Положение о классном часе
учебно-методический материал

Коценко Елена Александровна

Содержит общие сведения о проведении классного часа в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_klassnom_chase.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КЛАССНОГО ЧАСА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Общие положения

Классный час – это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Это время для общения учителя со своим коллективом, когда он может использовать разнообразные приёмы, средства и способы организации совместной деятельности. Это внеурочная деятельность, но она позволяет ученикам и педагогу лучше узнать друг друга, научиться общаться, делиться интересной информацией. Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Классный час включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.

Формы проведения классных часов

  • беседа
  • лекции
  • игра (ролевая, деловая, интеллектуальная)
  • конкурс
  • викторина
  • тренинг
  • дискуссия
  • КВН
  • встреча с интересными людьми
  • читательские конференции

При выборе формы проведения классного часа классный руководитель должен учитывать:

  • возрастные и интеллектуальные особенности школьников
  • интересы учащихся
  • соответствие формы тематике и цели классного часа
  • собственный опыт воспитательной работы
  • школьные условия

Воспитательные функции классного часа 

Классный час выполняет три основные воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую и направляющую. Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, по различным учебным дисциплинам. Предметом классного часа могут быть знания области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в стране, городе, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни. Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них материальных и духовных, общественных ценностей. Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Перечисленные функции тесно взаимосвязаны между собой. Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается или сводится на нет, так как знания не переходят в убеждения, в реальные поступки.

Тематика классных часов 

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах воспитательной работы классных руководителей. Посвящены классные часы могут быть:

  • морально-этическим проблемам (на них формируется определенное отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т.п.)
  • проблемам науки и познания (цель таких классных часов в выработке у школьников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности)
  • эстетическим проблемам (здесь ученики знакомятся с основными положениями эстетики; говорят о прекрасном в природе, одежде человека, в быту, труде, поведении; развивают свой творческий потенциал)
  • вопросам государства и права (эти классные часы развивают интерес школьников к политическим событиям, происходящим в мире; формируют чувство ответственности и гордости за Родину, ее успехи на международной арене; учат видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями)
  • вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека
  • психологическим проблемам (цель – стимулировать процесс самопознания, самовоспитания и организация элементарного психологического просвещения)
  • проблемам экологии (цель – привитие ответственного отношения к природе)
  • общешкольным проблемам (значимым событиям, юбилейным датам, праздникам, традициям и т.п.)

Организация классного часа

Классную комнату для проведения классного часа необходимо подготовить: проверить, украсить, если необходимо, подписать или вывести на доску тему для обсуждения, план, вопросы. Ученики могут занять любые места в классе.
Продолжительность классного часа – 40-45 мин, но у младших школьников он может быть сокращён до 25-30мин.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач:

  • определить тему классного часа
  • подобрать форму, методы его проведения
  • место проведения
  • составить план проведения классного часа
  • вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников
  • распределить задания между творческими группами или отдельными учащимися

Работая вместе, в каждом классе появляются свои традиции.

Структура классного часа

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной. Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии науки и общества.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно:

  • стимулировать потребность школьников в самовоспитании,
  • поддержать желание изменить к лучшему жизнь окружающих,
  • направить энергию учеников на решение практических задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Положение о классном часе

Положение о классном часе...

Подборка классный часов для первоклассников. Классные часы в 1 классе.

Помощь классному руководителю 1 класса. Классные часы на темы: о лени, правила поведения на уроке и перемене и многое-многое другое....

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...

Подборка классных часов в 4 классе. Классные часы в 4 классе.

Тематическая подборка классных часов для 4-классников. Различная тематика: тренировка памяти, ты и твои друзья, вредные привычки, добрые дела, ... и много полезной информации. В помощь классному руков...