. М.:НИИ школьных технологий, 2005.-144с
  3. Капустин Н.П.Педагогические технологии адаптивной школы: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений- М:Издательский центр 2 Академия», 1999.-216с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы учителя начальных классов.

Данная презентация содержит материалы для папки классного руководителя....

Воспитательная работа учителя начальных классов

Воспитательный процесс в школе очень трудоемкое дело, поэтому хочу предложить материалы воспитательных дел и программу воспитания и социализации для первоклассников (в соответствии с требованиями ФГОС...

Анализ воспитательной работы учителя начальных классов.

Анализ работы учителя подводит итог его работы за определённый промежуток времени. Он наглядно показывает успехи, результативность, неудачи. Каждый учитель, анализируя свою деятельность, выявляет проб...

Эффективность воспитательной работы учителя начальных классов

26 лет я работаю учителем начальных классов. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребёнок ...

Концепция воспитательной работы учителя начальных классов

В данном материале рассказывается о построении воспитательной системы класса через работу с семьей и школой....

Из опыта воспитательной работы учителя начальных классов

В работе  учителя есть трудная, но очень важная миссия — быть классным руководителем....

Программа воспитательной работы учителя начальных классов на 1-4 классы

Программа составлена с расчётом на четыре года, с 1 по 4 класс....