Внеклассное мероприятие "Хоровые песни Курской области"
план-конспект занятия (4 класс)

Плотникова Елена Николаевна

Сформировать у обучающихся представление об особенностях карагодных и таночных песен Курской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon horovodnye_pesni_kurskoy_oblasti_1.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 4 классе

«Хороводные песни Курской области».

учитель начальных классов

МБОУ «Косиновская ООШ»

Плотникова Е.Н.

Обоянский район с. Косиново

Цель: Сформировать у обучающихся представление об особенностях карагодных и таночных песен Курской области.

Задачи: 

  1. К обучающим задачам я отнесла обобщение  знаний о жанрах народных песен Курской области, познакомить с особенностями хороводных песен на примере творчества народного фольклорного ансамбля с. Косиново.
  2. Развивать познавательную активность обучающихся, интерес, творческие способности, вокально-хоровые навыки, исполнительскую культуру, эмоциональное восприятие музыки.
  3. Воспитание уважения к народным традициям и песенному наследию родного края, обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке.

Образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, экран, музыкальный центр, баян.

Дидактический материал:  музыкальные инструменты.

Презентация: «Хороводные песни Курской области».

                                         Ход мероприятия:

(Учитель приходит в русском народном костюме).

        Учитель: Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что в жизни бывают встречи, которые оставляют ярки        й след на всю жизнь. И сегодня я хочу пригласить вас на концерт народного фольклорного ансамбля «Косьяночка». Вы когда-нибудь присутствовали на таком концерте? Обычно мы ходим на концерт, а сегодня народный фольклорный ансамбль пришёл к вам, ребята. У нас в районе много фольклорных ансамблей, но вот народных всего 3, это Должонский, Бегичевский и Косиновский. Участники этих фольклорных ансамблей увлечены изучением культуры Обоянского района и стремятся приобщать к ней молодое поколение.. Косиновский хор «Косьяночка» бережно хранит  самые старинные народные традиции, не раз был награжден районными и областными грамотами, был на гастролях в Украине.

Но к каждой встрече надо подготовиться.

Ребята, а вы когда-нибудь водили хоровод? А как вы думаете, откуда пошла такая традиция?  

На территории Курской области к первой половине XVII  века были широко распространены народные песни с действием, а также всякого рода игрища и инструментальная музыка.

Главным народным игрищем был хоровод. В старину хороводные песни были связаны с календарными праздниками и обрядами. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощение. Девушки и женщины одевались в лучшие наряды.

В хороводах Курской области различают два вида: танки и карагоды.

Танки – хороводы с развитыми построениями и множеством фигур под пение самих участников. Курская область граничит с Украиной. Слово «танок» было заимствовано из украинского языка, оно обозначает танец и место, где молодежь собирается потанцевать.

 Есть танки с элементами сценического действия. Их исполнение приурочено к определенной дате, преимущественно к Пасхальной неделе, к Рождеству, к дням Зеленых святок (на Троицу), а также к постам.

 Все эти песни имеют припев со словами «Ай, лели», «Э, лела» и т. д. и именуются у курян «алилешными».

В связи с соседством с Украиной в исполнении курских песен можно услышать украинские слова и интонации.

Второй вид хоровых песен Курской области. Это карагод.

Карагоды - род пляски, в основе которой лежит индивидуальное мастерство исполнителей. Часто при этом аккомпанируют музыканты. Карагоды заводились в праздники. Использовались разнообразные плясовые движения, танцевальные рисунки: воротца, змейки, припрыгивания и т.д.

Самый известный Курский карагод – «Тимоня». Манера его исполнения настолько своеобразна, что он узнаваем даже вдали от Курской области.

Карагод «Тимоня» - массовая круговая пляска, которая состоит из двух кругов. Внутренний круг - «хор» - музыканты, играющие на народных музыкальных инструментах. Второй круг – непосредственно карагод - танцующие. Они движутся обязательно против солнца.

Я думаю, теперь вы знаете достаточно, чтобы встретить наших гостей и приобщиться к нашим Обоянским народным традициям. Скажите, как встречают артистов? Ну а народных, наверное, даже стоя.

И так встречайте народный фольклорный ансамбль «Косьяночка». (исполняется таночная песня)

Угадайте, какую песню сейчас исполнил ансамбль?

По каким признакам вы поняли, что это таночная песня?

А теперь я предлагаю исполнить карагодную  песню, напомните, какие должны быть умения и манера исполнения?

(хор исполняет карагодную песню «Тимоня»)

А вы бы хотели поучаствовать в карагодной песне?                

 Женщины и девушки передвигаются плавно. Разнообразие женских движений выражается в красивых жестах рук. Мужчины свободно ходят по всему карагоду, размахивают руками, приседают, подпрыгивают, привлекают к себе внимания. Солисты, сменяя друг друга, весело и задорно поют свои куплеты. Внутренний «хор» - музыканты, также поддерживает всеобщее радостное настроение игрой на инструментах. Эта пляска необыкновенно веселая, завораживающая, зажигательная.

Итак, нам нужно 5 музыкантов, а остальные становятся в хоровод.

Учитель:  Как исполнение песни отразилось на вашем настроении?

Почему оно улучшилось?

Ребята, посмотрите, а ведь у вас так хорошо получилось, что нашим гостям тоже захотелось попробовать. Ребята, пригласите гостей в хоровод.

На концертах обычно артистов благодарят, давайте, и мы поблагодарим наш ансамбль. Кто желает?

Что до этой встречи вы не знали? О чем, может быть, не задумывались. Что узнали теперь? О чем вы расскажете своим родителям, когда вернетесь из школы? Как вы думаете, почему так важно именно вам, школьникам, изучать культуру родного края? (Надо вставить цитату о Родине из семинара).

Дорогие ребята, я надеюсь, что сегодняшняя встреча заставила вас задуматься о том, мы с вами  - часть нашей малой родины, ее культуры и традиций, и где бы мы ни оказались, нам нужно хранить ее частичку в сердце и пронести через всю жизнь. Наша с вами встреча подходит к концу, и я хотела бы пригласить вас в гости в наше село Косиново, где живут такие талантливые люди, безгранично любящие свою родину.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление обучающихся школ г. Льгова на выставке «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в Курской области»

Выступление обучающихся школ г. Льгова на региональной специализированной  выставке учреждений образования Курской области «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в Курской области» в р...

Презентация "Редкие животные Курской области"

Данный материал может использоваться на уроках математики для составления задач....

Внеурочная деятельность по теме "Красная книга Курской области"

Разработка внеурочного занятия по теме: «Красная книга Курской области» ориентирована на возрастную категорию 2 -3 класса. На занятии используются разнообразные формы, методы и приемы обуч...

Внеурочная деятельность по теме "Красная книга Курской области"

Разработка внеурочного занятия по теме: «Красная книга Курской области» ориентирована на возрастную категорию 2 -3 класса. На занятии используются разнообразные формы, методы и приемы обуч...

Разработка внеклассного мероприятия "Соловей - живой символ Курской области"

Разработка внеклассного мероприятия на тему "Соловей - живой символ Курской области" для учащихся 2 класса....