Современные проблемы социокультурного развития младшего школьника
статья

Закурдаева Регина Искандеровна

Встатье рассматриваются основные проблемы социокультурногоразвития младшего щкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sotsiokulturnoe_razvitie.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.01                                             

Алимова Е.С., ЧОУ СОШ «Кристалл» г. Сызрани Самарской области,

учитель начальных классов

e-mail:elena.alimowa2016@yandex.ru

Закурдаева Р.И., ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

м.р. Сызранский Самарской области, учитель начальных классов

e-mail:r.tukhvatova@yandex.ru

Современные проблемы социокультурного развития младших школьников

Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы социокультурного развития младших школьников. Школьник 21 века должен не только усвоить определенное количество знаний, умений и навыков, но и быть всесторонне развитой личностью, сочетающей в себе профессиональную компетенцию с высокими моральными и нравственными качествами. Усвоение социокультурного опыта начинается в дошкольном возрасте и продолжается в младшем школьном, где и могут возникнуть первые трудности, на которые педагогу (родителям) необходимо своевременно, грамотно среагировать.

Ключевые слова: социокультурное развитие, младший школьник, социальное воспитание, социальная воспитанность, компетенции.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя». Э. Хаббард

Попытки всего мирового сообщества преодолеть негативные тенденции глобализации актуализировали в настоящее время социокультурное развитие формирующейся личности. Понимание направления развития цивилизаций с социокультурных позиций означает усиление гуманистических основ существования человечества, переориентацию на культурное развитие личности, развитие отраслей социально-гуманитарного знания.

Современное общество выдвигает новые требования как к человечеству в целом, так и к отдельной личности, которая должна сочетать высокую квалификацию, грамотное владение техникой, предельную профессиональную компетентность с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями.

Социокультурное развитие человека можно рассматривать как развитие современной личности определённой эпохи в процессе вхождения в контекст современной культуры и свободного самоопределения, в результате которого происходит саморазвитие, приобретение человеком новых личностных качеств. Одновременно происходит присвоение общечеловеческих ценностей, социальных норм и традиций, выстраивание своей жизненной линии и позиции, обретение опыта позитивного сосуществования в реальном мире, в обществе.

Поддержку социокультурного развития школьников можно рассматривать как педагогическую деятельность, направленную на создание эффективных условий развития и саморазвития школьника, а также возможностей его свободного творческого самовыражения и самореализации [2]. С точки зрения О.В. Федоскиной, понятие «социокультурное развитие младших школьников» можно рассматривать «как совместное бытие педагога и учащихся в определенном пространстве и времени, обогащаемое педагогически значимыми событиями, каждое из которых наполняется развивающей, целе- и ценностно-ориентированной деятельностью…» [5, с. 9].

В младшем школьном возрасте ребенок осознает свое место в мире общественных отношений и открывает для себя значения новой социальной позиции школьника, которая связана с выполнением учебной работы. В этот период происходит смена системы отношений, следовательно, изменяется «социальная ситуация развития». В младшем школьном возрасте у детей появляется более устойчивая структура личности. Ребенок в младшем школьном возрасте осознает свои действия, планирует, подвергает осмыслению взаимоотношения с окружающими. Происходит изменение содержания и способов организации взаимодействия с окружающим как источником личностного развития.

 Прежде чем планировать и выстраивать стратегию социокультурного развития младших школьников, необходимо провести диагностику их социальной воспитанности. Из всего многообразия диагностического материала для решения этой задачи нами выбраны следующие методики: анкетирование «уровень воспитанности учащихся», беседа «определение отдельных показателей уровня воспитанности младших школьников», ассоциативный тест и др. [3]. Данные методики способствуют изучению эффективности комплекса педагогических воздействий в контексте социокультурного развития учеников начальной школы.

Признаками социальной воспитанности школьников являются: познавательная активности в обществе, социальная осведомленность, нормальный уровень межличностной и самооценочной тревожности, наличие социально значимых личностных качеств.

Становление социокультурно развитой личности требует последовательной воспитательной работы, направленной на формирование:

1) знаниевой компетенции (знание собственных ценностей и представлений; понятие о том, что в мире существуют взаимообусловленность и взаимозависимость);

2) социальной компетенции (умение адекватно (культуросообразно) реагировать на возникающие в ситуациях межкультурного общения конфликты и противоречия; способность проявлять эмпатию по отношению к представителю чужой культуры);

3) самокомпетенции (умение понять, какие явления моей культуры или субкультуры формируют мою личность);

4) деятельностной компетенции (компетенции поступка): способность анализировать свою и чужую культуру, деятельность, умение сознательно моделировать общение.

Выявив проблему в формировании определенной компетенции, можно применять комплекс мер, способствующий формированию социальной воспитанности младшего школьника:

1.       Создание условий, способствующих позитивной социализации младших школьников.

2.       Создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей.

3.       Совершенствование стиля общения педагога с детьми, т.е. стремление к психологически корректному стилю общения, построенному на взаимном уважении и доверии.

