Семейное родительское собрание - диспут "Спешите делать добро"
методическая разработка (1 класс)
Семейное родительское собрание направлено на формирование в сознании детей и родителей понятия «доброта»;
- расширяет знания детей о доброте и ее роли в жизни каждого человека;
- развивает умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
- формирует стремление делать добрые дела.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейное родительское собрание - диспут "Спешите делать добро"
Автор: Шаумян Каринэ Георгиевна –учитель начальных классов МОУ лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова.
Цели: - сформировать в сознании детей и родителей понятие «доброта»;
- расширить знания детей о доброте и ее роли в жизни каждого человека;
- развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
- формировать стремление делать добрые дела.
Предварительная работа:
Оформить фотовыставку семейных фотографий «От улыбки хмурый день светлей»;
Подготовить буклет для родителей;
Подготовить аудиозапись с высказыванием детей о доброте;
Оформить приглашение на родительское собрание;
Организовать выставку детских книг по теме собрания;
Х о д с о б р а н и я
1. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя на работу.
- Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте мы повернёмся к гостям, улыбнемся им и пожелаем всего хорошего!
- Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.
- Посмотрите на слайд и послушайте песню С. Никитина «Дорога добра»
- Ребята, почему мне захотелось для вас включить сегодня именно эту песню
- Отгадайте слово, зашифрованное на табло. Это слово означает близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
- Да, ребята, вы правильно угадали. Это слово «дружба». (слайд 1)
- Так какой теме будет посвящено наше занятие?
- Тема сегодняшнего родительского собрания-диспута – «Спешите делать добро».
У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минутку, улыбнитесь (обязательно от души), расслабьтесь и скажите мысленно: «Мне хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!» (в это время звучит песня Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»).
Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство – доброта.
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта- это солнце, которое согревает душу человека.
И так, разговор сегодня будет о доброте. Обсудим в группах такие вопросы: «Что такое доброта?»; «Что значит «добрый человек»? (После обсуждения вопросов в группах их представители обобщают и высказывают полученные мнения).
(слайд 2)
Вот как объясняет понятие «доброта» толковый словарь С.Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
- А теперь послушаем, как понимают доброту наши дети (родители слушают звукозапись, смотрят видеозапись, заслушивают результаты ранее проведённого классного часа « Спешите делать добро»)
- Добро, доброта... Какие старые, известные с самого рождения слова! Давайте, ребята, вместе поразмышляем, что такое добро и доброта? (Ответы детей)
III. Стихотворения о доброте.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с. тобой добрей.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
(Н. Тулупова)
Вывод: Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
IV. Притча о доброте и вежливости.
Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
— Зачем тебе это? — спросил мастер. — Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю. — Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь...
И тогда Учитель взял его в ученики.
- Как вы думаете, почему Учитель не взял юношу в ученики при первой встрече? Предположите, что случилось с юношей за эти несколько лет. Почему Учитель взял его в ученики? (Ответы детей)
Вывод: Юноша стал доброжелателен к людям, стал думать не только о себе, но и о других.(родители и дети)
Вывод: Если человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.
VI. Пословицы и поговорки о добре.
- А что гласит о доброте народная мудрость? Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете? (Ответы детей и родителей)
Соедините слова первого и второго столбиков, чтобы получилась пословица. (Слайд 3)
Добро помни, а пожнёшь. Что посеешь, то и зло забывай. За добро добра не делает никому. Худо тому, кто добром платим.
Вывод: Добрый человек всегда найдёт поддержку и утешение в радости других людей. Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
- Не только пословицы сложены о добре. Много детских книг ведают нам об этом замечательном качестве человека. ( слайд)
А теперь давайте с вами немного поразмышляем на тему «Чем я богат». У меня в руках две шкатулки: в одной лежат красивые украшения, а также деньги. Это – богатство. Его можно потрогать руками, полюбоваться на эти вещи. Что можно сделать с этим богатством?
(Ответы детей.)
А в другой шкатулке – радость, доброта, честность, вежливость. Это тоже богатство, богатство человеческого сердца. Но его нельзя потрогать руками. Может это и не богатство вовсе? Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатства из первой шкатулки или из второй?
(Ответы детей, обсуждение, обмен мнениями.)
Вывод: прочнее и ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце, его можно почувствовать.
С давних пор и во все времена в разных концах земли, всегда и повсюду это было очень важным вопросом. Сейчас я вам расскажу одну притчу о Добре и Зле.
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».
Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу за зло.
Вывод: добро всегда сильнее зла, люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту, а злые люди всегда одиноки.
Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе? (ответы родителей)
- Мы не будем скрывать, что в нашей жизни иногда возникают ситуации, как в этом стихотворении.
(Инсценировка стихотворения)
Кто кого обидел первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Кто кого ударил первым?
Он меня!
Нет, он меня!
Вы же раньше так дружили!
Я дружил!
И я дружил!
Что же вы не поделили?
Я забыл!
И я забыл!
- Из-за чего поссорились два друга?
- Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом? (Ответы детей)
Вывод: мы видим, что ссоры могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!
В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, если человек вырастает в обстановке равнодушия и бессердечности – юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости к добру и красоте.
Предлагаю вам поиграть. Включается медленная музыка.
Перед родителями лист бумаги, на котором им предлагается обвести правую руку и написать на каждом пальце ласковые слова, на пальцах левой руки – слова, которыми ругаете детей.
Похвала приятнее наказания. Общаясь с человеком, помните, что перед нами живой человек со своими чувствами и переживаниями. Самое дорогое для нас – наши дети. Будьте терпеливее с ними, читайте им интересные книжки, играйте вместе с ними. Радость, которую ваш ребенок испытывает в совместных делах – это основа добрых отношений. Больше хвалите детей, и они будут меньше вас огорчать. Ребенку нужна любовь!
И все таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье? Все ли мы делаем для того, чтобы помочь взойти в детских душах семенам чуткости и добра?
Почему дети озлоблены? – часто удивляемся мы. Никакая методика, опыт не помогут пробудиться теплу детских сердец. Только отзывчивое сердце может услышать боль, принять ее и разделить. Что нужно сделать, чтобы наши дети постигли уроки доброты и поселили их в своей душе на всю жизнь.
Решение родительского собрания:
1. Чаще хвалить и поощрять своего ребенка.
2. Считаться с чувствами и переживаниями ребенка.
3. Не использовать физические наказания в отношении ребенка.
В воспитании доброты приоритет за семьей. Человек начинается с детства. В школу приходят разные дети: Эгоистичные, избалованные, себялюбивые - и открытые, простые, любящие все живое. Школьные годы могут многое изменить в маленьком человеке. Ребенок как подсолнух: он поворачивается к добру как к солнцу. Ребенка надо учить каждую ромашку, воробья, жука, куст, ручей. И, разумеется, не менее бережно нужно относиться к человеку.
Если мы будем внимательны к другому человеку, с которым вступаем во взаимоотношения – будь то случайный попутчик или кто – то из близких, - это и будет проявлением доброты. Любой человек раним, любой нуждается в уважении и внимании, и мы не можем ни за что ни про что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду, рану. Это относится и к детям.
Дополнением к нашему решению могут стать следующие принципы, заповеди разумного воспитания:
1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
4. Не подсказывайте готового решения, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.
5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.
6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.
7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
9. Воспитание – это последовательность целей.
10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
Собрание заканчивается под песню В Савельева «Настоящий друг»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К родительскому собранию: "Что делать ,если у вас конфликтный ребёнок"
Полезная информация для родителей дошкольников и первоклассников агрессивных детей , а также застенчивых ,беспокойных ,замкнутых......

Тематическое родительское собрание "Повседневные дела и порядок"
Тематическое родительское собрание с психологом "Повседневные дела и порядок" имеет своей целью познакомить родителей с основными методами и закономерностями воспитания организованности и дисцип...
Родительское собрание "Что делать, когда ребёнок лжет"
Собрание для проведения с родителями начальных классов....

Родительское собрание "Учимся делать уроки"
На собрании родители получат рекомендации о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно...

Родительское собрание "Спешите делать добрые дела"
Цель: воспитывать чувства доброты, вежливости, внимания, дружбы; вызывать желание совершать добрые поступки. 1. Анкетирование учащихся.2. Вступительное слово классного руководителя.3. Выск...

Родительское собрание "Маленькое дело лучше большого безделья"
Родительское собрание "Маленькое дело лучше большого безделья"...

Родительское собрание "Учимся делать домашнее задание"
Родительское собрание, в котором родители знакомятся с гигиеническими требованиями к выполнению домашних заданий. Даются рекомендации по оказании помощи детям по выполнению домашних заданий....
