Ребенок не хочет делать уроки и учиться.
статья

Бабурина Светлана Анатольевна

Ребенок не хочет делать уроки и учиться. По материалам И. Млодик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_ne_hochet_delat_uroki.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок не хочет делать уроки, не хочет учиться

Точнее, он вообще ничего не хочет. И это при условии, что  во многих семьях теперь есть возможность «помогать» ребенку учиться. Есть возможность – помогают. Практически учатся за него. Отслеживают все его домашние задания, иногда даже делают его вместе, напряженно глядя через детское плечо, укладывают портфель.

Многим родителям хочется, чтобы ребенок в школе хорошо учился. Но очень важно не только то, какие оценки у него будут по предметам, но и какие навыки, умения и чувства у него останутся после того, как он закончит школу.

Если ребенок, учась в школе, в основном пребывает в напряжении, стрессе, страхе, если там он часто ощущает себя неуспешным, раскритикованным, неуверенным, плохим, если у него останется ощущение, что учеба - это то, что он ненавидит, это постоянное принуждение, и то, что он будет делать исключительно «из-под палки», - то, завершив обучение в школе, ему будет трудно любить учиться. Он постарается побыстрее закончить этот процесс в своей жизни, и не возвращаться к нему никогда. Так что, понукая его, вы можете достигнуть нежелательных целей. Очень многие дети больше никогда не открывают крышку пианино после окончания музыкальной школы, ненавидят читать, потому что их заставляли, не способны написать даже письмо, не то, что статью или отчет, потому что кто-то критиковал их и заставлял переписывать сочинения.

Учеба в школе - непростое, но посильное занятие, с которым дети способны справиться самостоятельно. Конечно, если только у вас нет непомерных родительских амбиций, и вы не отдали ребенка туда, где учебные требования выше его возможностей. Если только вы не ждете того, что ребенок прыгнет выше своей головы, реализуя ваши когда-то несбывшиеся мечты. А также если амбиции учителя не превышают детских способностей.  Ребенок должен сначала научиться учиться, а потом легко, и, в конечном счете, самостоятельно и настолько успешно, насколько он может, постигать школьную программу.

У многих, особенно у сверхконтролирующих родителей, есть твердое убеждение, что все дети от природы ленивы, безответственны, только и думают, как бы увильнуть от работы, найти приключения на свою голову. Их убежденность небезосновательна, но применима только к тем детям, которые на минутку, на полчаса, на день вырвались из-под удушающего родительского контроля. Вот этим, конечно, хочется «оторваться» и сделать все то, что им категорически запрещали. Большинство же детей на самом деле готовы заниматься делом, вполне разумно сочетая его с отдыхом, хотят быть успешными, способны сосредоточенно работать и учиться, когда понимают, что это их дело, что оно под их управлением и контролем. Когда все победы - их, и ошибки и поражения - тоже их. Дети легче и быстрее откликаются на ту деятельность, которую они сами могут организовать, на результат которой могут повлиять, в которой сами могут распределять свое время и свои усилия.

Большинство детей невнимательны, расторможены, не собраны потому, что за свое дошкольное время так и не научились управлять собой. Скорее всего, потому, что многое делалось и решалось за них, потому, что им не ставили границ, либо ограждали от всего, и у них не было возможности сделать дело самостоятельно сначала и до конца. В любом случае, начало было положено до того, как дети пошли в школу. Школа, скорее всего, проявила проблемы, и по большей части - проблемы даже не детей, а семейной системы, в которой они росли.

И как на возникшие проблемы прореагировала система? Она усилила свои прежние воздействия. Если ребенка гиперопекали, стали опекать еще больше, если контролировали, то усилили контроль. «Он же не справляется, это очевидно!» И как будто не хотят замечать, что от  этих мер проблема в корне не решается, наоборот, усиливается, закрепляется. Тогда сила воздействия повышается еще больше... ребенка начинают наказывать или, не добившись результата уговорами, начинают делать что-то за него. И он перестает учиться, или, во всяком случае, хотеть учиться.

