статья "Проектная деятельность в системе формирования здорового образа жизни"
статья

Татьяна Владимировна Румянцева

В статье рассказывается о необходимости формирования здорового образа жизни, условияхформирования и составляющих частях ЗОЖ. Особое внимание в статье уделено проектной деятельности. рассмотрены основные типы проектов и этапы работы. Приведены примеры проектов в системе формирования ЗОЖ в отдельно взятой школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в системе

формирования здорового образа жизни

Здоровье – тема актуальная для всех времен и народов, в 21 веке она становится первостепенной.

В последние годы результаты медицинского осмотра детей показывают неблагоприятную ситуацию со здоровьем школьников.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ:

10% -здоровые школьники, 50% - дети, имеющие патологию,40% - группа риска

Состояние здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

           Если рассмотреть факторы,  влияющие на здоровье: 20% - наследственные,

10% - качество и эффективность   медицинской помощи,  20% - внешняя среда,  50% - образ жизни. (ак.м.н. Ю.П.Лисицын)

Одной из причин является то, что у учащихся и их родителей недостаточно сформировано ценностное отношение к своему здоровью.

Здоровый  образ  жизни  - это совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций.    

Компоненты здорового образа жизни :

  • Режим дня
  • Питание
  • Двигательная активность
  • Профилактика болезней, закаливание
  • Отсутствие вредных привычек
  • Благоприятная психологическая обстановка в семье

         Формирование здорового образа жизни организуется через комплексные оздоровительные мероприятия :

  • оптимально организованный режим дня
  •  систематические занятия физическими упражнениями
  •  рациональное питание
  •  медико-профилактические мероприятия
  •  мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.

        Цель обучения учащихся здоровому образу жизни : «Формирование у учащихся социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.»

       Для достижения этой цели могут быть использованы различные  методы и приемы формирования знаний о ЗОЖ: 

  • уроки здоровья;
  • практические занятия;
  • беседы;
  • чтение;
  • рисование;
  • наблюдение за природой;
  •  игры;
  • проектная деятельность детей.

       На современном этапе уже недостаточно проведении занятий в форме беседы или лекции. Китайская пословица гласит:

Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я научусь.

Методика работы с детьми должна строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делать акцент на самостоятельную работу и поисковую активность самих детей, что побуждает детей к творческому отношению при  выполнении заданий. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.

Проектная деятельность  учащихся по существу является совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельностью учащихся, имеющей общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата деятельности.

      Проектная деятельность, направленная на формирование ЗОЖ

  • позволяет решать проблему ценностного отношения учащихся  к собственному здоровью, формирует знания о здоровье и ЗОЖ;
  • способствует выполнению профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях;
  • определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательного активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, снижается тревожность и психическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
   Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.

Проекты

По направленности деятельности

  • Исследовательский
  • Информационный
  • Игровой
  • Практико-ориентированный

По продолжительности

  • Мини-проект
  • Краткосрочный
  • Среднесрочный
  • Долгосрочный

По количеству участников

  • Индивидуальный
  • Групповой
  • Коллективный

Этапы работы над проектом.

Практика показывает, что при применении метода проектов наблюдаются: высокая активность воспитанников; интенсивная самостоятельная познавательная деятельность дошкольников; повышение личностной ценности реализованных проектов; увеличение глубины и объема полученных знаний, приобретенных умений. Знания, умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно-значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт, легко переносятся на другие виды деятельности. Эта технология эффективна в работе с детьми разных категорий, в т.ч. и с ОВЗ.

     Проект  - это пять «П»

  • Проблема
  • Планирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

      Тематика проектов по формированию ЗОЖ разнообразна. Это могут быть проекты: «Наши зубы», «Охрана зрения», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», «Полезные привычки», «Компьютер – друг или враг?» «Наши зеленые друзья», «Здоровая пища» и многие другие.  

Вы видите, что темы проектов  затрагиваются все компоненты здорового образа жизни. Одним из важнейших компонентов ЗОЖ является питание. Здоровье и питание детей неразрывно связано. В сложнейших условиях жизни современного общества, непросто формировать и развивать у детей культуру правильного питания. Я хочу Вам рассказать лишь о нескольких проектах, которые были у нас в школе. Ученики  3-х классов решили изучить ценность некоторых продуктов питания «Здоровое питание». Каждый класс взял разные продукты. 3А – «Ягоды и фрукты – полезные продукты», 3Б – «Каша – пища наша», 3В – «Хлеб – всему голова». На примере проекта «Ягоды и фрукты – ценные продукты» я расскажу, как проходила работа над проектом

Цель проекта:
формирование основы культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни у обучающихся.
Задачи проекта:
  - обобщить и расширить знания детей о фруктах и ягодах;
  - познакомить с их значением для организма;
  - систематизировать знания о роли полезных продуктов в питании человека;
  - развивать навык правильно выбирать продукты для здорового питания;
  - воспитывать умение работать коллективно, творчески подходить к решению проблемы.

