КТД
статья (4 класс)

Альшанская Марина Геннадьевна

что такое КТД, типы и виды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollektivnoe_tvorcheskoe_delo.docx56.87 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективное творческое дело


Хотелось бы сразу отметить, что методика КТД мало эффективна в условиях одновозрастных отрядов и скоротечности смен обычного ДОЛ, в условиях которых коллектив, как правило, не успевает вызреть до реального использования данной методики, поэтому в ДОЛ используются, как правило, хоть широко и часто, но лишь отдельные техники КТД. (что пока частично рассмотрено в 
КТД в ДОЛ).

Исключениями могут быть отдельные случаи профильных смен, костяк детского коллектива которых составляют сверстники или старшие ребята (в процентном соотношении 1/3), которые уже знакомы и срослись с традициями методики КТД.

Оптимальна же КТД, возможно, как методика для детских организаций с постоянным детским коллективом в условиях системной методики “длительной игры” (по И.Н. Жукову), но не обойдем вниманием суть методики КТД и здесь, приведя общее описание. Итак...


"Я отвечаю за них за всех, а они думают, что они отвечают." "Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. Игра должна заключаться не только в том, что мальчик бегает по площадке и играет в футбол, а в том, что каждую минуту своей жизни он немного играет, что-то из себя изображает, играя чем-то более высоким себя чувствует. Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем. И я, как педагог, должен с ним немножечко играть. Если я буду только приручать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть, полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег ..." Антон Семенович Макаренко.

“Всё творчески, иначе зачем?" Игорь Петрович Иванов


Основополагающий элемент методики А.С. Макаренко [1888 -1939], которую адаптировал к условиям обычных школ и внешкольных учреждений педагог из Санкт-Петербурга И.П. Иванов. Организуется таким образом, чтобы:

  • предложенная воспитателем идея была воспринята детским коллективом как собственная;
  • организуемая деятельность имела практическую направленность и была именно делом на благо собственного коллектива, других коллективов и людей — имела гуманистическую и альтруистскую цель;
  • чтобы на добровольных началах, с интересом и желанием в его реализацию могли включаться все члены коллектива и раскрывать свои творческие возможности.

Предполагает следующие этапы: принятие идеи, выделение совета дела, творческое коллективное выполнение, коллективный анализ и оценка, принятие идеи нового дела.

Коллективно-творческое дело это:

  • дело, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;
  • коллективное дело, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – детей и воспитателей, то есть является общей заботой;
  • коллективно-творческое дело, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.

Какие бывают КТД? По характеру ведущей деятельности выделяются КТД:

  • организаторские;
  • общественно-политические;
  • познавательные;
  • трудовые;
  • художественные;
  • спортивные.


Кратко. Структура коллективно-творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих стадий составляют действия воспитателей и детей, необходимые для целенаправленного развития у детей целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни, к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств.

Первая стадия – предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с детьми (беседы, экскурсии), готовят их коллективному планированию – рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.

Вторая стадия – коллективное планирование.

Третья стадия – коллективная подготовка КТД.

Четвертая стадия – проведение коллективно-творческого дела.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов.

Шестая стадия – ближайшее последействие.


Более полно. Система коллективных отношений - сотрудничества, взаимопомощи и ответственной зависимости складывается в процессе творческой деятельности, включающей несколько стадий - этапов. В технологии И. П. Иванова они имеют следующие названия:

  1. поиск идеи и предварительная постановка задач;
  2. сбор-старт;
  3. выборы совета дела;
  4. коллективное планирование дела;
  5. работа микроколлективов (оптимально по 5-7 человек);
  6. проверка готовности;
  7. проведение КТД;
  8. коллективный анализ («огонек»);
  9. стадия последействия.

В этих этапах-мероприятиях присутствует большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью, что и составляет главное своеобразие КТД.


Рассмотрим подробнее 
общий алгоритм проведения.

1 этапПредварительная работа воспитателя.

На этом этапе определяются педагогические задачи (воспитательный, развивающие, образовательные) предстоящего КТД., его место в общей системе воспитательной работы с коллективом. Будет ли оно продолжением, завершением уже осуществляемого или положит начало решению новой педагогической задачи. Продумывается общая идея, замысел дела, различные варианты проведения КТД.

Создается примерный "образ" будущего дела, продумываются все последующие -организаторские действия.