4.       Разработка и реализация комплекса мероприятий по формированию у детей гражданского самосознания, гражданской идентичности.

5.       Сочетание коллективных и индивидуальных, традиционных и инновационных форм работы, разнообразие и всесторонность которых создают возможности для открытия каждым ребенком своей индивидуальности.

Кроме того, мы можем предложить следующие общие рекомендации для родителей, способствующие более успешному социальному воспитанию младших школьников:

1.       Создавайте условия для нормального, всестороннего развития личности ребенка (как духовного, так и физического). Состояние психики прямо зависит от физиологических факторов, к которым организм младшего школьника особенно чувствителен. Ребенок должен соблюдать режим дня, труда и отдыха, достаточно спать, проводить много времени на свежем воздухе, заниматься физкультурой. Умственная нагрузка в школе должна дополняться физическим развитием. Поэтому не лишним будет записать ребенка в различные секции, в соответствии с его интересами и предпочтениями.

2.       Общайтесь с ребенком как можно больше, проводите с ним досуг, отвечайте на интересующие его вопросы. В этом случае ваше мнение останется для ребенка авторитетным, следовательно, можно влиять на его взгляды и отношение к себе и к миру.

3.       Не нужно навязывать ребенку свою точку зрения. Старайтесь, чтобы он искал ответы на поставленные вопросы вместе с вами и формировал собственное мнение. Спрашивайте, что он думает по поводу тех или иных общественных явлениях, подчеркивайте, что его мнение важно для вас.

4.       Постарайтесь научить ребенка договариваться со сверстниками. Воспитание толерантности позволяет избежать серьезных проблем в любом возрасте [4].

Следует отметить также необходимость культурно-эстетического направления в социализации младших школьников, поскольку оно лежит в основе формирования общей культуры личности [1].

Таким образом, высокие результаты в социокультурном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе педагогов и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Очень важна организация содержательной жизни школьников, наполненная разнообразной деятельностью. Социальное воспитание осуществляется комплексно, но каждая детская деятельность отличается специфическими особенностями, которые создают возможность для наиболее успешной реализации той или иной задачи. Социальное воспитание осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения человека к культурным ценностям, их присвоения и сотворения. В нем приобщение к культуре как системе открытых проблем, ее освоение и созидание связаны с реализацией субъектной «самости» индивида и его культуротворческих функций.

Ссылки на источники:

  1. Арябкина И.В. Гуманитарно-эстетическая педагогика в условиях реформирования образовательной системы // Искусство и образование. 2010. №2 (64). С. 5-13. 
  2. Арябкина И.В., Березова Н.А., Дормидонтова Л.П., Заббарова М.Г., Курылёва М.В., Спиридонова А.А., Стрюкова Г.А., Тихонова А.Ю., Шемарина И.Ю. Современные технологии начального общего образования. -  Ульяновск, 2016.
  3. Жарикова, Л. И. Теоретические основы анализа категории «ценность» [текст] / Л.И. Жарикова // Педагогическое образование на Алтае. - 2001. -№ 4. - С. 3-14. 
  4. Козлова, Е. В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности [эл.ресурс] : дисс. к.пед.н. - Оренбург, 2000. - Режим доступа : http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-sotsialnogo-vospitaniya-shkolnikov-vo-vneuchebnoy-deyatelnosti.
  5. Федоскина, О.В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В. Федоскина; ГОУВПО ТГУ, – Тюмень, 2004. – 24 с.

 

Alimova E. S., CHOU SOSH "Crystal" of Syzran of the Samara region,

primary school teacher e-mail:elena.alimowa2016@yandex.ru

 Zakurdaeva R. I., GBOU SOSH"education Center" in the village Varlamovo M. R. Syzransky of Samara region, primary school teacher

 e-mail:r.tukhvatova@yandex.ru

Modern problems of social and cultural development of primary school children

Abstract: the article deals with the problems of socio-cultural development of primary school children. A schoolboy of the 21st century should not only learn a certain amount of knowledge, skills, but also be a fully developed personality, combining professional competence with high moral and ethical qualities. The assimilation of socio-cultural experience begins in preschool age and continues in primary school, where the first difficulties may arise, to which the teacher (parents) need to react in a timely, competent manner.

Key words: socio-cultural development, primary school student, social education,  competence.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурное развитие младших школьников

Выступление на городском семинаре учителей начальных классов...

Статья "Проблемы и перспективы общеинтеллектуального развития младших школьников"

В статье использованы статистические данные психологических исследований по проблеме общеинтеллектуального развития современных младших школьников....

Современные проблемы социокультурного развития младших школьников

В статье рассматриваются основные проблемы социокультурного развития младших школьников....

Доклад «Современные технологии речевого развития младших школьников с ОВЗ в условиях ФГОС»

Доклад «Современные технологии речевого развития младших школьников с ОВЗ в условиях ФГОС»...

Статья "ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

В статье проанализирована и систематизирована современная психолого-педагогическая литература по проблеме социальной компетентности младших школьников с умственной отсталостью. Освещены взгляды извест...