Создание условий для социализации обучающихся в начальных классах.
методическая разработка

Алтынбаева Динара Зиннятовна

 Первостепенное значение в своей работе отвожу социализации обучающихся, признанной в качестве одной из задач российского образования. Я считаю, что социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако, наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы, поэтому я работаю над созданием условий  по социализации учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsii_obuchayushchihsya_v_nachalnyh_klassah.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для социализации обучающихся

в начальных классах.

(из опыта работы учителя начальных классов Алтынбавой Д.З.)

 Отдельное место в своей работе отвожу социализации обучающихся, признанной в качестве одной из задач российского образования. Я считаю, что социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако, наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребёнка, его формирования и развития, становления как личности, происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние. Я считаю важным то, что необходимо вовремя сориентировать ребёнка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Поэтому работаю над созданием на уровне  начальной школы  авторского дидактического и методическое обеспечение по социализации обучающихся – система работы становления личности «Ты- гражданин России!», цель которой – поэтапное создание условий для социализации, воспитания и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Человеческое сообщество называется социумом, члены этого сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. Общество - это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда.

Передо мной  стоит задача мудро и системно включить ребёнка в процесс усвоения социальных норм и культурных ценностей в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в школьной среде, в социуме микрорайона. Это удается только в неразрывном единстве урочной и внеурочной работы по предмету.

Формы  социализации.

Работая над аспектами социализации личности в школе, я изучила работы И. С. Кона, А. В. Мудрика, педагогическую концепцию Р. Штейнера (Вальдорфская школа) и выяснила, что важнейшие педагогические принципы, которым я следую в своей работе, близки Вальдорфской школе:

- ориентация на уровень развития, социальный опыт и потребности отдельного учащегося, индивидуальное стимулирование;

- расширение детского самоуправления, партнерский стиль взаимоотношений между учителем и учащимися;

- усиление гражданско-правового воспитания в духе толерантности и общечеловеческих идеалов (правды, добра, красоты и свободы);

- организация воспитательной работы на принципах единства прав и обязанностей;

- тесная связь с родителями, общественными организациями.

Использование ИКТ на уроках  позволяет изменить взаимодействие "учитель-ученик": не только передавать школьнику знания, но и развивать у него логику, мышление, превратить его не в пассивного слушателя, а в активного участника, соавтора урока.

Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня, информационно-коммуникационные технологии уверенно завоевывают себе место в учебно-воспитательном процессе. Информационные технологии позволяют по- новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации, помогают работать по- новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты великих деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

Презентация позволяет иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают социальный опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной культуры.

Для наглядной, эмоциональной, информационной насыщенности урока и активации познавательной деятельности учащихся на уроке активно использую ИКТ (слайд-шоу, работу с электронными учебниками, интерактивными картами и тестами, интерактивной доской);

- применяю технологии проектных исследований школьников, предполагающих поиск, обработку и подачу ими найденной информации;

- стимулирую познавательную активность учащихся через творческие задания, работу с документами, виртуальные музейные экскурсии.

В мире постоянно увеличивается объем знаний, происходит огромное количество открытий и достижений, быстро устаревают уже имеющиеся сведения, каждому человеку необходимо, но не всегда просто, ориентироваться во всевозрастающем потоке информации - все это заставляет задуматься о том, что источник новых знаний следует искать непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Одним из таких источников сейчас становится исследовательская деятельность учащихся. Приобщение школьников к исследовательской деятельности является одним из способов формирования активной жизненной позиции молодого человека.

       Стратегией исследовательской деятельности является решение основополагающей задачи образования и воспитания, повышение качества образования - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Мной как учителем начальных классов проблема исследовательской деятельности учащихся решается в нескольких направлениях и с моей точки зрения это правильно и наиболее отвечает целям и задачам современного образования. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что дети уделяют мало времени чтению детской, научно – познавательной литературы. Используются информационно-коммуникационные технологии. Все это соответствует современным задачам обучения.

В 1 классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому отдельных занятий, посвящённых исследовательской деятельности не проводится. На уроках и внеклассных занятиях возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Достичь этого можно проблемным, или частично-поисковыми методами. Подобная работа проводится мной на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики, технологии. Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Например, при изучении темы «Устное народное творчество», продуктом нашей работы являются книжки- малышки, выставки рисунков и поделок, стенгазеты. Это краткосрочные проекты продолжительностью от 1 урока до недели.