На этой стадии происходит так называемая "стартовая беседа", во время которой руководитель коллектива увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Когда? Где? С кем вместе? Главная задача взрослого - вовлечь каждого в деятельность с целью развития личности. Здесь же происходит разбивка на микрогруппы: по цветам, геометрическим фигурам, знакам Зодиака, капитанам, открыткам, отраслям наук, временам года, животным и т. д.

2 этап. Коллективное планирование и выборы совета дела.

На этом этапе каждому предоставляется возможность участия и обсуждения предстоящего КТД. Каким быть делу? Как к нему готовиться? Кто станет организатором подготовки? Кому, что поручить? Чтобы каждый высказал свое мнение, ответил на вопросы. А для этого нужно распределить ребят на творческие группы с учетом их интересов, особенностей в общении. Затем весь коллектив слушает представителей каждой микрогруппы. Коллективное планирование может состояться на общем собрании, сборе. А можно провести аукцион идей, нью - банк, конкурс между микрогруппами на лучшее предложение к плану, самый интересный проект дела, выставку молний от микрогруппы с предложением по плану и др.

Определяющую роль на этом этапе играет взаимное убеждение в необходимости и пользе дела и взрослых, и воспитанников. Педагог сопоставляет выдвинутые варианты, задает наводящие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи и критикует, ставит дополнительные задачи "на размышление". Выбирается Совет дела, определяются задания микрогруппам, отдельным воспитанникам.

Педагог предлагает участникам варианты заданий. Представители микроколлективов задают, по необходимости, уточняющие, конкретизирующие вопросы, ставят дополнительные "задачи на размышление" и т. д.

3 этап. Коллективная подготовка.

Сообща составленный проект уточняется и конкретизируется сначала Советом дела вместе с педагогом, а затем передаётся на обсуждение в микрогруппы, которые планируют своё поручение и начинают работу по воплощению общего замысла и в конкретной его части. А в целом получается общее дело.

Педагог побуждает ребят к целенаправленному и добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла.

Он участвует в сборах микрогрупп, где распределяется общая работа между участниками, решается, кто и что конкретно сделает, направляя энергию ребят в нужное русло, подсказывая нужное решение, поддерживая инициативу, обращая внимание на какие- то упущенные детали, убеждая их в необходимости добросовестного участия в общей творческой заботе об улучшении окружающей жизни. В процессе подготовки предоставляется широкая возможность педагогу в осуществлении личностного подхода, включения детей в ситуацию успеха, преодоления трудностей, достижения с целью преобразования личности и всего коллектива.

Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах. При этом используют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и весь опыт прежней жизни.

4 этапПроведение КТД. ( Содержание и методика КТД зависят от темы, целей, его формы: деловая игра, трудовой десант, ярмарка солидарности и др.).

Стадия проведения КТД - это итог работы , проделанной при его подготовке. На этом этапе педагогу важно обеспечить правильный эмоциональный настрой, поддерживать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, стремление преодолеть трудности.

Следует помочь ребятам правильно выдержать время и силы, не подменять, пусть каждый действует так, как намечено, делает то, что ему поручено. Пусть каждый воспитанник прочувствует всю меру ответственности и силу организации. Задача педагога на этом этапе - находиться там, где он нужнее : рядом с ведущими, в како-то микрогруппе, в каждой из них, с гостями, родителями и т. д . Главное- своим участием, отношением, переживаниями подчёркивать, что всё происгодящее- это общее дело, и оно педагогу также дорого, как и ребятам.

5 этапПодведение итогов. Коллективный анализ дела.

Всегда ли нужно непременно коллективно анализировать проведенное дело? Всегда. Потому что анализ помогает осмыслить как удачи, так и ошибки, осознать накопленный опыт, а главное - извлечь уроки на будущее. Как это сделать? В одном случае годится письменная анкета, которую заполняет каждый из ребят, в другом - обстоятельный разговор, сначала в микрогруппах, а затем на общем сборе: что удалось и почему? Что не получилось и почему? Что надо учесть в будущей работе? Выступить может каждый. Задача взрослого- помочь детям дать адекватную оценку прведённому КТД и самооценку. При этом педагог опирается на положительный опыт, который приобрели ребята в процессе подготовки и проведения КТД, вновь по-товарищески убеждает ребят в необходимости дальнейшей работы по улучшению их самих, школы, окружающей жизни.

Коллективно анализируя и оценивая сделанное, ребята приучаются выдвигать более сложные, чем прежде задачи. Они учатся вырабатывать общественное мнение и создавать добрые традиции.

