Исследовательский проект "Игры наших родителей"
проект

Лукьянова Светлана Владимировна

Детство немыслимо без игры. Подвижная игра – способ превращать нашу  энергию в навыки, которые пригодятся нам во взрослой жизни.
Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить. Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным. А самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми, как физически, так и морально. В игре рождается содружество, а, значит, и дружба.
С незапамятных времён игры передаются от родителей к детям. Это часть нашей истории, нашей культуры. Лучшими распространителями игр являемся мы – дети. И для того, чтобы игры жили о них нужно рассказывать. В них нужно играть! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evrika.docx35.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры наших родителей»


Введение.........................................................................................................................
1. Основная часть
1.1.История игры ………………………………………………………………...
1.2. Что такое игра? ......................................................................................................
1.3.Значение подвижной игры в жизни ребенка……...…………..

2.Практическая часть ……………………………….……………….

2.1 Анкетирование …………………………………….…………..

2.2 Описание некоторых игр наших родителей…………………..

2.3. Условия игры

3. Заключение…………………………………………………………….

4. Литература……………………………………………………….…….
5. Приложение

Аннотация
Тема: «Игры наших родителей»
Целью нашей исследовательской работы является изучение игр, в которые играли наши родители.

Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Изучить историю возникновения  игр.
  2. Провести анкетирование наших родителей и наших одноклассников.
  3. Провести сравнительный анализ игр наших родителей и игр в которые играем мы.
  4. Поиграть в любимые игры наших родителей.
  5. Дать описание некоторым играм.

Объект исследования - игры наших родителей.

Предмет исследования – содержание игр, в которые играли наши мамы и папы.

Методы исследования – изучение литературырассказы наших мама и пап об их играх детства, анкетирование, эксперимент (разучивание игр среди сверстников).

Актуальность исследования –Детство немыслимо без игры. Подвижная игра – способ превращать нашу  энергию в навыки, которые пригодятся нам во взрослой жизни.
Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить. Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным. А самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми, как физически, так и морально. В игре рождается содружество, а, значит, и дружба.
С незапамятных времён игры передаются от родителей к детям. Это часть нашей истории, нашей культуры. Лучшими распространителями игр являемся мы – дети. И для того, чтобы игры жили о них нужно рассказывать. В них нужно играть! Сохранить подвижные игры для следующих поколений поможет проект «Игры наших родителей».
Обратимся опять к вопросу интересно ли детям сегодня играть в забытые игры родителей? С уверенностью скажем  «Да!». В ходе исследования почти 100 % детей начальных классов с удовольствием принимали участие в играх и активно вовлекали друг друга.



Практическая значимость:
Данные исследования могут быть использованы как для организации досуга современных детей, так и могут быть использованы на уроках физической культуры, внеклассных мероприятиях.
Введение

Родители, когда видят, что мы сидим у телевизора или за компьютером, говорят, что у них в детстве ни компьютера, ни DVD, ни игровых приставок, ни планшета, ни смартфона не было, а по телевизору смотрели только мультики по воскресеньям Зато была улица, откуда нашим бабушкам и дедушкам их было трудно дозваться на обед и ужин. И главными «позывными» у всех детей были слова: «Ты выйдешь играть?»
По мнению наших родителей, самым замечательным и полезным способом развлечения является игра. Мы, чаще всего, играем в компьютерные игры, а в подвижные коллективные игры - только на уроках физкультуры, редко – с друзьями на улице.
Все свободное время наши родители играли с друзьями на свежем воздухе, а то и всей улицей встречались на лужайке, чтобы поиграть.
По мнению большинства родителей, самым замечательным и полезным способом развлечения для них в детстве была игра. Весёлые подвижные игры – это детство наших родителей, бабушек и дедушек.
Даже летом редко увидишь детей играющих в подвижные игры. К сожалению, в век компьютеров ребята изменились Бежит время, сменяют друг друга поколения детей, и у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста, развивают ловкость, силу и стремление к победе, а самое главное сохраняют и укрепляют здоровье.
И нам стало интересно, в какие же игры играли наши родители? Почему сейчас наше поколение мало играет на улице с друзьями? Почему нас затягивают компьютерные игры? Хотя мы прекрасно знаем о их негативном влиянии на здоровье.
Мы  заинтересовался этой проблемой и решили расспросить своих родителей и родителей друзей, в какие интересные игры они играли в своем детстве. Мы  предположили, что если узнаем у своих родителей, в какие игры они играли в детстве, изучим правила этих игр, то сможем и сами  играть в них с ровесниками на улице, на перемене в школе, на уроках физкультуры.Мы думаем, что это будет интересно  многим ребятам. Нам очень захотелось возродить и сделать популярными среди ребят игры наших пап и мам, принести радость общения через подвижные игры. Сохранить частичку детства наших родителей.
Детям всегда интересно слушать рассказы своих родителей, о том периоде, когда они были детьми. Вот с этого мы и начали. Мы изучил необходимую информацию в книгах и сети интернет, проанкетировал пап и мам своих одноклассников, сверстников и вот, что узнали.…

