Критерии оценки сформированности функциональной грамотности как условия успешной социализации в начальной школе в коррекционном классе
методическая разработка (4 класс)

Екатерина Васильевна Рыженко

метод.р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_fg.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии оценки сформированности функциональной грамотности как условия успешной социализации в начальной школе в коррекционном классе

Оценка сформированности функциональной грамотности у младших школьников с особыми образовательными потребностями (коррекционный класс) требует адаптации стандартных критериев с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Важно понимать, что акцент делается на прогрессе и применении навыков в реальных жизненных ситуациях, а не на строгом соответствии нормативным показателям.

Адаптация

Критерии

Адаптация для детей с ОВЗ

Читательская грамотность

Понимание текста

Умение понимать смысл простых текстов (инструкции, короткие рассказы, объявления), адаптированных по сложности и объему.

Определение основной идеи текста (например, "О чем этот рассказ?").

Ответы на простые вопросы по содержанию текста (кто, что, где, когда).

Выделение ключевых слов и фраз.

Нахождение информации, необходимой для решения простой задачи (например, найти в расписании время начала урока).

Использование визуальной поддержки (картинки, схемы), упрощение языковых конструкций, чтение текста по частям, повторное чтение.

Использование информации из текста

Применение полученной информации для выполнения простых заданий (например, нарисовать картинку по описанию, следовать инструкции).

Выполнение простых инструкций, прочитанных в тексте.

Применение информации из текста для решения простых задач (например, как поливать цветок, прочитав инструкцию).

Нахождение связи между текстом и реальной жизнью (например, понимание, зачем нужно знать правила дорожного движения).

Пошаговые инструкции, демонстрация выполнения задания, помощь в организации действий, использование наглядных материалов.

Рефлексия на прочитанное

Выражение своего мнения о прочитанном тексте (например, понравился ли рассказ и почему)

Выражение простых оценочных суждений о тексте ("Мне понравилось…", "Мне не понравилось…").

Объяснение своего мнения простыми словами.

Соотнесение прочитанного со своим личным опытом.

Использование карточек с эмоциями, наводящие вопросы, обсуждение текста в группе.

Математическая грамотность

Применение математических знаний в простых ситуациях

Использование математических знаний для решения простых практических задач (например, посчитать деньги в кошельке, измерить длину стола).

Счет предметов в пределах 20 (или адаптированный диапазон).

Решение простых арифметических задач (сложение, вычитание) с использованием наглядных материалов.

Определение времени по часам (с точностью до часа или получаса).

Измерение длины, веса, объема с использованием простых инструментов (линейка, весы).

Использование конкретных предметов для счета, визуализация задач, разделение сложных задач на более простые этапы, использование счетного материала.

Интерпретация математической информации

Понимание простых графиков, схем, таблиц, содержащих математическую информацию (например, расписание уроков, диаграмма с количеством фруктов).

Чтение и понимание простых таблиц и графиков.

Извлечение информации из графиков и таблиц.

Сравнение данных, представленных в графической форме.

Упрощение графического материала, использование ярких цветов, выделение ключевой информации, объяснение условных обозначений.

Оценка математической информации

Сравнение различных вариантов решения задачи и выбор наиболее подходящего (например, какой магазин предлагает самую низкую цену на товар).

Сравнение числовых данных.

Выбор оптимального решения из нескольких предложенных.

Объяснение своего выбора.

Предоставление ограниченного количества вариантов выбора, наглядное сравнение, помощь в анализе преимуществ и недостатков каждого варианта.

Естественнонаучная грамотность

Понимание простых научных понятий

Понимание основных понятий из окружающего мира (например, времена года, животные, растения, погода).

Определение основных признаков предметов и явлений.

Классификация предметов и явлений по простым признакам.

Установление простых причинно-следственных связей.

Использование реальных объектов, опытов, экспериментов, визуальных материалов, мультисенсорного подхода.

Применение научных знаний в повседневной жизни

Использование научных знаний для решения простых бытовых задач (например, как ухаживать за комнатными растениями, как правильно сортировать мусор).

Применение знаний о животных и растениях для ухода за ними.

Понимание правил безопасного поведения в природе и дома.

Участие в простых экологических акциях.

Практическая деятельность, пошаговые инструкции, моделирование ситуаций, социальное научение.