На этой стадии воспитатель ставит задачи для размышления (возможно, в специальных анкетах): что у вас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаете на будущее? Воспитатель побуждает детей сопоставлять мнения и предложения, уточняет вопросы, стимулирует поиск причин успехов и неудач, словом, осуществляет товарищескую заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в общих размышлениях.

6 этап. Ближайшее последствие.

Главный смысл этого этапа - расширение круга добрых дел. Педагогу важно поддержать и развить хорошие начинания, закрепить и способствовать, улучшению тех отношений - отношении дружбы творческого сотрудничества взрослых и детей, отношений взаимопонимания, подлинного товарищества, - которые были рождены и создавались в процессе подготовки и проведения КТД.

Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТД - его ближайшего последействия. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками в различных видах деятельности опыта, накопленного при планировании, подготовки, проведении и обсуждении КТД.


Особая роль в КТД отводится самодеятельности и самостоятельности работы; в детском коллективе существует формула четырех «само»: «
сами придумываем, сами планируем, сами делаем и сами анализируем».

Суть его состоит в следующем (совсем вкратце). Особо выбранный "совет дела" собирает предложения, отбирает, планирует, организует работу ("совет дела" - одна из разновидностей творческой группы). Затем все вместе проводят дело. После этого все опять собираются и коллективно обсуждают: что было хорошо, что плохо, кто как работал (анализ дела).


КТД, как система, исходит из того, что дети должны быть включены в разнообразные виды деятельности (познавательную, трудовую, художественную, спортивную, общественную, ценностно-ориентировочную, досуговую), что дает возможность ребятам попробовать себя в разных ролях и найти свою нишу. Причем ребенок обычно не интересуется причинами, по которым он приглашен участвовать в игре, приглашает в игру других детей или бросает игру. В детской реальности для обозначения всего комплекса причин этих событий существует только один критерий - "интересно - неинтересно".

Форма КТД подразумевает общее обсуждение (придумывание), выполнение и анализ деятельности коллектива. Для такой деятельности ребенок должен быть подготовлен. Слабо верится, что 40 человек вдруг сразу научились не просто не перебивать друг друга, а к тому же совместно производить некий продукт, к тому же еще и творчески...

Для этого совсем недостаточно посадить ребят в круг и сказать: "Давайте вместе что-нибудь придумаем...". Точнее посадить и сказать-то можно, только касательства к КТД это будет иметь мало. Как правило, при таком подходе в работе участвуют от силы четверть самых активных ребят, а остальные, в лучшем случае, становятся исполнителями (статистами).

Для использования всех преимуществ КТД необходим вводный этап, на котором ребенок будет замотивирован на творческую, коллективную деятельность, как на самую интересную и эффективную. А для этого ему должно стать тесно в рамках индивидуальной деятельности, должен возникнуть узкий круг его непосредственных контактеров, с которыми хочется и не страшно!!! поделиться идеей.

Формула дела

Организуя любое дело, в первую очередь нужно иметь ввиду, для кого оно проводится, кому принесет радость и что получат для своего развития ребята-участники. Но, для успеха любого дела необходимо и ребятам, и взрослым учитывать объективно существующую логику его организации. Удобно для этого использовать так называемую «формулу дела», которая выглядит так: задумали – посоветовались – продумали – заинтересовали всех – наглядно оформили – помогли в подготовке – провели – подвели итоги и поощрили лучших – проанализировали и сделали выводы на будущее.

1. Задумали. В соответствии с предложением ребят на общем сборе включили в план жизни лагеря дело (например, музыкально-литературную гостиную). Инициативная группа предложила основную идею и общий план дела;

2. Посоветовались. А) С ребятами о том, стихи каких поэтов, чьи песни они хотели бы услышать (если в лагере есть ребята, которые сами сочиняют стихи и пишут песни, то, предложите им выступить); Б) Со взрослыми в лагере о стихах и песнях, которые можно использовать; В) С музыкальным работником о подборе музыкального материала, с радистом и завхозом о техническом оснащении вечера.

3. Продумали. Точно определили темы для выступления; Составили сценарий вечера; Посмотрели какие нужны творческие группы для постановки и кто может в них входить.

4. Провели рекламную компанию (анонсы, афиши) и наглядно оформили. На утренней линейке или в столовой провели небольшой анонс вечера (спели песню, прочитали стих); пригласили на вечер работников лагеря; одновременно на видном месте вывесили яркую афишу (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать)

5. Помогли в подготовке выступления каждому отряду, группе

6. Провели музыкально-литературную гостиную по своему сценарию с учетом собранных мнений, предложений и технических возможностей лагеря.