Родители все больше берут контроль в свои руки, соответственно, его все меньше остается у ребенка. Они все больше проявляют к нему свою родительскую волю, все меньше ее остается у него самого. Все больше обучение и его оценки становятся их делом, и тем меньше - его. К тому же у него вырабатывается стойкое и сильное сопротивление к их давлению (как и у любого человека, иначе чье-то внешнее давление разрушило бы личность, сломало ее). Сопротивление может быть пассивным и выглядеть как лень, саботаж, бесконечные походы в туалет, попить, поиграть, помечтать, забывание домашних заданий, откладывание уроков на потом. Или более активные формы: капризы, возмущения, скандалы, прогулы, конфликты, открытые протесты.

Родители в таком случае возмущенно тычут в ребенка пальцем, называя его лентяем, хулиганом и т.д., в зависимости от широты словарного запаса и наивных представлений об особой действенности какого-либо эпитета. Им не хочется признавать, что не он один отвечает за проблему, в которой оказался. Они уверены, что они-то все делают правильно, это он - просто лентяй и далее по списку.

Постепенно у ребенка остается все меньше сил и желания пытаться справиться с тем, с чем ему невозможно справиться. Потому что при внешнем неусыпном контроле у него формируется достаточно сложный механизм. У него пропадает собственный мотив делать что-то, а вместе с мотивом - и энергия, которая всем нам нужна для того, чтобы делать что-то (особенно то, что делать не особенно хочется), к тому же у него растет сопротивление к этому внешнему давлению. Потому что любая психика стремится сохраниться и не быть растоптанной и уничтоженной чьими-то намерениями, даже если эти намерения «самые благие».

Чем больше давите, тем сильнее сопротивление (если вы, конечно, уже не «сломали» вашего ребенка и не подчинили полностью вашей воле). Если ваш ребенок сопротивляется вам, вы должны радоваться, а не возмущаться. Это значит, что у него есть силы и здоровье, чтобы не дать вам уничтожить свою личность. И ваша задача - попытаться понять, что происходит, чему он так яростно сопротивляется и постараться убрать первопричину. Потому что на сопротивление уходит так много энергии, что ваш ребенок становится слабым вдвойне: у него очень мало осталось своей энергии на то, чтобы что-то сделать, потому что вы забрали у него мотив, и он вынужден тратить еще больше сил на то, чтобы не дать вам так сильно и так сразу его раздавить.

Представьте, что вам надо на работу, и кто-то из ваших домашних постоянно проверяет вас, взяли ли вы с собой нужные вам документы, написали ли вы отчет. Вас бы это быстро утомило, но со временем вы бы привыкли и как-нибудь, когда ваши домашние случайно не напомнили вам про отчет, вы, конечно, забыли его дома. И с возмущением: «Ты почему мне не напомнила!» - быстро переложили, например, на жену ответственность за вашу ошибку. А она вам на это: «Я что, обязана думать про твой отчет?» И, правда, не обязана. Вот и не надо было раньше лезть не в свое дело. Кто виноват? Оба. Каждый занимался не своим. Жена в свое время взяла ответственность, муж отдал.

А что вы будете чувствовать, если каждый день ваши близкие после того, как вы только что пришли с работы, будут вам говорить: «Садись за свой отчет, делай свои документы. Вот прямо при мне, садись и делай. Что значит, хочу передохнуть, телевизор посмотреть? А кто твой отчет за тебя будет делать? Я ж для тебя стараюсь, чтобы тебе завтра на работе не влетело!» Если бы это делала ваша мама, вы возненавидели бы ее, при всем уважении, и стали искать варианты, как разъехаться. Это естественно - начать ненавидеть того, кто нас принуждает. И вы бы хотели, чтобы ваши дети чувствовали то же самое по отношению к вам?

А если б они (кто-то из ваших домашних) при этом еще стояли у вас за спиной, крича на вас каждый раз, когда вы в своем отчете допускаете ошибку? Вы бы стали собраннее, внимательнее и энтузиазм бы ваш вырос? А если б заставили все переписывать, «потому что не достаточно аккуратно написано», после того, как вы вымучили первые две страницы?

Много злости, возмущения, протеста и никакого желания работать.

Вам легче, вы же взрослый, вы еще можете возмутиться, всех послать по своим делам и сказать, что ваш отчет - это ваше дело, и нагоняй на работе, если что, тоже ваше дело. Можете накричать даже, стукнуть кулаком, показать, кто в доме хозяин. А ваши дети? Они не могут. Они вынуждены подавлять в себе раздражение на вас, потому что любят, боятся огорчить или, может, просто боятся ослушаться. И страх и энергия на подавление злости тоже отнимает у них силы. Не удивительно, что им не хочется учиться.

