Литературный марафон
классный час (2 класс)

Оболешева Елена Александровна

Внеклассное мероприятие "Литературный марафон"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_marafon.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Литературный марафон»

Цель: создать условия для знакомства школьников с книгами из доступного им круга чтения, формирования соответствующего возрастным возможностям и индивидуальным особенностям ребенка интереса к книгам, желания и умения их осознанно выбирать и осмысленно читать.

Задачи:

•        расширить круг чтения детей, научить воспринимать книгу как «объект, который… ставит перед читателем вопросы и сам отвечает на них»;

•        научить работать с учебными и детскими книгами: зная их общие свойства и закономерности, группировать книги, упорядочивать их разнообразие (отбирать те, которые нужны в конкретном случае);

•         средствами литературы и книжного искусства развить способность мыслить и чувствовать;

•         сформулировать устойчивый интерес к книгам, привить желание обращаться к ним за недостающим опытом;

•         вырабатывать привычку к углубленному чтению, умение и для себя «читать, как следует», т.е. применять и совершенствовать в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.

Формируемые УУД:

Предметные:

•        создавать условия для развития умения эмоционально и осознанно относиться к прочитанным литературным произведениям;

•        продолжить формирование интереса учащихся к  литературе;

•        развивать художественный вкус и интерес к традициям русской народной  культуры.

Метапредметные:

Познавательные:

•        развитие умений и навыков осуществлять деятельность в разных видах и формах;

•        стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.

  Регулятивные: способствовать развитию волевых качеств учащихся при включение детей викторину.

 Коммуникативные:

•        создание ситуаций для высказывания своей точки зрения  в обсуждении вопросов в паре и  коллективе;

•        обеспечение условий для формирования собственного отношения к литературному произведению.

Личностные:

•        воспитание уважительного отношения к книге;

•        определение границ своего «знания» и «незнания»;

•        развитие высокой творческой активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий.

1.Мотивация деятельности.

Учитель:

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

- Зачем вы пришли на занятие?

2.Формулирование темы и цели занятия.

Отгадайте загадку:

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

- Зачем люди читаю книги?

- Какие литературные жанры вы знаете? (Сказка, рассказ, басня, стихотворение, пословицы, поговорки, загадки, небылицы, народные песни, скороговорки, чистоговорки)

- Сегодня мы с вами отправимся в литературный марафон.

3.Представление команд.

Сегодня в нашем марафоне принимают участие 3 команды:

1. “Знайки”

Девиз: “Кто много читает, тот много знает”;

2. “Читалкины”

Девиз: “Чтоб незнайкой не прослыть, с книгой мы должны дружить”

3. “Почемучки”

Девиз: “Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаю. Книгу в руки я возьму – и ответ узнаю”.

4.Викторина.

А теперь каждая команда выбирает категорию вопросов. При неправильном ответе возможность ответить передается другим командам. За каждый правильный ответ  - 1 балл.

1 тур «Устное народное творчество».

Загадки для 1 команды:

1.        На тычинке городок, в нём семьсот воевод. (Мак)

2.Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

3.Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта как мёд, а вкус не тот.

(Репа)

4.Сидит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)

5.Без рук, без ног, ползёт на шесток. (Горох)

Загадки для 2 команды:

1.        Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)

2.        Телятки гладки, привязаны к грядке. (Огурцы)

3.        Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный. (Арбуз)

4.        Бусы красные висят из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

5.        Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух)

Загадки для 3 команды:

1.        Маленький и горький, луков брат. (Чеснок)

2.        Лежит Егор под межой, накрыт зелёной фатой. (Огурец)

3.Алый сапог в земле горит. (Свёкла)

4.Сидит Федосья, распустила волосья. (Лук)

5. В огороде хоть росла, знает ноты соль и фа. (Фасоль)

Конкурс «ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»

Команды получают листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Задание для 1 команды:

Куй железо,                          ни сил, ни жизни не жалей.

Один в поле                          век учись.

Что посеешь,                          пока горячо!

Век живи                                   год кормит.

Вешний день                          то и пожнешь.

Для Родины своей                          не воин.

Задание для 2 команды:

Какие труды                          а имей сто друзей.

Не спеши языком                          так и выспался

Слов не воробей                          такие и плоды.

Как постлал                          вылетит, не поймаешь.

С кем поведешься                          торопись делом.

Не имей сто рублей                          от того и наберёшься.

Задание для 3 команды:

При солнышке тепло,                          вода не течёт.

Красна птица опереньем,                  слова не выкинешь.

Сам умирай,                          один раз отрежь.

Семь раз отмерь,                          а человек уменьем.

Из песни                          а при матери добро.

Под лежачий камень                          а товарища выручай.

2 тур «По страницам сказок».

Каждой команде будет задано по 11 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.

Вопросы для 1 команды:

1. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

Вопросы для 2 команды:

1. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

2. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

3. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

4. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

5. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

6. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

7. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

8. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

9. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

10. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

11. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

Вопросы для 3 команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)

3. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

4. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

7. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

8. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

9. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

10. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

11. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

Посмотрите выступление детей, и подумайте, что же можно сказать, о героях этих сказок?

