Психологическое сопровождение личностного развития учащегося с ОВЗ в образовательном учреждении
статья

Крылова Юлия Александровна

Эффективная деятельность психологической службы в ОУ позволяет решать многие проблемы создания единого образовательного пространства. При необходимости ученики получают помощь психолога в виде групповых или индивидуальных занятий, консультаций. Вся система работы школы направлена на защиту детства, охрану прав и достоинства личности, на создание условий полноценного развития и воспитания детей (среда воспитания, среда обучения – основное и дополнительное образование, где происходит творческая самореализация). Конечной целью психологического сопровождения считается создание условий для успешного психического и личностного развития ребенка в данной ему социальной ситуации развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylova_yu.a._statya_2019.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение личностного развития учащегося с ОВЗ в образовательном учреждении

Крылова Ю.А.

педагог-психолог ГКОУ «Школа 2124» Центр развития и коррекции»

В клинической и специальной психологии, как и в других науках, занимающихся изучением детей с отклонениями в развитии, используются различные понятия, описывающие деятельность специалистов, направленную на оказание помощи таким детям. К ним относятся: реабилитация и абилитация, коррекция, психологическое сопровождение, помощь и поддержка и др.

Понятие «сопровождение» введено в науку петербургскими учеными Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой и трактуется ими как помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность, за действия в которых, несет он сам. В толковом словаре Ожегова «сопровождать» обозначает «следовать вместе с кем–то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то». По мнению М.Р. Битяновой, сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Е.А. Козырева считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации, психологического и психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития. По мнению М.И. Рожкова, сопровождение – это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

В последнее время возросло количество детей, рождающихся с патологией развития. Отношение семьи к ребенку, принятие или непринятие его особенностей – это играет очень большую роль в отношении к окружающим, в формировании самооценки и мировоззрения. Известный американский педиатр Бенджамин Спок, изучая семьи, имеющие особенных детей, выделял следующие виды отношений родителей к своему ребенку:

1. Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.

2. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.

3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.

4. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка и не приносят ему никакой пользы.

5. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя в безопасности, он не удовлетворён собой, замкнут.

        Только квалифицированная психологическая помощь поможет преодолеть данные трудности и окажет влияние на развитие ребенка и адекватное к нему отношение.

Психологическое сопровождение в современном мире в условиях образовательного учреждения приобретает все большее значение. Основной целью такого сопровождения является способствование полноценному личностному и психическому развитию обучающихся. Создание психологического комфорта играет важную роль в сохранении физического и психического здоровья участников всего образовательного процесса. Ранняя диагностика, выявление нарушений в развитии позволяют дифференцировать педагогическую запущенность, ЗПР от пограничных, схожих состояний, своевременно оказать необходимую помощь (педагогическую, психологическую, коррекционную и медицинскую). Основной принцип заключается в реализации индивидуального подхода к каждой семье, в частности, к каждому ребенку. Российская педагогическая энциклопедия дает нам следующую трактовку понятия «индивидуализация» обучения — это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Эффективная деятельность психологической службы в ОУ позволяет решать многие проблемы создания единого образовательного пространства (н.: адаптация, достижение нового качества образования, повышение компетенции всех участников образовательного процесса и др.) При необходимости ученики получают помощь психолога в виде групповых или индивидуальных занятий, консультаций. Вся система работы школы направлена на защиту детства, охрану прав и достоинства личности, на создание условий полноценного развития и воспитания детей (среда воспитания, среда обучения – основное и дополнительное образование, где происходит творческая самореализация).

Таким образом, конечной целью психологического сопровождения считается создание условий для успешного психического и личностного развития ребенка в данной ему социальной ситуации развития.

Литература

1. Мамайчук И.И. Методы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии. - СПб.: ЭКО-ВЕКТОР, 2015. - 416 с.

2. Шипицына, Казакова, Жданова: Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Пособие для учителя / под ред. Л.М.Шипицыной. – М.: Владос, 2003. – 528с.

3. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина / под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 1998. -160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сопровождение и поддержка индивидуально-личностного развития учащихся средствами ИКТ".

В презентации представлен материал использования ИКТ в начальной школе., их влияние на индивидуально-личностное развитие младших школьников, карты учебных достижений учащихся 1 класса....

Динамика образовательных достижений и личностного развития учащегося 2 класса (2013-2014)

Динамика образовательных достижений и личностного развития учащегося 2 класса (2013-2014)...

Динамика образовательных достижений и личностного развития учащегося 3 класса (2014-2015)

Динамика образовательных достижений и личностного развития учащегося 3 класса (2014-2015)...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях коррекционных образовательных учреждений.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях коррекционных образовательных учреждений...

Единый мультимедийный информационный комплекс, обеспечивающий методическое сопровождение педагогического процесса и профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений.

Единый мультимедийный информационный комплекс, обеспечивающий методическое сопровождение педагогического процесса и профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений....