Положение о классном часе
классный час на тему

Тимофеева Наталия Валерьевна

Положение о классном часе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_klassnom_chase.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ ЧАСЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать, обсудить. Это не урок, но и не пустые разговоры. это классный праздник, на успех которого работает каждый. Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Классный час включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ классных часов

  • лекция
  • беседа
  • интеллектуальная/деловая/ролевая игра
  • конкурс
  • викторина
  • тренинг
  • дискуссия
  • «мозговой штурм» и др.

При выборе формы проведения конкретного классного часа классный руководитель должен учитывать:

  • возрастные и интеллектуальные особенности школьников
  • их интересы и запросы
  • соответствие формы тематике и цели классного часа
  • собственный опыт воспитательной работы
  • школьные условия

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ классного часа

Классный час выполняет три основные воспитательные функции : просветительскую, ориентирующую и направляющую.

Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, по различным учебным дисциплинам. предметом классного часа могут быть знания области техники, народного хозяйства, а также сведения о  событиях, происходящих в родной станице, районе, крае , стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных, общественных ценностей.  Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции тесно взаимосвязаны между собой, так как невозможно знакомить с миром, не давая оценку ему. Невозможно привить любовь к тому, с чем ребенок не знаком.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается или сводится на нет, так как знания не переходят в убеждения, в реальные поступки.

Чаще всего классный час выполняет все три функции одновременно.

ТЕМАТИКА классных часов

Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах воспитательной работы классных руководителей. Классные часы могут посвящаться:

  • морально-этическим проблемам (на них формируется определенное отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т.п.)
  • проблемам науки и познания (цель таких классных часов в выработке у школьников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности)
  • эстетическим проблемам (здесь ученики знакомятся с основными положениями эстетики; говорят о прекрасном в природе, одежде человека, в быту, труде, поведении; развивают свой творческий потенциал)
  • вопросам государства и права ( эти классные часы развивают интерес школьников к политическим событиям, происходящим в мире; формируют чувство ответственности и гордости за Родину, ее успехи на международной арене; учат видеть суть государственной политики. классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями)
  • вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека
  • психологическим проблемам (цель – стимулировать процесс самопознания, самовоспитания и организация элементарного психологического просвещения)
  • проблемам экологии (цель – привитие ответственного отношения к природе)
  • общешкольным проблемам (значимым событиям, юбилейным датам, праздникам, традициям и т.п.)

ОРГАНИЗАЦИЯ классного часа

Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет подготовка помещения к данному мероприятию. Классная комната должна быть чисто убрана, проветрена, по необходимости декорирована цветами, афоризмами и т.п.  Тема классного часа может быть написана на доске/плакате, кроме того, должны быть сообщены вопросы, подлежащие обсуждению.

На классном часе ученики рассаживаются, как им хочется.

Продолжительность классного часа – 45 мин, но у младших школьников может быть сокращена до 20-30мин, у старших школьников она может быть более одного астрономического часа (если проблема заинтересовала всех учеников, и обсуждение не было завершено). Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня школьника.

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач:

  • определить тему классного часа
  • подобрать форму/методы/технологии его проведения
  • место проведения
  • составить план проведения классного часа
  • вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников
  • распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися

Приобщая учеников к проведению классных часов, вовлекая в разговор о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений.

Любой коллектив держится традициями, и классный час должен быть традиционен. Значит создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям. тогда на классном часе станут возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.

СТРУКТУРА  классного часа

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии науки и общества.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно:

  • стимулировать потребность школьников в самовоспитании,
  • поддержать желание изменить к лучшему жизнь окружающих,
  •  направить энергию воспитанников на совершение практических дел на благо других людей.

СХЕМА АНАЛИЗА классного часа

При анализе/самоанализе классного часа необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Какие воспитательные задачи был призван решить данный классный час, и насколько они были решены? Какие пути решения означенных задач намечены на будущее?
  2. Какие положительные качества формируются у коллектива и отдельных учащихся во взглядах (понятиях), умениях и привычках поведения?
  3. Как  подготовлены учащиеся к мероприятию? Роль самих учащихся в его подготовке, как распределены поручения?
  4. Какова идейная направленность и степень новизны информационного материала (примеров из жизни, задач, заданий, опытов и т.п.)?
  5. Насколько эстетически привлекательно все было исполнено и оформлено?
  6. Разнообразны и целесообразны ли были виды деятельности всех участников классного часа?
  7. Каково отношение учащихся к мероприятию (интерес, внимание, активное участие)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Положение о классном часе

Содержит общие сведения о проведении классного часа в начальной школе....

Подборка классный часов для первоклассников. Классные часы в 1 классе.

Помощь классному руководителю 1 класса. Классные часы на темы: о лени, правила поведения на уроке и перемене и многое-многое другое....

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...

Подборка классных часов в 4 классе. Классные часы в 4 классе.

Тематическая подборка классных часов для 4-классников. Различная тематика: тренировка памяти, ты и твои друзья, вредные привычки, добрые дела, ... и много полезной информации. В помощь классному руков...