Проведение простых исследований

Участие в простых наблюдениях и экспериментах (например, наблюдение за ростом растения, эксперимент с плавучестью предметов).

Участие в планировании и проведении простых экспериментов.

Сбор и анализ данных, полученных в результате наблюдений.

Формулирование простых выводов.

Активное участие в процессе, упрощение процедур, предоставление помощи и поддержки, акцент на сенсорном восприятии.

 Креативное мышление

Генерация новых идей

Умение предлагать нестандартные решения простых задач или придумывать новые способы использования обычных предметов.

Предложение нескольких вариантов решения одной и той же задачи.

Придумывание новых способов использования обычных предметов.

Генерация идей в процессе игр и творческих заданий.

Создание безопасной и поддерживающей среды, использование методов мозгового штурма, визуальная поддержка, помощь в формулировании идей.

Оценка и развитие идей

Умение оценивать свои и чужие идеи с точки зрения их оригинальности и полезности.

Оценка предложенных идей по простым критериям (например, "интересная", "полезная", "реалистичная").

Развитие идей путем добавления новых деталей и улучшений.

Сочетание нескольких идей в одну.

Использование простых критериев оценки, наглядные примеры, поддержка в процессе оценки, акцент на положительных аспектах каждой идеи.

Применение креативного мышления в решении проблем

Использование нестандартных подходов для решения простых проблем, возникающих в повседневной жизни.

Нахождение нестандартных решений проблем.

Применение креативных идей в играх, творчестве и учебе.

Самостоятельное преодоление трудностей с использованием креативных подходов.

Предоставление проблемных ситуаций, требующих нестандартных решений, поддержка в процессе поиска решений, акцент на практическом применении креативных идей.

Социальная и гражданская грамотность (частично)

Понимание социальных норм и правил

Понимание основных правил поведения в обществе (в школе, дома, на улице).

Соблюдение правил поведения в школе и других общественных местах.

Умение взаимодействовать с другими людьми (учителями, одноклассниками, взрослыми).

Понимание последствий своих действий для других людей.

Четкое определение правил, визуализация правил, моделирование ситуаций, социальные истории, поощрение за соблюдение правил.

Участие в жизни класса и школы

Участие в простых мероприятиях и проектах, направленных на улучшение жизни класса и школы.

Участие в уборке класса, уходе за растениями, подготовке к праздникам.

Оказание помощи одноклассникам.

Выполнение простых поручений.

Предоставление посильных задач, индивидуальная поддержка, поощрение за участие, создание позитивного опыта.

 Проявление эмпатии и толерантности

Умение понимать чувства других людей и проявлять сочувствие к ним.

Проявление сочувствия к другим людям.

Умение уступать и делиться.

Принятие различий между людьми.

Обсуждение чувств, чтение историй о дружбе и взаимопомощи, ролевые игры, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

Общие рекомендации по оценке:

  • Учитывайте индивидуальные особенности, возможности и темп развития каждого ученика.
  •  Используйте оценку для отслеживания прогресса и корректировки образовательного процесса.
  • Наблюдение, беседы, анализ работ, проектная деятельность, портфолио.
  •  Подчеркивайте сильные стороны ученика и его успехи.
  •  Обсуждайте с родителями прогресс ученика и пути дальнейшего развития.
  •  Совместная работа педагогов, психологов и других специалистов для разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
  •  Постоянно адаптируйте критерии и методы оценки в соответствии с потребностями учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и методы, способствующие успешной социализации учащихся начальной школы.

Проблемы социализации младшего школьника постепенно выходят на первый план. Социализация ученика является одной из непреходящих проблем начального образования, но внедрение и реализация ФГОС НОО прида...

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)

Без навыков чтения  смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...

Мастер – класс.Тема: «Приемы развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе».

Цель: познакомить с опытом моей работы, направленной  на формирование  функциональной грамотности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения. Задачи:- создать...

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»

laquo;Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немног...

Мастер - класс "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе".

Мастер-классна тему "Формирование функциональной грамотности  младших школьников в начальной школе"...

Создание условий для формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе

Дети по своей природе - исследователи. Они любят удивляться. Ещё Сократ говорил, что удивление – первый шаг к мышлению. Именно с него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы, а школа в дан...