Организация самоуправления в начальной школе
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Попова Валентина Михайловна

Дети учатся управлять своей жизнью

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                      Приложение №8.

Организация самоуправления в начальной школе

Из опыта работы Поповой В.М., учителя начальных классов

МОУ " Объячевская сош" Прилузского района Республики Коми

     В настоящее время законодательные документы, формирующие государственную политику в области образования, подчеркивают приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Процесс успешного приобретения  новых знаний далеко не определяет в целом процесс становления личности, умеющей самоопределяться и самореализовываться в обществе. Направленность личности обуславливается направленностью процесса воспитания. Сегодня в педагогику вернулись идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, самоопределения и самоактуализации личности, воспитания социальной активности, личной инициативы, развития креативности и толерантности.

    Известно, что человек развивается только в деятельности, а чем шире круг ее видов и тех отношений, в которые включен ребенок, тем богаче и интереснее становится его жизнь и он сам.

     Для того, чтобы личность полноценно развивалась, необходимо создать соответствующие благоприятные условия, в которых у субъекта формируется способность осуществлять рефлексивный контроль, усиливается регулирующая функция сознания, что создает предпосылки для превращения ученика из субъекта деятельности, направленной вовне, в субъект самоизменения. Процесс воспитания при этом понимается как актуализация у ребенка сознания самоценности своей человеческой сущности, внутренней активности, направленной на развитие собственных телесных, интеллектуальных и духовных сил, внутренней целостности и значимости социальных связей, постижения смыслов бытия, к овладению человеческим достоинством в исчерпывающем потенциале.

      Организация жизнедеятельности младших школьников представлена в виде игровой модели, так как «игра – самое универсальное в неисчерпаемости своих возможностей педагогическое средство, позволяющее осуществлять внешне тонко инструментируемое прикосновение к личности ребенка»  и детскому коллективу, оставаясь мощным стимулом преобразования внутреннего мира человека.(Л.С.Выгодский)

      Особенность игровой деятельности заключается в том, личность играющего одновременно находится в двух планах: реальном и условном (игровом). Связь с жизнью очевидна, а граница между ними довольно размыта и неопределенна. Это позволяет активно реализовывать в игре принцип яркого проживания жизни, создающий условия для реализации детской потребности в самоутверждении и самореализации, а также обеспечивающий педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности, направленность на саморазвитие в процессе улучшения окружающей действительности.

       Одновременно игра выполняет психотерапевтические функции, восстанавливает физические и духовные силы ребенка, снимая жесткое напряжение и снижая уровень тревожности, которые сопровождают ребенка в реальной учебной жизни.

       В современных условиях значимо совместить воспитательные цели и смыслы с внутренними ожиданиями школьников, то есть потенциально богатое с педагогической позиции содержание «поместить» в красочную, нарядную «обертку», совпадающую с детским мотивом «мне интересно», «я хочу участвовать». Именно это условие является решающим при реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала каждой игровой модели на уровне личностного смысла участников.

      Наиболее удачные находки в технологии организации самоуправления считаем:

- игровую оболочку жизнедеятельности школьников, создающую мощный дополнительный ресурс эмоциональной привлекательности и соответствующую педагогическим идеям детской природосообразности;

- постепенное расширение и усложнение поля социальной практики учащихся по годам обучения в пространстве детского объединения; содержания игровых и социальных ролей учащихся и творческих поручений;

- активное участие и соуправление детей, родителей, педагогов, когда помощь взрослых не вытесняет инициативы детей.

    Каждый класс учащихся живет своей неповторимой жизнью как отдельный дом, который имеет право на свою домашнюю («семейную») жизнь, но также живет заботами и радостями всей Республики (класса), дружит со своими соседями (другими классами).

Направления работы по организации классного и школьного самоуправления.

1.  Диагностика личности учащихся (социометрия, анкетирование, наблюдение);

2. Конкурс по школе и классам «Мой дом – мой мир!» (лучший проект и структура самоуправления);

3. Педагогическое руководство по развитию детского самоуправления;

4.   Направления работы с учащимися класса;

5.   Индивидуальная работа с учащимися (формирование портфолио);

6.   Работа с родителями;.

7. Подведение итогов работы по развитию личности и классного самоуправления (рефлексия).

