Классный час про совесть
классный час (3 класс)

Грибанова Татьяна Анатольевна

Тема классного часа «Поговорим о совести» выбрана не случайно так как умения общаться, быть отзывчивым, правильно строить свое суждение являются ключевыми составляющими коммуникативной компетенции, что очень важно с точки зрения ФГОС Эта тема весьма актуальна, потому, что она связана с современной жизнью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_pro_sovest.docx75.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Поговорим о совести.

Цель: формирование нравственных личных качеств как "совесть",

           воспитание толерантного отношения друг к другу.

Задачи:

  • стимулировать самооценку у обучающихся и их самоконтроля в повседневном поведении на основе формирования этического понятия совести;
  • формировать у обучающихся культуру общения;
  • развивать умение высказывать своё мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;

Оборудование: проектор, компьютер, экран, словари, тексты, листочки.

Ожидаемые результаты:

  • Дети смогут составить представление о таком понятии как «совесть».
  • Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
  • Научатся осознавать, для чего человеку нужна совесть.

                                        Ход классного часа

1.Организационный момент.

Учитель. Всем добрый день!

Ученик: Мы очень рады видеть вас, на нашем ТОК-ШОУ, с очень добрым названием «У камина»

Учитель: И мы его ведущие Глеб Павлович

Ученик: И Татьяна Анатольевна            

Учитель: Глеб, а объясните нашим зрителям, почему наше Ток-шоу имеет такое название?

Ученик: Дело в том, что сегодня на нашей встрече мы затронем один очень важный аспект нравственности. Мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека. А Камин — это символ тепла и уюта. Возле него и разговор станет искренним, доверительным.

Учитель: Итак, что называют нравственным чутьем или чувством в человеке, внутренним сознанием добра или зла, тайником души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувством, побуждающим к истине и добру, отвращающим от лжи и зла, внутренним моральным контролем?

Ученик: Ребята в ваших руках — сигнальные карточки. С одной стороны, их изображен вопросительный знак, что означает «хочу спросить», с другой — восклицательный — «хочу сказать». Если у вас возникнет вопрос, то поверните карточку той стороной, где изображен знак вопроса; если захотите высказать свои мысли, дать совет, то поверните ее другой стороной, с изображением восклицательного знака.

2.Формулирование темы урока, постановка цели:

Чтобы определить тему нашей беседы.

РАБОТА В ПАРАХ: (правила) Положите перед собой лист Зелёного цвета, на нём напечатано слово НРАВСТВЕННОСТЬ, некоторые буквы выделены жирным шрифтом. Вот они вам и помогут составить слово, темой которой оно и будет являться. СОВЕСТЬ

Учитель: Обращает внимание детей на эпиграф урока:

Слайд

 Самое главное украшение человека – чистая совесть.

Цицерон

(древнеримский политический деятель, оратор и философ. Будучи выходцем из незнатной семьи, сделал благодаря своему ораторскому таланту блестящую карьеру)

Учитель: Как вы понимаете данное высказывание?

Мнения детей.

Ученик: А вы знаете? Великие люди называют её законом законов, высшим судом, тем, от чего невозможно скрыться. И сегодня мы поговорим об этом удивительном чувстве, которое сопровождает нас всегда, какой бы поступок мы не совершали. И недаром мы часто говорим о нечистой или чистой совести, то есть, ели мы совершаем хороший поступок, совесть у нас чиста, и наоборот.

Учитель: Но взгляните с другой стороны – в нашем сегодняшнем мире нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без нее, не мучаясь угрызениями по каждому неблаговидному поступку, а согласитесь, что всем нам порой приходится испытывать эти душевные муки. Не лучше ли жить, не испытывая душевного дискомфорта, т.е. жить как удобнее…

Учитель: возьмите в руки ладошку, на ней табличка, я предлагаю вам её заполнить для того, чтобы определить цель нашей беседы, что мы хотим узнать? Чему научиться?

Вопрос

Знаю

Хочу знать

1. Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

3. Что значит поступать по совести?

4. Какая совесть бывает чиста?

Учитель: сформулируйте цель нашей беседы. (Ответы детей)

Ученик: Вы готовы принять участие в серьезном разговоре?

3.Изучение нового материала

3.1.Работают с определением (по группам)

Каждая группа получит задание. Вспомним правила работы в группах

Слайд

  1. Моделирование понятия «совесть». Составить понятие СОВЕСТЬ (карточки-помощники)
  2. Работа со словарями. Найти определения к понятию СОВЕСТЬ (словари)
  3. Подбор однокоренных слов к слову СОВЕСТЬ (слова- помощники)
  4. «Найди пару». (карточки-высказывания)
  • Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
  • Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
  • Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
  • Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью.)
  • Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

            Самопроверка по эталону

  1. Соедини части так, чтобы получилась пословица. (карточки –    

 пословицы)

  • Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  • Совесть без зубов грызет.
  • От человека утаишь, а от совести нет.
  • Сильнее совести суда нет.
  • Умом можно добыть богатство, а совестью – почет и уважение

3.2.Работа по ситуациям «Голос совести».

Учитель: Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести.  И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой.  По этому решению люди и будут судить о человеке. 

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая. 

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять тысяч рублей.  Как вы поступите?  

Дети высказываются по поводу ситуации

Б) Ситуация вторая. 

Учитель: Ещё одна ситуация.  Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.

В) Ситуация третья.

Учитель: Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию.  Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс, и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг.  Как можно тут поступить по совести?

Дети высказываются по поводу ситуации

 

3.3. Упражнения совести.

А) «Минута раскаяния»

Учитель: Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека.  А иначе – блуждание в потемках.

Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления.

Учитель: Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.

Учитель: Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.

 

Б) «Минута прощения».

Учитель: Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Все знают такой праздник, как Масленица. Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются  и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?

Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.

4.Составление символа СОВЕСТИ.

4.1. Картинный портрет. Рисование символа совести. Работа в группах

Учитель.  Ребята, предлагаю вам придумать символ, который олицетворял бы совесть и был бы понятен всем.

(Дети рисуют солнышко с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…) Выставка символов на доске. Выбор лучшего.

4.2. Словесный портрет. Какие личностные качества должна  включить  в себя совесть.

Построение символа совести (с личностными качествами)

Я предлагаю вам послушать стих, а вы по ходу должны определиться с качествами

Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?
– Что самое главное в человеке? А еще?

Ответы детей на листочках фломастерами: Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.

– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен, и светел. 
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: –
Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (
пауза)…

Учитель. Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека
– совесть(прикрепляю карточку)

Теперь я предлагаю вам построить наш символ на доске из полосок с личностными качествами, которые вы написали по ходу прочтения стихотворения.

 (Дети берут полоски со словами строят из них символ (дом, сердечко, дерево.)

Учитель. Молодцы.

Чтение стихотворения ученицей «Про совесть» (Будёхина Иветта) 

 Стих про совесть (Яна Кузовлева)

Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрёк немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

5. Итог занятия

Учитель. Сегодня мы говорили о самом главном качестве человека.  Пусть ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь.

– Что значит, жить в ладу со своей совестью? Что в жизни вам даст такое качество характера? (ответы детей).

6. Рефлексия

Закончи предложение. Запиши на пальчиках.

Большой - для меня это важно/ неважно;

Указательный – я много узнал/ ничего не узнал;

Средний – мне было интересно/ неинтересно;

Безымянный – в жизни мне это пригодится/ не пригодится;

Мизинец – моё настроение?

Учитель. Спасибо за занятие.

Р.S. Учитель: Дорогие гости, в знак уважения, мы с ребятами хотим подарить каждому из вас небольшой сувенир - цветок Лилию.

Алина: Лилия – прекраснейший цветок и символ многочисленных добродетелей. В культуре разных народов лилия символизирует:

– чистоту и целомудрие;
– благость, скромность, доброту;
– покой, возрождение, бессмертие;
– царственность, величие, благородство;
– процветание, счастье, благополучие;
– изящество, гармонию, равновесие;
– свободу и надежду;
- сострадание и милосердие.

Этот цветок любим во всем мире. Считается, что лилия получила своё название от древнекельтского «ли-ли», то есть «белизна» («белый-белый»)..
На Руси белая лилия также считалась символом чистоты. Чтилась лилия на Руси и как символ мира. Белая лилия означает чистоту, доброту, нравственность, гармонию, благородство. Именно эти смыслы, прежде всего, имеет символ лилии в Международном Общественном Движении «ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!».

http://z-n.center/img/symbol/liliya.png

Сценка «Зеркальце совести»

Дети делятся на группы по три человека. У одного человека в руках зеркальце. Это волшебное зеркальце совести. Двое других — друзья, которые из-за чего-то поссорились. В сценке-диалоге хозяин зеркальца совести должен по совести рассудить двух друзей.

Константин Ушинский
Брат и сестра

Сережа и Аннушка остались дома одни, и брат сказал сестре:

– Пойдем, поищем, не осталось ли в доме чего-нибудь вкусного, и полакомимся.

– Если б ты повел меня в такое место, где нас никто не увидит, то, пожалуй, я пошла бы с тобою, – отвечала Аннушка.

– Пойдем в кладовую: там мы найдем что-нибудь хорошенькое, и никто нас не увидит.

– Нет, Сережа, там может увидеть нас сосед: он колет на дворе дрова.

– Ну, так пойдем в кухню, – уговаривал Сережа сестру, – там стоит целый горшок меду, и мы намажем себе по большому ломтю хлеба.

– В кухне увидит нас соседка: она, верно, теперь сидит у окна и прядет.

– Ах, какая же ты трусиха, Анюта, – сказал маленький лакомка, – пойдем, если так, в погреб кушать яблоки; там уже наверно нас никто не увидит.

– Ах, милый Сережа, неужели ты думаешь, что в погребе нас никто не увидит?.. Разве ты не знаешь о Том, Кто видит через стены и от которого в темноте нельзя скрыться?

Сережа испугался.

– Правда твоя, сестрица, – сказал он, – Бог видит нас и там, где человеческий глаз ничего не видит; а потому ни наедине, ни в темноте не должны мы делать ничего такого, чего не смели бы сделать при других и при свете.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Афоризмы:

Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

Паскаль Блез

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Кант И.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Суворов А. В.

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Гольбах П.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Пушкин А. С.

Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм

Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

«Как Федя почувствовал в себе человека» В.Сухомлинский 


Пошёл как-то раз маленький Федя с матерью на поле картошку копать. 
-Восемь лет тебе,- говорит мать,- работать пора по настоящему. Выкапывает мать куст, а Федя выбирает из ямки картошку и в ведро бросает. Не хочется Феде работать. Собирает картошку, что сверху, а в земле не хочет копаться. Оставил картошку под одним кустом, под другим. 
Мать заметила такую работу и говорит: 
- Разве тебе не стыдно? Человек же смотрит и всё видит! 
Огляделся Федя вокруг и удивляется: 
-Где же этот человек? Что он видит? 
-В тебе, Федя, Человек. Всё он видит, всё замечает, и только ты не всегда прислушиваешься к тому, что он тебе говорит. Вот прислушайся к его голосу, он тебе и скажет, как ты работаешь. 
-А где же он во мне- Человек? – удивился Федя. 
- В голове твоей, в груди, в сердце, - подсказывает мать. 
Перешёл Федя к другому кусту, пособирал картошку, что сверху лежала. Хотел было оставить его уже, как вдруг будто и в самом деле кто-то укоряет: 
- Что же ты делаешь Федя? Покопайся, там ещё есть картошка в земле. 
Удивился Федя, оглянулся. Никого нет, а будто кто –то смотрит на его работу и стыдит. 
«И в самом деле, всё- таки Человек видит мою работу»,- подумал Федя, вздохнул, разгребает землю возле выкопанного куста и нашёл ещё несколько картошек. 
Легче стало на душе у Феди. Даже песенку весёлую запел. Работает час, другой и всё больше удивляется. Чуть подумает: « Зачем так глубоко картошку копать, наверное, уже нет картошки», а тут кто-то и подслушивает его мысль. И стыдно становится Феде. Но и радостно, ой, как радостно. 
«Хороший друг – этот Человек», - думает Федя. 
Вопросы: 
-Как зовут героя нашего рассказа? 
-Трудился ли Федя на совесть? 
- Что значит поступать не по совести? 
- А как бы ты поступил на месте героя? 
- Как мама помогла Феде? 
- Как вы думаете, а у нас с вами есть такой человек? Где он живёт? 
(в нашем сердце, в нашей голове), 
-Почему Феде было и стыдно и радостно?(стыдно было за плохие мысли, а радостно от труда по совести) 
-Как назвал мальчик этого Человека? (Хороший друг) 
-Почему он дал ему такое имя? 
-А какое вы бы дали ему имя?(Честность, сердце. душа,совесть). 
- Был ли у вас в жизни случай, когда вы поступали не по совести? Какие чувства вы при этом испытывали? (хорошее настроение) Физминутка электронная «Хорошее настроение»

Составить портрет совестливого человека

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
  4. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  5. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  7. Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
  8. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  9. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

Самоанализ классного часа «Поговорим о совести»

Проводя классный час, я основывалась на принципах гуманистической педагогики:

Вера в растущие силы и возможности ребенка: так как в каждом человеке самой природой заложено положительное, нравственное начало и задача педагога – увидеть это зерно духовности, помочь ребенку его развить.

