Сценарий "Детство, опаленное войной"
учебно-методический материал (4 класс)

Карымова Эльмира Равилевна

Мероприятие о подвигах детей во время войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detstvoopalyonnoe_voynoy.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детство,опалённое войной

Оформление сцены: Название мероприятия «Детство, опалённое войной», висят рисунки детей на военную тему, выставка книг, эпиграф Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим. Это нужно не мертвым! Это надо- живым!

Ведущий 1: Дорогие друзья! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов.

Ведущий 2: Нам трудно поверить , что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков.

Ведущий 1: Для нас война – история…Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний вечер.

                    Чтец: Казалось, было холодно цветам,

                               И от росы они слегка поблекли.

                               Зарю, что шла по травам и кустам,

                               Обшарили немецкие бинокли.

                               Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

                               И пограничник протянул к ним руки.

                               А немцы, кончив кофе пить. В тот миг

                               Влезали в танки, закрывали люки.

                               Такою все дышало тишиной,

                               Что вся земля еще спала, казалось.

                               Кто знал, что между миром и войной

                               Всего каких-то пять минут осталось!

Ведущий 1: «Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. И сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом. «Война!» -крикнул кто-то. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени» (Б. Васильев).

Звучит песня «Священная вона»

Ведущий 2: И пошли на смертный бой с врагами нашей Родины её орлы, её сыны.

                 Чтец: Отец твой дерется с врагами-

                            Тяжелая эта работа.

                            Все люди встают, защищая

                            Страну, как родную мать..

                            У неё большие хлопоты,

                            Большие дела и заботы.

                            Ей будет трудно порою-

                            Ты должен ей помогать

На сцене трое учащихся.

1-й. Что теперь будем делать? Как жить?

2-й. Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.

1-й. Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, развернусь- и нет немецкого полка!

3-й. Пока мы ещё вырастем! А я буду токарем, как мой отец. Буду вытачивать на его станке снаряды.

Ведущий 1: В суровые годы войны рядом со взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, собирали тёплые вещи.

               Чтец: Зачем ты ,война, у мальчишек их детство украла?

                           И синее небо, и запах простого цветка?

                           Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

                          Подставили ящики, чтобы достать до станка.

Ведущий 2: Тяжелые испытания война принесла детям. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свою жизнь за по Победу.

Ведущий 1: Фашисты заняли нашу территорию, на которой остались люди, часть жителей ушла в партизаны.

Звучит песня « Стоит средь лесов деревенька»

Ученики делают доклады о пионерах- героях.

1-й ученик. Альберт Купша и  Маркс Кротов. Друзья поклялись бороться с захватчиками. Они установили связь с партизанами. Однажды они помогли нашим самолетам разбомбить фашистский аэродром. Скрытно подобрались мальчишки к аэродрому. Вдвоём полезли на сосну. У них было ведро с керосиновой лампой. Мальчики лезли вверх и передавали друг другу ведро. Снизу огня не было видно, а для наших летчиков это был отличный маяк.  Фашисты заподозрили друзей в связи с партизанами и схватили их, а позже расстреляли.

                      Чтец: Шли они сквозь бурю,

                                 Шли они сквозь ветер,

                                 И ветер песню, песню их сберёг:

                                 У нас один, один лишь путь- к победе!

                                 И нету других дорог!»

2-й ученик. Володя Казначеев . весной 1941 года закончил он пятый класс, а осенью вместе с сестрой пришёл к партизанам. Мать их фашисты расстреляли за то, что она пекла хлеб партизанам. Володя был связным партизан с подпольщиками, расклеивал листовки. Пустил под откос более 10 вражеских эшелонов. За его голову фашисты назначили награду, даже не подозревая, что это ещё совсем ребенок.

                     Чтец: Навстречу им в своё бессмертье…

                                Он сделал несколько шагов..

                                И грохнул взрыв, и грозным смерчем

                                Смело озлобленных врагов.

Ведущий 2: Многие из жителей, оказавшихся в занятых фашистами городах и сёлах, ушли в подполье: старались незаметно, тайком, всячески навредить захватчикам, помочь партизанам.

                    Чтец: Уходит отец в партизаны…

                            Прощаться с отцом нелегко.

