Главные вкладки

    «1001 идея интересного занятия с детьми»
    методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

    Чуйко Татьяна Сергеевна

    «Развитие артистизма у детей на занятиях хореографией»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_artistizma.docx31.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    «1001 идея интересного занятия с детьми»

    Тема: «Развитие артистизма у детей на занятиях хореографией».

    Хореография - искусство, любимое детьми. И работать с ними - значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного.

    Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Просмотры спектаклей в театре; кино-, видео- и телефильмов, посвященных танцу; посещения концертов хореографических коллективов - все это нужно и важно.

    Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысливающим происходящее.

    По статистике ребенок с достаточно хорошими хореографическими данными один на тысячу. Если в больших городах есть возможность сделать жесткий отбор и выбрать «звездочек», то у нас такой возможности нет. Мы работаем практически со всеми детьми.

    Что же получается? Те, кто не имеет хороших хореографических данных, не должны заниматься танцами? Нет, я так не считаю. Искусство танца многогранно и безгранично, станцевать могут практически все обладающие хотя бы небольшой динамикой. В этом безграничном море место найдется каждому. Полностью бездарных детей нет: у кого-то лучше получается одно, кто-то лучше справляется с другим. Нужно выявить эти характерные особенности каждого ребенка и акцентировать внимание именно на них. Развивать все, но больше внимания уделять именно индивидуальным возможностям. То есть вступает в силу принцип - индивидуальный подход.

    Как добиться яркости и выразительности? Как же развить артистизм у детей?

    Артистизм - как важный элемент в исполнении танцев Исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения.

    Как добиться яркости и выразительности? Даже при достаточно хорошей технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу. Прочитав специальную литературу, я обратила внимание на то, что в свое время один из величайших русских балетмейстеров и педагогов Михаил Фокин отступил от филигранной, отточенной, но холодной техники взамен яркой образности и артистичности и этим произвел революцию в балете. Это в Мариинском театре, ну а нам сам бог велел.

    Все серьезные педагоги-балетмейстеры работают по школе хореографического училища. Кто-то в большем, кто-то в меньшем объеме, но школа - класс, да и народного танца одна, с небольшими нюансами каждого педагога. На эту тему написано много учебников, пособий: "Класс - танец" Н.Тарасова, "Азбука - класс по танцам" Н.Базаровой, В.Мей; "Основы русского народного танца" А.Климова; "Народный танец" Т.Ткаченко; "Русский народный танец" Т.А.Устиновой и множество других пособий. Поэтому все, кого интересует методика преподавания танца, могут обратиться к учебной литературе и пособиям.

    Я хочу поговорить о другом, о том, что я не нашла ни в одном учебнике. Как же развить артистизм у детей? Главным и основным показателем артистизма является лицо. Что же такое наше лицо? Назовем его частью тела, обладающей костной и мышечной тканью. Ну а для развития любым мышцам необходим тренаж. Для чего?

    Все мы умеем улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства, но делаем мы это на рефлекторном уровне. Для примера: грудной ребенок, когда ему хорошо - улыбается, когда плохо - плачет. Никто его этому не научил - это рефлексы. Но свойство всех рефлексов - они достаточно непродолжительны по времени. Для того чтобы удерживать долго то или иное выражение лица, необходима тренировка мышц.

    Бытовые проявления чувств отличаются от сценических. В быту наши чувства и соответствующее им выражение лица проявляются для себя или для людей, близко нас окружающих. В сценическом варианте то или иное выражение лица предназначено для зрителя, находящегося как в первом, так и в последнем ряду. Потому оно должно быть ярче, выразительнее, гротескнее. Здесь в помощь вступает также искусство мимики. Ярким, красивым выражением лица детей нужно научить - это опять тренировка. Значит, логически мы подошли к выводу, что тренинг лица необходим. О нем мы и поговорим в данной программе.

    Программа "Развитие мышц лица"

    Разминка

    Не забываем про то, что любая хорошая разминка должна проходить по законам ритма, то есть под музыку. Каждое движение исполняется по 16 раз.

