Формирование личностных качеств младших школьников посредством классного руководства
статья

Формирование личностных качеств младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формирование личностных качеств20.03 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Хромов Николай Николаевич,

УДК 372.4                                       студент 1 курса (магистрант), направление подготовки

 «Начальное образование»

Гуманитарно-педагогической академии

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный

 университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте

Khromov Nikolay Nikolaevich,

 student of the 1th course (magistrant), direction of preparation

 «Primary education»

Humanitarian and pedagogical academy

FGAOOU WAUGH "The Crimean federal

 the university of V.I. Vernadsky" in Yalta

        Аннотация. Статья посвящена формированию нравственно-личных качеств младших школьников, морально-нравственного и социально открытого поведения в школьном коллективе. Рассмотрены задачи, методы и понятия, направленные на развитие и воспитание гражданина России.

  Annotation. The article is devoted to the formation of moral and personal qualities of younger students, moral and socially open behavior in the school team. The tasks, methods and concepts aimed at the development and education of the citizen of Russia are considered.

Ключевые слова: личностные качества, поведение, воспитание и развитие, коллектив.

        Key words: personal qualities, behavior, education and development, team.

  1. Актуальность:

               В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования, процесс образования понимается не только как усвоение системы умений, знаний и навыков, но и как процесс развития личности, принятие духовно-нравственных, семейных и других ценностей, что является ключевым инструментом в области воспитания ребенка как самостоятельной личности.

  1. Цель статьи:

         Сформировать духовно-развитую личность, посредством взаимодействия в коллективе, развитие личностных качеств с помощью наставника (классного руководителя, родителей, одноклассников).

  1. Изложение основного материала:

         Проблема духовно-нравственного воспитания личности, сегодня является ведущей темой в педагогики, так как имеет обширный спектр решения данной задачи. На протяжении многих лет многие деятели педагогики и просто педагоги пытались внедрить и распространить свою самостоятельную систему воспитания. Это такие исследователи в области образования, как: Ю.К. Бабанский, Н.В. Коноплина, В.В. Серикова.

         Основной задачей в области воспитания, является правильное ориентирование личности ребенка на реализацию своих возможностей в разных областях знаний. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием так как, является неотъемлемой ее частью. В процессе формирования школьного коллектива, каждый ребенок закладывает свой индивидуальный фундамент для развития, существования и реализации своих возможностей.

        Педагогу нужно четко понимать и уметь тот час, же среагировать на построение взаимоотношений между участниками школьного коллектива. Формирование нравственно-воспитанной личности во многом зависит от классного руководителя. С самого первого класса, педагог как классный руководитель должен понимать, как он сможет правильно и четко построить свою работу по воспитанию дружественной, комфортной обстановки для каждого обучающегося в классе, как преодолеть коммуникативные барьеры между участниками данной группы. Выявить лидеров и аутсайдеров в классе.

        На протяжении всего образовательного процесса, более активные и менее пассивные учащиеся могут стать помощниками в формирование коллектива внутри класса.

       В процессе образовательной системы, педагог формирует с помощью системно-деятельностного подхода, мировозренческое видение учащихся той или иной ситуации вокруг себя, толерантное отношение к другим участникам образовательного процесса, понимание и сопереживание в ситуации успеха или неуспеха, взаимную помощь в решении учебной задачи.

         Ребенок уже на первом году своей образовательной деятельности, должен четко понимать, как устроена система взаимоотношений между другими учащимися. Как правильно взаимодействовать внутри коллектива, научится управлять своими психофизиологическими особенностями. Педагог как наставник должен всячески способствовать развитию личностных качеств учащегося, если они не являются неприемлемы в социальном пространстве.

         Процесс глобализации негативно влияет на отношение человека к государству и к другим людям. Именно поэтому четкое построение алгоритма взаимодействия и дальнейшее развитие и укрепление личностных качеств, обучающихся очень важно в современном мире.

