Классный час на тему "Россия - Родина моя" 2 класс
классный час (2 класс)

Муратова Елена Вячеславовна

 Вподборке представлена беседа с элементами игры по станциям.Каждый человек испытывает чувство гордости, слушая стихи и песни о родной земле.  Сегодня я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, насколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то новое для себя. Вы готовы отправиться в нелегкий путь и проверить свои знания?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного занятия

«Россия – Родина моя»

Паспорт работы:

Название работы: Россия - Родина моя.

ФИО автора: Муратова Елена Вячеславовна.

Должность: учитель начальных классов.

Наименование организации: ГБОУ школа №464, г. Павловск.

Субъект РФ: г. Санкт - Петербург.

Актуальность избранной темы: 

Патриотическое воспитание школьников - проблема сложная в условиях современной России. Изменилась и жизнь, и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания школьников. Чувство любви к Родине - это одно из самых, сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в школьном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Одна из главных задач образовательных учреждений - воспитывать гражданина-патриота своей страны.

Цель: воспитание патриотических чувств и любви к своей стране,

Задачи:

Обучающие:

  • уточнить и расширить представление детей о России;
  • дать основные понятия о символах государства, об их функциональном предназначении, и символическом значении цветов и образов;
  • дать детям понятие об истории и героическом наследии нашей страны.

Развивающие:

  • формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;
  • обучать формировать фразы.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к Родине, Отечеству;
  • воспитывать патриотические чувства.

Форма занятия: беседа с элементами игры.

Оборудование: карта мира; глобус; иллюстрации с изображением государственных символов России (герб, флаг); гербы других стран и городов; портрет президента; монеты и предметы с изображением различных гербов; рисунки детей по теме: «Герб моей семьи» (создаются в процессе работы), «Мой любимый город».

Возраст детей: 7 - 9 лет

Ход занятия

Учитель: Звучит музыка «Отчего так в России берёзы шумят?» На фоне музыки ученица читает стихотворение.

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете-

Есть Родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья.

У каждого на свете

Есть Родина своя.

А там, где мы родились,

Где радостно живём,

Края свои родные

Мы Родиной зовём.

Учитель: как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить, ребята? ( О Родине).

Итак, тема внеклассного мероприятия «Родина моя - Россия».  Наверное, каждый человек испытывает чувство гордости, слушая стихи и песни о родной земле.  Сегодня я вам предлагаю проверить свои знания, посмотреть, насколько хорошо мы знаем свою Родину, может сегодня, кто-то узнает что-то новое для себя. Вы готовы отправиться в нелегкий путь и проверить свои знания?

Итак, вперед...

Станция 1 - «Адрес моей страны»

Учитель: Мы живем в огромной прекрасной стране. Это - большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя? (Россия или Российская Федерация).

Один из ребят читает, заранее выученное, стихотворение «Наш дом»:

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Далее учитель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, в ней много озер, морей и рек. Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он - Евразия. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы проходят и по суше и по воде.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

Посмотрите на карте России очень много голубого цвета. Это реки, моря и озера. Очень красива и богата наша страна. Наш народ очень любит свою Родину. О ней слагают пословицы, поговорки, песни и стихотворения. Ребята,  какие вы знаете поговорки, пословицы о нашей Родине? Давайте проверим. Я начну, а вы продолжите:

- Человек без Родины (что соловей без песни.)

- На чужой стороне (и весна не красна).

- Где родился, (там и пригодился.)

- Одна у человека мать, (одна у него и Родина.)

- Родина-мать (умей за неё постоять.)

- Для Родины своей ни сил (ни здоровья не жалей.)

Учитель предлагает разгадать ребус, вывешенный на доске. Какой главный город нашей страны? Ответ (город Москва).

Ученик.

Есть на свете город

Всем нам дорогой,

Башнями резными

Встал он над рекой.

А на башне звёзды

Светят в синеве,

И поются песни

О родной Москве.

Учитель.

      Москва - главный город России, столица нашей Родины. В старину говорили: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал». А кто из вас был в Москве или знаком с её достопримечательностями  по книгам, журналам, газетам, открыткам? Назовите их.

 Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (россияне)

Далее учитель предлагает детям отыскать свою страну на глобусе.

 Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент). Учитель уточняет, что одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей. Учитель показывает портреты президента страны и губернатора Ленинградской области. Интересно, а как же эти люди стали президентом или губернатором? (воспитатель уточняет, что их выбрал народ).

Станция № 2 «Знаки и символы»

Учитель: Вторая наша станция называется "Знаки и символы". Обратите внимание на эти иллюстрации, у них есть что-то общее. Кто знает, что на них изображено? (гербы).

Эти гербы разных стран. Герб объединяет людей, живущих в одной стране, является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение. Давайте найдем герб нашей страны, и посмотрим на него внимательнее...

Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение "Герб России":

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он - России дух свободный.

Учитель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:

Орел - царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет - это символ солнца. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии, Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник, сражающийся со змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла - царские религии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону. Итак, герб России представляет собой темно - красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.

Далее все вместе рассматриваем другие гербы. Находят сходство и отличия нашего герба от других гербов.

Учитель: Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также как и герб, отличает нас от других стран. Кто мне подскажет, что это за символ? (флаг).

