проект по воспитательной работе "Навстречу друг другу"
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Емельянова Ольга Владимировна

Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и все-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Я считаю, что взаимодействие школы и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. В системе сотрудничества с семьей опираюсь на принципы:

– организация совместного творчества классного руководителя, учащихся и родителей;

– обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navstrechu_drug_drugu.docx37.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селенгинская средняя общеобразовательная школа»

Педагогический проект

НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ

Срок реализации: 2012-2016 г.г.

Автор: Емельянова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов.

с. Солонцы

2012 год


Пояснительная записка

  1. Актуальность  и  педагогическая целесообразность.

О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов 8% педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В тоже время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены приспосабливаться, лавировать, что приводит в конечном счете к безнравственности. В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья.

Многие родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Однако есть группа родителей, которые ещё до рождения ребенка заранее определяют, каким он должен быть, как он должен учиться, какую профессию ему предопределено иметь. Такое проективное отношение к собственному ребенку тоже иногда приводит к большим разногласиям и непониманию между родителями и детьми.

Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителем по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и все-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно.

На каких основах должны складываться отношения классного руководителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств личности ребенка? На этот вопрос отвечает В.А.Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться»,- и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что есть у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике,- всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание»

Многие взрослые часто повторяют известную фразу: «Всё начинается с детства». И это в действительности так. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье – все берет начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретиться на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Огромна роль и классного руководителя – он может стать объединяющей силой и поддержкой для детей и родителей. Поэтому вопросы: Как привлечь родителей в школу? Каким образом воздействовать на систему взаимоотношений в семье? – вечная проблема педагогов. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим передо мной встала важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса

Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом моего профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

В создании союза родителей и педагога важнейшая роль принадлежит последнему, поэтому перед собой я поставила задачу найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения. Для этого мною разработан проект взаимодействия классного руководителя и родителей, который предполагает создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащихся.

Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых «трудных» семьях.

Цели: создание условий для эффективной совместной деятельности учащихся, их родителей, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье; сплочение семейных коллективов, развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;

Задачи:

  • повышать воспитательный потенциал семей посредством психолого-педагогического просвещения родителей через систему тематических консультаций, тренингов, бесед;
  • формировать положительное отношение к школе и учебно-воспитательному процессу для предотвращения проблем в обучении и воспитании;
  • создать условия для максимального развития талантов и способностей учащихся;
  • формировать уважительное отношение к родителям, к семьям одноклассников, интерес к истории своей семьи и чувство патриотизма;
  • способствовать формированию личностных качеств учащихся (доброта, отзывчивость, ответственность) через проявление положительных эмоций и сотрудничество;
  • содействовать сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, коллектива семей через систему совместных дел;
  • предоставлять каждому ребенку, исходя из его способностей, склонностей, ценностных ориентации, возможность реализовать себя в разных видах деятельности

Принципы:

Я считаю, что взаимодействие школы и семьи – целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. В системе сотрудничества с семьей опираюсь на принципы:

– организация совместного творчества классного руководителя, учащихся и родителей;

– обеспечение субъективной позиции всех участников педагогического процесса.

Формы работы:

Как классный руководитель я понимаю, чтобы повлиять на семейное воспитание с учетом интересов ребенка, мне необходимо выбрать оптимальные формы взаимодействия с семьями учащихся.

Выбор форм осуществляю в зависимости от воспитательного потенциала семей, контингента родителей (их уровня образованности и воспитанности), с учетом сферы материального бытия, образа жизни и семейной атмосферы, в которой воспитывается ребенок. Помимо родительских собраний и тематических консультаций выбрала формы сотрудничества: семейные вечера, родительские практикумы, родительские чтения, тренинги, часы откровения.

Для изучения семей я использую различные методы:  наблюдение, посещение семей, анкетирование, опросы детей и родителей, тесты, творческие работы учащихся. При этом каждый метод по отношению к другим выполняет компенсирующую или контролирующую функцию.

Сроки реализации программы: программа разработана на 4 года (2012-2016 г.г.)

