Права и обязанности школьника
план-конспект занятия (3 класс)

Радомская Наталья Ивановна

Коспект занятия "Права и обязанности школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon radomskaya_n.i._prava_i_obyazannosti_shkolnika.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Тема:  «Мои права и обязанности школьника»

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей. Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
  2. Формировать уважительное отношение к правам других людей. Способствовать формированию активной гражданской позиции.
  3. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

  1. Личностные: знание положений Конституции РФ, Устава школы, основных прав и обязанностей гражданина, школьника, применение этих знаний в повседневной жизни.
  2. Регулятивные: умение ставить цели деятельности; умение высказывать предположение (версию); анализировать свои действия и полученные знания.
  3. Коммуникативные: иметь представление о том, что важно понимать друг друга; уметь работать в группе, высказывать свою точку зрения и выслушивать других.
  4. Познавательные: умение работать с текстом, умение сравнивать и анализировать смысл понятий, умение анализировать ситуацию.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, Конвенция о правах ребенка, Устав школы, таблички с кратким текстом прав и обязанностей,  5-7 гимнастических обручей, презентация.

Используемые приемы, методы: словесный, наглядный, практический

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах,  применение ИКТ, примеры жизненных ситуаций.


Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие участников классного часа.  Деление учеников на группы.

2. Определение темы классного часа и целей.

Учитель:

По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.

3. Работа  со словарем

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать ваши Права. Очень часто можно услышать от взрослых и детей: «Вы не имеете права…», « У меня есть право…», «У тебя есть обязанности…», «Ты обязан…»  Но что такое право? Обязанность? (ответы детей)

Ребята, давайте проверим наши ответы по «Толковому словарю»  С. И. Ожегова. Первая группа находит слово «право», вторая группа «обязанность».

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Обязанность Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Учитель: Ребята, вспомните, пожалуйста, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности ребенка? (ответы детей)

– Правильно, это «Конвенция о правах ребенка»

        Учитель: А в каком году был принят  этот документ? (документ принят 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций).

Учитель: Вспомните, пожалуйста, что обозначает слово Конвенция? (соглашение, это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей).

Учитель: Давайте с вами вспомним и назовем права, которые есть у всех детей мира?

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на медицинскую помощь
  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право иметь имущество
  • Право свободно выражать свои взгляды
  • Право на свободное перемещение
  • Право на заботу и воспитание родителями
  •  Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Учитель: Молодцы, вы справились с этим заданием!

  1.  Работа с Уставом школы. Права и обязанности школьника.

Учитель: Ребята, посмотрите на центральную часть доски. Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами говорить? Сформулируйте тему. А как вы думаете, где записаны ваши права и обязанности как школьников? (ответы детей) Конечно же, в Уставе школы, в законе «Об образовании».

Учитель: Я предлагаю вам сейчас создать свои права и обязанности которые, по вашему мнению, могут быть в нашей школе. (дети формулируют свои ответы) Молодцы!

Перед вами лежат карточки, на которых выписаны права и обязанности школьников, но мои помощники их перепутали.  Я предлагаю каждой группе выписать свое, первой группе – права, вторая группа  - обязанности. Сравнить их со своими.

(Учащиеся работают в группах отделяют права от обязанностей)

Учитель: Предлагаю всем ребятам создать первые в нашей школе правовое дерево обязанностей, на котором будут расти волшебные правовые яблоки. На доске группа художников подготовила контур дерева - ствол, крона. Вы на  стикерах  в форме яблочек, напишите одно право или обязанность. ВЫ по очереди будем выходить к доске и приклеивать правовые яблоки – права и обязанности к правовому дереву.

(Ребята выходят к доске и клеят правовые яблоки к правовому дереву)

Каждый школьник имеет право:

  • выражать свое мнение, не обижая никого из одноклассников и учителей;
  • отдыхать на перемене;
  • открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету;
  • получать помощь от учителей в овладении знаниями;
  • на поощрение за успехи в учебе и жизни школы и класса;
  • на каникулы

Каждый школьник обязан:

  • действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;
  • строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;
  • добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выполнять домашние задания;
  • в случае пропуска занятий предъявлять классному руководителю справку от врача;
  • относиться с уважением к работникам школы, учителям и другим ученикам;
  • предъявлять дневник по требованию учителя;
  • записывать в дневник домашние задания по всем предметам;
  • приносить на занятия все необходимые принадлежности по просьбе учителя: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши, краски и т.п.;
  • выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида, приходить в школьной форме;
  • заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;
  • беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории;
  • принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и её территории.

6.  Осмысление причин нарушения прав человека

        Учитель: Сейчас мы проведем небольшой эксперимент. Для его осуществления мне необходимо 8 человек. Я прошу желающих выйди к доске.

(Обучающиеся выходят на небольшое пространство перед доской).

        Учитель: Участвующим в эксперименте я ставлю задачу – в течение одной минуты крутить гимнастический обруч или прыгать на скакалке.

(Обучающимся выдаются обручи и скакалки. Засекается время. По сигналу дети начинают пытаться вращать обручи и прыгать, но недостаток места у доски приводит к тому, что они мешают друг другу. Возможно, кто-то сразу обратит внимание на малое пространство для этого занятия. Ничего не объясняем до того момента, пока дети не начнут выполнять задание. Необходимо так организовать эту часть упражнения, чтобы никто не смог выполнить задание.)

        Учитель: Почему вам, ребята, не удалось крутить обручи, прыгать на  скакалке?

(Дети ответят, что было тесно, мало места, мешали друг другу)

        Учитель: Хорошо, я изменю условие эксперимента. Вы можете отойти в ту часть кабинета, какая вам необходима для выполнения задания.

(Дети расходятся в разные места. Засекается время и обучающиеся вращают обручи. По команде  упражнение прекращается)

        Учитель: Почему теперь задание удалось выполнить?

(Дети ответят, что никто никому не мешал, было свободно, просторно, не боялись задеть кого-либо.

Благодарим за участие, обучающиеся возвращаются в группы)

        Учитель: А теперь представьте, что вместо обручей и скакалок наши права, которые мы хотим реализовывать постоянно. Что же получится?

(В общем обсуждении дети придут к выводу, что часто бывает так, когда кто-то пользуется каким-либо правам без оглядки на других людей, то он нарушает их права)

        Вывод: У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей  - обязанность каждого человека.

        Учитель: А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам закрепить полученные знания, используя героев различных сказок. Вы же любите сказки? Поиграем в литературно-сказочную-правовую викторину, выполнив несколько заданий.

        Не забываем отвечать по поднятию руки.

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено выходить из дома, ехать на бал. Какие права были бы нарушены, если бы подобное происходило в наши дни? (право ребенка на отдых, право на свободу).

2. Какое основное право нарушила ведьма в русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», утопив Аленушку в речке? (Право на жизнь).

3. Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка? (Он не был похож на других). Могли бы ребята из вашего класса поступить как обитатели птичьего двора? (Ответы детей).

3. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какое право было нарушено? (Право на свободу.)

4. Какое право нарушили гуси - лебеди, украв братца? (Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность). Кто помог девочке спастись и выручить братца из неволи? (Река, печь, яблоня).

(Обсуждение. Ответы детей)

4. Подведение итога.

Учитель: Давайте выведем простые правила взаимообщения:

  1. Нужно знать свои права.
  2. Нужно уважать права других людей.
  3. Нельзя забывать об обязанностях.

И запомните, права предоставляются, а обязанности выполняются!

5. Рефлексия

Продолжите предложения:

Мне было интересно …

До этого я не знал …

В дальнейшем я буду …

Учитель: А теперь подведём итог занятия. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях детей и правах и обязанностях школьников. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права и обязанности школьника

Занятие о том, какие права и обязанности  должны знать  школьники...

я-школьник. права и обязанности школьников 4 класс

классный час на тему "права и обязанности школьников.Конституция России"...

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКА.

КЛАССНЫЙ ЧАС   ПО ТЕМЕ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКА....

Права и обязанности школьников

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6376907","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"133","width":"120"}}]]В нашей стране каждый, кто пришёл учиться в школу, пользуется о...

Классный час на тему: "Права и обязанности школьника"

   Ученик, как и любой другой человек, имеет права. Образование является неотъемлемой частью гармоничного развития личности, и получить его – это право ребенка. Однако наряду с этим у...

Права и обязанности школьника

Классное собрание в рамках проведения месячника по правовым знаниям.Направление:  Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека....

Путешествие в страну «Прав и обязанностей школьника».

•В каком году была принята  Декларация прав ребенка?•Что обозначает слово «конвенция»?•В каком году была принята Конституция РФ?...