Урок патриотизма « Дети войны»
классный час (3 класс)

Рачек Олеся Валерьевна

III Всероссийский конкурс методических разработок и сценариев уроков мужества, мероприятий и проектов, посвященных Дню Победы, Дню памяти и скорби, памятным и знаменательным датам и вехам Великой Отечественной войны — в рамках проекта «Свеча Памяти. Онлайн»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_patriotizma_deti_voyny_1.docx829.44 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                               «СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №2»

                МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ДЕСНОГОРСК»

                                              СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

III Всероссийский конкурс методических разработок и сценариев уроков мужества, мероприятий и проектов, посвященных Дню Победы, Дню памяти и скорби, памятным и знаменательным датам и вехам Великой Отечественной войны — в рамках проекта «Свеча Памяти. Онлайн»

Номинация: методическая разработка

интегрированного урока литературного чтения,

русского языка, математики, технологии  в 3 классе

Тема урока:

                                   Урок  патриотизма « Дети войны»

                                                             Подготовила: учитель начальных классов

 Рачек Олеся Валерьевна

Смоленская область

г Десногорск, 2 микрорайон

тел. 89082801822

                                                                                              olesya.ra4ek@yandex.ru

                                                 

                                                    г. Десногорск

                                                            2018г.

          Тема: Урок  патриотизма « Дети войны»

           Цели: расширение знаний школьников о Великой Отечественной войне,  о жизни детей блокадного Ленинграда; формирование  у подрастающего поколения гордости за свою Родину, ее народ, историю и ратную славу, изучение и развитие интереса к героическим страницам истории Отечества.

            Оборудование:  плакат « 9 мая -  День победы!», аудиозаписи песен о войне, портреты пионеров-героев, выставка книг о войне, газеты, хлеб, сахар, книга Е. Верейской  «Три девочки».

           Тип урока: интегрированный (русский язык, математика, литературное чтение, технология)

                                           Ход урока:

           1.Организационный урок.

Звучит песня «Журавли»  ( сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля ).    

Учитель:  

      Прошла война,

      Прошла беда,

      Но боль взывает к людям.

      Давайте, люди, никогда

      Об этом не забудем!

Учитель:  Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы Великой Отечественной войны, чтит память павших героев, кланяется живым. Сегодня наши уроки (русский язык, математика, литературное чтение, технология) пройдут в необычной форме. Они будут посвящены детям героического блокадного Ленинграда.  У каждого из вас на парте лежит  книга детской писательницы Е. Верейской «Три девочки», газета, ручка.

(В течение нескольких недель дети читали книгу Е. Верейской «Три девочки».)

Учитель: У вас, современных детей, первыми книжками  были азбука и букварь.  Можете ли вы представить себе, что осваивать азы чтения можно не по азбуке, а по газетным заголовкам?  А ведь многие ваши бабушки и дедушки учились читать именно так.

Учитель: Вы заметили, что тетради у вас сегодня необычные? Вы будете писать на газетах, так как во время войны тетрадей почти не было. Запишите число и классную работу.

Рассказ учителя: Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было, только отстояв город…

У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.

Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала «Дорога жизни», проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. Война разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие не вернулись обратно.

Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.

В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле.

Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее.

«К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике:

«Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах… »

Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками».

Самой тяжелой была зима  1941 года. Нормы хлеба постоянно снижались и в ноябре достигли своего минимума. Рабочие получали 250 грамм, служащие, иждивенцы и дети -125 грамм хлеба. И этот хлеб был очень не похож на нынешний. Только  наполовину состоял он из муки, которой тогда  очень не хватало. В него  добавляли  жмых, целлюлозу, обойный клей.

Урок математики

Учитель: Вы внимательно меня слушали.  Давайте составим 2 задачи. Первая задача о школьном уроке, а вторая о нормах хлеба.

Дети коллективно составляют задачи и записывают решения.

1 задача: Урок в нашей школе в настоящее время длится 45 минут, дети блокадного Ленинграда занимались 25 минут. Насколько наш урок длиннее урока детей из блокадного Ленинграда?

2 задача: Дети блокадного Ленинграда получали 125 гр. хлеба в день. Сколько хлеба получит Наташа, героиня книги, на три дня?

После решения задач каждому учащемуся взвешиваю и даю 125 гр. хлеба и 1 кусочек сахара.

 Урок русского языка

На уроке русского языка дети записывают в тетрадь фрагмент из  книги Е. Верейской «Три девочки».

Наташа с Люсей шли в очередь к проруби на Неве. Эта очередь была такая же молчаливая и хмурая, как очередь за хлебом. Только тут не к чему было прислониться, не на что сесть. Спускаться к Неве становилось труднее с каждым днем. Ступеньки, забитые снегом и залитые водой, обледенели, слились в скользкую неровную дорожку. Люди старались обходить ее по сторонам, вытаптывая ступеньки в снегу, но падали, разливали добытую воду – и неровная, скользкая дорожка все расширялась. Иногда кто-нибудь, у кого еще оставались силы, приносил с собой топор и вырубал ступеньки во льду, но их хватало ненадолго.

Учитель: Кого встречают девочки на реке? Что случилось с бабушкой?

Урок литературного чтения

На уроке литературного чтения  читаем из книги 15 главу.

Глава XV

«На машине через Ладогу. Все тот же закон взаимовыручки Грузовик осторожно пробирался по темным заснеженным улицам. Девочки, тесно прижавшись друг к другу, вглядывались в темноту и изредка перекидывались короткими, ничего не значащими фразами. Дорога была неровная, ухабистая. Метели намели огромные сугробы на улицах; никто их не сгребал, и грузовик то нырял в ухаб, то переваливался с боку на бок. Девочек начинало укачивать. Старушка рядом с ними что-то бормотала, потом свернулась клубочком, закуталась с головой и, видимо, уснула……

…. Дорога! «Дорога жизни»!.. Сквозь черную тьму, сквозь бешеный ледяной ветер неслись вереницы машин с ярко светящимися фарами. Это были словно две светлые ленты, две извивающиеся линии огней; одни мчались туда, на «Большую землю», другие непрерывным потоком лились навстречу, и те и другие терялись где-то далеко-далеко в черной пустоте. И так странно было видеть эти дерзкие огни после строгого затемнения Ленинграда! Ветер бушевал. Он свистел и выл, набрасывался как будто со всех сторон; иногда казалось, что он опрокинет машину. Девочки снова сидели, тесно прижавшись друг к другу, укрывшись одеялом. Наташу вдруг охватило какое-то, совсем особенное, непередаваемое состояние. Это было вроде бреда. Она отлично сознавала, что едет по льду Ладожского озера, что под ней глубокая-глубокая вода, а где-то, по обеим сторонам, совсем недалеко, фронт, немцы. Но ей вдруг представился какой-то огромный, страшный зверь, вроде тех драконов, каких она видела на картинках в сказках. Его необъятная пасть с острыми, хищными зубами широко раскрыта, но прямо в его нёбо вонзен штык; и держит этот штык ее папа, упираясь ногами в отвратительную отвислую губу чудовища. А рядом с ним Вася вонзает штык в нижнюю челюсть зверя – прямо под толстый высунутый язык. Извивается чудовище, в ярости бьет длинным чешуйчатым хвостом, но не закрыть ему пасти, – разомкнута она двумя надежными штыками…

…. Девочки, вы подумайте, – проговорила Наташа, – на таком морозе мост строить… – Невольно вздрогнув, они еще теснее прижались друг к другу.

Учитель: Как девочки оказались на новой земле? Какие чувства испытала каждая девочка, проезжая по замерзшей реке? Как дальше сложилась жизнь девочек? Дайте характеристику каждой девочки.

Урок технологии.

 На уроке технологии учащиеся под руководством учителя делают «Георгиевские свечи», которые смогут зажечь и поставить на Кургане славы 9 мая.

Для изготовления нам понадобится стакан из стекла, георгиевские ленты, свечи, клей.

Учитель: Наши уроки подошли к концу. 72 года назад «майскими короткими ночами, отгремев», закончились бои Великой Отечественной. Наш народ победил. Низкий поклон ветеранам. Низкий поклон также и всем тем, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Послушайте песню, которая так и называется «День Победы» (Слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова.)

Учитель: Наша с вами задача, ребята, - не забывать историю подвига нашего народа и пронести ее через поколения. Я хочу закончить  урок словами  Роберта Рождественского: «Мне кажется, что наш народ и сейчас способен на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным  смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся более полвека

Люди! Покуда сердца стучатся,-

Помните!

Какой ценой завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните!»

Домашнее задание: подготовить иллюстрацию на тему: «День Победы!».

 

Список используемой литературы

  1. Е. Верейская « Три девочки». Издательство: Речь, 2016 г.
  2. http://infovzor.ru Дети блокадного Ленинграда (фото и видео)
  3. http://www.leningradpobeda.ru/nesmotrja-ni-na-chto/kids_and_war/
  4. https://45parallel.net/robert_rozhdestvenskiy/pomnite.html

Помните! (Глава из поэмы «Реквием»)

I:\_ФОТО\Школа\Свеча памяти\VJv9MrIUkLM.jpgI:\_ФОТО\Школа\Свеча памяти\Pub9G1fmoWY.jpg

I:\_ФОТО\Школа\Свеча памяти\j3cPUGkmzpg.jpgI:\_ФОТО\Школа\Свеча памяти\IkA0eTQ-Z7I.jpg

I:\_ФОТО\Школа\Свеча памяти\qqbM3SKBrTU.jpg

I:\_ФОТО\Школа\Свеча памяти\61DqGD-BaBE.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»

Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...

Статья "Дети войны" к 70-летию Великой Отечественной войны

Статья об истории моего отца - ветерана труда....

"Дети войны". Конспект занятия по внеурочной деятельности посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"  «Дети войны»Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классовЦель:Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная детям войны. “Несовместимы дети и война”

1. Помочь учащимся прочувствовать горе людей в годы ВОВ, осознать трагизм этих ужасных страниц истории, запечатленных в русском сознании и культуре: поэтических и прозаических произведениях, музыке, с...

«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны

Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...

Всероссийская акция, посвященная Дню защитника Отечества, в рамках военно – патриотического направления, Сценарий видеоролика, посвященный увековечиванию памяти Детей Героев Великой Отечественной войны «Дети войны».

Сценарий видеоролика «Дети войны».Задачи:Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье;Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «дет...

Великая Отечественная война: лица победы, дети войны

Каждый год наша страна отмечает самый главный Праздник - День Победы. Много лет прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию. Каждый год 9 мая мы отмечаем этот великий пр...