Диагностика личности учащихся

     Еще в первом классе, в преддверии организации самоуправления и выборов в Совет, надо провести социометрические исследования класса, выявить с помощью наблюдения и анкетирования организаторов, исполнителей, инициаторов.  Предметом отслеживания (мониторинга) является творческая активность, познавательная активность и уровень воспитанности личности, уровень сформированности классного самоуправления.  В каждом классе, классный руководитель проводит учебу активов, как членов актива, так и Совета Республики в рамках самоуправления в начальной школы.

Конкурс по школе и классам «Мой дом – мой мир!»

  По классам провести  конкурсы на лучшую Республику (каждый класс выбирает имя Республики). Для этого должны быть разработаны в каждом классе:

1) Структура управления Республикой.

2) Программа (дела Республики)

3) Название, Гимн, герб (эмблема), флаг, девиз.

4) Самопрезентация (о себе, своих достижениях и планах, чтобы хотелось бы сделать полезного для класса, школы?)

 Педагогическое руководство по развитию детского самоуправления

  Одним из важнейших направлений в деятельности классного самоуправления является создание и оформление информационных стендов, в которых отражается жизнь классных коллективов. Содержание стендов: структура классного самоуправления, список класса по группам с распределением поручений, план мероприятий на текущий месяц, уголок заметок, поздравительный (отдельно для именинников), «Наши успехи», «Досуг» (экскурсии, праздники), фото класса (или ребят отдельно по группам).

  Индивидуальная работа с учащимися (формирование портфолио);

   Важную роль в формировании творческой личности ребенка играет такая совместная деятельность родителей и детей, которая направлена на формирование творческого портфеля учащегося. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Благодаря участию родителей, неназойливому контролю учителя, портфолио формируется ребенком; по мере взросления, анализируется им, что дает толчок для дальнейших достижений. Здесь важно учителю не оставить без внимания ни одного ребенка и ни одной работы. Поощрять активность школьников, советовать ученикам пробовать свои силы в разных направлениях, воспитывать стремление к совершенствованию. К концу второго года обучения большинство портфолио ребят  будут иметь разнообразные по направлениям работы: как творческие, так и интеллектуальные.

В конце каждого года провести защиту портфолио, избрать победителей класса, школы.

 Работа с родителями  

  Совместно с родителями проводить праздники, совместные собрания (например: «Посвящение в Первоклассники», «Литературные гостиные»), экскурсии, походы в музей, театр, ЦИИ. Задачей такого сотрудничества научить общаться, дружить, трудиться, отдыхать. Родители  активно участвуют в акциях, проводимых в школе «Игрушки детям – сиротам», анкетирование и участие в мероприятиях, посвященных памяти событий ВОВ, спортивных праздниках, открытых уроках  и т.д.. Собрали материал «Проба пера…» с сочинениями обучающихся, стихотворениями .    Проводим с ребятами «Летопись класса» в виде Презентации (где на слайдах с комментариями, как в калейдоскопе, ярко проживали все события класса.

В конце года подвести итоги работы. Выявить победителей в группах,  в классе, по школе. Отметить лучшие портфолио, лучших представителей Актива. Послушать мнения ребят о наиболее понравившихся делах и мероприятиях, о планах на будущий год, о том, что не удалось и почему? И как этого избежать в дальнейшем.

Надеемся, что систематическая работа над развитием классного самоуправления приведет к благоприятной психологической атмосфере в классе, школе. Ребята будут чувствовать себя в коллективе комфортно, и проявлять себя с творческой стороны.

   

Положение об ученическом самоуправлении в классе

Самоуправление в классе осуществляется на основе коллективного планирования и распределения дел между творческими и инициативными группами по следующим направлениям:

-учебно-познавательные дела;

-общественно-полезные и трудовые дела;

-культурно-массовые дела и организация досуга;

- информационная служба (журналисты, репортеры, редакторы классных уголков);

- здоровый образ жизни;

-самовоспитание и самоопределение.

- гражданско-патриотическое

  2.  Ученические коллективы сами определяют основные направления своей деятельности

   3.  Самоуправление в классе строится на основе следующих принципов:

-добровольность;

-сотрудничество;

-чередование творческих дел;

-добросовестность в выполнении поручений.

  4.  Высшим органом самоуправления является общее собрание.

Организация полезных дел в классе

Класс делится на творческие группы на добровольных началах.

В каждой группе выбирается руководитель сроком на 1 учебный год.

Каждая группа выполняет возложенное на нее Советом класса поручение.