                            И вслед, обливаясь слезами,

                            Бежит босоногий Сашко.

                            Нет детскому горю предела…

                            Отец наклонился в седле:

                            «За стремя хвататься не дело.

                            Ты лучше разведай вселе.

                            И вот тебе в руки граната-

                            Теперь ты готов ко всему.

                            И дай я тебя обниму….»

                            Скрылись вдали партизаны.

                            Теперь и отец далеко.

                             Спокойный, с сухими глазами

                             Стоит на дороге Сашко.

                             Сашко примечает : у хаты,

                             Где дворик, поросший травой,

                             Фашистские ходят солдаты,

                             Фашистский стоит часовой.

                             Тут офицеры из штаба….

                             В минуту Сашко на крыльце!

                             В сердце недетская храбрость,

                             Решимость на детском лице.

                             Я видел: в лесу партизаны.

                             Я шел по опушке вчера.

                             Я видел своими глазами:

                             Кто-то сидел у костра»

                             Медленно, длинно, подробно

                             Он продолжает рассказ…

                             «Довольно, - кричат ему злобно,-

                             Где партизаны сейчас?»

                             Мальчик стоит среди хаты,

                             Он всё хорошо рассчитал.

                             За пазухой холод гранаты-

                             Гладкий, холодный металл.

                             Быстро метнулась граната

                             В тех шестерых у стола.

                             Быстро метнулась граната-

                             К ним смерть, как расплата, пришла.

                             Сашко! Мальчуган босоногий!

                             Не жить тебе в тихом селе,

                             Не бегать по тёплой дороге.

                             Спокойный ты и строгий,

                             Величье на детском челе…

На сцене следующая группа учащихся зачитывают сообщения о пионерах-героях.

3-й ученик. Витя Хоменко. В школе по немецкому у Вити была пятерка. Подпольщики поручили ему устроиться в офицерскую столовую для немцев: мальчик подавал обеды и слушал разговоры. Скоро немцы сделали Витю посыльным при штабе. Но они и подумать не могли, что их самые секретные пакеты первыми читали подпольщики.

                         Чтец: Я из детства ушел не как все,

                                    А шагнул через пламя взрыва…

                                    В молодом серебристом овсе

                                    Мина мягкую землю взрыла.

                                    Вновь засеяли землю весной,

                                    От дождей оплыла воронка..

                                    Трудно вырасти из ребёнка,

                                    Искалеченного войной.

4-й ученик. Витя Коробков. Витю война застала в пионерском лагере. Родной его город занял враг, но в городе действовало подполье, и Витя стал его участником. Раз Витя подобрал на улице немецкий пропуск, принес отцу в типографию. По этому образцу были напечатаны пропуска для разведчиков. Витя гонял по улице обруч: вроде бы играл, а сам замечал танки в укрытиях, пулемёты, где и сколько разместилось немецких солдат. И всё, что узнавал, передавал партизанам.

                         Чтец: Шумела гроза над землею,

                                    Мужали мальчишки в бою.

                                    Знает народ: пионеры-герои

                                    Навечно остались в строю!

5-й ученик. Лёня Голиков – юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда. Голиков собирал сведения о численности вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от отправки в Германию. Леонид уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 10 автомашин с боеприпасами. Так, Лёня Голиков, которому исполнилось тогда 16 лет, стал героем Советского Союза. Целый год сражался Лёня с фашистами, погиб в неравном бою 24 января 1943 года под селом «Острая Лука»

                          Чтец: Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов,

                                     Вам колыбельные петь матерям не пришлось,

                                     Вы не носили красивых и пышных нарядов.

                                     Пулей свинцовою детство от вас унеслось.

                                     Дети войны провожали отцов молчаливо,

                                     Всё понимая – пришёл расставания час.

6-й ученик. Марат Казей- юный партизан партизанского отряда имени 25 летия Октября. Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей. ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой Он ушел в партизаны. Марат стал разведчиком  в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу,

                            Чтец: Ветры в походные трубы трубили,

                                      Дождь отбивал барабанную дробь..

