Проектная работа " Забытые игры наших родителей"
проект (4 класс)

В данной работе представлена информация по играм, в которые пользвались популярностью у наших родителей, а также бабушек и дедушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zabytye_igry_nashih_roditeley.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

        

«Забытые игры наших

родителей»

Выполнила              

Коротич Марина

ученица 4 «Г» класса

ГБОУ «Школа № 2005»»

Руководитель                   

Замятина Ольга Владимировна

учитель начальных классов

Москва

2017

СОДЕРЖАНИЕ                                                                      

I. Введение .………………………………………………………   с. 3

II. Основная часть.

2.1. Из истории возникновения подвижных игр ..………  с.  4

2.2. Особенности русских народных игр ……….……….  с.   5 - 6

III. Практическая работа ………………………………………… с. 10 - 11

IV.   Заключение………………………………………………….  с. 12

 V.   Приложение …………………………………………………. с. 15-21

   Литература………………………………………………………. с. 22

     

  1. Введение

В настоящее время, мы, дети XXI века, очень любим поиграть в компьютерные игры, пообщаться с друзьями в социальных сетях. Они нас увлекают и затягивают на долгое время. И нам совсем не хочется идти играть на улицу.
Родители, видя, что я часами сижу в телефоне или около телевизора очень возмущаются. Они говорят, что у них в детстве ни компьютеров, ни DVD не было, и по телевизору не шли целыми днями мультфильмы. Зато была улица, откуда нашим бабушкам и дедушкам их было трудно дозваться на обед и ужин. И главными «позывными» у всех детей были слова: «Ты выйдешь играть?»
Все свободное время наши родители играли с друзьями на свежем воздухе, а то и всей улицей встречались возле подъезда, чтобы поиграть.
По мнению большинства родителей, самым замечательным и полезным способом развлечения для них в детстве была игра. Весёлые подвижные игры – это детство наших родителей, бабушек и дедушек.
Сейчас же дети, чаще всего, играют в компьютерные игры, а в подвижные коллективные игры - только на уроках физкультуры, и то-это спортивные, и редко - с друзьями на улице. Даже летом, в нашем районе, редко увидишь детей играющих в подвижные игры. К сожалению, в век компьютеров ребята изменились. Они позабыли про подвижные игры, растворившись в компьютерном мире игр.
Бежит время, сменяют друг друга поколения детей, и у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста, развивают ловкость, силу и стремление к победе, а самое главное сохраняют и укрепляют здоровье.
И мне стало интересно, в какие же игры играли наши родители? Почему сейчас наше поколение мало играет на улице с друзьями? Почему нас затягивают компьютерные игры? Хотя мы прекрасно знаем о их негативном влиянии на детский организм.
Я заинтересовалась этой проблемой и решила расспросить своих родителей и родителей друзей, в какие интересные игры они играли в своем детстве. Я предположила, что если узнаю у своих родителей, в какие игры они играли в детстве, изучу правила этих игр, то смогу и сам играть в них с ровесниками на улице, на перемене в школе,. Я думаю, что это будет интересно не только мне, но и многим ребятам. Мне очень захотелось возродить и сделать популярными среди ребят игры наших пап и мам, принести радость общения через подвижные игры. Сохранить частичку детства наших родителей. Также мне хотелось на нашем примере привлечь внимание учеников 1  «Б» класса, так как они являются соседями по школьным кабинетам.
Детям всегда интересно слушать рассказы своих родителей, о том периоде, когда они были детьми. Вот с этого я и начала. Я  необходимую информацию в книгах и сети интернет, проанкетировала пап и мам своих одноклассников, и вот, что узнала…

Цель: подробно изучить, во что играли наши бабушки и дедушки.

Задачи: 

1.  Познакомиться с историей возникновения игр, забав и игрушек.

2.  Найти и подробно изучить игровой материал.

3. Провести эксперимент по внедрению  игр в современном детском коллективе.

4. Выяснить степень заинтересованности, полученного удовольствия современных мальчишек и девчонок в процессе знакомства с играми наших предков.

Объект исследования: игры и забавы наших родителей.

 Гипотеза: мне кажется, что игры наших родителей могут заинтересовать современных мальчишек и девчонок.

Актуальность исследования: 
Детство немыслимо без игры. Подвижная игра – способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить. Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным. А самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми, как физически, так и морально. В игре рождается содружество, а, значит, и дружба.
Игра – лучшая сфера общения, ее процесс всегда удовольствие.

II. Основная часть

Во дворе в «шаги» играют
Кто быстрее добежит?
Нас- косяк, орава, стая
От прыжков земля дрожит
Крик мальчишек, писк девчонок
Рёв и топот, беготня
Мы спешим. И это значит
Интересная игра.

2.1. Из истории возникновения подвижных игр

Игра — вид культурной деятельности человека, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений.

Покупная игрушка в крестьянской семье была редкостью, как правило, малышам игрушки делали взрослые члены семьи. Простейшими погремушками для ребенка являлись нанизанные на веревочку катушки от ниток, бубенчики, привязанные над колыбелью ложки, различные берестяные коробочки, наполненные горохом или зерном, и другие предметы, издающие своеобразный звук. Очень широко использовались шаркунки - игрушки, издающей "шкворчащий" звук, которые изготавливали из бересты или собирали из деревянных деталей.

Для ребенка, начинающего ходить, делали коников - вырезанных из дерева коней с колесами или без них. Коники были разного размера: маленькие, которые ребенок катал по полу, большие, за которые он мог держаться или кататься на них верхом. Встречались также фигурки и других животных, например, коров, собак.

Коровой называли еще игрушку, специально изготовленную для малышей 2-5 лет: большое бревно с вырезанным сидением и вставленными рогами и хвостом в виде веток и палки. Повсеместной детской забавой были волчки, изготовленные из спиленной катушки и деревянного карандаша или маленькой палочки, вставленной в нее, просто выпиленные из деревянной болванки. Они были одной из любимых игрушек маленьких детей.

Религиозное направление жизни в прошлом повлияло на развитие подвижных игр, поскольку многие обрядовые игры были связаны с суевериями. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы всяких земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания. Эти заклинания позже переросли в заклички, которые используются практически во всех старинных играх.

Любая народная игра, попадая в иную среду, либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета.

2.2. Особенности русских народных игр

В течение столетий русский народ был основной движущей силой развития многонационального Русского государства. Он играл ведущую роль в экономической и общественно-политической жизни страны.

 Всё это отразилось на различных сторонах культуры, включая народные игры. Многие русские игры являются широко известными среди других народов. В свою очередь, русские люди охотно осваивали игры, бытующие среди коренного населения той или иной местности. Многосторонний обмен национальными играми способствовал их взаимному обогащению, отбору наиболее совершенных их видов. При этом каждый народ вносил в игру новые элементы, выражающие самобытность культуры и характера данного народа.

Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов.

Начальный этап становления русских народных игр характеризуется подражательными действиями, имитирующими собирательство и охоту. Поэтому особенным является то, что старинные подвижные игры связаны как с образами и повадками птиц, животных, так и с ловлей их («Волк и овцы», «Гуси-лебеди», «Прыгающие воробышки», «Лиса и куры» и т. п.)

Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга (например, «Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям (например, «Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям»), детская борьба-возня и др. Вместе с тем эти игры служат выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Невеста», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники» и др.). Известно большое количество игр,  в которых в игровой форме отображены различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли...», «Лен», «Мак», «Капуста» и др.).

Во многих играх сохранились сюжеты военного характера. В играх детей на военную тему развивались физические и нравственные качества, формировались прикладные навыки, отвечающие требованиям военной подготовки, поощрялись взрослыми, поскольку считались лучшей формой подготовки к жизни.

Игра в то время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться.

Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия. Позже это понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание.

Данные археологии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет назад. По свидетельству археолога Б. А. Колчина, на территории Древнего Новгорода (X-XIII вв.) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей. Там же найдено множество игрушечных деревянных мечей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других изобразительных игрушек, вертушки, напоминающие пропеллеры XX в. Столь высокий уровень развития русских игр мог быть достигнут лишь за многие века развития игр и при условии большого внимания общества к игровой деятельности.

Значительная часть древнерусских игр и «потех», ставших истоком игровой деятельности трех восточнославянских народов (русского, украинского и белорусского), была тесно связана с языческими календарными и семейно-бытовыми обрядами и праздниками (в честь Коляды, масленицы, Весны, Ярилы, Костромы и др.). На масленицу, например, проводились катания на тройках, «Кулачные бои», «Взятие снежного городка», устраивалась карусель на льду.