Была составлена проектная группа, которая составила план действия.

    Проектная группа составила следующий план действий:

1. Изучение статистики и информационных источников: «Правильное питание», «Полезные продукты» «Какое значение имеют фрукты для нашего здоровья», «Как правильно употреблять фрукты в пищу».

2. Изучение и анализ справочной литературы по теме «Культура правильного питания».

3. Опрос обучающихся школы, продавцов продуктовых магазинов.

4. Реализация проекта:

  • Анкетирование обучающихся 2-4 классов «Я и фрукты»
  • Обработка и анализ анкет
  • Оформление кулинарного сборника на тему "Ягоды и фрукты - полезные продукты!".
  • Составление памятки по употреблению фруктов.

    Анкетирование обучающихся 2-4 классов «Я и фрукты»
Обработка и анализ анкет. Ребята разбились на группы и самостоятельно проводили и обрабатывали анкеты

    Результаты  исследования: Анкетированием «Я и фрукты» было охвачено 130 обучающихся 2-4 классов ГБОУ СОШ № 491. При обработки анкеты были получены следующие результаты:

  • На вопрос «Любишь ли ты фрукты?» 119 человек опрошенных ответили «Да».
  • 109 человек ответили, что фрукты полезны для организма.

Ребята посетили магазины микрорайонов и опросили продавцов этих магазинов. В

результате  выяснилось следующее:

 Ассортимент фруктов:

1 место -- «О, Кей» (28 видов)

2 место -- «Дикси» (17 видов)

3 место -- «7-Я» (13 видов)  

Фрукты, чаще всего покупаемые жителями города:

1 место: яблоки

2 место: бананы

3 место: цитрусовые

4 место: виноград

Изучая полезность фруктов и ягод, был выпущен сборник «Ягоды и фрукты – полезные продукты»

Также была составлена и оформлена - Памятка по употреблению фруктов

Памятка по употреблению фруктов

  • Употреблять фрукты лучше в том виде, в котором их создала природа, а именно, в свежем (свежие фрукты содержат очень много веществ, которые могут разрушиться в процессе термической обработки)
  • Стоит покупать местные фрукты, так как в спелых фруктах витаминов значительно больше, а экзотические обычно обрывают еще зелеными, чтобы они поспевали по дороге.
  • Лучше приобретать фрукт в сезон созревания.
  • Жевание целых фруктов гораздо полезнее, чем порезанных (некоторые витамины лучше сохраняются в целых фруктах).
  • Кушать фрукты можно в любое время суток.
  • Не стоит кушать очень сладкие фрукты на ужин.
  • Можно съесть немного фруктов примерно за полчаса или за 40 минут до основного приема пищи.
  • Смешивание фруктов с другими блюдами может привести к нарушению усвоения еды и ухудшению ее переваривания.

      Ещё один проект - «Каша – пища наша»  Ребята 3Б класса выпустили сборник «Каша – пища наша». Творческим продуктом этого проекта была инсценировка стихотворения о пользе каши. Она была показана ученикам  1-3 классов.  

Проекты 3А и 3Б классов по типу  – информационно-исследовательские, проект 3В класса можно отнести к разряду творческих, т.к. продуктом стал видеоролик «Хлеб – всему голова». Этот ролик впоследствии занял призовое место в районном конкурсе.

А теперь несколько слов о других проектах.

     Ко дню здоровья – проект «Азбука здоровья». Продукт -  эмблемы ЗОЖ и защита их.

       Практико-ориентированные проекты «  Дары осени», «Праздник тыквы». Продукт – выставка детских работ.  

Самые младшие воспитанники  создавали свой «Витаминный алфавит». Вся работа строится совместно воспитателей ГПД и классных руководителей.

Купить здоровье нельзя, по словам Б.Н.Чумакова, его можно только

«заработать», собственными постоянными усилиями. Таким образом, с

ранних лет сформированные элементарные представления о здоровом образе

жизни станут прочным фундаментом для создания мотивации к охране

собственного здоровья во взрослой жизни.

         Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. Девизом использования этой технологии в формировании здорового образа жизни является: «Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья, буду выбирать!»

      Любая деятельность учащегося  в рамках проекта носит оздоровительную

направленность и способствует воспитанию привычек, а затем и

потребностей к здоровому образу жизни, формирует навык принятия

самостоятельных решений в отношении сохранения, укрепления и

поддержания своего здоровья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Исследовательская деятельность младших школьников, направленная на формирование здорового образа жизни

В пособии раскрывается теоретический аспект исследовательской деятельности в начальной школе, этапы проведения исследовательской деятельности. Рассмотрены вопросы проведения исследования с младшими шк...

Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности»

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников...

«Девять десятых счастья зависит от здоровья» (формирование здорового образа жизни средствами внеурочной деятельности)

laquo;Девять десятых счастья зависит от здоровья» (формирование здорового образа жизни средствами внеурочной деятельности)...

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников

Система работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников...