Любимые писатели и поэты.
классный час (3 класс)

Шальнева Елена Сергеевна

Тематический урок о писателях и поэтах:Маршаке С.Я,Носове Н.Н.,Драгунском В.Ю.,Матюшкиной Е.А.Краткая биография и интересные факты из жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_lyubimye_pisateli_3_kl.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Шальнева Е.С.воспитатель группы продленного дня МБОУ «Прогимназия №2» г.Воронеж

Тематический урок  о писателя и поэтах.

Маршак Самуил Яковлевич (1887 — 1964), поэт, переводчик.

Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже. Гораздо ближе была бабушка, любившая говорить в рифму. Родители же занимались делами прозаическими: отец варил мыло на частных заводиках, а мать вела хозяйство семьи, в которой было шестеро детей. Жили бедно, часто переезжали: отец без конца искал работу. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. Самуил Яковлевич Маршак, замечательный поэт, переводчик, драматург, литературный критик родился 3 ноября 1887 года в Воронеже в семье талантливого техника, химика-практика Якова Мироновича Маршака. То время, когда отец работал мастером на мыловаренном заводе братьев Михайловых, было, по словам С.Я. Маршака, «самым ясным и спокойным временем в жизни» семьи. Дом в пригородной воронежской слободе Чижовке, где родился Самуил Яковлевич, не сохранился. Краеведы, к сожалению, не могут установить даже точного места, где он находился.

           В Воронеже мальчик прожил первые годы своей жизни, потом судьба бросала семью Маршаков из города в город. Летом 1896г. семья вновь оказалась на воронежской земле, в пригороде уездного города Острогожска.

           Этот город навсегда остался в памяти поэта: «В нем прошло мое детство. На берегу Тихой Сосны читал я первые книги и сочинял свои первые стихи».

           Здесь было множество игр, затей, шалостей, первых друзей и врагов. Здесь, в радостной свободе мальчишеских игр, складывался и талант будущего литератора, развивалось умение фантазировать, придумывать, мечтать. Мечты о большом мире, неизведанном будущем, великих подвигах и приключениях постоянно сопровождали жизнь юных братьев Маршаков.

           Здесь мальчик поступил в гимназию. Маршак не сразу был принят на учебу, несмотря на то, что он успешно сдал экзамены. Он поступил туда только благодаря освободившейся вакансии.

            Самуил Яковлевич Маршак спустя многие годы вспоминает с благодарностью своих гимназических товарищей, своего любимого преподавателя латыни и греческого, В.И.Теплых. Он сумел не только заинтересовать мальчика античностью, языками и литературой, но развить у Маршака вкус к слову, поддержать в нем литературные способности.

           К двенадцати-тринадцати годам он сочинял целые поэмы в несколько глав и был сотрудником и соредактором литературно-художественного журнала «Первые попытки».

           Литература, переводы, журналистика, драматургия - все, что станет призванием С. Я. Маршака, чем будет он заниматься в жизни, - все это закладывалось в годы взросления и становления будущего поэта, в воронежские годы.

           Вновь в Воронеж С.Я. Маршак попадет уже взрослым человеком, в тяжелое и для России, и для него самого время – в годы Первой мировой войны, в 1915г. Он должен был призываться в армию из родного города. Незадолго до приезда в Воронеж Маршак лишился двухлетней дочки, «здесь с головой ушел в работу».

           Кроме того, в Воронеже Маршак давал частные уроки английского языка, служил переводчиком в конторе трубочного завода. Он много занимался английской поэзией, в 1915-1916гг. опубликовал английские народные баллады и стихотворения Уильяма Блейка в столичных литературных журналах.

           В этот период С. Я. Маршак жил у своего дяди, известного воронежского врача, на ул. Большая Садовая (ныне ул. К. Маркса). Этот дом – особняк М. Сомова – построен в 1912-1913 гг.

           Сейчас на его фасаде установлена мемориальная доска в честь поэта, чьими произведениями зачитываются многие поколения детей; переводчика, «переселившего» на русскую почву «золотые всходы» английской литературы; тонкого лирика, открывшего для взрослого читателя глубины человеческой души; в честь драматурга и критика, остроумца и философа, – в честь Самуила Яковлевича Маршака.

Началась трудовая молодость.

Через несколько лет, в 1912, для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его.

В 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В годы Первой мировой войны Маршак занимался помощью детям беженцев. С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Екатеринодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество детского писателя.