По мере взросления ребенок постепенно приобщался к традиционной празднично-игровой культуре взрослых. На Масленицу во многих домах для детей 2-5 лет делали горку. К печке прислоняли гладкую дощечку, клали на нее тряпочку и катали ребенка. На Пасху вешали в доме качели, играли в различные обрядовые забавы, которые положили начало современным подвижным играм.

В рамках данного исследования мы решили провести небольшой опрос, чтобы ответить на вопрос: «Знакомы ли современные мальчишки и девчонки с играми, в которые играли их дедушки и бабушки?»

Всего было опрошено 30 учащихся 3 – 4 классов.

Ребятам было предложено ответить на несколько вопросов:

  1. Знаете ли вы, в какие игры играли ваши бабушки и дедушки?
  2. Какие старинные игры вы знаете?
  3. Хотели бы вы познакомиться с играми наших предков?

Анализ полученных ответов позволил сделать следующий вывод:

  • На вопрос о том, знаете ли вы, в какие игры играли ваши бабушки и дедушки, 77 % детей ответили «нет», и только 23% детей ответили «да»;
  • Отвечая на второй вопрос, ребята вспомнили такие старинные игры, как «Лапта», «Дочки – матери», «Войнушка», «Городки», «Морской бой», «Вышибало»;
  • При ответе на третий вопрос все участники исследования изъявили желание познакомиться с играми наших предков.

Таким образом, перед нами встала задача подобрать игровой материал и попробовать ввести его в детский коллектив современного общества.

         2.2. Описание русских народных игр

Решая задачу, поставленную выше, мы нашли очень большое количество игр, которые были популярны в то время, когда наши бабушки и дедушки  были детьми. В этом нам помогли и наши родители, и наши бабушки и дедушки, которые с удовольствием поделились интересными играми. Описание некоторых из них мы приводим в Приложение 1.

III. Практическая часть

После того, как было найдено достаточное количество игрового материала, я решила перейти к практической части исследования.

Для того чтобы узнать в какие игры играли наши родители, была разработана анкета для родителей. В неё были включены следующие вопросы:

1. Как вы обычно проводили свободное время?

2. Назовите самые любимые игры вашего детства.

В анкетировании приняли участие 26 родителей.

     Обработав полученные данные анкет, я получил результаты на основе которых можно сделать выводы:

У взрослых богатый багаж знаний о подвижных играх. Самыми популярными и возлюбленными среди мам - это резиночка, колечко, светофор, скакалка, «классики», прятки; среди пап – «войнушка», «Казаки -разбойники», футбол, хоккей, шашки, шахматы. Родителям нравилось играть в давно знакомой группе людей, а кто то, не придавал знакомству значений, самое главное, чем больше игроков, тем интересней была игра. Многие игры, такие, как , прятки, жмурки, вышибалы остаются любимыми у многих детей и их родителей. Появились и незнакомые нам игры. Это лапта, десяточка, резиночка и многие другие.
    Ни для кого теперь не секрет, что подвижные игры почти исчезли из жизни современных ребят. Те самые игры, в которые играли не только родители, а и их предшественники. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты. Они давали возможность ребенку узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.

Далее я решила познакомить ребят с самыми популярными играми, в которые играли наши родители. Мы выбрали такие игры, как: « Колечко»,     « Ручеек», « Бояре», « Хали-Хало», «Светофор» и другие.

 Для проведения игр использовали время на переменах. Данная работа продолжалась 4 недели. Во время наших игр, ученики 1 класса очень заинтересовались нашим занятием. Мы решили их познакомить с некоторыми играми. Им очень понравилось! Теперь, на переменах в нашем коридоре ребята играют в игры, а не носятся « сломя голову».

После проведенной работы было проведено анкетирование с целью изучения отношения ребят к новым играм. Им было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:

  1. Понравилось ли тебе путешествие в мир старинных игр?
  2. Все ли игры тебе были знакомы?
  3. Какие игры тебе больше всего понравились?
  4. Хотел (а) ли бы ты продолжить знакомство с русскими народными играми?

Всего было опрошено 30  человек.

В ходе проведенного опроса были получены результаты, которые показаны на Диаграмме 1.

