Анализ воспитательной работы учителя начальных классов.
статья (3 класс) на тему

Анализ работы учителя подводит итог его работы за определённый промежуток времени. Он наглядно показывает успехи, результативность, неудачи. Каждый учитель, анализируя свою деятельность, выявляет проблемы и пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_vospitatelnoy_raboty_uchitelya_nachalnyh_klassov..doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы

классного руководителя 3 А класса

Мещеряковой Людмилы Ивановны

за 2011-2012 учебный год.

Являясь классным руководителем 3 А класса, в 2011-2012 учебном году я ставила перед собой следующие педагогические задачи:

- создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития и становления личности младших школьников;

- создавать условия для формирования детского коллектива;

- воспитывать товарищеские взаимоотношения, умение помогать друг другу, развивать навыки культурного поведения;

- воспитывать сознательную дисциплину, ответственное отношение к учению, трудовой деятельности;

- воспитывать патриотизм, любовь к своему краю, уважение к старшим, доброту, бережливость, прилежание, любознательность, стремление быть сильным, ловким, вести здоровый образ жизни.

- изучать индивидуальные особенности каждого ребёнка, привлекая родителей для сотрудничества в обучении и воспитанию детей.

Учащиеся являются членами ДО «Маленькая страна», классный город называется «Бригантина».

По желанию учащиеся были распределены по группам: комитет спорта, комитет чистоты и порядка, комитет творческих дел, комитет книги. По мере сил и возможности ребята проявляли свою активность. Члены комитета творческих дел принимали участие в оформлении классного уголка (написание объявлений, поздравлений), тематических стенгазет. Члены комитета спорта организовывали игры во время  перемен, дворовые игры на улице. Члены комитета чистоты и порядка контролировали внешний вид учащихся, следили за гигиеной (уши, ногти), следили за порядком в классе и шкафчиках в коридоре. Комитет знаний после уроков помогал ребятам в учёбе. Комитет книги контролировал состояние книг в классной библиотеке, состояние учебников.

        Распределение обязанностей среди учащихся способствовало развитию самостоятельной активности учащихся, ответственности и трудолюбия, формированию организационных и личностных компетенций.

        Учащиеся класса были активными участниками всех мероприятий ДО «Маленькая страна». С большим желанием принимали участие в школьных праздниках «У осеннего дуба», «Новогодние приключения у новогодней ёлки», «Звёздный час» (Филимонов И. 1 место), «Взятие снежного городка» (1 место), «Знай ПДД», Минуте Славы (призовое место), предметных олимпиадах (Фуфаев В. 2 место), школьном чемпионате по лёгкой атлетике (1 место), смотре строя и песни (1 место), акции «Помоги птицам зимой», Декаде экологии (фотоконкурс «Природа горько плачет» Филимонов И. – 1 место, Процун К. – 2 место, выставка поделок «Вторая жизнь вещей» - Маркилова С., Волков Л.– 1 место, Белоусов И., Милойчиковыа А. – 2 место) и др.

Системную работу с учащимися строила через проведение классных и внеклассных мероприятий согласно плану воспитательной работы. План воспитательной работы составлен с учётом Модульной программы координации образовательных мероприятий профилактики употребления психоактивных веществ, программы по профориентационной работе.

Для организации системы отношений использовала  разнообразные формы воспитывающей

деятельности коллектива класса: праздники, заседания семейного клуба, соревнования, викторины, презентации, олимпиады, конкурсы,  игры,  выпуск стенгазет, классные и занимательные часы, экскурсии, обмен мнениями.

Включала учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей и воспитанию чувств и качеств личности: проектную, исследовательскую, творческую, трудовую.

Все проведённые мероприятия оказали положительное влияние на членов коллектива. Совместная деятельность по их подготовке и проведению способствовали формированию детского коллектива, воспитанию товарищеских взаимоотношений, формированию у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров,  здорового  образа жизни, развитию мотивов учебной деятельности.

Воспитанию уважительного, внимательного, чуткого отношения к близким способствовали праздник ко Дню Матери «Мамины посиделки», «Военные учения», «Дружба с первого взгляда». Ребята посвящали стихи, песни, музыкальные номера, сценки, своим самым близким людям, одноклассникам. С любовью и теплотой готовили подарки.