В 1923, вернувшись в Петроград, создавал свои первые оригинальные сказки в стихах — "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", переводил с английского детские народные песенки -— "Дом, который построил Джек" и т.д. Возглавлял один из первых советских детских журналов — "Новый Робинзон", вокруг которого группировались талантливые детские писатели. С 1924 руководил детским отделением ОГИЗа в Ленинграде и был деятельным покровителем авангардистов, например обэриутов (Д. Хармс, А. Введенский), Е. Шварца, Б. Житкова, которые под его руководством стали писать для детей.

Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.     Его книги для детей, представляющие собой краткие рассказы в стихах, — "Багаж", "Мистер Твистер", "Блиц-фрицы", богаты по содержанию и по форме, пытаются охватить все доступные ребенку стороны жизни и в то же время соответствуют современной тематике.

В 1938 переселился в Москву. В годы Великой Отечественной войны высмеивал  и обличал врага в газетах.

В послевоенные годы вышла книги стихов — "Почта военная", "Быль-небылица", поэтическая энциклопедия "Веселое путешествие от А до Я". В 1955, 1957, 1959 Маршак снова ездил в Англию. Много занимался переводами сонетов Шекспира и песен Р. Бёрнса, переводил стихотворения Дж. Китса, Р. Киплинга, У. Водсворта, П. Б. Шелли, Дж. Байрона.

Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом". «Горя боятся -счастья не видать».

С. Маршак скончался 4 июля 1964 в Москве.

И разлетелись по всему свету. Их издавали бессчётное количество раз. Его книжки есть в каждой семье.

 В конце жизни человек обычно пишет завещание. Это — из «Лирических эпиграмм», которые Маршак назвал своим завещанием:

 Дождись, поэт, душевного затишья,

Чтобы дыханье бури передать,

Чтобы легло одно четверостишье

В твою давно раскрытую тетрадь.                       Надежда Ильчук

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года  в Киеве. Мать Николая была домохозяйкой, а отец – эстрадным артистом.

Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.Детство и школьные годы Николая Носова пришлось на тяжелейший период в российской истории: Первую мировую и Гражданскую войну.

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и  радиолюбительством. Чтобы помочь прокормить семью, Николай с 14 лет был вынужден работать. В школьные годы мальчик мечтал стать музыкантом, потом химиком, но к двадцати годам всё же поступил на режиссерский факультет, где уже учился его старший брат Пётр.

В возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт.  Через 2 года, в 1929 году Николай Носов перевелся в Московский институт кинематографии.

В 1932 году он оканчивает его и до 1951 года работал постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов.

 В годы Великой Отечественной войны Носов занимается режиссурой учебных военно-технических фильмов для Красной Армии. За эту деятельность он награжден в 1943 году орденом Красной Звезды. В литературу, как говорил и писал Носов, пришёл он случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы.

Большинство людей знает  и любит Николая Носова   как детского писателя. Уважение к личности ребенка — отличительная черта прозы Носова.

    С 1938 года начинает писать  и публиковать детские рассказы. Среди первых были: «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др., напечатанные главным образом в детском журнале «Мурзилка».

В 1947 году вышел сборник рассказов — «Веселые рассказы». николай Носов – писатель, которого чаще всего переводят.

На его книгах - "Витя Малеев в школе и дома", "Фантазеры", не говоря уже о "Приключениях Незнайки и его друзей", выросли поколения детей. Серия рассказов "Витя Малеев в школе и дома" вышла в свет в 1951 г. Рассказы стали у ребят самыми любимыми, они издавались огромными тиражами, стоили гроши, потому что выходили в основном в тонких обложках. В 1952 г. автор был удостоен Государственной премии СССР за совершенно фантастический успех книги. В Вите Малееве ребята до сих узнают себя – он далеко не отличник и, тем более, не зубрила, любит своего школьного друга, с которым проводит большую часть времени. Он умненький, способный и смекалистый, но ленивый.

Через некоторое время Николай Носов пишет рассказы "Фантазеры", с теми же героями – школьниками, которые постоянно попадают в невероятные ситуации, потому что пытаются браться за многие дела, но пока мало что могут. Герои "Фантазеров" очень трогательные, безобидные, забавные. Когда читаешь эти рассказы (кстати, удачно экранизированные), не проходит ощущение, что, к сожалению, забавы нынешних школьников редко можно назвать безобидными. В те годы у ребят не было ни лего-игр, ни компьютеров, редко у кого был телевизор, но от этого никто не страдал и тем более - не завидовал. Умели дружить, мечтали, находили интересные для себя занятия, а когда было необходимо – брались за ум, "подтягивали" успевание в школе.

Если же говорить о трилогии "Приключений Незнайки и его друзей", которую Носов писал до середины 60-х годов, то, вероятно, ничего лучшего для детей пока не написано. За "Незнайку" Николай Носов в 1970 г. был удостоен Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской. "Повесть о моем друге Игоре" вышла за 4 года до смерти писателя, и успех ее был не меньшим, чем у всех предшествующих созданиях Николая Носова.