Диаграмма 1

Анализ полученных ответов на третий вопрос позволил нам определить наиболее понравившиеся ребятам игры, которые мы отразили на схеме:

«Светофор»

                          «Колечко»

            1                                 «Хали-Хало»

                                  2                                   «Путаница»

                                                          3                                  «Садовник»

                                                                               4                        

        5

Как видно из приведенной схемы, больше всех ребятам понравились такие игры, как «Светофор», «Колечко» и «Хали-Хало».

IV. Заключение

В ходе исследования мы познакомились с историей возникновения игр, узнали, в какие игры играли наши родители. Мы выявили, что все дети и во все времена очень любили и любят играть. Но только раньше наших родителей не могли загнать домой, играли они до самой темноты на улице, а сейчас, нас не могут выгнать на улицу, чтобы подышать свежим воздухом. Компьютерные игры, телевизор и фильмы заменили нам радость живого общения, дружбу. Школьники теперь мало интересуются подвижными играми - сидят и изучают компьютерные игры и сотовые телефоны...
Мне очень захотелось вернуть ребятам радость общения через подвижные игры, возродить и сделать их популярными. Сохранить частичку детства наших родителей.
   Я думаю, что многие перечисленные в проекте игры незаслуженно забыты, так как они веселые и интересные. Подвижные игры – это не просто развлечение, а еще и обучение. В этих играх дети учатся общению, умению создавать команды и "работать" в них, учатся быстро соображать, соревноваться, да и веселиться тоже. Они развивают ловкость, быстроту, сноровку. А самое главное делают нас здоровее.
Некоторые игры остаются любимыми у детей трёх поколений: это жмурки, прятки, догонялки, вышибалы. У некоторых игр просто меняются только названия. Например, дети называют игру «догонялки», родители – «башатики», а бабушки и дедушки – «салки». Некоторые игры у разных народов имеют одинаковые правила игры. Можно сделать вывод, что дети разных народов и поколений играют в похожие игры.
Некоторые неизвестные нам игры мы уже разучили, а некоторые осталось разучить, так как их необходимо проводить на свежем воздухе. Как только наступит лето, мы обязательно научимся играть в такие игры, как: «12 палочек», «Фанты», «Клёк», и др. Теперь, мы уверены, с выбором игры проблем у нас не будет.
  В данной работе представлена лишь часть игр популярных среди наших родителей. Конечно же, все эти игры существуют с незапамятных времён, передаются от родителей к детям. Это часть нашей истории, нашей культуры. Необходимо отметить что, время и люди вносят изменения в сюжеты и правила. Игры обогащаются, совершенствуются. До сих пор создаются новые варианты. Но все же характерной чертой всех игр является яркость, легкое запоминание, эмоциональность.
  Лучшими распространителями игр являемся мы – дети. И для того, чтобы игры жили о них нужно рассказывать. В них нужно играть! Сохранить подвижные игры для следующих поколений поможет проект «Игры наших родителей».
   Обратимся опять к вопросу интересно ли детям сегодня играть в забытые игры родителей? С уверенностью скажу «Да!». В ходе исследования почти 100 % детей начальных классов с удовольствием принимали участие в играх и активно вовлекали друг друга. Как и во времена родителей, нынешние дети учили друг друга.
Продуктом нашего исследования является сборник подвижных игр, куда вошли игры детей двух поколений, который будет постепенно пополняться.
  Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть, нужно обязательно восстановить ту «ниточку», когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение.

Будем вспоминать вместе! Будем играть вместе!
Будем возрождать вместе!
Играйте с радостью!

Приложение 1

Игра «Светофор»

Выходя гулять во двор, каждый стремился надеть на себя что-нибудь разноцветное на тот случай, если будет решено играть в эту игру. На площадке отчерчивались две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это была дорога (как правило, существовала "универсальная" дорога для светофора, "тише едешь" и других игр).

Все игроки, кроме «светофора», выстраивались за одной из линий. «Светофор» караулил на «дороге».

Стоя спиной к игрокам, он называл какой-нибудь цвет. Если игрок мог отыскать «на себе» названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он брался за него рукой и спокойно переходил через «дорогу». Если же ничего подходящего не находилось, ему оставалось только быстро перебежать на другую сторону (не выбегая за пределы "дороги"). А «светофор» должен был ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивался, сам становился «светофором».

