гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Я – гражданин России»
статья

Бурчик Татьяна Васильевна

Патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Основной идеей гражданско – патриотического воспитания является формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине. А также усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «честь», «совесть», «долг», «справедливость», «доверие» и др.; Развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

гражданско-патриотического воспитания младших школьников

«Я – гражданин России»

Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве.

(В. Г. Белинский)

Актуальность

Патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Основной идеей гражданско – патриотического воспитания является формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине. А также усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «честь», «совесть», «долг», «справедливость», «доверие» и др.; Развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье.

Уже в младших классах дети способны понимать, что значит любить свой народ, ощущать себя его частью, гордиться его историей, чувствовать ответственность за будущее своей страны. Задача учителя начальных классов правильно организовать патриотическую воспитательную деятельность, спланировать мероприятия, учитывая не только культурно-исторические традиции своей страны, но и того региона (республики), где проживают учащиеся. Патриотическое воспитание органично вплетается в образовательную программу (уроки литературы, русского языка, труда, ИЗО, музыки), но важнейшим инструментом являются внеклассные мероприятия.

Для того чтобы определить актуальность и эффективность гражданско-патриотического воспитания во внеурочной деятельности детям была предложена анкета «Гражданско-патриотическое воспитание». (Приложение 1)

Анализируя результаты анкет, мы убеждаемся в актуальности гражданско-патриотического воспитания младших школьников. 

Внеклассные мероприятия из Цикла внеклассных мероприятия в рамках «Гражданско-патриотического воспитания» младших школьников посвящены Родине, малой Родине.

Цель таких мероприятий: формирование гражданской позиции, воспитание патриотических чувств, милосердия  и толерантности у  детей путём работы с историческими источниками и культурным наследием народов России.

Задачи:

  • Воспитание у обучающихся любви и уважения к малой родине и Отечеству;
  • Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения;
  • Создание условий для творчества обучающихся, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции, основанной на соблюдении и пропаганде ЗОЖ;
  • Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности.
  • Изучение  и пропаганда национальных традиций, культуры.
  • Повышение  качества патриотического воспитания в школе.

В зависимости от наступления календарных праздников или исторических дат, связанных с гражданско - патриотическим воспитанием проводятся различные мероприятия по двум направлениям:

1. «Россия – родина моя!»

Задачи:

  • Сформировать и закрепить систему патриотических ценностей, а также чувство уважения и любви к культуре, истории России, традициям и обычаям её народов;
  • Воспитание толерантного отношения по отношению к людям других национальностей, политичесикх взглядов и убеждений.

2. «Моя малая родина»

Задачи:

  • Воспитание любви к малой родине и уважение к её прошлому, настоящему,  а также чувства ответственности за её будущее.

Основные направления  и гражданско-патриотического воспитания:

           Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.

Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Для проведения мероприятий использую различные технологии: игровые, исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, сел и деревень, проектная деятельность, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие.

Формы работы: классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, походы, акции.

        

Планируемые результаты:

  • воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;
  • формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;
  • развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;
  • формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;
  • развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;
  • формирование устойчивой системы знаний в заданной области;
  • развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Комплексным эффектом от реализации мероприятий явился значительный уровень духовно-нравственного развития учащихся, овладение школьниками ключевыми компетенциями и метапредметными умениями, положительная динамика личностного роста.  

На основе проведённых мероприятий и полученных результатов можно сделать вывод об актуальности, своевременности и эффективности реализации Цикла внеклассных мероприятия в рамках «Гражданско-патриотического воспитания» младших школьников.

Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.

Приложение 1

Анкета «Гражданско-патриотическое воспитание»

1. Как вы считаете, актуально ли гражданско-патриотическое воспитание на сегодняшний день.

1) Да

2) Нет

3) Затрудняюсь ответить.

2. Какой досуг для вас является наиболее интересным:

1) Посещение музея

2) Участие в патриотическом конкурсе

3) Участие в патриотическом концерте

4) Участие в военно-патриотическом соревновании.

3. Принимаете ли вы участие в военно-спортивных соревнованиях?

1) Нет

2) Иногда

3) Часто

4. Принимаете ли вы участие в военно-патриотических конкурсах, фестивалях, акциях?

1) Нет

2) Иногда

3) Часто

5. Принимаете ли вы участие в военно-патриотических концертах с приглашением ветеранов?

1)Нет

2)Иногда

3)Часто

6. Как часто вы посещаете музеи, исторические места города?

1) Часто

2) Иногда

3) Не посещаю

7. Удовлетворены ли вы своими знаниями из истории своего города и края.

1) Нет

2) Частично

3) Полностью

4) Затрудняюсь ответить.

8. Где по-вашему могут пригодиться знания о родном крае?

1) На уроках

2) В общении с друзьями

3) Каждый патриот должен знать историю своего края.

9. Как бы вы хотели узнать о том, или ином историческом событии?

1) Прочитав книгу

2) Посетив музей

3) Посетив места исторических событий.


Приложение 2

Тематика внеклассных мероприятий:

1 направление  «Россия – родина моя!»

1) Внеклассное мероприятие , посвящённое воссоединению Крымского полуострова и Российской федерации «Путешествие в Крым»

2) Конкурс чтецов «В стихах о милой маме»

3) Конкурс чтецов «Счастливый май! Победный май!»

4) Внеклассное мероприятие «Полёт в космос»

5) «Жизненный подвиг Сергия Радонежского»

6) Урок мужества

2 направление «Моя малая родина»

1) Конкурс чтецов северных поэтов «Зов морошковой земли…»

2) Викторина «Край мой ненецкий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание личности школьника как гражданина России

Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию учащихся общеобразовательных школ. Автор рассматривает методы духовно-нравственного воспитания, оказывающие наиболее эффективное воздействие на ...

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Я – гражданин России», 2 класс

          В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как сво...

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Я – гражданин России», 2 класс

          В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как сво...

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Я - гражданин России, житель Ямала"

Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников "Я - гражданин России, житель Ямала"...

Программа духовно - нравственного воспитания младших школьников: "Я - Гражданин России".

Данная программа расчитана на четыре года, т.е. с 1 по 4 класс.Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государство...

Конспект коллективного творческого дела младших школьников "Я - гражданин России"

Конспект коллективного творческого дела младших школьников "Я - гражданин России"...

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ КВЕСТ-ИГР

Создание современной системы воспитательной работы – главная задача учителя-воспитателя. При создании педагогического пространства необходимо учитывать не только опыт и традиции, но и инновацион...