«Что же делать? Перестать контролировать? Они тогда вообще перестанут делать уроки и  скатятся на двойки!» - восклицают родители.  

Конечно, если сейчас, когда они уже 8-9-10 лет живут под неусыпным родительским контролем, дать полную свободу, это, однозначно, подставить под неудачу. Особенно если дать на это два дня. За два дня они точно успеют только продемонстрировать весь репертуар своих невозможностей управлять собой и собственной учебой. При этом по прошествии этих двух дней его родители с трудно скрываемым злорадством (!) провозгласят: «Мы же говорили! Дети самостоятельно работать не могут!»

Конечно, не могут. А кто бы смог? Этому надо учиться. И если часть детей училась этому в своей дошкольной жизни, причем, не рискуя никаким снижением успеваемости, то другим  предстоит это сделать сейчас с риском того, что оценки какое-то время будут очень даже не те, что вам бы хотелось. Но нужно выбрать: либо оценки (которые в случае подобных проблем и так, как правило, невысоки), либо время для формирования у ребенка навыков самоуправления и самоконтроля. Время, в течение которого, учеба стала бы его, а не вашим делом. Время, в течение которого, он сначала будет ожидать от вас привычного «пинка», потом, не получив его, будет вас провоцировать на него или радостно забросит все, потом поймет, что учиться как-то надо и двоечником в классе все-таки быть неприятно. Потом будет постепенно учиться уговаривать себя самого, что и начнет у него выходить сначала с переменным успехом, а потом, с получением первых, честно заработанных хороших оценок, все лучше и лучше.

Если он очень привык делать все с вами и не готов добровольно от этого отказаться (что является еще более тяжелым случаем, показывающим, что ваш ребенок или совсем уж не верит в себя или очень боится ошибаться, или достаточно инфантилен, психологически незрел), то пробуйте начинать хотя бы с тех уроков, которые всегда давались ему легко. А остальные, более сложные, пусть делает сам, но может обращаться к вам за помощью, если ему что-то непонятно. По началу планируйте с ним его время, постепенно увеличивая его долю самостоятельности. Очень важно, чтобы, в конечном счете, он сам мог планировать свое время, когда что делать. Чтобы если не успевает что-то сделать, то шел бы в школу со своими не выученными уроками и получал там свои законные «двойки», расстраивался, исправлял.

Вы быстрее достигнете успеха, если будете отмечать каждый шаг все более возрастающего контроля ребенка над собой, его каждый маленький успех. Если на неудачи будете реагировать не нотацией и упреком «я же говорил, что схлопочешь «двойку»!», а попыткой вместе разобраться, почему это произошло.

Важно понимать, что вам трудно будет отдать контроль ребенку, если при этом вы не найдете, чем можно заняться вам в это время, если в вашей жизни не найдутся ваши собственные смыслы, потребности и занятия. У многих мам и бабушек сверхзабота и сверхконтроль - всего лишь компенсаторная возможность уйти от своих страхов ненужности, нереализованности, невовлеченности в профессию или призвание. Многим из них значительно легче командовать в чужой жизни, чем управлять собственной. И некоторые из них радостно хватаются за эту соломинку. Только их ребенок здесь при чем?

По материалам И. Млодик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребёнок не хочет делать уроки

Если ребёнок не хочет делать уроки...

Почему ребенок не хочет делать уроки и как ему помочь? (рекомендации для родителей)

Статья содержит рекомендации для родителей тех  детей, которые не испытывают интереса к учению. (источник: интернет-ресурс)...

"Если ребенок не хочет делать уроки" (консультация родителям)

Если ребенок не хочет делать уроки советы и рекомендации родителям...

Почему ребёнок не хочет делать уроки

Как помочь своим детям научиться с удовольствием выполнять домашние задания?...

Материалы для родителей. Беседа "Почему ребёнок не хочет делать уроки!.

Беседа для родителей .Почему ребёнок не хочет делать уроки....

Ребенок не хочет делать уроки: заставлять или поощрять?

Часто можно услышать, как родители школьника сокрушаются: ребенок отказываться делать уроки, затягивает с ними или же очень медленно подходит к урокам, а то и вообще - получает одни двойки за невыполн...

Памятка для родителей. Почему ребенок не хочет делать уроки.

Что делать, если ребенок отказывается делать уроки? В материале предложены советы родителям....