   Идея проекта, как правило, рождается у учителя. И я создаю проблемную ситуацию так, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше, и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать.

  Вводить первоклассников в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, заинтересовывать тематикой проекта, поддерживать интерес я начала по принципу «скрытой координации». На осенней экскурсии обратила внимание школьников на красоту желтеющих берез: «Как красиво вокруг! Но вся эта красота скоро исчезнет. А как же можно сохранить хоть частичку этого осеннего царства?» Вот тогда мы и решили собрать как можно больше красивых листьев, сделать из них аппликации и любоваться своими работами в течение года. Получились красивые звери, птицы, цветы. Все они нашли свое место в стенгазете «Золота осень». Итогом проекта стал праздничный концерт «Осенняя фантазия» для детей и родителей. 
Во 2 классе дети уже умеют читать, писать, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки исследовательской                                               работы и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, второкласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем, над которыми мы работали: «Моя семья», «Моя любимая игрушка», «Мой друг»
 «Моя малая Родина» «Моя родословная» и др.

      Во 2 классе мы работали над коллективным проектом «Цветник», который состоял из двух этапов: подготовительный и практический (озеленение клумбу) Подготовительный этап предполагал сбор информации о цветах, конкурс рисунков по составлению эскиза клумбы. Практический этап- посадка рассады, высадка растений в школьный цветник. Работая над проектом «Мама – солнышко моё», дети совместно с родителями составили  герб семьи, выпустили стенгазету (сочинение о маме и рисунок мамы) изготовили  подарки-сюрпризы мамам (объемная аппликация «Цветок для мамы»),приготовили сценку и песенки о маме .

       В рамках проекта «Промышленный туризм» в течение нескольких лет мы посещали различные предприятия, знакомились с профессиями нашего района. После таких экскурсий у ребят в памяти оставались неизгладимые впечатления. По свежим следам предлагала свои мысли высказать в сочинениях, в мини-проектах. В ходе исследовательской работы, нам удалось заглянуть в древность и узнать историю появления тех или иных профессий. Затем в групповой форме или в индивидуальной выбирали тему для своего проекта, например, «Профессия пекаря», «Профессия пожарный». Некоторые дети делали книжки- малышки, творчески оформляли свои работы. Эти мини-проекты мы объединили в один коллективный проект и у нас получился к концу 4 класса проект «Про100 профессия». Задача данного проекта – расширить кругозор обучающихся, прививать интерес к профессиям, воспитывать уважение к людям труда.

     Для организации проектной деятельности я применяю интерактивное конструирование. Это конструкторы с обширным набором тематических объектов. Вариативность и открытость содержания таких сред позволяет детям максимально проявлять активность и творчество. При создании проекта дети опираются на то, что они видят в конструкторской среде, изучают предложенные им объекты, при помощи специального инструментария изменяют их свойства и создают свой «продукт», в котором отражают свои представления об окружающем мире.

    Часто в учебно-познавательной деятельности младших школьников участвует еще и третий субъект - родители. Они и стали нашими единомышленниками, но предварительно на родительских собраниях, я разъясняла суть, значимость проектной деятельности для развития личности детей, знакомила с этапами работы над проектом, роли и формах участия родителей по мере взросления детей. Готовила памятки для детей и родителей по организации работы над проектом.

        В третьем и четвёртом классах – исследовательская работа более расширена и начинается с первой четверти. Дети уже могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать анализ полученной информации, ставить цели и задачи.

   Выполнение индивидуального итогового проекта в 4 классе обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС. Исследовательские  проекты, которые дети защитили после 4 класса, были качественно подготовлены. Так как патриотическое воспитание, является составной частью моей воспитательной работы, то многие учащиеся выбрали тему ВОв. Дети с большой гордостью рассказывали о своих прадедах, которые воевали во время ВОв. Все исследовательские работы имели компьютерную презентацию. Поэтому по итогам выступлений я поощряла учеников, которые хорошо подготовились, и тех, кто задавал интересные вопросы. Такие мероприятия расширяют кругозор не только мотивированных детей, но и всего класса в целом. Дети получают опыт публичного выступления, учатся доказывать свою точку зрения. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, я поощряла грамотами. С лучшими исследовательскими работами, отмеченными в классе, учащиеся выступают на   школьной научно-практической конференции «Туган як».