Разновидности:

 « Цветные стеночки»

Это игра идеальна для школьных коридоров. Все правила остаются прежними, просто в качестве игрового поля используется часть коридора. Все становятся спиной к одной стене, "светофор" посреди коридора. "Светофор" загадывает цвет. Те, у кого он есть - касаются пальцем той части одежды, где он присутствует, и проходят спокойно к противоположной стене. Те, у кого нет - перебегают, стараясь остаться незалатанными. Тот, кого залатали - становился "светофором".

«Музыкальный светофор»

Эта игра больше на сообразительность. Поле для игры остается прежним, игроки и "светофор" стоят на тех же местах. Разница в том, что теперь водящий загадывает не цвет, а букву. Задача игрока: вспомнить и пропеть строчки из песни, которые начинаются на загаданную букву. Естественно, начинаться на букву должен куплет либо припев, просто строчку из песни петь было нельзя. И точно так же - игрок, который не смог вспомнить песню, должен был перебежать на другую сторону и не попасться "светофору".

Игра «Волшебный мешочек»

Для этой игры используется специальный мешочек, в котором содержаться разнообразные деревянные фигурки, по 2 каждой формы. Фигурки довольно крупные, что позволяет играть в эту игру маленьким детям. Суть игры заключается в том, чтобы на ощупь достать из мешочка фигурку такую же, которую достал ведущий. Если вы не смогли найти в магазинах такой «волшебный мешочек», сделайте его сами. Сшейте простой хлопковый мешочек 20×20см, и наполните его разнообразными мелочами попарно.

Игра «Ручеёк»

Количество играющих должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор сзади, выбирает себе пару из играющих и встает в начало "ручейка". Освободившийся игрок становится водящим, идет в конец "коридора", проходит сквозь него и выбирает себе пару.

У игры нет ни начала, ни конца, ни условий выигрыша-проигрыша - играют пока не надоест.

Игра «Салки»

(Другие названия этой игры - «Пятнашки», «Ловитки», «Ловишки», «Ляпки», «Лепки», «Клецки», «Сало» и др. )

Описание. По жребию или по считалке выбирают одного водящего - «салку». Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: «Я - салка!» - и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я - салка!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

Разновидности «Салок»: 

«Салки с домом». Для убегающих чертится на площадке «дом», в котором они могут спасаться от «салки», но долго находиться там не имеют права.

Салки «Ноги от земли». Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.

Салки «Давай руку». В этой игре убегающий от «салки» кричит: «Дай руку!» Если кто-либо из товарищей возьмется с ним за руку, то водящий не имеет права их осаливать. Если же с другой стороны присоединится еще игрок, т. е. их будет трое, водящий имеет право салить любого крайнего.

«Салки-пересекалки». Убегающие могут выручать друг друга, пересекая дорогу между догоняющим «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-либо перебежит дорогу, «салка» должен ловить его. Тут снова кто-либо стремится выручить товарища и перебегает дорогу, «салка» начинает ловить его, и так все стремятся спасать товарища, за которым бежит «салка». Водящий («салка») должен быстро переключаться и ловить нового игрока перебежавшего дорогу.

Игра «Жмурки»

Суть: водящий с закрытыми глазами - «жмурка» - должен ловить других игроков и угадывать, кого поймал.

Разновидности:

 «Жмурки с голосом». Все играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий (по жребию) становится в середину круга. Ему завязывают глаза или надевают на голову колпак, закрывающий глаза. В руки водящему можно дать палочку, можно играть и без нее.

Все играющие двигаются по кругу в какую-либо сторону до тех пор, пока водящий не остановит командой «Стой!». Тогда все останавливаются, а водящий протягивает вперед руку. За нее должен взяться тот из играющих, на кого она направлена. Водящий просит его подать голос, т. е. что-нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук, изменив голос. Если водящий угадает, кто подал голос, он меняется с ним местом и ролью. Если не угадает, то продолжает водить.

«Яша и Маша» (Другое название - «Двое слепых»)

Играющие, держась за руки, образуют круг. Двое выбранных (по жребию) становятся в середину круга. Один из них - «Яша», другая - «Маша». Им завязывают глаза.