Герои Николая Носова, как правило, советские школьники. Так чем же объяснить невероятный успех его книг за рубежами нашей страны? Вероятно, разгадка ясна. Они – не вундеркинды, подающие фантастические надежды, не всезнайки, а просто дети, которые любят больше пошалить и меньше позаниматься, которых больше увлекают приключения, потому что они только начинают познавать мир, кажущийся им полным загадок. Потому что дети свято верят в добро и справедливость, и пока мало что может разочаровать и сильно обидеть их, разве что двойка, да и то полученная справедливо, или ссора с другом.

Ведь все мы – родом из детства. И детство недаром считается лучшим периодом человеческой жизни. По крайней мере, так должно быть. Николай Носов рассказывал о таком детстве и еще… он дарил ребятам мечту, для осуществления которой нужно совсем немного – любить и слушаться своих родителей, быть справедливым и честным (не бояться признаться, что получил двойку и не прятать дневник), стараться хорошо учиться, уметь дружить.

Повести «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1953 году был опубликован сборник рассказов «На горке», в 1956 — «Прятки», в 1958 — «Веселые рассказы и повести».

Наиболее известны и любимы сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос».  Потом была написана знаменитая трилогия «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964—1965).

Николай Николаевич Носов писал не только для детей. В 1969 году у него выходит сборник сатирических рассказов «Иронические юморески».

В более поздние годы выходят автобиографические произведения писателя: «Повесть о моём друге Игоре» и «Тайна на дне колодца».

Виктор Юзефович Драгунский. Родился Виктор в Нью-Йорке 1 декабря 1913 года. Его родители были белорусскими эмигрантами. В Америке жизнь не сложилась, и в 1914 году в биографии Виктора Драгунского состоялся переезд в Белоруссию. После смерти отца воспитывался матерью и отчимом. Семья в 1925 году переехала в Москву.

Виктор Драгунский родился очень давно и очень далеко, в другой части света, в Нью-Йорке. Детство его прошло в Гомеле, небольшом зелёном городе, что находится в Белоруссии.

Он проводил время в компании таких же сорванцов, как и он сам. Играли они в своих небольших дворах, бегали купаться на реку Сож...

Виктор всегда был заводилой во всех играх. Виктор выучивал куплеты, научился танцевать чечётку и устраивал свои представления, на которые собиралась вся улица. Тогда уже начали проявляться его актёрские способности.

Виктор Драгунский прожил интересную и разнообразную жизнь.

Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание.

В семнадцать лет Виктор выдержал экзамен в актёрскую школу, в которой большое внимание уделяли не только преподаванию актёрского мастерства, но и глубокому изучению литературы. После смотра молодых талантов московских театров он был приглашен в Театр сатиры.

Во время войны Драгунский был в ополчении, после её окончания он продолжил работу в Театре сатиры. А потом, к удивлению всех друзей, ушёл в цирк — работать Рыжим клоуном. Позже он создал маленький театр под названием «Синяя птичка».

Виктор Драгунский был добрым, весёлым и остроумным человеком, он очень любил маленьких детей, и общение с ними доставляло ему огромное удовольствие.

Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Все это отразилось в Денискиных рассказах, которые хороши не только потому, что там с необыкновенной точностью передана пси хология ребенка: в них отразилось свежее, не искаженное восприятие мира – те самые звуки, запахи, ощущения, увиденные и почувствованные словно впервые. Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились в 1959), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950–1960-х годов. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что за клоун Карандаш: они воспринимают атмосферу, воссозданную в рассказах.

Начиная с 1959 года Виктор Юзефович пишет цикл веселых и забавных рассказов о Денисе Кораблеве, симпатичном мальчишке, и его друге Мишке Слонове. Весь цикл называется «Денискины рассказы». Не случайно выбрано имя главного героя – так зовут сына писателя. В центре этих рассказов находится пытливый и доверчивый Дениска и его антипод – товарищ Мишка, немного заторможенный и мечтательный. Все истории друзей веселые и динамичные.

Только в сорок лет он начал писать. И это были рассказы для детей. Героем его произведений стал младший сын Дениска. Вскоре начали выходить книжки с рассказами о его приключениях.

Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Каждое своё послание он заканчивал девизом: «ДРУЖБА! ВЕРНОСТЬ! ЧЕСТЬ!»

Виктора Драгунского нет с нами уже много лет, но книжки его продолжают выходить. Уже не одно поколение прочитало «Денискины рассказы», и ещё не одно познакомится с ними.