1Основная часть

Во дворе в «шаги» играют
Кто быстрее добежит?
Нас- косяк, орава, стая
От прыжков земля дрожит
Крик мальчишек, писк девчонок
Рёв и топот, беготня
Мы спешим. И это значит
Интересная игра.

1.1.История игры

Возникновение народной игры теряется в стародавних временах.

Подвижные игры возникли еще у первобытных людей (6-8 века). Это были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: «Палочные бои», «Буй», «Кто дальше?» (метание камней, копья в цель и на дальность).

Ещё в Лаврентьевской летописи (12 век), в которой говорится о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.

На территории Древнего Новгорода (10-13 век) при раскопках обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развитии игры.

Известный русский исследователь народных игр 19 века Е.А. Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собой действия, свойственные детям. У римлян «игра» означало радость, веселье. У немцев слово «игра» означало легкое плавное движение наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие.

Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».

В течение долгого времени с играми по традиции знакомились в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!

Наших родителей специально игре никто не учил. Они, как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию детей и, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много, игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение.

Даже в мире животных есть игра, игра появляется уже на самых низких ступенях развития: известны игры среди животных, рыб и птиц. Млекопитающие в игре обучают малышей основам охоты и искусству выживания.
Читая книги можно отыскать образные выражения, связанные именно с игрой:
• "играют волны, ветер свищет...";
• играют солнечные блики на водной глади;
• играет ветер с опавшей листвой...
Ребенка тоже невозможно представить без игры: этот процесс помогает ему вписаться во взрослый мир, направить излишек своей энергии в безопасное русло, без лишних драк определить, кто более ловок, силен, умен.
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического  воспитания, средством спорта.

1.2 Значение подвижных игр в жизни ребенка.

В чем же польза подвижных игр? Первый и самый главный плюс – общение. Общение детей друг с другом, общение детей и родителей. В отличие от компьютерных игр в эти игры в одиночку не поиграешь. Если ребенок играет с папой и мамой, он может объяснить правила, посоветовать что-то, то есть побыть старшим и взрослым, что в обычной жизни ему удается крайне редко. Второй плюс – формирование умения договориться, ведь необходимо вспомнить правила, установить очередность и т.д. Третий плюс – умение разрешения конфликтной ситуации. Возможно, кто-то сделал неправильный ход или сжульничал. Ребенок получает важную науку, которая в игре усваивается легко, между делом. Четвертый плюс – умение достойно проигрывать. Победитель, как правило, один, зато остальные получают значимый урок. Пятый плюс – физическое развитие. Ребята в ходе игры становятся ловкими, сильными, развивают быстроту и реакцию. Таким образом, подвижные игры воспитывают в ребенке важные качества, стороны личности, которые так необходимы в современном обществе, развивают его физически.

1.3.Назначение подвижной игры.
Радость общения.
Человека понимают и принимают через общение. А игра – это площадка для общения. В играх накапливается опыт коллективных переживаний, формируется как нравственное здоровье ребенка, так и физическое, накапливается необходимый в общении эмоциональный запас – уважение к людям, бескорыстность, доброта, контактность, самостоятельность, взаимопомощь. Так в игре рождается содружество, а, значит, и дружба. Игра – лучшая сфера общения, ее процесс всегда удовольствие.
• Развивает воображение и фантазию.
Фантазия, логика, воображение, интуиция, реактивность – все это развивается в игре. Одна из высочайших ценностей участия в играх – обогащение эмоциями. Во время игры формируется воля, внимание, чувства, азарт игры.
• Воспитывает решительность.
Очень важной особенностью людей является потребность принимать решения. Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится очевидным, что часы, потраченные на игры, - не потеря времени на глупости, а обретение важной человеческой способности – самому принимать решения.