«Яша» и «Маша» поворачиваются вокруг себя несколько раз. Затем «Яша» начинает искать «Машу». С этой целью он спрашивает: «Маша, где ты?» «Маша», бегая по кругу, отвечает: «Я здесь!» (или звонит в колокольчик) - и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться. Если «Яша» поймает (осалит) «Машу», они меняются ролями или выбираются новые водящие.

Игра «Уголки»

Если играют в помещении, то участвует 5 человек, при игре на воздухе - до 10 человек.

Описание. Играющие становятся по углам комнаты, водящий - в середине. Если играющих больше 5 человек, то для них чертятся кружки - «домики» («норы»). Все находящиеся по углам - «мышки». Одна из них - водящая «мышка» - находится в середине комнаты. Она подходит к какой-нибудь из стоящих в углу (к «норке») и говорит: «Мышка, мышка, продай свой уголок!» Та отказывается. Тогда водящая идет к другой «мышке». В это время «мышка», отказавшаяся продать «уголок», вызывает кого-нибудь из играющих и меняется с ним местом. Находящийся в середине стремится занять место кого-нибудь из перебегающих. Если ему удастся это, то оставшийся без места идет в середину и игра продолжается; если не удастся, то он подходит к другой «мышке» с просьбой продать «уголок». Если водящий скажет: «Кошка идет!» - тогда все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей-либо «уголок» («норку»).

Разновидности «Уголков»:

«Ключи». Играющие распределяются по кружкам. Водящий - в середине. Он подходит к кому-либо и спрашивает: «Где ключи?» Находящийся в кружке отвечает ему: «Вон там постучи!» - и указывает направление. Когда водящий уходит по указанному направлению, ответивший меняется с кем-нибудь местом, а водящий старается занять одно из их мест.

«Чур у дерева». Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего, становятся у деревьев, водящий - в середину между деревьями. Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву. Водящий должен осалить их, пока бегущий не подбежал еще к дереву и не сказал: «Чур у дерева!» Осаленный становится водящим, а водящий занимает его место у дерева.

Игра «Дедушка Мазай»

Это игра неоднократно переименовывалась, в связи с чем несколько изменялось ее содержание. Раньше она называлась «Игрой в короли» (водящий - «король», остальные игроки - его «подчиненные» или «дети»), в советское время игру назвали «Затейник» (водящий - «затейник»). Теперь ребята превратили эту игру в «Дедушку Мазая».

Описание. Выбирают водящего - «дедушку Мазая», остальные - «зайцы». «Дедушка Мазай» находится на одной стороне площадки на скамейке, у стены, у дерева и т. п. Это его «дом». «Зайцы» размещаются на противоположной стороне площадки в своем «доме», ограниченном чертой. Там они сговариваются по поводу того, что будут представлять перед «дедушкой Мазаем», (например, «собирать грибы в лесу», «купаться», изображать оркестр). Затем идут к «дедушке Мазаю» и хором говорят: «Здравствуй, дедушка Мазай!» Тот отвечает: «Здравствуйте, зайчатки! Где вы были, что делали?» Все хором отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем!» И начинают движениями и мимикой изображать задуманное. «Дедушка Мазай» старается отгадать, что они показывают, и сообщает (громко) об этом. Если отгадает, то все кричат: «Да!» - и убегают к себе в «дом». «Дедушка» ловит их. Если не угадает, все кричат: «Нет!» - и продолжают изображать задуманное. Когда «дедушка» угадает, все кричать «Правильно!» - и убегают к себе. Кого «дедушка» поймает, тот идет к нему в «дом». Играют 2-3 раза, после чего выбирают нового «дедушку». И так несколько раз. В заключение отмечаются ни разу не попавшиеся «зайцы».

Игра «Горелки»

(Есть и другие названия этой игры: «Гори ясно», «Огарыши», «Разбегиши», «Разлуки» и др. )

Описание. Участники, разделившись на пары (обычно в паре - мальчик с девочкой или юноша с девушкой), берутся за руки. Пары становятся друг за другом вереницей (колонной). Впереди в 3-5 м от первой пары стоит «горельщик» (водящий). Все говорят хором нараспев:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят.