7. Подвели итоги и поощрили лучших: на самом вечере или после его проведения отметили наиболее активных участников и наиболее интересные выступления

8. Проанализировали и сделали выводы на будущее. Что получилось? Что не получилось? Как можно было сделать лучше?

8.1.1. К анализу желательно привлечь (по возможности) всех ребят и взрослых, кто участвовал в вечере или просто присутствовал.

8.1.2. «Формула дела» позволяет проследить организацию дела от начала до конца, не упустить ничего важного при подготовке; увидеть все плюсы и минусы. Следуя формуле, ребята могут проявлять большую самостоятельность, и педагог имеет возможность сосредоточить свое внимание на том, как принимает участие в деле каждый ребенок.

Условия успеха дела.

1. Цель и задачи дела должны лежать в плоскости основных целей и задач воспитания, определенных на текущий период жизни коллектива.

2. Цели и задачи дела должны быть хорошо поняты и приняты всеми предполагаемыми его участниками.

3. Содержание, форма, приемы дела должны быть продуманы так, чтобы обращаться к уму и чувствам всех участников и вызывать потребность активно действовать на радость людям (новый, разнообразный по жанрам материал; как можно чаще обращаться к присутствующим).

4. Подготовка и ход дела должны быть содержательными, вовлекать в активное участие в нем большинство ребят.

5. Должна присутствовать личная ориентированность: учет вклада каждого, согласно его потенциальным возможностям, - при подведении итогов, анализе дел, награждении за участие.

6. Ход дела должен соответствовать структуре драматического произведения (завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка).

7. Обязательный анализ на всех уровнях.

Методы подготовки отрядных дел

Существует несколько методов подготовки дел. Каждый метод основывается на особом способе формирования групп подростков — организаторов отрядного дела. Их три: инициативная группа, творческая группа, совет дела. Рассмотрим конкретно каждый.

Инициативная группа — временный орган отряда, группа ребят, которые являются инициаторами и организаторами определённого дела. Эти ребята:

  • предлагают провести отрядное дело;
  • пишут сценарий дела и готовят всё необходимое (художественное и музыкальное оформление, реквизит, призы и подарки победителям и т.д.);
  • проводят дело;
  • анализируют дело.

В инициативную группу входят желающие: и те, кто достаточно грамотны в данном вопросе, и кто просто хочет принять участие в подготовке дела, попробовать себя. Поэтому вожатому необходимо проконтролировать, чтобы поручения в группе были распределены с учётом знаний, способностей и возможностей каждого участника группы.

Творческая группа (творческое объединение) — группа наиболее подготовленных, грамотных, компетентных в том или ином вопросе ребят, регулирующая подготовку к какому-либо делу.

Творческая группа:

  • разрабатывает подробный сценарий дела;
  • распределяет поручения, задания микрогруппам в отряде, отдельным ребятам по подготовке дела;
  • корректирует действия ответственных за подготовку отрядного дела;
  • проводит дело;
  • анализирует дело, подводит итоги работы совместно со всеми ребятами отряда.

Совет дела — группа ребят, представителей микрогрупп, работает как временный орган управления в отряде, организующий и координирующий коллективную работу по подготовке к отрядному делу.

Совет дела:

  • привлекает к творчеству, проведению дела всех ребят отряда;
  • разрабатывает конкретный сценарий дела;
  • организует подготовку и проведение дела, распределяет поручения между всеми членами отряда;
  • контролирует выполнение поручений, помогает тем, у кого сложнее всего идёт работа, рассказывает об интересных находках, для того чтобы уже в ходе подготовки совершенствовать задания;
  • руководит выполнением задуманного, координирует действия ответственных;
  • анализирует проведённое дело со всеми ребятами отряда. [2, С. 94-96]

