Социокультурное развитие младших школьников
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социокультурное развитие младших школьников
Важнейшей задачей современного образования является формирование базиса личностной культуры подрастающего поколения, приобщения детей к ценностям мировой культуры, развитие способности жить в многокультурном обществе.
Главная идея культурологического подхода в образовании - это идея о том, что необходимо достижение всех областей культуры общества (религия, искусство, мораль, философия, наука) сделать достоянием человечества через систему образования.
Культурологическое образование детей – важная задача формирования личности культуры или культуры человека. Оно выполняет важнейшую функцию подготовки эстетически воспитанного, интеллектуально богатого, художественно развитого, творчески одаренного, сердечко одухотворенного ребенка.
Переход к культурологическому подходу в образовании способствует формированию и развитию «составляющих» понятия культуры человека, таких как:
- нравственная культура человека;
- интеллектуальная;
- духовная;
- профессиональная (трудовая);
- физическая;
- коммуникативная;
- эстетическая;
- этническая;
- экологическая;
- здорового образа жизни;
- психологическая;
- правовая.
В связи с вышеизложенными положениями возникает необходимость пересмотреть формулировки основных целей и задач учебных предметов, определить какое место отводится в общеобразовательной программе развитию и воспитанию ученика, как культурно развитой личности.
Например, одним из путей повышения результативности обучения математике является усиление воспитательной функции современного урока. В качестве главных аспектов воспитательной работы при обучении математике мвыделяются:
- воспитание политехнической культуры;
- воспитание культуры и речи;
- формирование общеучебных умений;
- воспитание морально-нравственных черт личности.
Связь математики проявляется в основном опосредованно, через ее
использование в других школьных предметах, имеющих ярко выраженную политехническую направленность, что является подготовкой к переходу изучения физики, химии в основной школе. без формирования производить вычисления, работать с пропорциями и процентами, решать уравнения и неравенства, строить и читать графики функциональной зависимости невозможно использование математики при обучении других предметов, а также на производстве и в жизни.
При обучении математике в начальных классах закладывается основа для развития политехнической культуры учащихся.
В политехническом отношении важны формируемые в этих классах:
- вычислительные навыки;
- умение работать с буквенными выражениями;
- решать простейшие уравнения;
- решать задачи практического характера.
Политехнизацией знаний учащихся служит и формирование навыков работы с измерительными чертежными инструментами.
Неоспоримы роль и значение уроков математики в воспитании закономерного, безошибочного дисциплинарного мышления. Уроки призваны воспитывать черты математического мышления:
- алгоритмизация в построении высказываний (умение строить ход своих рассуждений по алгоритму);
- логика рассуждений (определяет ход мысли, позволяет следить за правильностью течения мысли);
- лаконизм (предельная краткость, строгость мысли и ее изложения);
- четкая расчлененность хода рассуждений;
- точность символики.
Каждый математический символ имеет строго определенное значение, замена его другим символом или перестановка влечет за собой искажение или полное уничтожение смысла данного высказывания.
Изучение русского языка в начальной школе, согласно Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, должно быть направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждения познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Для достижения последней цели ставится урок, технология которого строится на коммуникативно-деятельностной основе и предполагает развитие личности школьника, его творческих способностей, воспитание нравственных и эстетических чувств, позитивного отношения ребенка к себе, освоение системы знаний, умений и навыков на основе использования индивидуально-дифференцированного подхода. учитель должен не принуждать выполнять требования, а создавать условия для их выполнения: привлекать детей к участию в диалоге, учить обосновывать свои суждения, ставить перед собой цель и соотносить свои результаты с поставленными целями и т.д.
Изучение курса «Окружающий мир» позволяет развивать многие ценностные качества, определяющие отношение ребенка к природе, другим людям, родной стране: элементы экологической культуры, нравственные чувства, культура поведения и др. Курс «Окружающий мир» призван способствовать формированию первоначальных представлений и понятий о научной картине мира, обеспечивать интеллектуальное развитие и духовное воспитание детей. Главной целью урока становится не передача знаний, а приобщение младших школьников к культуре и систематической творческой деятельности.
Исходя из психологических особенностей взаимодействия ребенка младшего школьного возраста с окружающим миром. можно определить концептуальное положение в построении курса – интеграция, т.е. подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения.
Но, подводя итог, следует отметить, что для полноценной реализации культурологического подхода в обучении работа должна охватывать все стороны образовательного процесса, осуществляться по трем направлениям: учебная деятельность, воспитательная и внеклассная работа. работа родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-137899-1352209710.jpg)
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/15/picture-519799-1416046376.jpg)
Формирование социокультурной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС
Ведущая педагогическая идея – реализация идей развития и саморазвития личности младшего школьника как условие формирования научно-исследовательского творческого мышления учащихся в социокультурной сре...
Социокультурное становление младшего школьника в условиях реализации ФГОС НО
Социокультурное становление младшего школьникав условиях реализации ФГОС НО...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/21/picture-87067.jpg)
Образовательный потенциал социокультурной деятельности младшего школьника. Из опыта работы
Статья подготовлена для регионального семинара Ассоциации педагогов, работающих с одаренными детьми 27.10.2017г. "Проектирование образовательной программы для одаренных детей младшего школьного в...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-299502-1480501427.jpg)
Современные проблемы социокультурного развития младшего школьника
Встатье рассматриваются основные проблемы социокультурногоразвития младшего щкольника....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-299502-1480501427.jpg)
Современные проблемы социокультурного развития младших школьников
В статье рассматриваются основные проблемы социокультурного развития младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/21/picture-87067.jpg)
Образовательный потенциал социокультурной деятельности младших школьников. Из опыта организации волонтерской работы учителя Афентьевой О.А.
В статье описаны важность и значение участия младших школьников в социокультурной деятельности...