                                      Ребята- герои в разведку ходили

                                      Сквозь чащу лесов и болотную топь…

бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марату посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

7-й ученик. Зина Портнова. Война застала ленинградскую пионерку в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне в Мостище её выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание девушки, её презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов , выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца.. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её… Отважная Зина Портнова была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И родина посмертно отметила её подвиг высшим своим званием Героя Советского Союза.

                        Чтец: Прошла война, прошла страда,

                                   Но боль взывает к людям:

                                   Давайте, люди, никогда

                                   Об этом не забудем.

                                   Пусть память верную о ней

                                   Хранят, об этой муке,

                                   И дети нынешних детей,

                                   И наших внуков внуки.

                                   Пускай всегда годину ту

                                   На память нам приводит

                                   И первый снег, и рожь в цвету,

                                   Когда под ветром ходит

                   

                                   И каждый дом, и каждый сад

                                   В ряду – большой и малый.

                                   И дня восход, и дня закат

                                   Над тёмным лесом алый.

                                   Пускай во всём, чем жизнь полна,

                                   Во всём, что сердцу мило,

                                   Нам будет памятка дана

                                   О том, что в мире было.

                                   Затем, чтоб этого забыть

                                   Не смели поколенья,

                                   Затем, чтоб нам счастливей быть,

                                   А счастье- не в забвенье!

8-й ученик. Нина Куковерова. С первых дней прихода фашистов стала Нина партизанской разведчицей. Не обращали внимания немцы на усталую девочку с торбой, а она видела всё: и штаб, и склад горючего, и часовых…

                      Чтец:  Школьным вечером,

                                  Хмурым летом,

                                  Бросив книги и карандаш,

                                  Встала девочка с парты этой

                                  И шагнула в сырой блиндаж.

9-й ученик. Зоя Космодемьянская. Что значит для нас это имя? Кто такая Зоя Космодемьянская?

13 сентября 1941 года Зое Космодемьянской исполнилось 18 лет. Работая на заводе токарем, она все время мечтала попасть на фронт, защищать Москву, защищать Родину.

29 октября 1941 года в грузовике среди таких же молодых как она, Зоя отправилась на фронт, радуясь о том, что наконец-то сможет закрыть собой Москву. Зоя еще не знала, что жить ей осталось ровно месяц. 29 октября она отправилась на фронт, а 29 ноября ее казнили.

В задания для группы молодых диверсантов входило минировать дороги и мосты, поджигать немецкие штабы, конюшни, что служило еще и ориентиром для нашей авиации. В полках стали создавать факельные команды, по двадцать-тридцать человек из наиболее отважных бойцов и командиров. За линию фронта были так же переброшены несколько тысяч добровольцев-диверсантов, таких как Зоя Космодемьянская.

Деревня Петрищево- была особенным местом скопления немецких отрядов. В этой деревне фашисты расположили часть радиоразведки. Подход к деревне заминирован, командир отряда посчитал, что задание выполнить невозможно, и развернул отряд, но его послушались не все бойцы. Три бойца, три бесстрашных человека Борис, Василий и Зоя продолжили прорыв в деревню и проводили операции по  поджогам домов и конюшен.

Что же произошло в  этой деревне? Во время диверсии, подпалив несколько домов, Борис не дождался. Зои и Василия и покинул деревню. Бойцы потеряли друг друга и Зоя решила сама продолжить операцию и вновь отправилась туда вечером 28 ноября. На этот раз она не смогла  осуществить поставленные цели, так как она была замечена немецким часовым, и схвачена. Фашисты, уставшие от постоянных диверсий, от деяний русских партизан, стали истязать девушку, пытались узнать у нее, сколько еще наших солдат находится или намериваются попасть в деревню. Зоя, не ответила ни на один вопрос фашистов, она была готова умереть в полном молчании. Зоя до последнего была предана Родине!

29 ноября хрупкую девушку повесили на глазах жителей деревни. Последние слова Зои были такими: -Я умираю за свой Народ! За свою Страну! За правду!

Даже именем Зои Космодемьянской назвали улицу, где мы с вами живём и учимся.