 Как выглядит флаг нашей страны? (трехцветный). С чем мы сравниваем эти цвета? (ответы детей). Цвету придается особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Очередность цветов тоже имеет значение.

Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение "Флаг России":

Белый цвет-березка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Далее учитель показывает детям флаги других стран, на которых есть такие же цвета как на нашем флаге (например: Чехия, Югославия, Словения, Хорватия).

Учитель: часто на праздниках, военных парадах звучит торжественная песня, ее называю гимном. Гимн - торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. Слова гимна написал Сергей Владимирович Михалков, тот самый детский поэт, который написал «Дядю Стёпу», а музыку написал Александр Васильевич Александров.

 А теперь подскажите, когда  и в каких случаях исполняется государственный гимн?

 Молодцы, конечно, гимн исполняется при поднятии государственного флага, при вручении государственных наград, а также во  время  международных встреч и торжеств. При исполнении гимна все встают. (Звучит гимн, все встают).

Станция №3 "Плясовая"

Учитель предлагает детям вспомнить еще одну отличительную особенность России от других стран. Это русские - народные танцы. Все дружно вспоминаем русские - народные движения. Затем, детям предлагается под музыку станцевать русский - народный танец (можно взять танец, который дети разучивали на музыкальных занятиях).

Станция №4 «Мой город»

Следующая станция "Расскажи о своем городе". Посмотрите на картинки, фотографии, рисунки. Вы узнаете этот город? (Павловск).

Ребята, а вы знаете, что у нашего города тоже есть свой герб? Ребята рассматривают герб города Павловска, выясняют его особенность и сравнивают его с гербами других городов:

  • Санкт-Петербург: два серебряных якоря и золотой скипетр говорят о том, что город стоит на реке, является морским портом; скипетр напоминает о том, что город был столицей Российской империи.
  • Саратов: город связан с водой, изобилие рыбы.
  • Петропавловск – Камчатский: особенность природы - три извергающих вулкана.
  • Ярославль: медведь - лесной край, медведь символ мудрости и силы. Княжеская шапка — корона, повествует о том, что город этот древний.

После этого, воспитатель показывает детям отдельную карту, на которой они вместе находят свой город. Смотрят, какие еще города есть рядом.

Учитель: Ребята, что вы можете рассказать про свой город? Какие улицы вы знаете? При составлении рассказа можно смотреть на рисунки, фотографии.

В процессе своих рассказов учитель вместе с учениками на доске начинают формировать карту «своего» города Павловска, дополняя существующий макет важными для каждого ребёнка местами.

Станция № 5 «Моя семья»

Учитель: Эта станция называется семейная (обращает внимание детей на фотографии).

 Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на одной фотографии? (семья).

 Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родные, родственники).

 Как вы думаете, в нашем городе живет много семей? Как можно назвать человека, который родился и живет в Павловске? (павловчанин).

 Мы сегодня с вами говорили, что страны и города имеют свои отличительные знаки - гербы. Но герб может быть и у семьи. Семья - это тоже маленькое, дружное государство, у которого есть свои интересы, законы, традиции, занятия. Исходя из этого, дети, пробуют сами на отдельных листах нарисовать герб своей семьи. В итоге все вместе дополняют карту города Павловска гербами семей. В результате – на доске выставка «Наш город – наша малая Родина».

Станция №6 «Финишная»

 Наш маршрут закончился. В заключении, я предлагаю вам немного поиграть и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего нелегкого маршрута. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы.

Ребята заполняют заранее заготовленные карточки с вопросами и осуществляют взаимопроверку:

Проверил ученик(ца) __________________

1.Как называется страна, в которой мы с вами живем?

2.Как называется наш город?

3.На какой улице ты живешь?

4.Что изображено на российском гербе?

5.Как называет людей, которые живут в городе Павловске?

6.Какие цвета присутствуют на Российском флаге?

7.На каком материке мы живем?

8.Зачем стране нужен флаг?

9.Кто управляет нашей страной?

10.Назови столицу нашего государства?

Итог. Рефлексия

 Вот и окончилась наше занятие о нашей Родине.

Понравилось ли оно вам? А что понравилось больше всего? (Ребята по очереди наклеивают жетоны (красные – понравилось, синие – заставило задуматься, жёлтые – не знаю) и отвечают на вопрос)

Завершить занятие можно стихотворением "Моя Родина":

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем.

Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Учитель вручает детям небольшие сувениры и благодарит за интересное путешествие.

Занятие окончено.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "С чего начинается Родина!. 1 класс

Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. М...

Интегрированный урок окружающего мира "Наша Родина" 3 класс

Данный урок был проведён в 3 классе , УМК "Планета знаний", с использованием активных методов обучения и с использованием методов и приёмов критического мышления....

квн "Путешествие по природным зонам нашей Родины" 4 класс

Данный материал подобран для того, чтобы в игровой соревновательной форме повторить и закрепить изученную тему "Природные зоны"...

Классный час по теме"Символы моей Родины" 1 класс.

Данный классный час проводится в 1 классе. Тема"Символы моей Родины". Цель данного мероприятия познакомить с гербом, флагом, гимном России. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою...

Классный час "если скажут слово Родина...", 2 класс.

Данная разработка поможет педагогу в короткие сроки подготовиться к классному часу по актульной теме"Если скажут слово Родина". На сегодняшний день патриотическое воспитание является главенствующим ас...