Порядок действий при подготовке и проведении коллективного творческого дела

  1. Обратиться к перспективным педагогическим задачам (программа воспитательной деятельности детского лагеря, программа деятельности на смену). Выделить из них те, на решение которых будет направлено данное дело. То есть, провести стратегическую ориентацию.
  2. Проанализировать сложившуюся ситуацию в коллективе на данный момент. Уточнить, какие к этому времени обнаружились проблемы (например, в отношениях ребят друг к другу, к коллективу в целом, к деятельности, к общественным ценностям и т.п.)
  3. Определить место данного дела в общей системе воспитательной работы с коллективом. (Дело может стать продолжением цикла уже прошедших дел, или положит начало работе по определенному направлению, или станет завершающим этапом в решении какой-нибудь практической задачи и т.д.)
  4. Конкретизировать педагогические задачи на данное дело. Чем точнее определен предполагаемый результат, т.е. сформулирована цель, тем реальнее достижение цели. Задачи должны быть максимально конкретными, реальными, достижимыми. Пусть их будет немного, но они должны быть хорошо осмыслены.
  5. Подумайте над общей идеей, замыслом дела. Создав «образ» дела, вы сумеете правильно выбрать тактические позиции.
  6. Отобрать несколько вариантов возможных форм воплощения сложившегося замысла. Нужны несколько вариантов, чтобы обсудить их с детьми или привести в качестве примеров, чтобы, опираясь на них, вы придумали свой вариант.
  7. Составить свой план организации подготовки этого дела и коллектива. Смысл такого плана – продумать и расписать по времени и содержанию все моменты организации дела, т.е. весь последующий алгоритм своих действий.


Коллективная подготовка

На этой стадии все внимание сосредотачивается на работе микроколлективов. Важно не потерять из виду ни одного человека, так организовать работу, чтобы каждому нашлось конкретное, важное и посильное дело. Понадобится постоянное внимание старшего. Порядок действий возможен такой:

  1. Помощь микроколлективам в подготовительной работе. Нужно побывать на сборах групп (или творческих объединений), где будет распределяться, кто и что делает: ищет нужный материал в библиотеке; советуется со специалистами; занимается оформлением; готовит сувениры и т.д.
  2. Принимать участие в промежуточных сборах совета дела (творческой группы), помогая решать возникающие вопросы, корректируя ход подготовки дела. Задача педагога - быть рядом, участвовать, советовать, но прямое участие в обсуждении может быть целесообразным только в том случае, если оно не будет подавлять ребячьей мысли, инициативы.
  3. Особо поработать с ведущими дела. Важно как можно подробнее обговорить с ними все детали, даже то, как они будут одеты, где встанут, где будут находиться во время выступления ребят и т.д. От ведущих зависит очень многое: общий настрой, атмосфера, темп, четкость, организованность.
  4. Организовать репетиции фрагментов проведения дела, если нужно. Такая необходимость может возникнуть в случае, если дело содержит творческие выступления, сценические действия.
  5. Проверка готовности. В последний раз обговариваются все организационные моменты проведения дела: когда, где, как и кто подготовит помещение – наведет порядок, расставит столы и стулья, развесит оформление; кто организует размещение гостей и участников; кто обеспечивает музыкальное сопровождение; кто принесет необходимый реквизит (цветы, булавки, детали костюмов и др.); наконец, кто по окончании дела расставит на место мебель, сделает уборку помещения. Что касается содержания, подготовленного микроколлективами, совсем необязательно раскрывать его полностью, чтобы не нарушить задумку сюрприза. Не забыть уточнить с ребятами: как будут подводиться итоги дела – награждение, сюрпризы участникам и гостям, наметить время и порядок коллективного анализа.


Проведение дела

На стадии проведения творческого дела можно выделить три основных момента:

  • приготовления непосредственно перед началом дела;
  • само проведение дела;
  • завершение дела.

В каждом из этих моментов необходимо выбрать правильную позицию, определить свою роль и место

Момент приготовления. Несколько общих правил:

  • На все должно хватить времени. Его нужно распределит так, чтобы обойтись без авральной суеты. Но и затягивать нельзя, ребята могут «перегореть», утомиться от ожидания.
  • Не следует делать того, что могут сказать и сделать сами дети. Пусть почувствуют меру ответственности и силу организации.
  • Очень важны общий настрой, атмосфера и настроение каждого. Главное – спокойствие, мажор, доброжелательность, уважение. В момент, когда идут последние приготовления нельзя суетиться. дергать детей, раздавать налево и направо указания, устраивать репетиции, когда все уже собрались, устраняться: «Пусть выкручиваются, как хотят», оттягивать начало.

Дело началось. Перед вами вопрос: где находиться? Ответ один: там, где нужно. Рядом с ведущими, в одном из микроколлективов, а каждом из них по очереди, с гостями. Может, вы принимаете непосредственное участие в деле вместе с детьми. А может, подготовили с другими педагогами творческий сюрприз. Главное – своим участием, отношением подчеркнуть, что все происходящее – это общее дело и оно вам так же дорого, как и ребятам.