 «Горельщик» стоит спиной к остальным играющим. Начиная со слов «глянь на небо», он смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, и один игрок идет справа, другой слева вдоль колонны вперед. Почти поравнявшись с «горельщиком», ждут последнего слова «звенят» и после него бросаются бежать вперед мимо «горельщика». Он гонится за любым из них и старается поймать (достаточно только осалить, коснувшись рукой) прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого «горельщик» поймает, с тем и становится парой впереди всей вереницы. А водит игрок, оставшийся один. Если же «горельщик» никого не поймал, он снова «горит» - ловит следующую пару.

 Игра «Удочка»

 Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком (удочку). Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим.

Игра «Я садовником родился»

Выбирается один водящий ("садовник"). Он на ушко шепотом называет (назначает) сидящим на лавочке игрокам названия цветов (растений). Дальше произносит считалочку

Я садовником родился, не на шутку рассердился,

все цветы мне надоели, кроме...

И называет "имя" (название растения) любого игрока. Тот должен сразу отозваться, и завязывается такой диалог:

Игрок: Ой!

Садовник: Что с тобой?

Игрок: Влюблена

Садовник: В кого?

Игрок: В тюльпан

Игрок называет любое название растения, пришедшее ему в голову. Он также может назвать и садовника, и тот должен откликнуться на свое имя. Диалог продолжается до бесконечности. Тот кто ошибся (не отозвался вовремя, перепутал название, откликнулся на чужое имя и т.д.) - отдает фант (любую личную вещь), и в конце игры "отрабатывает" его.

В конце игры разыгрывают фанты: садовник отворачивается, ему показывают вещь, и спрашивают: Что делать этому игроку? Садовник назначает ему задание (спеть, попрыгать на одной ноге, рассказать страшную историю - кто на что горазд), игрок отрабатывает фант и забирает свою вещь.

Игра «Бояре»

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.

 Первая команда идет вперед со словами:

 -Бояре, а мы к вам пришли!

 И возвращается на прежнее место:

 -Дорогие, а мы к вам пришли!

 Другая повторяет этот маневр со словами:

 -Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

 Начинается диалог:

 -Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

 -Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

 Первая команда совещается и выбирает кого-то:

 -Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

 Дорогие нам вот эта мила.

 Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.

 Диалог продолжается:

 -Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.

 -Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.

 -Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

 -Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

 -Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.

 -Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.

 -Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

 Первая команда завершает:

 - Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

 Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Игра «Найди наперсток»

 Это очень старинная игра, ей лет пятьсот. Игроки выходят из комнаты, а ведущий в это время прячет куда-нибудь наперсток, но так, чтобы он находился в поле зрения играющих. Затем ведущий приглашает в комнату всех, кто выходил, и они начинают искать наперсток глазами. Когда игрок обнаружит наперсток, он молча садится. Тот, кто через пять минут не найдет наперсток, платит фант.

Игра «Путаница»

Эта игра могла встречаться и по-другому, например, «Мама, ниточку распутай»

 Выбирается водящий, который на время выходит или отворачивается. Дети становятся в круг и берутся за руки. Затем они стараются всячески "запутаться", при этом можно пролезать под чьими-либо сцепленными руками, перешагивать через руки, но нельзя их размыкать. Вернувшись, ведущий должен распутать "путаницу".

Игра «Подарки от путешественника»

 Одного из игроков выбирают водящим, он отправляется в путешествие, и все играющие просят его привезти им из разных городов подарки. Они называют города, но подарки не называют — они пока не знают, что «пришлют» им «родственники».

 Города лучше называть общеизвестные и желательно на разные буквы. Водящий принимает все просьбы, прощается и отправляется в путешествие, т.е. выходит из комнаты.

 «Путешествие» продолжается не более пяти минут — за это время водящий должен придумать, кому что привезти. Название подарка должно начинаться с той же буквы, с которой начинается название города, упомянутое каждым играющим. Так, например, назвавшему город Калуга можно привезти корзинку, кошку, корыто, копыто, колесо, капусту и т.д., а назвавшему Ставрополь — сапоги, самовар, суп, сундук и т.д.

 Чем смешнее подарок, тем лучше. Главная задача водящего — запомнить, кто какой город назвал, а подарок на соответствующую букву придумать несложно.

 Путешествие закончено. Все поздравляют путешественника с благополучным прибытием. Начинается раздача подарков.

 — Был у вашего дедушки, — обращается водящий к тому, кто назвал город Омск, — он прислал вам ошейник.