Ожидаемые результаты: 

  1. приобретение детьми и родителями навыков творческого сотрудничества и применение их в повседневной жизни;
  2. сближение взрослых и детей, на основе проявления положительных эмоций;
  3. сплочение детского коллектива самовыражение личности на основе творческого сотрудничества и взаимопонимания;
  4. повышение эффективности и активности сотрудничества педагогов и семьи;
  5. знание семейных обычаев, традиций, их уважение и соблюдение;
  6. создание сценариев, творческих отчетов, выставок, презентаций, для передачи приобретенного опыта коллегам;
  7. создание генеалогического древа каждой семьи;
  8. создание семейных электронных альбомов;
  9. овладение элементарными практическими навыками в сфере искусства (рисование, танцы, пение и др.) и передача через искусство своего внутреннего мира, творческих способностей.

Механизмы реализации проекта

Взаимодействие с семьями учащихся я осуществляю по 3 направлениям:

– просвещение по вопросам психологии и педагогики (родителям надо помогать становиться хорошими родителями, их никто этому специально не учил);

– формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (знакомлю с традициями школы, ее достижениями в обучении и воспитании, требованиями, предъявляемыми к ученикам, традициями проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий; таким образом, формирую у учащихся и родителей культуру принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы);

– диагностическая работа (предварительные диагностики, констатирующие, итоговые).

1. Тематические консультации для родителей:

– Трудности адаптации первоклассников в школе.

– Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

-  Факторы риска и факторы защиты ребенка в семье

2. Родительские чтения:

– Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника.

– Режим дня в жизни школьника.

- О кризисе в жизни человека

3. Педагогические практикумы (методики, тесты для родителей):

– Эффективное воспитание

– Воспитание самооценки ребёнка в семье

– Языки любви к детям

– Во что играют наши дети.

4. Родительские вечера:

– Праздники нашей семьи.

– Традиции  в нашей семье.

5. Тренинг.

– Игровые тренинги для учащихся и родителей («Семейная фотография», «Семейный ритуал», «Развитие навыков общения»).

6. Семейные праздники:

– Здравствуй, школа! (праздник в семье, посвященный началу учебного года.)

– Мы друг другу очень рады! (Конкурсная программа с участием семейных команд, посвященная дню семьи.)

– Весело, весело встретим новый год (игровое представление).

– Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек.

– Спортивное мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”.

7. Художественные номера, творческие работы, презентации... (на каждом этапе работы).


Основные этапы реализации проекта  

Сроки

Деятельность классного руководителя

Деятельность родителей и детей

Подготовительный период

Август 2012- январь 2013

1. Диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия:

  • анкетирование родителей (анкеты изучения семей учащихся, выявления пожеланий учащихся в организации совместных дел);
  • анкетирование учащихся (взаимоотношения в семье, эмоциональный комфорт).

2. Анализ результатов анкетирования на родительском собрании с целью планирования совместной работы по ликвидации проблем в воспитании, знакомство с формами сотрудничества.

3. Планирование просветительской работы с родителями с целью влияния на становление взаимоотношений в семье и повышение уровня воспитательного потенциала.

4. Подготовка экрана настроения учащихся с целью контроля эмоционального комфорта.

5. Составление перспективного плана реализации проекта.

1. Участие в анкетировании.

2. Выражение отношения к проекту с целью разработки планов семейного воспитания.

3. Определение тематики совместных мероприятий с семьями учащихся.

Основной период

Январь 2013

Декабрь 2015

1. Выстраивание концепции и выделение приоритетных задач воспитания.

2. Вынесение на рассмотрение плана проекта, утверждение предложенных форм сотрудничества, обсуждение совместных мероприятий и согласование графика работы, формирование состава творческих групп.

3. Организация тематической консультаций, тематических праздников (с целью раскрытия творческих способностей, эмоционального комфорта семей учащихся, при совместной деятельности).

1. Утверждение проекта, внесение поправок, пожеланий.

2. Выбор актива класса и родителей, распределение обязанностей в организации совместного сотрудничества.

3. Выделение промежуточных задач, поиск путей их решения.