Дело завершено. Важно также дружно, как и готовились, завершить работу, подвести итоги, определить победителей, если это было состязание, поблагодарить всех участников и гостей, вручить сувениры, привести, наконец, в порядок место проведения дела.


Коллективный анализ

Непременно нужно коллективно анализировать проведенное дело. Анализ заставляет осмыслить сделанное, понять природу удач и ошибок, осознать накопленный опыт, извлечь уроки на будущее.

Анализ можно проводить сразу по окончании дела, если ситуация благоприятная и позволяет время. Это оптимальный вариант. Но бывает так, что дело закончилось на такой ноте, что создавшийся настрой нельзя нарушить. Или ребята сильно устали, или, наоборот, взбудоражены, или просто нет времени. Тогда анализ можно провести и на следующий день. В условиях лагеря анализ лучше всего проводить на вечернем огоньке. К анализу должны готовиться и педагог и организатор дела – например, руководитель творческой группы. Подготовка к анализу идет на протяжении всего процесса подготовки, организации и проведения дела. Педагог может сам делать пометки, и может обращать внимание организатора: вот об этом обязательно нужно будет сказать на анализе. Первичные вопросы-задачи на размышление, как предлагал И.П. Иванов в пятой из его шести стадий коллективного творчества: Что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее. Производные направляющие действия воспитателя – сопоставление мнений, уточняющие вопросы, развитие и обобщение предложений, высказанных детьми,- представляют собой заботу о том, чтобы каждый ребенок участвовал в размышлении об опыте своих товарищей и своем собственном, в определении ценностей и собственных приобретений по итогам проведенного дела, в извлечении уроков на будущее.

Ближайшее последействие. Эту стадию нужно учиться прогнозировать еще при подготовке дела: а что будет потом? Какие могут быть выводы и последействия этого дела? Если приняты конкретные решения, их нужно будет выполнить. Если последействие рассчитано на какое-то время, подумайте, как вы будете поддерживать связь с участниками дела и узнаете о результатах (например, общение по Интернету, письма, и т.п.)

Требования и формы коллективного творческого дела

Суть – дети сами ищут интересные дела, сами планируют, разрабатывают при активном участии вожатого. Вожатый подводит детей к направленной деятельности. Дети сами проводят и анализируют КТД. Вожатый ищет место каждого ребёнка в деле, поддерживает любой поиск, побуждает к добросовестному исполнению дел, опирается на микрогруппы.

Требования к КТД

  1. КТД должно опираться на предшествующий опыт ребят, на знания, полученные ранее.
  2. Каждый должен найти себе место в деле.
  3. Необходимо соблюдать последовательность действий. Любой этап – творчество ребёнка, которое нужно заметить.

Форма КТД

  1. Общественные (беседа за круглым столом, диспут, рассказы и другое).
  2. Трудовые (город весёлых мастеров, защита профессии и другое).
  3. Познавательные (вечер весёлых задач, КВН, тусовка мечтателей).
  4. Спортивные (весёлые старты, день здоровья, другое).
  5. Художественные (карнавал мод, театр пантомимы).
  6. Досуговые (аукцион забав, живые картины, рыцарский турнир).


Какое бы КТД вы не проводили, помните, что оно должно проводиться с определенной целью, которую вам надо достичь при проведении дела.

Стадии КТД

Стадии

Педагогические целеполагания

Методы, формы деятельности коллектива

Предварительная работа (1 стадия)

С какой целью?

Для чего, с кем? Кто может помочь? Что сделать? Кому быть организатором? Как подключить детей?

Нацеливающие воспитательные мероприятия,

стартовые беседы, рассказ-размышление, убеждение на собственном опыте. При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с ребятами. Тон разговора доброжелательный, заинтересованный.

Коллективное

планирование (2 стадия)

Какое дело проведём? Где его провести? На радость и пользу кому? Как лучше провести? Кто будет ответственным?

Кто будет ведущим?

Сбор-старт: обоснование предложений, задач на размышление. Творческий поиск. Открытая дискуссия. Деловая игра. Выборы совета дела, творческой или инициативной группы. Взрослые принимают участие в общей работе на равных условиях.

Подготовка дела

(3 стадия)

Как развить положительные качества детей? Как преодолеть отрицательные качества? Как включить всех в активный творческий? Как научить детей преодолевать трудности и не поддаваться соблазнам?

