Игровой модуль как форма организации самоуправления в начальной школе
учебно-методический материал
В статье раскрываются игровые модели самоуправления в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игровой модуль как форма организации самоуправления в начальной школе.
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.
В современном обществе любой классный руководитель по-прежнему выполняет три взаимосвязанные функции:
- Забота о развитии каждого ребёнка.
- Помощь в решении возникающих проблем.
- Организация разнообразной деятельности в классе.
Данные функции реализуются относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Все поставленные задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.
В настоящее время законодательные документы, представляющие стандарты второго поколения, подчеркивают приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Процесс успешного приобретения новых знаний далеко не определяет в целом процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализовываться в обществе. Направленность личности обуславливается направленностью процесса воспитания. Сегодня в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности.
Начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».
Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. А игра – совершенно наоборот: веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность – это одно из главных правил любой игры.
Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.
Игровая модель и послужила созданию на базе класса клуба КОТ.
Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Цели организации ученического самоуправления в классе:
- повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.
Очень важно, что такая деятельность позволяет осуществить личностный ориентированный подход в воспитании. В младшем школьном возрасте дети стремятся к любой деятельности и делают всё от души. Через выполнение различных поручений развивается инициатива каждого ребёнка. Он приучается к труду, к выполнению определённых обязанностей, к соблюдению правил и норм жизнедеятельности. Не следует навязывать своё решение, а наоборот, нужно дать возможность ребенку проявить себя творчески в любом деле и обязательно похвалить за старание. Важно помнить ещё и о том, что без стимуляции и поощрения дети очень быстро охладевают к делу, хотя за всё охотно берутся.
Основным структурным элементом самоуправления является класс. Именно здесь можно формировать определённую систему работы, благодаря работе микроколлективов. В каждую микрогруппу входит до 5-7 детей, которых могут объединять дружба, интересы, местожительство, даты рождения и т. д. Для ребят выбираются любые творческие поручения: друзья книг, санитары, затейники, друзья природы, друзья спорта, журналисты. Поручения целесообразно менять не реже одного раза в две недели. При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная микрогруппа, сохранить лучшее из придуманного и внести новое.
Высшим органом классного коллектива является собрание, которое проводится один раз в четверть или по мере необходимости. Через собрание обеспечивается право каждого ученика в обсуждении и принятии решений по различным вопросам. Структура классного самоуправления включает исполнительные органы. В моем классе это совет класса, куда входят командир класса, его помощник и командиры микрогрупп. А так как микрогруппы постоянно меняются в своем составе, в совет класса, кроме командира и его помощника, входят новые учащиеся. Это позволяет каждому ребёнку проявить инициативу и почувствовать ответственность за своих друзей. Наряду с постоянными микрогруппами могут формироваться и временные группы при подготовке каких-либо текущих дел.
Еще в первом классе, в преддверии организации самоуправления, проводятся социометрические исследования класса, выявляются с помощью наблюдения и анкетирования организаторы, исполнители, инициаторы. Предметом отслеживания (мониторинга) является творческая активность, познавательная активность и уровень воспитанности личности, уровень сформированности классного самоуправления.
Организация самоуправления в 1-ом и 2-ом классах у нас строилась следующим образом: в начале учебного года в классе на общем собрании закрытым голосованием выбирался командир. Ребята делились на три группы (по рядам) по 6-7 человек. В каждой группе назначались ответственные по какому-либо поручению. Поручения менялись каждую неделю так, чтобы каждый член группы мог попробовать выполнить разные дела. Ребята с удовольствием помогали в учебе своим одноклассникам вместе, следили за чистотой рук и обуви, организовывали в классе физминутки, придумывали игры и разные конкурсы, наблюдали за порядком и дисциплиной в классе и на переменах , за порядком в столовой.
В классном уголке каждый ребёнок мог посмотреть то, какие обязанности он должен выполнить в течение недели .
