Критерии оценки сформированности функциональной грамотности как условия успешной социализации в начальной школе в коррекционном классе
методическая разработка (4 класс)
Предварительный просмотр:
Критерии оценки сформированности функциональной грамотности как условия успешной социализации в начальной школе в коррекционном классе
Оценка сформированности функциональной грамотности у младших школьников с особыми образовательными потребностями (коррекционный класс) требует адаптации стандартных критериев с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Важно понимать, что акцент делается на прогрессе и применении навыков в реальных жизненных ситуациях, а не на строгом соответствии нормативным показателям.
Адаптация | Критерии | Адаптация для детей с ОВЗ | ||
Читательская грамотность | Понимание текста | Умение понимать смысл простых текстов (инструкции, короткие рассказы, объявления), адаптированных по сложности и объему. | Определение основной идеи текста (например, "О чем этот рассказ?"). Ответы на простые вопросы по содержанию текста (кто, что, где, когда). Выделение ключевых слов и фраз. Нахождение информации, необходимой для решения простой задачи (например, найти в расписании время начала урока). | Использование визуальной поддержки (картинки, схемы), упрощение языковых конструкций, чтение текста по частям, повторное чтение. |
Использование информации из текста | Применение полученной информации для выполнения простых заданий (например, нарисовать картинку по описанию, следовать инструкции). | Выполнение простых инструкций, прочитанных в тексте. Применение информации из текста для решения простых задач (например, как поливать цветок, прочитав инструкцию). Нахождение связи между текстом и реальной жизнью (например, понимание, зачем нужно знать правила дорожного движения). | Пошаговые инструкции, демонстрация выполнения задания, помощь в организации действий, использование наглядных материалов. | |
Рефлексия на прочитанное | Выражение своего мнения о прочитанном тексте (например, понравился ли рассказ и почему) | Выражение простых оценочных суждений о тексте ("Мне понравилось…", "Мне не понравилось…"). Объяснение своего мнения простыми словами. Соотнесение прочитанного со своим личным опытом. | Использование карточек с эмоциями, наводящие вопросы, обсуждение текста в группе. | |
Математическая грамотность | Применение математических знаний в простых ситуациях | Использование математических знаний для решения простых практических задач (например, посчитать деньги в кошельке, измерить длину стола). | Счет предметов в пределах 20 (или адаптированный диапазон). Решение простых арифметических задач (сложение, вычитание) с использованием наглядных материалов. Определение времени по часам (с точностью до часа или получаса). Измерение длины, веса, объема с использованием простых инструментов (линейка, весы). | Использование конкретных предметов для счета, визуализация задач, разделение сложных задач на более простые этапы, использование счетного материала. |
Интерпретация математической информации | Понимание простых графиков, схем, таблиц, содержащих математическую информацию (например, расписание уроков, диаграмма с количеством фруктов). | Чтение и понимание простых таблиц и графиков. Извлечение информации из графиков и таблиц. Сравнение данных, представленных в графической форме. | Упрощение графического материала, использование ярких цветов, выделение ключевой информации, объяснение условных обозначений. | |
Оценка математической информации | Сравнение различных вариантов решения задачи и выбор наиболее подходящего (например, какой магазин предлагает самую низкую цену на товар). | Сравнение числовых данных. Выбор оптимального решения из нескольких предложенных. Объяснение своего выбора. | Предоставление ограниченного количества вариантов выбора, наглядное сравнение, помощь в анализе преимуществ и недостатков каждого варианта. | |
Естественнонаучная грамотность | Понимание простых научных понятий | Понимание основных понятий из окружающего мира (например, времена года, животные, растения, погода). | Определение основных признаков предметов и явлений. Классификация предметов и явлений по простым признакам. Установление простых причинно-следственных связей. | Использование реальных объектов, опытов, экспериментов, визуальных материалов, мультисенсорного подхода. |
Применение научных знаний в повседневной жизни | Использование научных знаний для решения простых бытовых задач (например, как ухаживать за комнатными растениями, как правильно сортировать мусор). | Применение знаний о животных и растениях для ухода за ними. Понимание правил безопасного поведения в природе и дома. Участие в простых экологических акциях. | Практическая деятельность, пошаговые инструкции, моделирование ситуаций, социальное научение. | |