Увлечение добрым сюрпризом. Помочь товарищеским советом. Доверие. Товарищеское требование. Подготовка проекта (по секрету). Увлечение делом, поиском, романтикой, героикой и игрой. Уточнение проекта КТД. Традиция общей коллективной работы.

Проведение дела

(4 стадия)

Как воодушевить воспитанников и помочь им сосредоточиться на главном в КТД? Как увлечь воспитанников личным примером? Как создать перспективу близкого успеха? Как научить ребят выходить из затруднительного положения?

Общественно-политические КТД, трудовые, художественные, спортивные. Формы: операции, диспуты, соревнования. Задача взрослых – пробудить и утвердить у ребят мажорный тон, бодрость, уверенность, стремление преодолеть свои трудности. Главное- спокойствие, выдержка, приподнятое настроение.

Подведение итогов (5 стадия)

Как научить ребят коллективно подводить итоги своей работы? Как помочь воспитанникам анализировать и оценивать проделанную работу?

Товарищеский сбор. Сборы-огоньки. Похвала. Поддержка. Пробуждение товарищеских чувств. Награда. Критика. Наказание. Взрослые должны помочь ребятам выяснить причины успеха или неудачи.

Ближайшее последействие

(6 стадия)

Как научить ребят реализовать выводы и предложения? Как научить воспитанников использовать полученный опыт? Как научить осуществлять собственные решения? Как убедить в необходимости дальнейшего улучшения своей и окружающей жизни?

Радостная перспектива. Творческие группы. Расстановка сил. Доверие. Взаимопомощь, приучение. Педагоги и друзья ребят помогают в выполнении тех решений, которые были приняты общим сбором. Смысл последействия- в расширении круга добрых дел.

Методика аналитической деятельности

Прежде чем проводить то или иное мероприятие, нужно четко определить целеполагание для того, чтобы в конечном итоге был виден результат.

Целеполагание: цели и задачи.

  1. Мотив (Почему?)
  2. Цель – задачи (Зачем?)
  3. Содержание (Что?)
  4. Формы, методы (Как?)
  5. Результат.


Для того чтобы произошёл сдвиг с 1 ступени на 2 ребёнок должен знать ответы на следующие вопросы:

  • для чего он это делает,
  • что он делает,
  • с кем он делает.


Если было целеполагание и получен результат, то необходимо проанализировать почему он получился именно таким.

Анализ дела:

  • были ли достигнуты цели и задачи,
  • какими методами,
  • как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, другое),
  • отношение ребят к делу,
  • приходилось ли вам вносить корректировки, почему, что это дало,
  • что нужно учесть при проведении следующего дела.


Анализ дня происходит перед сном на огоньке. Огонёк – специальная форма общения детей друг с другом и со взрослыми, т.е. общение информацией, эмоциями, при которой происходит формирование межличностных отношений.

Виды огоньков:

  • рассказ-эстафета,
  • пакет откровений (все отвечают на вопросы, вытащенные из конверта. Они могут быть заготовлены вожатым или детьми),
  • музей любимых вещей,
  • цветик - семицветик (какое желание ты бы загадал),
  • незаконченное предложение,
  • театр миниатюр (отношение к событиям с разных сторон),
  • другие.


Тематические огоньки.

Характеризуются философским содержанием. Служат для получения новой информации, проводятся в зависимости от логики и событий дня.

Приёмы для всех огоньков.

  1. Дети сидят в кругу вокруг костра или свечи.
  2. Проводятся в специальном месте заранее оформленном.
  3. Время проведения в среднем 1 час.
  4. Настроение – сочетание лиричности торжественности, открытости и доброжелательности.
  5. Соблюдаются правила общения:
  • слушать не перебивая.
  • разговор в одну треть голоса.
  • закон поднятой руки.
  • правило свободного микрофона.
  • критика воспринимается адекватно.
  • критикуют не людей, а поступки.
  • про хозяйственные вопросы на огоньке не разговаривают.
  • если человек стесняется или не хочет участвовать в беседе, заставлять не надо, для того, чтобы он не выпадал из круга общения, пусть скажет 2 слова.
  • вожатый контролирует темп и тональность беседы, показывая на личном примере.

Анализ дня (для вожатого)

  1. Какие цели ставил, какие достиг, какие нет?
  2. Что было важным в течение дня?
  3. Как вёл себя отряд:
  • был ли организован
  • какое было настроение
  • какие изменения произошли в коллективе
  • кто обратил на себя внимание
  1. Удался ли день в целом?
  2. Что нового он дал как вожатому?
  3. Задачи и цели на следующий день?