Учащиеся имеют право переходить из одной группы в другую.

Общее собрание класса

 

Собрание является высшим органом  классного самоуправления и обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса.

Общее собрание класса

- обсуждает любые вопросы коллектива и принимает по ним необходимые решения

-планирует жизнедеятельность классного коллектива

- избирает лидера класса

-распределяет обязанности, постоянные поручения среди учащихся

-слушает отчеты ответственных лиц и органов самоуправления о проделанной работе, выполнении поручений

- высказывает свои пожелания и предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса в классе

- избирает делегатов на школьную конференцию

-в пределах своей компетенции решает вопросы и поощрении учащихся своего класса

Классное собрание является правомочным, если на нем присутствует не менее 70% учащихся класса. Участие в работе собрания – обязанность каждого учащихся.

Решение собрания считается принятым и обязательным для всех учащихся класса, если за него высказались не менее половины всех учащихся.

Решение классного собрания протоколируется и выполнение его контролируется.

Общее собрание проводится не реже одного раза в месяц.

Совет класса

Совет класса является высшим исполнительным и координирующим органом ученического самоуправления класса. Избираемый на классном собрании 1 раз в год

В совет класса входят: лидер класса,  руководители творческих групп, председатель родительского комитета, классный руководитель.

Совет класса имеет следующие полномочия:

- руководит работой творческих групп;

- принимает решение о формах участия класса в мероприятиях класса и школы;

- распределяет поручения по творческим группам;

- решает вопрос о порицании и поощрении отдельных учеников;

-рассматривает конфликтные ситуации в классе;

-осуществляет контроль за выполнением учащимися «Законов жизнедеятельности школьного коллектива»

 4.    Совет класса выполняет организаторскую, представительскую, информационно-пропагандистскую функции.

Лидер класса

Лидер класса – полномочный представитель класса на совещаниях и заседаниях любого уровня, защищает интересы класса.

Лидер класса обязан:

-контролировать посещаемость учащимися уроков;

- выполнять поручения классного руководителя, связанные с учебно-воспитательным процессом.

Руководители творческих групп

Руководители творческих групп организовывают работу в группах

Отчитываются на Совете класса или на классном собрании о выполнении возложенных поручений

Выборы в Совет класса

В Совет класса избираются:

Лидер класса – на общем собрании

Руководители групп – на заседании групп

Члены совета класса избираются на основе равного. Прямого избирательного права при тайном или открытом голосовании по усмотрению класса

Избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов присутствующих

Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50% избирателей.

Документация

Все сведения о жизнедеятельности класса за текущий учебный год собраны в папке «Портфолио класса», куда могут войти

- название, девиз, символика отряда

- список класса с распределением поручений, разделением на группы

- план работы класса

-протоколы классных собраний

-фотографии и отзывы о мероприятиях, в которых класса принимал участие

- грамоты, дипломы и другие награды класса

-театральные программки, описание экскурсий и т.п.

За ведение «Портфолио  класса» отвечают учащиеся, получившие это поручение от класса

«Портфолио класса» в конце учебного года сдается председателю Совета лидеров для подведения итогов о деятельности класса в учебном году

Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения 10.09.2010 г.

Изменения в настоящее Положение вносятся Советом учеников  по предложению Общего собрания класса.

 

Заключение

  Работая с коллективом , я ещё раз убедилась в том, что без самоуправления  невозможно подлинное развитие личности в нем. Детей объединяют отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии и которым необходимы три стороны, три силы, три полюса (дети, родители, учителя), которые образуют поле воспитания. Дети стали более ответственными, организованными, самостоятельными.

   Итак, самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в начальной школе.

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...

Модель ученического самоуправления в начальной школе

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, н...

Система организации самоуправления в начальных классах

В начальной школе необходимо готовить детей к самоуправлению. Вот так можно поставить работу в классе. Каждый ученик при деле и каждому поручение по интересу! Каждый педагог может творчески подойти к ...

Организация самоуправления в начальной школе

В презентации дан теоретический материал для организациии самоуправления в начальной школе....

Организация самоуправления в начальных классах

В статье рассмотрен пример организации самоуправления для учащихся 1-4 классов....

Организация ученического самоуправления в начальной школе как средство реализации ФГОС

Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает ...

Игровой модуль как форма организации самоуправления в начальной школе

В статье раскрываются игровые модели самоуправления в начальной школе....