Укреплению семейных взаимоотношений способствовал классный праздник Семьи. Готовясь к этому празднику, ребята окунулись в историю своей семьи. Кивитар Д. и Волков Л. представили свои интересные родословные. Ребята вместе с родителями и близкими родными искали старинные вещи и узнавали их историю. Так от семьи Маркиловых в «старинном сундуке» оказалась кружка 1917 года, которую дарил Николай II простым людям при короновании на Ходынском поле. Так же они нашли старые грамоты, свидетельства, благодарности. Семья Белоусовых нашла подзоры и авоську. Ребята с интересом слушали бабушку Ильи Белоусова. Семья Кошелевых представила старинные документы и медаль Матери-героини. Семья Кужлева Никиты – старую трудовую книжку прабабушки, которая работала в колхозе. Очень интересно читать записи о том, чем занимались раньше и сколько за это получали. Семья Волковых рассказала о старых карманных часах, которые были подарены их деду за добросовестный труд. Семья Байдаковых рассказали историю старой фотографии. В классе было организована выставка «Семь раз отмерь – один отрежь», на которой были представлены работы детей и родителей: вышивки, вязаные изделия, фоторамки, деревянные изделия и др. Большая совместная подготовка способствовала укреплению семейных взаимоотношений. Праздник был высоко оценён родителями.

В этом году ребята активнее включались в организацию праздников, проявляли большую самостоятельность и творческую активность. Так, например, на празднике Старого Нового года «Зимней праздничной порой» дети играли все главные роли: дракона (Филимонов И.), Дед Мороз (Байдаков В.), Снегурочка (Куликова И.), Тоска Зелёная (Бункина Д.). Ребята были артистичны, их актёрская игра была тепло принята одноклассниками и родителями. На других праздниках большинство ребят с удовольствием и большим желанием участвовали в сценках, готовили музыкальные номера (Кошелева К., Филимонов И.)

Мероприятия, проведённые в рамках предметных недель, способствовали развитию познавательного интереса, любознательности, интеллекта, ответственному отношению к учению. Предметные олимпиады способствовали развитию индивидуальных способностей учащихся. Ребята занимались проектной деятельностью, создавая тематические проекты: «Реклама книги», «Профессии моих родителей», «Что означает моя фамилия», «Книга – лучший друг». С рекламой книг ребята выступали перед учениками 2 Б и 3 Б классов, с продуктами остальных проектов выступали перед одноклассниками.

Классные и общешкольные предметные олимпиады  - одна из форм работы с одарёнными детьми.  В этом году учащиеся класса  принимали участие в Интернет - конкурсе «ЭМУ», «Русский медвежонок», «Кенгуру», третий год подряд – «ЧиП», что также способствовало развитию одарённости, развитию познавательного интереса. Ребята учились применять свои знания в нестандартной ситуации, работать с текстом. Участие в подобных мероприятиях имеет и воспитательный эффект – у ребят воспитывается ответственность, формируется самооценка (они защищают честь своей фамилии, класса, школы), положительное отношение к учёбе, личностный смысл учения. Учащиеся класса занимали призовые места.

Развитию одарённости способствовало участие ряда учащихся в школьной научно-практической конференции: Волков Л., Байдаков В., Процун К., Филимонов И. Ребятами с помощью родителей и учителя были разработаны проекты: «Шоколад: есть ли его немедленно?», «Зачем человеку растения?», «Какое печенье самое полезное?», «Свойства бумаги». На школьной линейке все эти ребята были отмечены медалями. Со своими проектами ребята выступали перед родителями на одном из заседаний семейного клуба. Их выступления вызвали большой интерес и получили высокую оценку.

    Учащиеся активно принимали участие в спортивных соревнованиях, проводимых на базе школы и ФОКа. В школьном чемпионате по лёгкой атлетике ребята заняли 1 место. Они сосредоточены и внимательны, хотят быть сильными и ловкими, стремятся к победе. Наблюдения показали, что ребята стараются рационально распределить силы в команде, помогают и уступают друг другу, соблюдают дисциплину. Положительным результатом являются первые места ребят в соревнованиях. Такие соревнования формируют установки на здоровый образ жизни, сплачивают детский коллектив, учат ребят быть дружными, воспитывают чувство ответственности за общий результат, способствуют физическому развитию. Кроме того, это способствовало развитию таких ключевых компетенций:

организационных

- координация деятельности людей для достижения целей, умение работать в группе

личностной

- рефлексия сильных и слабых сторон своей личности характера.

        Большая работа велась по воспитанию потребности вести ЗОЖ. Класс участвовал в благотворительной программе «Будь здоров!», при поддержке компании «Craft foods». На занятиях «Витаминки» ребята учились готовить вкусную и полезную пищу, узнавали о полезных свойствах продуктов. Кроме этого в течение всего года выращивали полезные растения на подоконнике: лук, укроп, петрушка. Выращенные растения добавляли в пищу в столовой, уносили домой, чтобы угостить семью. На спортивных занятиях в рамках этой программы ребята разучивали подвижные игры. Родители были активными участниками этой программы. Прошло несколько заседаний Семейного клуба. Особенно запомнились «Скатерть-самобранка», проект «Новогодний салат», «Движение - жизнь», «Мама, папа, я – спортивная семья». Родители активно включались в различные виды деятельности: разучивали зарядку с детьми, делились вкусными полезными рецептами салатов, готовили салаты, участвовали в соревнованиях и подвижных играх. Все мероприятия получили высокую оценку и оказали положительное воздействие на семьи в целом. Дети получили огромный социальный опыт: работая в группах и командах, они учились общаться, понимать, уважать друг друга, распределять обязанности, делить всё поровну, работать по правилам и др.

Формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств способствовали посещение концерта ДМШ, кукольного представления, циркового представления в г. Москва «Золотой Буфф», новогоднего представления в г. Владимир, игрового музыкального представления «Марья-моревна» театра «Разгуляй», выездного  циркового шоу, посещение Патриарших садов г. Владимира, посещение выставок художественного творчества (в школе и ДДТ), участие в конкурсах рисунков, поделок. Вместе с этим ребята учились вести себя в общественном месте, развивали навыки культурного поведения.

Правовому воспитанию способствовали классные часы, а так же мероприятия, проведённые в рамках декады правовой культуры. Ребята познакомились с Конвенцией о правах ребёнка, активно обсуждали практические ситуации. Посетили спектакль, подготовленный ДДТ, «Суд над Бабой Ягой». Ребята получили представление о работе суда, о том, чем занимаются адвокат, прокурор, кто такие свидетели, обвиняемый. Ко Дню Конституции Филимонов И. и Окунев С. подготовили небольшой монтаж об этом празднике, познакомили с несколькими статьями Конституции РФ. С этим монтажом ребята выступили перед учениками 4 Б класса.

Большое внимание было уделено патриотическому воспитанию, формированию чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, гордости за своих родственников, свою семью. Ребята познакомились с экспозицией школьного музея «». Класс участвовал в смотре строя и песни, на котором занял 1 место. Смотр был посвящён  героям – землякам, он оказался особенно значимым для семьи Кивитар.  Оказывается, С.Д.Герасимов – его двоюродный прадед. Так Кивитар Данил узнал ещё одного родственника, пополнил свою родословную.

Проведены беседа ко Дню Народного единства,  классный час ко Дню защитника Отечества. С интересом ребята посетили музей г. Владимира «Золотые ворота», в котором познакомились с героическими историческими событиями по обороне города, а так же с героями Великой Отечественной войны.

Ребята приняли участие в школьном проекте «Георгиевская ленточка». Они с интересом и волнением узнавали у своих родителей, бабушек, дедушек о родственниках – участниках ВОв, с гордостью каждый из них прикреплял «значок» к общей Георгиевской ленте. Ребята подготовили праздничные открытки к празднику со словами благодарности ветеранам, которые были подарены ветеранам на митинге, посвящённом Дню Победы.

Филимонов И. уже второй год подряд участвует в фотоконкурсе «К малой родине  - с любовью»

Ежедневное дежурство в классе, генеральные уборки класса, индивидуальные трудовые поручения, участие класса в субботнике способствовало воспитанию трудолюбия, ответственности, бережному отношению к окружающим предметам.  В рамках декады экологии ребята оказали помощь школьной библиотеке в ремонте книг. Было «вылечено» 60 книг. На одном из классных часов ребята узнали, как беречь энергию.