        Образовательный процесс тесно связан с нравственным воспитанием школьников. Каждая система имеет свою определенную структуру и зависимость от ряда компонентов, именно поэтому выделяются определенные задачи и цели для формирования всесторонне развитой личности, будущего гражданина своего государства:

  1. Обучение детей понимать себя и умению контролировать свои личные качества.
  2. Воспитание интереса к окружающим людям, понимание чувств и сопереживание.
  3. Развитие навыков коммуникации с другими людьми.
  4. Развитие оценочного суждения, направленного на анализ свой деятельности.
  5. Умение вырабатывать положительных черт характера, способствующих правильному взаимодействию в обществе.
  6. Социализация ребенка как ключевое понятие образованной личности.

          На основе вышеизложенных принципов формирования нравственной личности, можно выделить главное положение формирования и развития личностных качеств детей. Это гражданская позиция индентичности личности в форме сознательного уровня понимания действительности.

        В первую очередь при развитии личностных качеств ребенка, должна быть четкая ориентация на содержательный компонент моральных принципов. Развитие его этических чувств как регулятора морального поведения.

       Педагог в процессе своей деятельности должен выявить некоторые ценностные характеристики личности, для того, чтобы в дальнейшем уметь правильно структурировать свою работу в формировании единого школьного коллектива, то есть класса.

       Если будут соблюдены все задачи, цели по формированию целостной системы личностных качеств детей, тогда процесс образования будет проходить на высоком уровне доверия, правильной расстановке приоритетов в разных областях знаний и человеческих факторов.

      Также педагог должен сформировать четкое представление обучающихся об понятии самооценки. Каждый ученик на разном уровне взаимоотношений с окружающими, должен разграничивать собственные приоритеты и уметь правильно и грамотно организовать взаимодействие с другими детьми.

      Вывод:

      На основе изложенного материала, можно сделать вывод. Педагог (классный руководитель), должен четко определять уровни духовно-нравственного развития личности учащихся, определять изменения, произошедшие в личности ребенка в течении определенного времени. Проводить постоянный мониторинг уровня взаимоотношений в коллективе, уметь определять методы и приемы для эффективной корректировки личностных взаимоотношений. Правильно построить свою работу с учетом психофизиологических особенностей детей на разных уровнях формирования особенностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Доронова, Т.Н. и др. Воспитание, образование и развитие детей в школе: методическое руководство; М.: Просвещение, 2015. 
  2. Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 2014.
  3. Квашко, Л.П. Личностное саморазвитие: миф или реальность? Владивосток: Дальневосточный университет, 2015.
  4.  Корепанова И.А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии. М., 2014.
  5.  Кузнецов А. А. Проблема влияния внутренних противоречий на развитие личности // Сборник статей по конфликтологии. Удмуртский государственный университет, г. Ижевск. 2016.

LIST OF SOURCES USED

1. Doranova, Tn. etc. Upbringing, education and development of children in school: a methodological guide; Moscow: Prosveshchenie, 2015.

2. Zenkovsky V. V. Tasks and means of education // Russian school abroad. Historical experience of the 20s. M., 2014.

3. Kvashko, L. P. Personal self-development: myth or reality? Vladivostok: far Eastern University, 2015.

4. Korepanova I. A. Zone of nearest development as a problem of modern psychology. M., 2014.

 5. Kuznetsov A. A. the Problem of the influence of internal contradictions on the development of personality // Collection of articles on conflictology. Udmurt state University, Izhevsk. 2016.

       

       

     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности уроков русского языка и литературного чтения в формировании личностных качеств младшего школьника

В статье представлены кратко моменты, связанные с воспитанием личности посредством уроков филологического цикла...

Формирование познавательной самостоятельности младших школьников посредствам интегрированных занятий по информационной культуре

Установленные признаки зависимости между степенью усвоения учениками общих подходов к работе с информацией (текстовой, графической, числовой и др.) и уровнем их познавательной самостоятельн...

Формирование личностных качеств младших школьников на уроках литературного чтения

Личностные качества позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, связывая их с жизненными целями и ситуациями....

«Тренинг как средство развития личностных качеств младшего школьника»

О сложности и значимости периода поступления ребенка в школу и обучения в начальных классах написано немало. Именно впервые месяцы обучения формируются те системы отношения ребенка с миром и с с...

Презентация опыта работы по теме "Проектная технология как инструмент развития творческих способностей и формирования личностных качеств младших школьников"

Презентация опыта работы по теме "Проектная технология как инструмент развития творческих способностей и формирования личностных качеств младших школьников" перед общественностью.Делюсь свои...