Открытость проявления чувств и эмоций: так как педагог обязан поощрять ребенка и предоставлять ему возможность проявлять свои нравственные чувства и качества.

Тема классного часа «Поговорим о совести» выбрана не случайно так как умения общаться, быть отзывчивым, правильно строить свое суждение являются ключевыми составляющими коммуникативной компетенции, что очень важно с точки зрения ФГОС Эта тема весьма актуальна, потому, что она связана с современной жизнью

Во время классного часа в классе царила атмосфера доброжелательности, сотрудничества. А вся работа была основана на демократических принципах общения, на развитии творческой активности детей.

В основе классного часа лежит системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход. Считаю, что мероприятие несёт большое познавательное, воспитывающее и развивающее значение. Познавательный материал был подобран с учетом возрастных особенностей обучающихся. Ребята были моими соратниками на протяжении всего классного часа. Они могли не только слушать, но и логически мыслить, проявлять находчивость, самостоятельность, творить. Все задания были направлены не только на развитие творческих способностей, но и на развитие личностных качеств.

Цель классного часа: формирование нравственных личных качеств как "совесть" воспитание толерантного отношения друг к другу.

Для достижения цели я следовала принципам последовательности и наглядности. Обучающиеся работали в парах, что способствовало воспитанию культуры общения, и в группах, что способствовало воспитанию умения работать в команде. Задания не вызвали трудностей у ребят. При проведении мероприятия

использовали презентацию и интересные задания, что способствовало созданию и сохранению мотивации. Умело подвела ребят к осознанию значимости, целесообразности темы классного часа.

Ученики были активными, дисциплинированы, к заданиям подошли серьезно. Удалось достичь воспитательной задумки, так как, безусловно, у ребят пробудился интерес, и я очень надеюсь, что изменилось отношение друг к другу. Содержание классного часа в свою очередь полностью отвечало требованиям темы мероприятия. Главное, чего я хотела добиться на классном часе - научить детей общаться. Я думаю, что это получилось. На разных этапах классного часа дети были активными, непосредственными, внимательными и самокритичными.

Классный час получился доступным и посильным по содержанию для детей данного возраста. Такая форма проведения занятия обеспечивает работу всей группы, позволяет обучающимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление. 

Выбранные мною методы и приёмы соответствовали задачам классного часа, характеру и содержанию выбранного материала, уровню знаний, умений и навыков обучающихся. Так, были использованы словесные методы: объяснение, вопросы. Наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов. Практические: частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению.  Интерактивный метод: режим беседы с человеком, работа в парах. Приёмы технологии (РКМ) развитие критического мышления (работа в группах, дискуссия, рефлексия). Форма диалога «аквариум». В течение всего классного часа я старалась создать комфортный психологический микроклимат в классе, дать каждому возможность реализовать себя, старалась услышать мнение каждого.

Вывод: занятие прошло на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать. Считаю, что классный час цели достиг, что подтверждает рефлексия детей в конце занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Совесть – внутренний судья человека"

Данная разработка поможет при проведении классного часа по нравственному воспитанию....

классный час совесть

классный час о справедливости и совести...

классный час на тему: " Стыд и совесть"

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоа...

Конспект классного часа "Совесть".

Раскаиваясь в своих поступках, мы часто говорим, что нас "мучает совесть".  Чтобы разобраться в  этом понятии , обратимся к миру литературы....

Классный час в 3 классе на тему «Что такое совесть?»

Цель: воспитание у обучающихся ответственности за свои поступкиЗадачи:1) сформировать представление о значении таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние;2) развивать чувство справедли...

Классный час "Что такое совесть?"

Классный час в первом классе "Что такое совесть?"...

Классный час "Совесть - клад твоей души".

Классный час по духовно - нравственному воспитанию. Может быть проведён как в 3 классе, так и в 4 классе....