История и игры. Понятия вроде бы очень даже далёкие друг от друга. И всё же в этом исследовании нам захотелось их поставить рядом. Потому что, оказывается, и игры необходимо вспоминать и не забывать, передавать их последующим поколениям.
Возобновить прекрасную традицию подвижных игр на свежем воздухе действительно стоит, ведь это подарит всем детям бесценные минуты веселого общения со сверстниками, а нашим родителям – радость от сознания того, что игры, которые так нравились им когда-то, теперь полюбим и мы, нынешние дети.

2. Практическая часть

 2.1.Анкетирование.

Анкетирование сверстников
Перед тем, как начать исследование, мы провели анкетирование среди своих сверстников, чтобы выяснить играют ли они в какие-либо игры и как проводят свое свободное время. Было проанкетировано…. ученика.
Ребятам были предложены 8 вопросов. По результатам анкетирования сверстников  можно сделать следующие выводы:
На 1 вопрос: Как ты обычно проводишь свободное время?
Большинство ребят предпочитают посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры или просто побегать с друзьями на свежем воздухе. Малое предпочтение отдаётся чтению книг или занятию любимым хобби.

На 2 вопрос: Как часто и долго ты играешь в компьютер? Среди опрошенных большая часть проводит время у компьютера каждый день до двух часов и более. Совсем малое количество респондентов проводят время у компьютеров только в выходные дни. Анализируя данный вопрос можно сделать вывод, что родители не контролируют проведенное время у компьютеров своих детей.

На 3 вопрос: Играешь ли ты в игры, когда гуляешь во дворе?
На этот вопрос большинство ребят ответили положительно. Им нравится прогуляться и поиграть на свежем воздухе. Но очень расстраивает то, что, всё же есть ребята, которым не интересно играть на улице.

На 4 вопрос: В какие подвижные игры ты любишь играть?
При ответе на данный вопрос ребята очень долго думали, чтобы вспомнить и перечислить подвижные игры. Одними из распространённых игр стали «Догонялки», «прятки», «Нинзи- черепашки», езда на велосипеде. А вот спортивные игры, такие как футбол, баскетбол ребята вспомнили очень быстро.

На 5 вопрос: Какие «спокойные» (посиделочные) игры ты знаешь и играешь?
Данный вопрос вызвал у респондентов затруднения. «Тихих и спокойных» игр ребята назвали очень мало. Ими оказались игры в куклы и машинки. Несколько ребят любят играть в современные настольные игры, а такие игры как шашки, шахматы, домино, лото практически названы были единицами.

На 6 вопрос: С кем чаще всего ты играешь?
Большая часть опрошенных любит играть со сверстниками.

На 7 вопрос: Знаете ли вы, в какие игры играли ваши родители?
Ответ на данный вопрос оказался очень печальным, практически нет ребят которые бы знали и играли в игры своих родителей.

На 8 вопрос: Желаете научиться играть в игры наших родителей?
К большой радости почти все опрошенные дали утвердительный ответ.

По итогам общего анкетирования, проведенного среди учащихся 2-3 классов нашей школы, выяснилось, что из всех опрошенных 5 человек вообще не знают никаких «спокойных» игр, и что 75 % опрошенных предпочитают играть в «догонялки», «прятки» и спортивные игры, такие как баскетбол, футбол, так как других игр просто не знают. Некоторые, особенно девочки, любят играть в малоподвижные игры: куклы, шашки. Это, несомненно, полезные игры. Но они проходят в комнате. А детям так полезен свежий воздух! К сожалению, только ….человек знают, в какие игры играли их родители. Видимо, дети и родители мало общаются на эту тему. Проанализировав результаты, мы выявили, что особой популярностью у ребят пользуются компьютерные игры. А жаль. Эти игры, по-моему, приносят вреда больше чем пользы. Молва о вреде компьютера ходит давно. Ведь дети используют его не для учебы и работы, а только для игры. Длительное сидение за компьютером имеет негативное влияние.
• Развивается заболевание позвоночника –скалеоз,
• Ухудшается зрение
• Утомляемость.
• Появляется компьютерная зависимость
• Детская агрессия и жестокость.
• Детский эгоизм и одиночество.
• Нежелание общаться с реальными людьми.
А самое главное - трата времени. Влияние компьютера на ребенка лишает его настоящего детства. Интернет и компьютерные игры отнимают большую часть детского времени, того, которое они могли бы потратить на нечто более полезное и необходимое. Ну, разве у наших родителей в свое время был такой досуг? Нет!
Подвижных игр, к сожалению, дети знают не так много, а ведь они приносят только пользу. Но, несмотря на это ….% респондентов желают научиться играть в игры их родителей. Поэтому основной целью данной работы является популяризация подвижных игр, приобщение сверстников к изучению и сохранению игр, в которые играли наши родители.

2.2.
 Анкетирование родителей.
Для того чтобы узнать в какие игры играли наши родители, была разработана анкета для родителей. В неё были включены следующие вопросы:
1. В каких годах проходило Ваше детство?
2. В какие игры Вы играли в разное время года? (перечислите названия игр по сезонам).
3. В какие игры Вы играли дома (в помещении), а в какие – на улице?
4. С кем Вы играли? Сколько обычно человек играло вместе с Вами?
5. Как различались виды игр по возрасту: детские, подростковые, юношеские?
6. Какие качества характера развивали у Вас игры?
7. Опишите 2 игры (помещение/ улица): содержание (как играть), условия (правила), оборудование к игре (какие предметы использовали для игры).
В анкетировании приняли участие …. родителей.
При заполнении анкеты, родителям пришлось погрузиться в воспоминания своего детства. Было интересно слушать о том, как и где они играли, с кем играли, где наши мамы «добывали» посуду для игры в «Клетку»-«Домик» или ткань для шитья одежды для своих кукол, как им потом доставалось за это от их родителей. Как папы строили «шалаши-халабуды», играли в «Войнушку», выстругивали палки для игры в «Клёк». Вспомнили интересные случаи, которые произошли с ними или друзьями во время игр. Вспомнили детей со своей улицы, с которыми они играли. Было очень интересно слушать эти воспоминания.

2.2.Описание игр наших родителей

Прятки

Мы вчера играли в прятки,
То-то смеху было.
Ведь Наташу в красной шляпке —
Часто находили.

Ната спрячется за ивой -
Да мелькает шляпка.
Хочет Натка, быть красивой,
Выглядеть нарядно.

Ната спрячется под лавкой.
Вроде не заметно,
Но торчат поля у шляпки
Очень уж приметны.

За песочницей вприсядку
Спрячется девчонка -
Снова видно эту шляпку,
Все смеются звонко.

Катя Нате говорила:
«Ты сняла бы шляпку,
Чтоб искать труднее было.
Мы ж играем в прятки!»

Но Наташа не согласна -
Модница девчонка.
Так и ходит в шляпке красной
Да смеется звонко.

«Догонялки»

Салки, салки, догонялки -
Развесёлая игра.
Собрались все на полянке
Дети нашего двора.

Лето, утро, благодать:
Прыгать, бегать, догонять.
Брызжет смех со всех сторон,
Распугали всех ворон.

Вовки семь, Катюше восемь,
А в глазах такая просинь.
Наша Катя – атаман,
Ну, а Вовка адъютант.

Всё чин-чином, в круг собрались,
По порядку рассчитались.
Кто водила? Ты, Андрей.
Ноги в руки и скорей

От водилы убегать,
Только тот не даст удрать.
В миг Катюшу засолил
И как вкопанный застыл.

Видит Катины глаза –
Наполняет их слеза.
От чего и почему,
Чем обидел не пойму.

Подскажу тебе Андрей:
Нужно быть чуть-чуть мудрей.
Кто же салит атамана.
Но опять средь шума, гама

Продолжается игра -
Салит, салит детвора.
А устанут, сядут в круг,
Все ошибки разберут. 

«Футбол»

Футбол — чудесная игра,

Он свел с ума мою планету,

В него играть всегда пора,

Зимой, весной и жарким летом. 

Футбол на улицу зовет,

Он ввел везде свои законы,

То двор случайно соберет,

То вмиг наполнит стадионы. 

Футбол сближает и роднит,

В нем есть, когда душе согреться.

Лишь тот на поле победит,

Кто в каждый финт добавит сердца. 

Футбол чудесная игра,

 В него играть всегда пора.

«Вышибалы» 

Мы играем в вышибалы

Скачем влево,скачем вправо

Мячик прямо к нам летит,

В нас попасть он норовит!

Но он в цель не попадает

Между нами пролетает!

Ловко прыгаем мы с Витей

Нелегко мячом нас выбить.