В центре большинства рассказов стоят как бы антиподы: пытливый, доверчивый и деятельный Дениска – и его друг Мишка, мечтательный, чуть заторможенный. Но это не цирковая пара клоунов (рыжий и белый), как могло бы показаться.

Умер Драгунский в Москве 6 мая 1972.

 Екатерина Александровна Матюшкина — современная российская писательница, художник, автор произведений в жанре детской литературы.

Родилась 25 апреля 1976 года в Санкт-Петербурге в семье художников. В четырнадцать лет юная писательница одержала победу на детском литературном конкурсе и выступила со своими рассказами в программе петербургского телеканала. Спустя два года Матюшкина была принята на работу в театральное товарищество петербургских артистов в качестве помощника режиссера и организатора праздничных мероприятий, а с 1996 года сотрудничала с театрами как художник по костюмам и создатель кукол. В 1997 году девушка с отличием окончила режиссерский факультет Ленинградского областного колледжа культуры и искусств, а позже продолжила обучение в Санкт-Петербургской государственной академии культуры по специальности медиадизайна.

В 1997 году, в издательстве «Прогресс» вышли первые раскраски Е.Матюшкиной к сказкам «Чиполлино», «Красная Шапочка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь». Художница создала многочисленные поздравительные открытки и детские раскраски по мотивам известных сказок, проиллюстрировала более ста пятидесяти книги, мечтая, по признанию самой Кати, стать писательницей. Напряженная работа на протяжении года в соавторстве с подругой и однокурсницей Катей Оковитой завершилась в 2004 году выпуском в свет фантастической детской книгой «Лапы вверх!» с играми, стихами и уроками рисования, которая в течение года разошлась стотысячным тиражом. Окрыленная успехом, писательница продолжала активно работать и вскоре опубликовала серию сказочных детективов с участием находчивого Кота да Винчи, в числе которых особенно популярны среди юных читателей сказки «Кот да Винчи. Ограбление банки» и «Кот да Винчи против Зызы».

Известность приобрела её серия книг «Прикольный детектив». Книги о гениальном сыщике коте да Винчи, популярны у детей 6—10 лет. Книги Матюшкиной — это одновременно и детективные истории, и весёлые сказки, и альбомы для рисования, и сборники игр. Все свои книги Екатерина иллюстрирует сама. Сказки носят поучительных характер. В них главные герои сталкиваются с трудностями и врагами, от которых надо защищаться.

С 2012-2014 гг. выходят книги о куколках - своеобразный ответ западным книгам о Барби. Книга понравилась юным читателям.

В 2015 году вышла книга Екатерины Матюшкиной «Бенуарики» с дополненной реальностью, главными героями  которой являются «бенуарики» — персонажи, придуманные Николаем Копейкиным. События книги связаны с реальным «всамделишным» местом в Санкт-Петербурге, где находится бывшая ферма Бенуа.

Детективно-приключенческий цикл «Следствие ведут Фу-Фу и Кис-Кис» и серия о жизни удивительного сказочного народа «Влипсики», как и другие произведения автора, по отзывам родителей, полны юмора и веселья, поучительны, но не занудны, а также изобилуют увлекательными таинственными приключениями, развивающими интеллектуальными играми и яркими авторскими иллюстрациями. Сегодня сказочница живет в Санкт-Петербурге, воспитывает дочь Настю и мечтает о собственном развлекательном детском центре с музеем сказок, театром, кафе и игровым пространством.

По сей день Матюшкина живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Итог. О каких писателях и поэтах сегодня шла речь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портреты русских писателей и поэтов

Портреты русских писателей и поэтов...

Биография писателей и поэтов.

Биография писателей и поэтов используется учителем на уроках литературного чтения....

Биография писателей и поэтов.

Биография писателей и поэтов используется учителем на уроках литературного чтения....

Биография русских писателей и поэтов.

Литературное чтение. 1-4 класс. Материал поможет учителю наполнить урок интересными событиями из жизни писателей и поэтов, их фото....

презентация "Самарские писатели и поэты -детям"

Презентация предназначена для учащихся начальной школы.Она может быть  использована  на уроках внеклассного чтения, а так же на уроках краеведения и во внеурочной деятельности ....

Проект "Мои любимые писатели и поэты"

laquo;Повышение интереса учащихся к чтениючерез реализацию проекта «Наши любимые писатели и поэты» Актуальность проекта.Данный проект является актуальным. Ведь мы живем в очень...

«Любимые писатели и поэты». Агния Львовна Барто

Творчество Агнии Львовны Барто известно миллионам детей и родителей и среди них сложно найти человека, кому не нравились бы стихи этой замечательной детской поэтессы. В ее работах легкий ритм, открыты...