    1. Нижняя челюсть - одна из самых подвижных частей лица:

    - движение из стороны в сторону;

    - движение вперед и в себя; оттягивание вниз;

    - сжатие зубов;

    - зажать челюсти и пошевелить желваками.

    2. Губы:

    - зажать верхними зубами нижнюю губу;

    - зубами нижней челюсти зажать верхнюю губу;

    - поджать две губы в ниточку; поцелуй;

    - нижней губой постараться дотянуться до носа;

    - тоже самое двумя губами;

    - в этом положении пошевелить вверх и вниз, из стороны в сторону.

    3. Щеки:

    - надуть поочередно то одну, то другую щеку; надуть две щеки;

    - втянуть две щеки.

    4. Нос:

    - сморщить и расслабить;

    - приподнимание ноздрей по очереди (как будто вдыхаю нюхательный табак).

    5. Веки:

    - нервный тик;

    - моргнуть двумя глазами;

    - моргаю поочередно.

    6. Глаза - одно из выразительных средств лица:

    - закатить вверх и опустить вниз;

    - движения из стороны в сторону;

    - движения по кругу в одном направлении и в другом;

    - скосить и развести.

    7. Брови:

    - поднятие вверх;

    - опускание вниз.

    Это основные элементы движений разминки. Проходят они по принципу постепенного увеличения темпа и усложнения координации. Можно придумать свои движения вплоть до шевеления ушами.

    Маски

    В этом этапе проучивания нужно добиться яркого и выразительного лица. Часто дети просто не умеют, создавать яркую и выразительную маску. Этому их нужно научить и объяснить. Но бывает, что попадается ребенок с настолько яркой мимикой, что впору у него поучиться самому. Поэтому нужно быть наблюдательным, чтобы такого ребенка не пропустить. Здесь хочу повториться еще раз, что сценическое выражение лица должно быть гораздо ярче бытового.

    1. Радостная, улыбчивая:

    - рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты.

    2. Удивление:

    - нижняя челюсть оттягивается "вниз", рот раскрывается буквой "О" до отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.

    3. Испуг:

    - голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы поджимаются.

    4. Плач:

    - этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не позволять детям использовать руки и голос.

    5. Кокетство:

    - голова слегка наклонена и повернута, губы поджаты, глаза смещены до отказа в сторону вверх или вниз.

    6. Ненависть:

    - губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят из-подлобья.

    Маски проучиваются на музыкальной основе. Одну музыкальную фразу удерживаю маску, другую отдыхаю. Постепенно увеличиваю скорость возникновения и исчезания маски. Потом добиваемся быстрых переходов из одной маски в другую.

    Эти занятия должны проходить «красной нитью» через весь урок. Допустим, в партерной разминке: одно упражнение делаю с улыбкой, другое с грустью. В  классическом станке: батман тандю - злое, а фондю - застенчивое. Ну а на середине можно пробовать одну и ту же комбинацию разными масками. Здесь нужно учитывать один нюанс: движения должны соответствовать той или иной маске.

    Живое лицо

    По самому названию уже понятно: лицо не застывает в маске, а находится в движении, переходя из одного оттенка масок в другой. Здесь подключаются руки, корпус, наклоны и повороты головы. Часто хореографы львиную долю проучивания уделяют ногам. Это и понятно: ноги одни из основных элементов танца, несущие большую долю нагрузки. Но при этом не нужно забывать про корпус, руки, голову и лицо. Если считать человеческое тело оркестром, а части тела - инструментами, то чем больше задействованы все инструменты, тем богаче, ярче, красочнее наш танец.

    Занятия мышцами лица обогащают исполнительское мастерство детей. Позволяют перейти к более сложным видам хореографии, такой, например, как сюжетная. Дают возможность показывать не просто танец, а мини-спектакль, где у каждого ребенка будет своя, пусть небольшая роль или образ. Всем известна страсть детей к кривляниям и подражаниям, поэтому они с большим удовольствием занимаются этими упражнениями. Это не займет у вас много времени, но занятия должны быть регулярными.