Принципы организации самоуправления в 3-ем классе:
- Класс делится на творческие группы на добровольных началах.
- В каждой группе выбирается командир сроком на 1 учебный год.
- Каждая группа выполняет возложенное на нее Советом класса поручение.
- Учащиеся имеют право переходить из одной группы в другую.
Для каждой группы третьеклассники старались так распределить обязанности, чтобы охватить всю деятельность учебного и внеучебного времени:
1:
- Проверка сохранности учебников.
- Проверка выполнения домашнего задания.
- Помощь учителю на уроках и во внеурочное время.
- Проверка готовности к уроку.
- Раздача учебников на уроки ИЗО, тетрадей.
2:
- Организация физминуток на уроках, зарядки до уроков.
- Проверка наличия сменной обуви.
- Организация спортивных игр, соревнований.
- Помощь заболевшим.
- Подготовка информации о профилактике заболеваний.
3:
- Оформление стенда и уголка класса.
- Контроль соблюдения правил поведения на переменах.
- Контроль за уборкой посуды со столов после обеда.
- Построение в столовую.
4:
- Организация игр на переменах.
- Уход за комнатными растениями в классе.
- Изготовление наградных листов, изделий для одноклассников.
- Подбор материалов для организации викторин, конкурсов.
Появление в классе клуба КОТ и организация самоуправления, возможно, приведут к следующим результатам:
- Повысится уровень сформированности ученического коллектива, самоконтроля учащихся в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, уверенность школьников в своих силах.
- Учащиеся станут более самостоятельны в самоуправлении классом.
- Коммуникативные навыки и позитивная моральная позиция перейдут на более высокую ступень своего развития в жизнедеятельности каждого учащегося.
Важным, конечно, является анализ учителя своей деятельности, который помогает правильно организовать ученическое самоуправление в начальных классах.
И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества. Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление.
Всероссийский конкурс «Лучший класс – мой!» посвящен году Учителя в России и проводится для учителей начальной и основной школы, работающих по системе Л.В. Занкова.
Цели конкурса:
- поддержка позитивных отношений детей и педагогов;
- мотивация учителей к творческому самовыражению;
- привлечение внимания педагогической общественности к идеям и опыту реализации системы развивающего обучения Л. В. Занкова, повышения ее престижа.
1.2. Организаторами конкурса являются Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова, ЗАО Издательский дом «Федоров».
2. Организация и проведение
2.1. Всероссийский конкурс «Лучший класс – мой!» проводится в 1 этап с 15 января 2010 г. по 25 июня 2010 г.
2.2. Конкурсными материалами являются:
• творческие работы учителей, отражающие позитивное отношение к детям и труду педагога (сочинение; стихотворение; рассказ о ситуации, случае; аппликации, рисунки и т.п.),
• фотографии, сопровожденные краткими комментариями к запечатленным моментам на уроках, внеклассных мероприятиях, рассказывающие об учениках;
• материалы могут содержать отзывы родителей, общественных организаций, коллег.
www.zankov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация самоуправления в начальной школе
Дети учатся управлять своей жизнью...
Организация самоуправления в начальной школе
В презентации дан теоретический материал для организациии самоуправления в начальной школе....
Игровой метод как форма организации уроков физической культуры в начальных классах
Презентация на тему применения игровых методов при проведении уроков физической культуры в начальной школе....
Использование групповых форм организации урока в начальной школе.
На сегодняшний день в педагогике существуют разные классификации форм организации обучения. Попробовав их классифицировать, можно выделить следующие формы организации обучения:- общие: индивидуальные,...
Статья "ПРИМЕНЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕМЕН В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Перемена для ребенка — это особое время. Нынешнее поколение детей очень активно. Зачастую перемены проходят с большим шумом и громким криком. После сидячего положения на уроке, детям важно...
Методы, формы организации деятельности учащихся начальной школы и средства
Доклад на МО учителей начальных классов...
Методы, формы организации деятельности учащихся начальной школы
Доклад на ШМУ...