 (Дети читают отрывки из сказок)

Физкультминутка.

3 тур «Узнай сказку по детским рисункам»

Перед детьми иллюстрации, и дети должны отгадать, кто из героев на них изображён.Как называется произведение? Кто написал?

4 тур «Рассказы для детей».

1.Вспомните название рассказа! Назовите его автора!

Дедушка,  невестка,     мальчик, лоханка (Старый дед и внучек. Л.Н.Толстой.)

2. Вспомните название рассказа. Назовите его автора!

Ребята, шапки, утята, озеро. (Ребята и утята. М.Пришвин.)

3.Вспомните название рассказа. Назовите его автора!

Кошка, ребята, амбар, собаки. (Котёнок. Л.Н. Толстой.)

4. Герои этого писателя любили фантазировать. Их так и назвали — фантазеры. (Фантазеры.Н.Носов)

5. Вспомните название рассказа. Назовите его автора!

Мальчик, школа, собаки, учитель. (Филипок. Л.Н.Толстой.)

6. Вспомните название рассказа. Назовите его автора!

7.Каша, Дениска, милиционер, Кремль. (Тайное становится явным. Драгунский В.)

Послушайте выступление детей, и подумайте, какие добрые поступки совершили  герои?

(Дети читают отрывки из подготовленных произведений)

5 тур «Узнай портрет автора».

На доске портреты.

1. Кому принадлежат эти строки? (А.Барто)

Идет бычок, качается.

Вздыхает на ходу:

— Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду!

2. Кого из этих писателей зовут Самуил? (С.Маршак)

3. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

4. У этого писателя синее море тушили пирогами и блинами — не могли затушить. А бабочка прилетела, крылышками помахала, стало море затухать и потухло. (К.Чуковский)

5. Кто написал сказку «Приключения Незнайки»? (Н. Носов.)

6. Кто написал сказку «Бременские музыканты»? (Братья Гримм)

7. Этот автор всю свою жизнь  посвятил поискам необычного в природе. Свои путешествия он называл "охотой за находками". Результатом всех наблюдений за природой стали его произведения: "Лисичкин хлеб", «Лесной хозяин», "Лесная капель" и др.

8. Кому принадлежат эти строки? (В.Катанов)

Руль машины я кручу,

Жму на все педали.

Прикачу, куда хочу:

Здравствуйте! Не ждали?

6 тур «В погоне за рифмой».

Какие слова вы отнесёте к слову «стихотворение»?

Рифма            абзац          строфа            ритм

Надо вспомнить и прочитать отрывок из стихотворения, угадав его по окончаниям  строчек.

Я называю вам рифмы:

"Ко мне", "На ремне", "бляшке", "фуражке".

А вы вспоминаете стихотворения и их автора:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой "Пять" на медной бляшке,

В синей форменной фуражке. ( С.Я.Маршак "ПОЧТА".)

«Шаги», «ноги», «размера», «сапоги».

 Лихо меряли шаги

 Две огромные ноги,

  Сорок пятого размера

  Покупал он сапоги.       (С. Михалков "Дядя Стёпа")

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду,

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки. (С.Я.Маршак  «Вот такой рассеянный».)

«Гуляет», «подгоняет», « в волнах», «парусах».

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.  (А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане")

Принесла овсяной кашки –

Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиски –

Отвернулся он от миски.  (С.Я.Маршак  «Усатый – полосатый»)

«Мая», «гром», «играя», «голубом».

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,  

Грохочет в небе голубом.  (Ф. Тютчев "Весенняя гроза ")

Послушайте выступление детей.

(Дети читают подготовленные стихотворения)

5.Подведение итогов. Награждение команд.

  Я благодарю  вас  за  интересную  игру,  и  нам  осталось  подвести  последние итоги    игры.  Но  независимо  от  результатов  сегодняшней  встречи  давайте вспомним золотое правило греческих олимпиад: главное - не победить, а главное -  в  ней  участвовать.  Поэтому  я  думаю,  что  все  вы  получили  пользу  от  этой встречи,  полюбите  читать  новые  увлекательные  книжки  и ещё  раз  перечитаете хорошо знакомые.

6.Рефлексия.

- Что больше всего запомнилось?

- Что понравилось на занятии?

- Что было самым трудным?

- Желаю вам читать побольше интересных книжек, получать много новой информации, расширять свой кругозор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Литературный марафон"

Литературный марафон в нашей школе стал традиционным. В марафоне принимают участие учащиеся с 1 по 4 класс....

Литературный марафон 2 класс

Файл содержит вопросы разной сложности для конкурса-марафона по литературному чтению во 2 классе....

Литературный марафон

Анализ мероприятия...

Литературный марафон «Страна Пушкиногория»

Методическая разработка для воспитанников 3-4 классов...

Литературный марафон «Творчество А.Л.Барто

Внеклассное занятие по творчеству А.Л.Барто...

Литературный марафон по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"

Марафон по сказке Г.Х.Андерсена:кроссворд,блицтурнир....

Тематическая неделя в начальной школе "Литературный марафон"

План проведения тематической недели в начальной школе...