4. Участие родителей в тематической консультации, с целью просвещения.

5. Распределение ролей в организации совместного мероприятия.

6. Подготовка и участие родителей и учащихся в праздниках

7. Заполнение учащимися экрана настроения.

1. Подготовка и проведение педагогических практикумов и тематических консультаций:

  • Детей воспитывают родители, а родителей...
  • “Можно” и “нельзя” в нашей семье.
  • Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
  • Какие вы родители? (С целью знакомства семей учащихся с психолого-педагогическими аспектами воспитания.)

2. Составление и рассмотрение игровых конкурсных программ (Конкурсная программа с участием семейных команд. Целями мероприятия ставлю: укрепления взаимоотношений в семье, вовлечение участников процесса в неформальное сотрудничество, привитие гордости и уважения к семейным традициям.)

3. Утверждение пошаговых действий: составление планов работы родителей дома, контроль над выполнением домашних заданий.

4. Подготовка художественных номеров с учащимися в школе.

5. Подготовка оборудования и слайдовых материалов к консультациям, практикумам, празднику.

1. Участие родителей в педагогических практикумах и тематических консультациях.

2. Рассмотрение и обсуждение игровой конкурсной программы ко дню семьи, выработка критериев оценки, подготовка художественных номеров, выполнение домашних заданий.

3. Отчет родителей о проделанной дома работе с детьми.

4. Подготовка учащимися художественных номеров и поделок.

5. Подготовка родителями оборудования.

6. Подготовка стендовых материалов.

7. Заполнение учащимися экрана настроения.

Январь 2016

Май 2016 г.

1. Систематизация собранного материала, компьютерная обработка, предварительные итоги проделанной работы, проектирование и корректировка дальнейшей работы.
2. Корректировка воспитательного взаимодействия родителей и учащимися через проведение педагогического практикума 

3. Подготовка и реализация сценария праздника“Вместе, вместе встретим новый год” (игровое представление) с целью развития творческих способностей учащихся, развития индивидуальных качеств и сплочения участников воспитательного дела.

4. Подбор художественных номеров, игр, конкурсов, изготовление костюмов и оборудования к празднику.

1. Предварительная аналитическая деятельность по проведенным делам.

2. Участие детей и родителей в педагогическом практикуме и классном часе.

3. Подготовка и проведение конкурсов, игр, художественных номеров, пошив костюмов.

4. Переосмысление воспитательных приоритетов, путем искоренения пробелов в системе воспитания.

5. Заполнение учащимися экрана настроения.

1. С целью сплочения родительского коллектива и для профилактической просветительской работы проведение родительского вечера “Традиции  нашей семьи”  “Во что играют наши дети”. (Февраль.)

2. Семейный праздник “Игровая конкурсная программа для мам и пап, мальчиков и девочек”, с целью сплочения коллективов, развития творческих способностей учащихся, установления комфортных отношений между родителями и детьми.

3. Подготовка материалов к итоговому тестированию учащихся и родителей, систематизация накопленных материалов проекта.

1. Подготовка к родительскому вечеру, участие в педагогическом практикуме.

2. Участие в семейном празднике.

3. Подготовка художественных номеров, рисунков, игр и конкурсов учащимися под руководством учителя.

4. Изготовление подарков всем участникам праздника.

5. Подготовка оборудования к мероприятию.

6. Заполнение учащимися экрана настроения.

Заключительный период

Январь 2016

1. Подготовить и провести игровой тренинг учащихся и родителей (проблема: грубость и агрессивность поведения детей).

2. Организовать спортивное мероприятие “Каков в гнезде, таков в полете”.

3. Оформление портфолио проекта, презентация проекта. Вынесение благодарностей участникам проекта.

4. Проведение и обработка повторного анкетирования учащихся и родителей, для выявления эффективности системы воспитательных мероприятий.

1. Участие в повторном анкетировании учащихся и их родителей.

2. Подготовка домашних заданий:
1) составление генеалогического древа;
2) рассказ о семейных традициях и реликвиях;
3) подбор фотографии для электронного альбома.