10-й ученик. Имя Вали Котика стало символом верности долгу, целеустремленности, беззаветной отваги. Юный партизан погиб через несколько дней после своего 14-летия. Сколько раз юному партизану предлагали улететь на Большую землю, сколько раз уговаривали отправиться в тыл! Но Валя не мог уйти из отряда. Валя получил новое боевое задание – охранять склад боеприпасов. С запада от города загрохотали танки: в атаку пошли немецкие тигры. Они медленно теснили партизанские части. Всё вокруг было наполнено грохотом разрывающихся снарядов и свистом пуль- бой шёл совсем рядом со складом. На помощь партизанам пришли войска Советской Армии. метнув гранату в отступающих фашистов, Валя почувствовал тупой удар в живот. На белом маскировочном халате проступила алая кровь. Сражённый вражеской пулей, Валя рухнул на землю .За участие боевых операциях юный партизан посмертно награжден орденом Отечественной Войны 1 степени.

                          Чтец: Дети войны, как детьми вы остаться сумели,

                                      Хоть повидали так много и горя, и зла.

                                      Ваши сердца от жестокости не очерствели,

                                      В клубах пожарищ душа оставалась светла.

Ведущий 1: Сегодня мы вам рассказали о некоторых из них. Список героев можно долго продолжать.

Они были вашими ровесниками. Их жизнь, их подвиг, их человеческие качества всегда                         будут для нас примером. Это Володя Дубинин, Юта Бондаровская, Александр Бородулин, Галина Комлева, Лариса Михеенко, Александр Кобер, Саня Колесников, Володя Щербацевич,  Вася Коробко, Петя Клыпа и мн.другие.

Ведущий 2: Победа! Этого праздника люди ждали 1418  дней. Именно столько дней продолжалась Великая Отечественная война.

Ведущий 1: И как могли помогали родине дети: кто- у станка или в поле, кто – на фронте или в партизанском отряде. Многие из них стали героями, многие погибли…

На сцене дети с портретами пионеров-героев в руках. Ученик читает отрывок из стихотворения «Реквием» Р. Рождествеснкого

                                  Разве погибнуть

                                  Ты нам обещала,

                                   Родина?

                                   Жизнь обещала,

                                   Любовь обещала, Родина.

 

                                   Разве для смерти

                                   Рождаются дети, Родина?

                                   Разве хотела ты

                                   Нашей смерти, Родина?

                                   Пламя ударило в небо!-

                                   Ты помнишь, Родина?

                                    Тихо сказала: « Вставайте на помощь…» Родина.

                                    Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

                                    Просто был выбор у каждого….

Дети хором: Я или Родина!

Ведущий 1: Они пали за мир, за жизнь, за нас! Снимите шапки, люди!

Минута  молчания. После нее звучит песня «Пусть всегда будет солнце!»

Чтец ( на фоне песни)

                                    Снова майские звезды в полях зацветают.

                                    И вдоль старых окопов плывёт тишина.

                                   Там когда-то гремела большая,

                                    Не по детскому росту, война.

Ведущий: « Пусть жизнь этих героев послужит для вас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны.».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Песни, опаленные войной"

Проект является победителем городской научно- исследовательской конференции проектных и исследовательских работ "Ярмарка идей". Содержит материал об истории создания песен военных лет....

Детство, опаленное войной

Детство, опаленное войной...

Классный час в форме устного журнала "Детство, опаленное войной"

3 марта 2013 года город воинской славы Ржев отметит 70-летие освобождения города от немецко-фашистских оккупантов. Данная разработка посвящена этой дате. Приглашённые бывшие несовершенно-летние ...

Детство, опаленное войной (не придуманные рассказы)

Презентация посвящается детям войны...

литературно музыкальная композиция "Детство, опаленное войной"

9 Мая. Россия отмечает День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г. с немецко-фашистскими захватчиками.Активными участниками этой долгой и жестокой войны стали самые обыкновенные мальчишки...

Внеклассное мероприятие на тему: "Годы опаленные войной"

Цели и задачи:1. расширить знания учащихся о событиях ВО войны2. познакомить с городами-героями3. познакомить с песнями, написанными в годы войны4. воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, ува...

Проект "Годы, опаленные войной"

Коллективный проект о родственниках-участниках Великой Отечественной войны....