        В классе продолжаются добрые традиции. Одна из них -  поздравления именинников. В этом году дополнили традицию поздравлениями в кругу и дружным подкидыванием вверх, а так же сезонными праздниками именинников. Традиционны поздравления девочек ко дню 8 Марта и мальчиков ко Дню Защитника Отечества. Ребятам запомнился праздник «Военные учения». В организации праздника для мальчиков девочки принимали самое активное участие: каждая «испытывала» их на своей станции. Девочки проявили самостоятельность, организаторские способности, а мальчики – уважение и дисциплинированность.

 Ещё одна традиция в классе – обмен настроением, обсуждение новостей в начале каждого рабочего дня. Каждое утро начинается именно с этого. Ребята откровенно делятся своими семейными новостями, проблемами, радостями, успехами,  печалями. Идёт активное обсуждение новостей и событий, происходящих в мире. Не остались без внимания и новые научные открытия, и удивительные явления в природе, и новости спорта, успехи и неудачи российских команд, и просмотренные фильмы, телепередачи и многое другое – всё, что взволновало и вызвало интерес ребят. Ребята с интересом слушают друг друга, поддерживают, высказывают свои мнения.

Сложившиеся традиции и совместные праздники  способствуют сплочению детского коллектива, установлению тесных взаимоотношений, учит внимательно относиться друг к другу. Кроме этого, способствуют становлению таких  личностных качеств, как доброжелательность, умение слушать и слышать друг друга, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Ребята отзывчивы к окружающим, чужой беде. Так в этом году, как и в прошлом, многие откликнулись на благотворительную акцию Первого канала «Добро», отослав sms – сообщения в фонд для больных детей. С большим желанием ребята принимали участие в школьной акции «Помоги птицам зимой». Филимонов И., Байдаков В., Волков Л., Васьков А., Дрямов Я., Процун К. сделали кормушки. Многие ребята класса активно подкармливали птиц около своих домов в течение всей зимы.

Работу с родителями строила согласно Программе педагогического сопровождения семейного воспитания, учитывала индивидуальные проблемы класса.

Использовала разные формы работы с родителями. Наряду с родительскими собраниями использовала индивидуальные и групповые консультации, совместные праздники, заседания Семейного клуба. На совместных мероприятиях родители  смогли увидеть своих детей во внеучебной деятельности, их активность, их способности.

В течение всего года родители были активными участниками и помощниками в воспитательной работе. Они организовывали экскурсии в город Владимир, Москва,  были спонсорами в организации подарков. Принимали активное участие в праздниках, помогали в их подготовке.

        Родители помогали детям в участии в школьных и районных конкурсах. (выставка «Вторая жизнь  вещей», изготовление кормушек, проект «Новогодний салат», научно-практическая конференция и др.)

        В течение года работала в сотрудничестве с социумом: школьным музеем, ДМШ, МУК ЦДМ п. Ставрово, МУК ЦНХТ, ДДТ, библиотекой школы.

Воспитательная работа дала положительный результат. Большинство ребят классного коллектива проявили высокую активность.

Наблюдая за ребятами, можно выделить лидеров: Филимонов Иван, Волков Леонид, Байдаков Владислав, Милойчикова Анастасия, Процун К.

Чтобы отследить динамику развития учащихся, вела диагностическую деятельность.

Во-первых, отслеживала уровень мотивации, виды мотивов.

Диаграмма показывает, что  15 чел.  (60%) имеют высокий и хороший уровень мотивации, что на 17% меньше показателя по итогам 2 класса, 4 (16%) учащихся имеют положительное отношение к школе, что на 4% больше  показателя прошлого года.  Изменения в показателях в отрицательную сторону связаны с психологическими возрастными особенностями ребят. У 2 чел. (8%)  отрицательное отношение к школе (у Кивитара Д. сохранилось). По сравнению с результатами прошлого года этот показатель увеличился вдвое. Надо отметить, что Кивитару Д. учебная деятельность даётся с трудом, но он активен на уроках, всегда добросовестно относится к выполнению домашних заданий. Данил живёт в другом микрорайоне, поэтому ему труднее наладить дружеские взаимоотношения с одноклассниками. Белоусов И. перенёс психологическую травму, связанную с семьёй. Возможно, этим и объясняется такой показатель.

        Несмотря на отрицательную динамику в уровне мотивации, в развитии видов мотивов наблюдается положительная динамика.