 И вот снова мяч кидают,

В локоть Витин попадают!

Из игры выходит Витя

 И теперь он просто зритель...

Он кричит ,чтоб я держалась

И подольше не сдавалась,

Но Наташа говорит: "Будет танк сейчас подбит!"

И прицельно мяч бросает

В мою пятку попадает,

Вот и кончилась игра...

Новую начать пора. 

«Фанты»(игра с присутствующими)

Для игры в эту игру собиралось не менее 10 человек. У каждого был свой фант (обычно фантик от конфеты). Выбирался водящий. Игроки становились в круг, а водящего садили в центр круга. Фанты отдавали одному игроку, который стоял за спиной водящего. Тот брал фант и задавал вопрос водящему: «Что этому фанту сделать?». Водящий говорил задание для фанта. Задания, обычно, были творческие: рассказать стих, спеть песню, прокукарекать, рассказать анекдот, пробежать какое-то расстояние и др.

2.3.Условия игры.

1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре - закон.
2. Играя с товарищами, помни, что ты не один, давай играть другим.
3. В играх- поединках выбирайте противников, равных по силам.
4. Старайтесь всё время выручать товарищей по команде: Один за всех и все за одного.
5. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.
6. Подчиняйтесь в игре капитану команды: он в игре старший.
7. Победив, не зазнавайтесь. Помните: в игре вы - противники, вне игры- товарищи.
8. Проиграл – не унывай! Поблагодари победителя за науку, постарайся взять верх при следующей встрече.
9. В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
10. Берегите принадлежности для игр.
11. Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей части. Игры с мячом проводите подальше от окон, грядок.
12. В игре проявляйте побольше выдумки, смекалки.

3.Заключение

В ходе исследования мы познакомились с историей возникновения игр, узнали, в какие игры играли наши родители. Мы выявили, что все дети и во все времена очень любили и любят играть.

Многие игры наших родителей остаются любимыми у детей нашего поколения: «Жмурки», «Прятки», «Догонялки». Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят, жившие на нашей земле. И это очень мудрые правила.

Некоторые неизвестные игры мы уже разучили с одноклассниками, и поиграли в них, а некоторые остались неизученными, так как их необходимо проводить на свежем воздухе. Как только наступит теплое время года, мы обязательно будем  играть в такие игры, как: «Казаки - разбойники», «Вышибалы» и др.

4.Литература

  1. Словарь В.Даля
  2. Тимошина Н.А. Методика использования русских народных игр в ДОУ. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 64с.
  3. С.К. Якуб «Вспомним забытые игры», Москва «детская литература», 1988г.
  4. Г. М. Науменко «Русские народные детские игры с напевами», Москва, 2003г.
  5. Т.И. Осокина «Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии, Москва, 2013г.
  6. П.А. Киселев, С.Б. Киселева, Е.П. Киселева «Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие», Москва, 2013г.
  7. В. Абраменкова «Ребенок в «заэкранье», Москва, 2012г.
  8. http://wiki.uspi.ru/index.php/Виды_детских_игр_и_их_влияние_на_развитие_ребенка



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – исследовательская работа "Наши любимцы – кошки. Для чего кошки появились в жизни человека"

Тема: Наши любимцы – кошки. Для чего кошки появились в жизни человека.Объект исследования  - кошки и их жизнь рядом с человеком в условиях современного мира.Цельданного исследования – выясн...

Проектная исследовательская работа "Наши бабушки"

Работа несложная, ребятам очень понравилась, на школьном Дне науки заняли 1 место по начальной школе.Презентацию пришлось наполовину сократить, не помещается. Если нужно, пришлю по электронной почте.П...

Занятие по исследовательской деятельности "Наши предки в далеком прошлом"

Данное мероприятие направлено на расширение знаний по истории Древней Руси.Целью мероприятия является знакомство детей с нашими предками – восточными славянами, их образом жизни, верованиями; ра...

исследовательская работа "Игры наших родителей" 3 класс

исследовательская работа "Игры наших родителей"...

Исследовательская работа "Наши предки-казаки"

Цель: исследовать  современную жизнь казаков России, их традиции и обычаи.Задачи:—Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения;—Исследовать особенности казаков, сх...

исследовательская работа "Наше зрение"

Защита исследовательской работы "Наше зрение"...

Защита исследовательской работы "Наша кожа"

Сценарий защиты работы о нашей коже...