О формах работы в малых группах по выработке опимальных решений

Рейтинговое голосование

Применяется после мозгового штурма для сужения кол-ва идей или для выбора итогового решения. Общее кол-во идей делится на 3 (так психологи придумали), и округляется в большую сторону (получили число n). Каждый член группы может проголосовать за n идей, которые нравятся ему больше всего, но только по одному голосу за одну идею. Далее, если разница в кол-ве голосов между лидирующей идеей и следующей за ней большая, то останавливаются на лидирующей идее, если нет, то определяется "точка среза" - кол-во голосов которые должна набрать идея, чтобы остаться в списке для дальнейшего обсуждения. В итоге (к примеру) из 20 идей остается только 5, они еще раз обсуждаются и выбирается одна.

Объединение и дополнение

Ищутся схожие идеи и объединяются в одну, например, путем сложения отдельных компонент каждой идеи. Важно, чтобы авторы идей не были против такого объединения.

Негативное голосование

Ставится вопрос, кого, какая идея совершенно не удовлетворяет?

Это можно проводить прямым или рейтинговым голосованием.

Далее рассматриваются идеи набравшие минимальное кол-во отрицательных голосов. Для них ставится вопрос: что нужно сделать, чтобы голосовавший отрицательно этого не делал, как можно изменить эту идею? Если есть возможность изменить идею так, чтобы снять негативный голос, то это делается.

Матрица критериев

На самом деле, если использовать ее в полном объеме, то штука достаточно сложная. Рекомендуется, чтолько для сплоченных групп, которые работаю вместе не первый год. Однако, можно с успехом использовать ее отдельные компоненты.

Определяются критерии, которым должно удовлетворять принятое решение. К примеру (недорого, чтобы все учавствовали, небольшое время на подготовку и т.д.)

Далее составляется матрица вида: идея/критерий (в заголовках столбцов - идеи, в заголовках строк - критерии).

Далее последовательно проводится голосование по каждому критерии, для каждой идеи (важно, что сначала по одному критерию для всех идей, по том по другому, а не наоборот, сначала все критерии для одной идеи, потом для другой).

Каждый имеет право проголосовать "За" или ""Против" данный критерий идеи для данной идеи.

Количество всех голосов «За» суммируется по каждой идее и вносится в соответствующую клетку "Итого по идее".

По графе «Итого» выбирается лучшая идея.

Если сложно выбрать окончательную идею, а также позволяет ситуация, то лучше использовать не одну, а несколько идей. Так же, как и в рейтинговом голосовании.

ИНСТРУМЕНТЫ ВЕДУЩЕГО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОГЛАСИЯ

ОТКРЫТИЕ

СУЖЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для сбора идей и информации

Чтобы организовать информацию

Чтобы прийти к согласию

  • Мозговой штурм
  • Прояснение
  • Объединение сходных идей
  • Отбор идей
  • Голосование (N/3)
  • "Дополни/отбрось"
  • "Возьми обе"

  • Мозговой штурм

- Группа договаривается о времени штурма (не более 10 минут, потом можно добавить)

- Собирается и записывается максимум идей

- Идеи не обсуждаются

- Настройся на успех и работай творчески!

  • Прояснение

Добейтесь того, чтобы все члены группы понимали смысл всех предложений.

  • Объединение

С одобренья все группы объединяются похожие идеи, чтобы избежать повторений

  • Голосование (постановка приоритетов)

Общее число идей делится на 3, чтобы получить число голосов на каждого члена группы. Затем, участники голосуют за наиболее понравившиеся идеи, число голосов проставляется рядом с ними. Если идея не находит сторонников, она не вычеркивается, а отмечается нулем или оставляется без рейтинга.

  • Отбор идей

Группе предлагается определить "точку среза": расположив идеи по количеству полученных голосов, ищут такую, на которой можно остановиться, и все следующие за ней исключить из рассмотрения.

Имеет смысл ориентироваться на разницу между соседними идеями: например, если голоса распределились как 10, 10, 9, 8, 4, 4, 3, то точкой среза может стать идея с восемью голосами.

  • "Дополни/отбрось"

Попытайтесь дополнить главные идеи подробностями и, таким образом, отказаться от менее важных предложений.

  • "Возьми обе"

Избегайте решений типа "либо-либо", подумайте, нельзя ли работать с несколькими из оставшихся идей одновременно.