Так, анализ видов мотивов показал, что на   51%  сформированы внутренние мотивы (на 7% больше по сравнению с прошлым годом), т.е. ребята учатся потому, что хотят больше знать, чтобы потом хорошо работать, осознают, что в наше время нельзя быть незнайкой. На 34% - внешние положительные мотивы. Ребята учатся потому, что на уроке интересно, нравится учитель, чтобы доставить радость родителям.  На 15 %  -  внешние отрицательные мотивы (на 3% меньше по сравнению с показателем прошлого года). Ребята выбрали варианты – заставляют родители, чтобы не отставать от товарищей, не опозорить свой класс. Надо отметить, что наблюдается значительное увеличение в сторону внутренних мотивов. В следующем году необходимо продолжить  работу по формированию и развитию внутренних мотивов.

Учусь потому что…

1 на уроках интересно                                        7 нравится узнавать новое

2 заставляют родители                                8 нравится учитель

3 хочу получать хорошие отметки                        9 избежать плохих отметок и неприятностей

4 подготовиться к будущей профессии                10 хочу больше знать

5 в наше время учатся все                                11 люблю мыслить, соображать

6 завоевать авторитет у товарищей                12 хочу быть первым учеником

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о положительной динамике в развитии видов мотивации. Большинство учащихся имеют хорошую мотивацию, понимают, зачем учатся. Преобладают мотивы содержания (ребятам нравится узнавать новое и они хотят больше знать), благополучия (на уроках интересно, ребята любят мыслить соображать), и широкие социальные (чтобы подготовиться к будущей профессии, учатся потому, что в наше время учатся все) мотивы. Уменьшилось количество учащихся с мотивом пресса и узкими социальными мотивами. В следующем году обратить внимание на учащихся с низким уровнем мотивации и отрицательным отношением к школе, привлечь к работе с ними психолога школы.

Диагностика уровня воспитанности показала, что познавательный интерес, правдивость, вежливость, патриотизм, дисциплинированность на высоком уровне. Трудолюбие, коллективизм– на среднем уровне. 36% учащихся имеют средний уровень воспитанности (44% по итогам прошлого года), 64% – высокий (56% по итогам прошлого года). Наблюдается положительная динамика.

Вместе с тем надо отметить, что некоторые учащиеся не всегда вежливы, бывают грубы (особенно Рослова К.). Ряд учащихся недобросовестно относятся к выполнению домашних заданий (Васьков А., Андреева К.,  Дрямов Я., Рослова К.). В этом году появились случаи курения – Симагин Д., Цветков Д., правонарушения – Кивитар Д.

Поэтому в следующем году необходимо продолжить работу по развитию детского коллектива, воспитанию чувства коллективизма. Необходимо продумать новые формы по воспитанию этических норм поведения, продолжить работу по воспитанию у ребят трудолюбия через трудовые поручения, организацию дежурства в классе, классные часы, работу с родителями по данным проблемам. Особое внимание уделить воспитанию негативного отношения к курению и профилактике правонарушений.

Подводя итоги года, можно сделать вывод о положительном результате воспитательной работы в классе. Ребятам  в школе  интересно, у них развиты мотивы учебной деятельности. Несмотря на возникающие иногда проблемы, они дружны, терпимы друг к другу, стараются не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Ребята помогают друг другу,  доброжелательны, неравнодушны к чужой беде, отзывчивы, сопереживают чувствам других людей. Они адаптированы, умеют договариваться с одноклассниками и учителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ методической работы учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год

Анализ методической работы учителей начальной школы....

Анализ методической работы учителей начальных классов за 2012-2013 учебный год

Методическая работа в 2012-2013 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс....

Анализ методической работы учителей начальных классов.

В материале представлены результаты успеваемости учащихся за год, участие в городских, областных и всероссийских конкурсах. Также обобщен опыт работы учителей начальных классов за год....

Анализ методической работы учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год

Методическая работа в 2013-2014 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу школы и учебно-воспитательный процесс....

Анализ воспитательной работы учителя начальных классов 2014-2015 уч.год

Цели и задачи воспитательной работы в прошедшем учебном году были направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание толерантности, н...

Анализ воспитательной работы учителя начальных классов

Анализ воспитательной работы представлен в виде анализа качества работы учителя, с использованием различных методик (анкетирование по методике А.А.Андреева, выявление уровня воспитанности по методике ...

Анализ воспитательной работы учителя начальных классов.

              воспитательные задачи и цели:1.      Формирование отношения к природе как к общему дому;2.  Развитие произвольност...