    Еще одним хорошим средством развития артистизма являются этюды на изображение животных, помимо артистизма, они развивают фантазию и наблюдательность детей и им они очень нравятся.

    В более старшем возрасте хорошим развитием артистизма является смена партий. Мужской на женскую и наоборот. Это гасит стеснительность, важно в этих этюдах избежать кривляний, добиваться натуральности.

    При постоянной и целенаправленной работе танцоры становятся раскованными, яркими и неповторимыми.

    Роль игры в развитии артистизма

    Игра является важным элементом в развитии воображения ребенка и конечно же артистизма.

    Игра удивительна: она, в разных формах сопровождает человека на пути его исторического развития - от глубокой древности до современности. Понятие «игры» многопланово.

    Когда-то игра была не просто развлечением, а скорее учебой, наставлением. Игра развивала способности человека, сообразительности, наблюдательности, ловкости, все то, что требовалось ему в быту.

    Хотя человек на протяжении всей жизни остается верен «игре», все же само слово «игра» неразрывно связано в нашем восприятии именно с детством. По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка до 10 лет. В этом возрасте она не только развлечение. Игра ценна для малыша еще и потому, что развивает его интеллектуально, физически, психически и, конечно, эстетически. Да и самому ребенку легче именно в игре выплеснуть накопившиеся эмоции. Психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что его, практически, невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения.

    Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что это ему нравится.

    У ребенка всегда есть свой план игры и свой замысел. Тем более, что в игре все условно, все понарошку - действие, роли, место. Ведь достаточно провести черту, чтобы обозначить речку, начертить квадрат - будет дом. В игре можно полететь на луну, стать доктором, капитаном. Культура детской игры, конечно, возникла и развивалась в русле взрослой культуры, точно так же, как и детский быт, всегда был связан с бытом взрослых, потому что дети являлись полноправными участниками жизни семьи. По традиции они наследовали в своей культуре порой то, что ушло из обихода взрослых в силу изменений жизненных обстоятельств. Например, давно на серьезную охоту не берут лук и стрелы, но для мальчиков и по сей день, они интересны.

    Остановимся на тех игровых формах, которые облегчают процесс запоминания и освоения упражнений на занятиях по хореографии и придают им привлекательность в глазах детей.

    Импровизация как средство развития артистизма

    Еще одним средством развития артистизма является импровизация

    Импровизация (неожиданный, внезапный поворот событий) - сочинение стихов, музыки и т.д. в момент исполнения. Преобладает в фольклоре. Распространена в европейском музыкальном исполнительстве - основа джаза. При всем разнообразии определений чаще всего употребляются слова - мгновенно, неожиданно, без предварительной подготовки.

    Импровизацию в хореографии можно назвать еще и «танцем» в «настоящем», «сиюминутной хореографией».

    Искусство импровизации составляет один из основных элементов современной театральной педагогики. К.С.Станиславский считал, что если действия актера в роли подлинны и если они совершенно искренни, и выполняются с полной непосредственностью, то они не могут быть точно повторяемы при каждом показе спектакля и, следовательно, содержат в себе импровизацию.

    На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.

    Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью детей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.

    При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать вашим подопечным свободно импровизировать, но при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.

    Воображение как необходимый элемент импровизации

    Воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. Многие психологи рассматривают воображение как процесс манипулирования образами. Воображение проявляется прежде всего там, где задачи содержат некоторую неопределенность, то есть не имеют заданного решения, что и предполагает импровизацию.

    Фантазия, воображение: Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не только воображение детей, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.

    Возникает вопрос: можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существенных техник обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела - его ощущений, его памяти.

    Импровизация - это все же не абсолютно спонтанный процесс. Полная спонтанность так же невозможна, как вечный двигатель. Ибо все, и в том числе дети, обладают определенным опытом, навыком, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс.