3. Подготовка учащимися художественных номеров, костюмов, оборудования.

4. Заполнение учащимися экрана настроения.

Май

1. Подведение итогов реализации проекта. Исправление недочетов проекта. Обобщение материалов.

Анализ совместно выполненной работы, определение ее эффективности.
Предварительное планирование совместной работы на будущий год.

Хочется отметить, что на каждом этапе работы, мы вместе с родителями выявляли плюсы и минусы совместной работы, высказывали пожелания на будущее, многое из того, что было запланировано сначала, изменилось, в связи с возникшими обстоятельствами. Темы педагогических тренингов, вечеров и консультаций корректировались с соответствие с запросами участников воспитательного процесса. В данном перспективном плане отражена только работа с семьей.

Заполнение экрана настроения осуществлялось каждый день, на основании его показателей я проследила динамику настроения учащихся, и пришла к выводу, что 100% учащихся имели хорошее настроение во время совместных дел с родителями. У 89% учащихся преобладало хорошее настроение, были редкие смены настроения, из-за неудач в школе и конфликтов в семье. 11% (1 человек) имел частую смену настроения в зависимости от комфорта взаимоотношений в семье, но надо отметить к концу дня его настроение значительно улучшалось.

Известно, что привлечение родителей к сотрудничеству со школой очень трудоемкий процесс, так в начале года активно взаимодействовали 66% родителей, а к концу года – 88%. А также нужно сказать о том, что к сотрудничеству удалось привлечь не только мам, но и пап, бабушек, дедушек и детей. Считаю, что эти данные являются показателем эффективности сотрудничества, а значит, методы и формы работы с семьей, родителями были выбраны правильно.

Таким образом, реализация данного проекта способствует реализации поставленных задач.

На этом работа с семьей не прекращена, она продолжается в течение всего периода начального образования, так как возникают новые проблемы в области воспитания.


Список литература

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования

2. Данилюк А.Я. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Москва, издательство «Просвещение», 2010г

3. Истратова О.Н. «Справочник психолога начальной школы»

4. Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога»

5. Козырева Н.А., Симонова А.Н., Быкова А.В. Методическое пособие для специалистов «Комплексное сопровождении семей группы риска»

6. Сенгеева Т.Н. «Сила семьи, сила любви»

7. Фитцпатрик Д. «Диалог с ребенком»

8. Конвенция о правах ребенка

Интернет-ресурсы

http://www.inter-pedagogika.ru - inter-педагогика для учителей и родителей. Содержит раздел "Внеклассная работа"

http://www.7ya.ru - Семейный портал: всё о детях и семье

http://www.i-deti.ru - Игра и дети: журнал для родителей и педагогов

http://www.chgk.zaba.ru - База Вопросов интернет-клуба "Что? Где? Когда?"

http://www.childfest.ru - "Умник" - российский детский интернет-фестиваль. Конкурсы творческих проектов, эвристических олимпиад для команд школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».

Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».Цель:-Сформировать у учащихся представление о толерантности;- Развивать критическое мышление и навыки групповой работы, умение вести диалог и аргу...

День Семьи. Праздник "Поймем друг друга!"

Ежегодно отмечаем праздник "День Семьи". Придумываем много интересных поздравлений, конкурсов. Читаем стихи, поем песни....

Программа работы с родителями " Навстречу друг другу"

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ Назначение  ПрограммыНастоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  классного  руко...

План-сетка воспитательной работы в 1 классе на 1 полугодие по программе "Учимся понимать друг друга"

План-сетка на 1 полугодие по направлениям: интеллектуально-познавательная деятельность, эстетическое воспитание, воспитание патриотизма и гражданства, воспитание навыков ЗОЖ, работа с родителями, труд...

Презентация к выступлению на м/о по теме: "Учимся слушать и понимать друг друга".

Презентация составлена к выступлению на школьном методическом объединении учителей начальных классов....

Презентация проекта "Откроем мир друг другу"

В презентации рассказано об увлечениях детей....

Презентация проекта "Давай откроем Мир друг другу"

Проект направлен на изучение сфер интересов детей и их увлечений....