Каждый год мои ученики с индивидуальными исследовательскими работами побеждают в областном конкурсе «Люблю тебя, мой край родной!»

 На Всероссийский очный конкурс «Наша история» была отправлена исследовательская работа Алтынбаева И. на тему: "Крым - путь на Родину". Данный конкурс был инициирован Советом Федерации, с целью приобщить молодежь к современной истории России. Из 8 тысяч работ были отобраны работы, авторы которых рекомендованы к участию в очном этапе конкурса, который состоялся в г. Москва в май 2017 года. Жюри достойно оценило выступления участников, наградило дипломами и ценными подарками.

   В ноябре 2016 года, в Законодательном Собрании прошла церемония награждения победителей научно-практической конференции туристско-краеведческого движения пензенских школьников «Земля родная».  В номинации «Военная история» заняла 1 место и стала обладателем специального приза моя ученица Шафеева Ильнара с проектно-исследовательской работой на тему: «Испытание Афганистаном». В этой работе она проанализировала историческое значение советско - афганской войны иисследовала вклад ШафееваРашита Т. в лепту солдатского героизма.

Мои ученики, работая над проектами, овладевают методами научной, творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация учащихся. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в других конкурсах, олимпиадах и НПК.

Системно-деятельностный подход в обучении, организация исследовательской работы школьников способствуют использованию сильных сторон каждого обучающегося.

- Когда ученик полноправный член общества?

Социализация дает личности возможность функционировать в качестве полноправного члена общества. Таким образом, социализация - это присвоение подрастающим поколением социально-психических механизмов полноценного функционирования человека.

Итак, на каждом уроке, на внеклассных мероприятиях последовательно создаются условия, чтобы каждый ученик почувствовал себя винтиком единого школьного механизма, а впоследствии - гражданином единого российского общества. Данный подход позволяет поддерживать и развивать мотивацию учебной деятельности.

Цель своей работы я вижу в создании условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире через систему краеведческой работы.

Развитие мыслительной деятельности учащихся помогает заложить основы для формирования ключевых компетенций.

Приобщение учащихся к проектной, научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов. В переводе с латинского проектная технология означает "самостоятельный поиск пути" ("брошенный вперед").

Выполнение проектов даёт возможность для создания личностно - развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Метод проектов – личностно – ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

К благоприятным условиям следует отнести: продуктивность работы, т.к. коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее; способность к диалогу, помощи и сотрудничеству; сплоченность; преобладание хорошего настроения; признание права иметь свое мнение каждому ученику. Общественное мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает участие каждого. Работа группы, ее внутренне самоуправление позволяет развивать самооценку учеников.

Социализация изучается философией, социологией, социальной психологией, психологией, педагогикой, историей и этнографией. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации.

Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека.  Жизнь – это адаптация, процесс непрерывного обновления и изменения. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и от нас. Миру нужен самостоятельный человек. Еще на школьной скамье ребенка нужно научить ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения. Частью процесса социализации является воспитание и обучение. Именно школа должна помочь состояться молодому человеку. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом – созданием для ученика условий свободы, творчества, уважения каждого отдельного ученика и совместное взаимодействие с миром, человечеством, с самим собой.

Современное общество предъявляет высокие требования к развитию личности. Формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного искать и находить взвешенные решения, основанные на самостоятельном исследовании окружающего мира является одной из задач Стратегической национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Именно такие члены нашего общества будут определять успехи России в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В КЛАССЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье представлен опыт работы с учащимися начальной школы по организации условий самоорганизации личности  обучающихся.  авторы предлагают ряд приёмов  психологического изучени...

Социализация учеников начальных классов в рамках реализации ФГОС (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете школы учителя 1 класса, работающего по ФГОС....

Создание условий для социализации обучающихся в образовательном процессе

В статье ответы на вопросы: - Когда начинается процесс социализации? - Что способствует социализации вступающего в жизнь человека? - Как создать условия для социализации учащихся?...

"Создание условий для социализации и профессионального самоопределения воспитанников".

Социальная адаптация ребенка является многогранным процессом, предполагающим усвоение культурных и нравственных форм поведения,  личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими людьми ...

Доклад по теме самообразования: «Особенности работы с одарёнными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития в начальной школе»

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цел...