    У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца увлекались ощущением «сиюминутности» процесса творчества.

    Музыка на занятиях хореографией

    Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: «Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получалось, надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения - выразительность, ритмичность, четкость, координацию. И здесь педагогу необходимы особое чутье и соответствующая подготовка.

    Конечно, надо обращать внимание на музыкальность ребенка, его способность пластически отражать особенности музыки - ритмические, темповые, эмоциональные.

    Есть, скажем, дети, у которых заметна своего рода заторможенность реакции на музыку: на этом сразу следует сосредоточить преподавательские усилия. Обычно такая заторможенность мешает ребенку вовремя вступать на нужной доле текста.

    Самое время вспомнить о пользе ходьбы под музыку марша. Именно эти упражнения позволяют наглядно убедиться в том, как воспринимает ребенок счет на четыре четверти. Затем стоит проверить, насколько органично осваивают воспитанники счет на три четверти, придающий совсем иной характер движению. И, наконец, параллельно выясняется, как чутко улавливают они разницу между форте и пиано (громким и тихим звучанием музыки), между аллегро и адажио (быстрым и медленным темпом), между диминуэндо и крещендо (понижением и нарастанием силы звука). Все эти элементарные оттенки и акценты музыкального развития ребенок должен осваивать, начиная с самых первых занятий.

    Музыку иногда считают второстепенным, придаточным элементом, задающим по преимуществу только ритмическую основу танца. Такое понимание роли музыки обедняет занятие, лишает подлинной выразительности хореографическое исполнение. Именно музыка, причем хорошо подобранная, позволит вам с самого начала избежать формального подхода к самым простым упражнениям.

    Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, - от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных.

    Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха.

    Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Обращайте внимание на выражение лиц движущихся детей: по ним сразу же видно, что дают детям музыка и хореография.

    Аккомпанемент к упражнениям следует выбирать с учетом поставленных задач, так, чтобы он был приятен занимающимся. А исполнение музыкальных произведений на всех занятиях должно быть высокопрофессиональным.

    Итак, музыкальное сопровождение - дело первостепенной важности. Именно в течении последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Для этого необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, ее можно несколько упростить, подвергнув аранжированию. Разумеется, музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (применительно к музыкальному оформлению хореографических занятий на первых стадиях обучения), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.

    Подводя итог - хочется надеяться, что выявив все аспекты, влияющие на развитие артистизма у детей, можно добиться желаемого результата.

    Ведь очень важно, чтобы ребенок владел своим лицом, танцевал не движения, а свои чувства, переживания, эмоциональное состояние.

    Артистами не рождаются, ими становятся. А это долгий, тяжелый труд, который мы должны пройти со своими воспитанниками. Чтобы в конце концов увидеть на сцене ярких «звездочек», которые бы с полной искренностью, с полной самоотдачей показали нам свой высочайший уровень артистизма в танце.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нестандартное учебное занятие с детьми «Патриотизм состоит не в пышных возгласах»

    Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую ли...

    Внеклассное групповое занятие с детьми начальной школы "Ключи от злости" (Первое занятие. Игры с изобразительными материалами и воздушными шарами)

    Данный материал может быть использован для работы с детьми младшего школьного возраста учителем начальных классов во внеурочной деятельности или воспитателем. Цель: коррекция агрессивного поведен...

    Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

    Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

    Моя дорога к профессии. Учусь находить новых друзей и интересные занятия.

    Цель: показать, что у одноклассников можно многому научиться.Задачи: дать детям возможность узнать что-то новое об одноклассниках...

    Занятие на тему: Использование элементов логоритмики и методов релаксации на коррекционно-развивающем занятии с детьми ОВЗ на основе лексической темы : «Путешествие в осенний лес». ( 2 класс)

    Дифференциация согласных б-д по оптическому сходству; развитие оптико– пространственных умений, сенсорных процессов и психомоторики ....

    Интересные занятия

    Увидите интересные занятия....