Проведение простых исследований | Участие в простых наблюдениях и экспериментах (например, наблюдение за ростом растения, эксперимент с плавучестью предметов). | Участие в планировании и проведении простых экспериментов. Сбор и анализ данных, полученных в результате наблюдений. Формулирование простых выводов. | Активное участие в процессе, упрощение процедур, предоставление помощи и поддержки, акцент на сенсорном восприятии. | |
Креативное мышление | Генерация новых идей | Умение предлагать нестандартные решения простых задач или придумывать новые способы использования обычных предметов. | Предложение нескольких вариантов решения одной и той же задачи. Придумывание новых способов использования обычных предметов. Генерация идей в процессе игр и творческих заданий. | Создание безопасной и поддерживающей среды, использование методов мозгового штурма, визуальная поддержка, помощь в формулировании идей. |
Оценка и развитие идей | Умение оценивать свои и чужие идеи с точки зрения их оригинальности и полезности. | Оценка предложенных идей по простым критериям (например, "интересная", "полезная", "реалистичная"). Развитие идей путем добавления новых деталей и улучшений. Сочетание нескольких идей в одну. | Использование простых критериев оценки, наглядные примеры, поддержка в процессе оценки, акцент на положительных аспектах каждой идеи. | |
Применение креативного мышления в решении проблем | Использование нестандартных подходов для решения простых проблем, возникающих в повседневной жизни. | Нахождение нестандартных решений проблем. Применение креативных идей в играх, творчестве и учебе. Самостоятельное преодоление трудностей с использованием креативных подходов. | Предоставление проблемных ситуаций, требующих нестандартных решений, поддержка в процессе поиска решений, акцент на практическом применении креативных идей. | |
Социальная и гражданская грамотность (частично) | Понимание социальных норм и правил | Понимание основных правил поведения в обществе (в школе, дома, на улице). | Соблюдение правил поведения в школе и других общественных местах. Умение взаимодействовать с другими людьми (учителями, одноклассниками, взрослыми). Понимание последствий своих действий для других людей. | Четкое определение правил, визуализация правил, моделирование ситуаций, социальные истории, поощрение за соблюдение правил. |
Участие в жизни класса и школы | Участие в простых мероприятиях и проектах, направленных на улучшение жизни класса и школы. | Участие в уборке класса, уходе за растениями, подготовке к праздникам. Оказание помощи одноклассникам. Выполнение простых поручений. | Предоставление посильных задач, индивидуальная поддержка, поощрение за участие, создание позитивного опыта. | |
Проявление эмпатии и толерантности | Умение понимать чувства других людей и проявлять сочувствие к ним. | Проявление сочувствия к другим людям. Умение уступать и делиться. Принятие различий между людьми. | Обсуждение чувств, чтение историй о дружбе и взаимопомощи, ролевые игры, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания. |
Общие рекомендации по оценке:
- Учитывайте индивидуальные особенности, возможности и темп развития каждого ученика.
- Используйте оценку для отслеживания прогресса и корректировки образовательного процесса.
- Наблюдение, беседы, анализ работ, проектная деятельность, портфолио.
- Подчеркивайте сильные стороны ученика и его успехи.
- Обсуждайте с родителями прогресс ученика и пути дальнейшего развития.
- Совместная работа педагогов, психологов и других специалистов для разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
- Постоянно адаптируйте критерии и методы оценки в соответствии с потребностями учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и методы, способствующие успешной социализации учащихся начальной школы.
Проблемы социализации младшего школьника постепенно выходят на первый план. Социализация ученика является одной из непреходящих проблем начального образования, но внедрение и реализация ФГОС НОО прида...

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)
Без навыков чтения смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...

Мастер-класс на тему: «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
Мастер класс....

Мастер – класс.Тема: «Приемы развития функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе».
Цель: познакомить с опытом моей работы, направленной на формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения. Задачи:- создать...

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
laquo;Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немног...

Мастер - класс "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе".
Мастер-классна тему "Формирование функциональной грамотности младших школьников в начальной школе"...

Создание условий для формирования функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе
Дети по своей природе - исследователи. Они любят удивляться. Ещё Сократ говорил, что удивление – первый шаг к мышлению. Именно с него начинается поиск ответов, обсуждение проблемы, а школа в дан...
