Социокультурное развитие младших школьников
статья по теме

Гордеева Лариса Петровна
Выступление на городском семинаре учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sociokulturnoe_razvitie_mladshih_shkolnikov.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социокультурное развитие младших школьников

        Важнейшей задачей современного образования является формирование базиса личностной культуры  подрастающего поколения, приобщения детей к ценностям мировой культуры, развитие способности жить в многокультурном  обществе.        

        

        Главная идея культурологического подхода в образовании - это идея о том, что необходимо достижение всех областей культуры общества (религия, искусство, мораль, философия, наука) сделать достоянием человечества через систему образования.

        

        Культурологическое образование детей – важная задача формирования личности культуры или культуры человека. Оно выполняет важнейшую функцию подготовки эстетически воспитанного, интеллектуально богатого, художественно развитого, творчески одаренного, сердечко одухотворенного ребенка.

        Переход  к культурологическому подходу в образовании способствует формированию и развитию «составляющих» понятия культуры человека, таких как:

  • нравственная культура человека;
  • интеллектуальная;
  • духовная;
  • профессиональная (трудовая);
  • физическая;
  • коммуникативная;
  • эстетическая;
  • этническая;
  • экологическая;
  • здорового образа жизни;
  • психологическая;
  • правовая.

        В связи с вышеизложенными положениями возникает необходимость пересмотреть формулировки основных целей и задач учебных предметов, определить какое место отводится в общеобразовательной программе развитию и воспитанию ученика, как культурно развитой личности.

        Например, одним из путей повышения результативности обучения математике является усиление воспитательной функции современного урока. В качестве главных аспектов воспитательной работы при обучении математике мвыделяются:

  1. воспитание политехнической культуры;
  2. воспитание культуры и речи;
  3. формирование общеучебных умений;
  4. воспитание морально-нравственных черт личности.

Связь  математики   проявляется  в основном  опосредованно,  через  ее

 использование в других школьных предметах, имеющих ярко выраженную политехническую направленность, что является подготовкой к переходу изучения физики, химии в основной школе. без формирования производить вычисления, работать с пропорциями и процентами, решать уравнения и неравенства, строить и читать графики функциональной зависимости невозможно использование математики при обучении других предметов, а также на производстве и в жизни.

        При обучении математике в начальных классах закладывается основа для развития политехнической культуры учащихся.

        В политехническом отношении важны формируемые в этих классах:

        - вычислительные навыки;

        - умение работать с буквенными выражениями;

        - решать простейшие уравнения;

        - решать задачи практического характера.

         Политехнизацией знаний учащихся служит и формирование навыков работы с измерительными чертежными инструментами.

        Неоспоримы роль и значение уроков математики в воспитании закономерного, безошибочного дисциплинарного мышления. Уроки призваны воспитывать черты математического мышления:

  • алгоритмизация в построении высказываний (умение строить ход своих рассуждений по алгоритму);
  • логика рассуждений (определяет ход мысли, позволяет следить за правильностью течения мысли);
  • лаконизм (предельная краткость, строгость мысли и ее изложения);
  • четкая расчлененность хода рассуждений;
  • точность символики.

Каждый математический символ имеет строго определенное значение, замена его другим символом или перестановка влечет за собой  искажение или полное уничтожение смысла данного высказывания.

Изучение русского языка в начальной школе, согласно Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, должно быть направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии  с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждения познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Для достижения последней цели ставится урок, технология которого строится на коммуникативно-деятельностной основе и предполагает развитие личности школьника, его творческих способностей, воспитание нравственных и эстетических чувств, позитивного отношения ребенка к себе, освоение системы знаний, умений и навыков на основе использования индивидуально-дифференцированного подхода. учитель должен не принуждать выполнять требования, а создавать условия для их выполнения: привлекать детей к участию в диалоге, учить обосновывать свои суждения, ставить перед собой цель и соотносить свои результаты с поставленными целями и т.д.

Изучение курса «Окружающий мир» позволяет развивать многие ценностные качества, определяющие отношение ребенка к природе, другим людям, родной стране: элементы экологической культуры, нравственные чувства, культура поведения и др. Курс «Окружающий мир» призван способствовать формированию первоначальных представлений и понятий о научной картине мира, обеспечивать интеллектуальное развитие и духовное воспитание детей. Главной целью урока становится не передача знаний, а приобщение младших школьников к культуре и систематической творческой деятельности.

Исходя из психологических особенностей взаимодействия ребенка младшего школьного возраста с окружающим миром. можно определить концептуальное положение в построении курса – интеграция, т.е. подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей  и элементов содержания, методов и форм в рамках  образовательной системы на определенной ступени обучения.

Но, подводя итог, следует отметить, что для полноценной реализации культурологического подхода в обучении работа должна охватывать все стороны образовательного процесса, осуществляться по трем направлениям: учебная деятельность, воспитательная и внеклассная работа. работа  родителями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Формирование социокультурной среды младших школьников в условиях реализации ФГОС

Ведущая педагогическая идея – реализация идей развития и саморазвития личности младшего школьника как условие формирования научно-исследовательского творческого мышления учащихся в социокультурной сре...

Социокультурное становление младшего школьника в условиях реализации ФГОС НО

Социокультурное становление младшего школьникав условиях реализации ФГОС НО...

Образовательный потенциал социокультурной деятельности младшего школьника. Из опыта работы

Статья подготовлена для регионального семинара Ассоциации педагогов, работающих с одаренными детьми 27.10.2017г. "Проектирование образовательной программы для одаренных детей младшего школьного в...

Современные проблемы социокультурного развития младшего школьника

Встатье рассматриваются основные проблемы социокультурногоразвития младшего щкольника....

Современные проблемы социокультурного развития младших школьников

В статье рассматриваются основные проблемы социокультурного развития младших школьников....

Образовательный потенциал социокультурной деятельности младших школьников. Из опыта организации волонтерской работы учителя Афентьевой О.А.

В статье описаны важность и значение участия младших школьников в социокультурной деятельности...