 Игрок должен принять подарок, но, если водящий ошибся, и он такого города не называл, подарок отвергается. Когда играют больше пяти человек, то одна ошибка в расчет не принимается, но за две ошибки водящего штрафуют — он обязан отдать свой фант.

Игра «Хали-хало»

Играть может любое количество человек. Выбирают ведущего. У него мяч. Все располагаются вокруг него или просто на лавочках. Ведущий загадывает слово. Например: «Это фрукт на «а» начинается, на «с» заканчивается». Можно загадывать фильмы, имена и т. д. Усложнять задания в зависимости от возрастной группы. Кто-то быстро называет ответ. Ведущий бросает мяч о землю, кричит: «хали-хало» и убегает. Человек, который угадал слово, должен поймать мяч и, поймав, сказать «стоп» ведущему. Затем, сделав пять шагов, он бросает мяч в ведущего. Если попал, начинает водить сам, если нет, водящий остается.

Игра «Бирюльки»

Это старинная игра. Состоит она из различных деревянных фигурок, уложенных в горшочек, деревянное яблоко, мешочек или другую емкость. Эти фигурки и называются бирюльками. Бирюльки высыпаются на стол, и игроки по очереди вытаскивают по одной фигурке из общей кучи. Вытаскиваются бирюльки с помощью специального крючка на палочке. Главное условие – вытащить бирюльку так, чтобы не пошевелить соседние. Тот, кто нарушает правило, лишается своего хода. Игра оканчивается в тот момент, когда вся кучка разобрана. И победителем является, конечно, тот, кто набрал больше всего фигурок. При отсутствии в вашем доме настоящих бирюлек вы можете с успехом заменить их обыкновенными спичками.

Игра «Я знаю…»

«Я знаю 5 имен»: — по земле чеканят мячом (ладонью), при каждом ударе произнося очередное слово: «Я знаю 5 имен девочек (мальчиков, названий цветов, птиц и так до бесконечности): Маша — раз, Таня — два, Катя - три, «Соня - четыре, Ира — пять», «Я знаю 5 ...» Если игрок ошибается или делает долгую паузу, мяч переходит к другому игроку, когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался, при этом заранее лучше договориться в каком порядке будут называться предметы. Эта игра полезна и без мяча, в домашних условиях.

Игра «Море волнуется».

Играют на воздухе и в помещении. Если находятся на воздухе, то рисуют кружки по кругу по количеству играющих, кроме одного. Каждый должен запомнить свой кружок. При игре в помещении ставят стулья в два ряда так, чтобы спинка одного из них соприкасалась со спинкой другого. Каждый должен помнить свой стул. В стороне стоит водящий. Он ходит между кружками или вокруг стульев и неожиданно говорит: «Море волнуется!» Все играющие выбегают из кружков или вскакивают со стульев и бегают до тех пор, пока водящий не скажет: «Море спокойно!» - после чего каждый стремится быстрее занять свое место. Водящий также старается занять чье-либо место. Оставшийся без места становится водящим.

Список используемой литературы

  1. Е. Беляев «365 развивающих игр». – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999.

2. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе. М., 1983.

3. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего школьного возраста. М., 1979.

4. Энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательская работа "Игры наших родителей" 3 класс

исследовательская работа "Игры наших родителей"...

проектная работа "Каша - матушка наша"

Введение.       Порой мы относимся к каше пренебрежительно - подумаешь, каша! Вот если бы бутербродов поесть! В результате работы над данным проектом мы узнали, что...

Исследовательская работа "Забытые игры моих родителей"

Исследовательская работа "Забытые игры моих родителей"...

Забытые игры моих родителей

Забытые игры моих родителей...

Забытые игры наших бабушек и дедушек

Это материал для учителей начальных классов и воспитателей гпд. Игры и упражнения на тимбилдинг можно проводить в классе и на свежем воздухе....

Сценарий спортивного мероприятия «Детские игры наших родителей»

Цель мероприятия: Обучение подвижным играм для организации самостоятельного детского досуга.Учебно-воспитательные задачи: Вовлекать учащихся в активную исследовательскую деятельность.Разучить с учащим...

Исследовательский проект "Игры наших родителей"

Детство немыслимо без игры. Подвижная игра – способ превращать нашу  энергию в навыки, которые пригодятся нам во взрослой жизни.Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто...